Directions of the national support the development agriculture economy in terms of membership Russia in WTO
Download PDF | Downloads: 8
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 16 / August, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article presents a brief summary of the agreements of the WTO in terms of the agricultural segment reflected the problem of insufficient state support agriculture in terms of Russia's membership in the WTO and the main directions of improving the regulation of the agricultural industry.
Keywords: agriculture, the WTO, the measures to support agriculture
В декабре 2011 года был подписан Протокол о присоединения России к ВТО, который был ратифицирован Государственной думой 10 июля 2012 года. 21 июля 2012 года Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», согласно которому страна официально вступила в ВТО 23 августа 2012 года.
Торговое резюме
Основные принципы международной торговли сельхозпродукцией в ВТО регулируются Соглашением по сельскому хозяйству, которое было разработано в декабре 1993 года. В рамках подготовки к вступлению Российской Федерации в ВТО прошло более двадцати заседаний рабочих групп по сельскому хозяйству, проведены как двухсторонние, так и многосторонние встречи экспертов [3].
Основной причиной долгих переговоров по данному вопросу стала позиция стран-экспортеров сельскохозяйственной продукции, в частности Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Канады, лоббирующих свои интересы в ВТО в части обеспечения либерализации доступа собственной продукции на внутренний российский рынок.
В соответствии с Протоколом краткое резюме аграрного сегмента договоренностей по ВТО выгля-дит следующим образом.
Допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства на 2012-2013 гг. согласован в размере 9 млрд долларов в год с последующим снижением до 4,4 млрд в 2018 г. (для сравнения объем разрешенной в условиях ВТО государственной поддержки сельского хозяйства Китая составляет 147 млрд долларов, ЕС – 107,7 млрд долларов, Японии – 64,3 млрд долларов, США – 23,9 млрд долларов, Швейцарии – 5,8 млрд долларов).
Средневзвешенная ставка импортных пошлин на сельхозпродукцию снижается с 15,1% до 11,2% (ставки по видам продукции представлены в таблице 1).
Сохранится тарифное квотирование импорта говядины, свинины и мяса птицы (стоит отметить, что срок его окончания определен только для свинины – 31 декабря 2019 г.): внутриквотная пошлина на высококачественную говядину составит 15%, внеквотная – 55%; внутриквотная пошлина на свинину составит 0%, внеквотная – 65%; внутриквотная пошлина на мясо птицы составит 25%, внеквотная – 80%. В случае отмены квот Россия должна будет установить единую ввозную пошлину: на говядину – не выше 27,5%; на свинину – не более 25%; на мясо птицы – не более 37,5%.
Несмотря на очевидный вывод о том, что необходимо максимально обезопасить сельское хозяйство от рисков, связанных с вступлением в ВТО, поддержка государством данной отрасли находится на уровне, значительно отстающем от разрешенного в переходный период (табл. 2).
Требуется защита от рисков
Текущий объем государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации существенно ниже разрешенного в соответствии с договоренностями в рамках членства в ВТО [4].
В 2013 г. Госпрограммой предусмотрено оказание поддержки, за исключением мер «зеленой» корзины, в размере около 134 млрд рублей при разрешенном объеме 284 млрд рублей. Недостаточная поддержка сельского хозяйства в переходный период может существенно повысить риски от вступления в ВТО. Расчет произведен на основании данных Госпрограммы 2013–2020. Из общего объема финансового обеспечения Госпрограммы были вычтены меры «зеленой» корзины (к каковой по экспертной оценке относятся расходы на Россельхознадзор; субсидии на страхование; мониторинг информации о товарных и потребительских свойствах зерна; обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах РФ; оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами; ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»; ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 года», внутрихозяйственные мелиоративные сети).
Таким образом, необходимо проработать вопрос предоставления мер господдержки сельского хозяйства, соответствующих мировым стандартам, а также разработать мероприятия, обеспечивающие рациональное распределение финансовых ресурсов между «желтой» и «зеленой» корзинами.
Немаловажным аспектом минимизации рисков для АПК от вступления в ВТО является необходимость разработки внутренних защитных, компенсационных мер, разрешенных правилами ВТО [2, С. 12]. В то же время целесообразна разработка программ поддержки отдельных подотраслей АПК на региональном уровне, в соответствии с которыми минимизируются риски при вступлении России в ВТО (например, путем перераспределения объемов поддержки в сторону наиболее чувствительных или традиционных для регионов отраслей АПК).
Без техники не обойтись
Одной из основных проблем отечественного АПК, без решения которой невозможно рассчитывать не только на рост сельхозпроизводства и достижение показателей Доктрины продовольственной безопасности, но и на сохранение текущего уровня сельхозпроизводства, является крайне низкие темпы технической и технологической модернизации [1]. Учитывая высокий уровень износа парка сельхозтехники (более 70% парка морально и физически изношены – эксплуатируются более 10 лет [5]), необходимо создание эффективно механизма замены устаревшей сельхозтехники на новую высокопроизводительную технику с привлечением мер государственной поддержки. Реализацию мер по обновлению парка сельскохозяйственной техники нужно синхронизировать с поддержкой сельхозмашиностроения (привлечение инвестиций, направленных на модернизацию производства, НИОКР).
Страница обновлена: 12.05.2025 в 11:26:55