Практические аспекты применения инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях членства России в ВТО и интеграции в Таможенный союз

Дробот Е.В.1, Дмитриева Е.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (6), Декабрь 2013

Цитировать:
Дробот Е.В., Дмитриева Е.О. Практические аспекты применения инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях членства России в ВТО и интеграции в Таможенный союз // Экономические отношения. – 2013. – Том 3. – № 2. – С. 70-73.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289232
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ понятий «нетарифные меры» и «нетарифные барьеры», рассматриваются особенности применения нетарифного регулировании в современных условиях.

Ключевые слова: эмбарго, нетарифные меры, нетарифные барьеры, «санкционные продукты»



В последние десять лет все большую роль в качестве ограничителей на пути движения товаров и услуг начинают играть нетарифные меры. Это связано со снижением импортных тарифов в рамках многосторонней торговой системы и с ростом количества региональных торговых соглашений, предполагающих свободную от тарифов торговлю между странами.

Нетарифные меры (НТМ) – это любые действия кроме таможенных тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли (квоты, лицензии, валютные ограничения, эмбарго).

Развивая и углубляя интеграцию между странами, Беларусь, Казахстан и Россия образовали в 2010 г. Таможенный союз, в котором предусмотрено, что в рамках функционирования внутреннего рынка страны-члены не применяют меры нетарифного регулирования за исключением случаев, предусмотренных Договором.

НТМ (или нетарифные барьеры – НТБ) были условно разбиты на 2 группы:

1) НТБ-Т – нетарифные бартеры технического характера. К данной группе были отнесены санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле и неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры количественного контроля, отличающиеся от санитарных и фитосанитарных мер и технических барьеров.

2) НТБ-П – нетарифные барьеры «продуктивного» характера, включая меры ценового контроля, финансовые меры, влияющие на конкуренцию (например, институт специмпортеров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии и так далее).

Принимая во внимание тот факт, что изменение нетарифного регулирования является достаточно сложным процессом, в исследовании заложен реалистичный сценарий снижения каждого из видов НТБ на 5 % от базового уровня (то есть на 10 % кумулятивно) торговых издержек, полученных на основе опросов.

Как показывают результаты моделирования, выигрыш Беларуси от снижения нетарифных барьеров будет наиболее существенным среди государств-членов Таможенного союза: в среднесрочной перспективе реальный ВВП вырастет на 2,8 %, благосостояние – на 7,3 % кумулятивно в результате реализации агрегированного сценария, подразумевающего снижение двух групп НТБ. Выигрыш Казахстана будет немного ниже: благосостояние вырастет в среднесрочной перспективе на 1,3 % кумулятивно, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7 %. Выигрыш России будет в относительном измерении меньше: в среднесрочной перспективе благосостояние домохозяйств вырастет на 0,5 % кумулятивно, а реальный ВВП – на 0,2 %. Относительно меньший выигрыш связан с большими размерами экономики и меньшей значимостью для торговли рынков Беларуси и Казахстана по сравнению со странами остального мира [1].

Что касается ВТО, то правила ГАТТ-1994 и сложившиеся за время его деятельности преце­денты позволяют использовать многие виды нетарифных мер (включая такие жесткие, как запреты, контингенты и лицензии). Об этом говорится в ряде статей ГАТТ. Кроме того, в ходе Токио-раунд и Уругвайского раунда много­сторонних торговых переговоров были выработаны кодексы, интерпрети­рующие и расширяющие положения ГАТТ-1994 и правила использования отдельных видов нетарифных ограничений [2, с. 81].

В настоящее время действуют следующие кодексы, регламентирующие порядок использования нетарифных барьеров: Кодекс по техническим барье­рам, Кодекс по импортному лицензированию, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по санитарным и фитосанитарным мерам, Кодекс по правительствен­ным закупкам. Эти кодексы вошли в правовую систему ВТО. Они обязатель­ны для всех участников ВТО.

Во-первых, положение о том, что стандарты и правила их применения не должны формулироваться или использоваться таким образом, чтобы созда­вать препятствия в международной торговле.

Во-вторых, положение о том, что не должно быть различий в примене­нии стандартов и правил сертификации к иностранным и национальным то­варам (национальный режим) [3].

Оба этих положения, если их последовательно применять ко всем видам нетарифных мер, могли бы создать жесткую дисциплину применения НТМ и ограничить их негативное воздействие на международную торговлю.

Появление правовых документов и договоренностей ВТО несколько изменило правовую обстановку в области использования количественных огра­ничений. В частности, количественные ограничения, применявшиеся в об­ласти сельскохозяйственной торговли, по Соглашению о торговле сельскохо­зяйственными товарами ВТО были переведены в эквивалентные таможенные тарифы. В области торговли промышленными товарами правовые документы ВТО также внесли несколько новых моментов. В Соглашении о защитных мерах ВТО в статье 11 содержался запрет на применение так называемых мер «серой зоны». В частности, запрет на использование добровольных ограни­чений экспорта и так называемых соглашений об упорядочении торговли. Эти меры должны были быть устранены еще в конце 1998 года. Однако большинство их осталось и продолжает действовать.


Источники:

1. Сайт Евразийского банка развития [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/
2. Дюмулен И.И. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. - М.: Экономика,1993. - С.81.
3. Шлепова К.О. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота России // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37341

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:06:14