Практические аспекты применения инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях членства России в ВТО и интеграции в Таможенный союз

Дробот Е.В.1, Дмитриева Е.О.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (6), Декабрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29289232
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ понятий «нетарифные меры» и «нетарифные барьеры», рассматриваются особенности применения нетарифного регулировании в современных условиях.

Ключевые слова: эмбарго, нетарифные меры, нетарифные барьеры, «санкционные продукты»



В последние десять лет все большую роль в качестве ограничителей на пути движения товаров и услуг начинают играть нетарифные меры. Это связано со снижением импортных тарифов в рамках многосторонней торговой системы и с ростом количества региональных торговых соглашений, предполагающих свободную от тарифов торговлю между странами.

Нетарифные меры (НТМ) – это любые действия кроме таможенных тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли (квоты, лицензии, валютные ограничения, эмбарго).

Развивая и углубляя интеграцию между странами, Беларусь, Казахстан и Россия образовали в 2010 г. Таможенный союз, в котором предусмотрено, что в рамках функционирования внутреннего рынка страны-члены не применяют меры нетарифного регулирования за исключением случаев, предусмотренных Договором.

НТМ (или нетарифные барьеры – НТБ) были условно разбиты на 2 группы:

1) НТБ-Т – нетарифные бартеры технического характера. К данной группе были отнесены санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры в торговле и неавтоматическое лицензирование, квоты, запреты и меры количественного контроля, отличающиеся от санитарных и фитосанитарных мер и технических барьеров.

2) НТБ-П – нетарифные барьеры «продуктивного» характера, включая меры ценового контроля, финансовые меры, влияющие на конкуренцию (например, институт специмпортеров, ограничения в области сбыта и государственных закупок, субсидии и так далее).

Принимая во внимание тот факт, что изменение нетарифного регулирования является достаточно сложным процессом, в исследовании заложен реалистичный сценарий снижения каждого из видов НТБ на 5 % от базового уровня (то есть на 10 % кумулятивно) торговых издержек, полученных на основе опросов.

Как показывают результаты моделирования, выигрыш Беларуси от снижения нетарифных барьеров будет наиболее существенным среди государств-членов Таможенного союза: в среднесрочной перспективе реальный ВВП вырастет на 2,8 %, благосостояние – на 7,3 % кумулятивно в результате реализации агрегированного сценария, подразумевающего снижение двух групп НТБ. Выигрыш Казахстана будет немного ниже: благосостояние вырастет в среднесрочной перспективе на 1,3 % кумулятивно, тогда как прирост реального ВВП составит 0,7 %. Выигрыш России будет в относительном измерении меньше: в среднесрочной перспективе благосостояние домохозяйств вырастет на 0,5 % кумулятивно, а реальный ВВП – на 0,2 %. Относительно меньший выигрыш связан с большими размерами экономики и меньшей значимостью для торговли рынков Беларуси и Казахстана по сравнению со странами остального мира [1].

Что касается ВТО, то правила ГАТТ-1994 и сложившиеся за время его деятельности преце­денты позволяют использовать многие виды нетарифных мер (включая такие жесткие, как запреты, контингенты и лицензии). Об этом говорится в ряде статей ГАТТ. Кроме того, в ходе Токио-раунд и Уругвайского раунда много­сторонних торговых переговоров были выработаны кодексы, интерпрети­рующие и расширяющие положения ГАТТ-1994 и правила использования отдельных видов нетарифных ограничений [2, с. 81].

В настоящее время действуют следующие кодексы, регламентирующие порядок использования нетарифных барьеров: Кодекс по техническим барье­рам, Кодекс по импортному лицензированию, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по санитарным и фитосанитарным мерам, Кодекс по правительствен­ным закупкам. Эти кодексы вошли в правовую систему ВТО. Они обязатель­ны для всех участников ВТО.

Во-первых, положение о том, что стандарты и правила их применения не должны формулироваться или использоваться таким образом, чтобы созда­вать препятствия в международной торговле.

Во-вторых, положение о том, что не должно быть различий в примене­нии стандартов и правил сертификации к иностранным и национальным то­варам (национальный режим) [3].

Оба этих положения, если их последовательно применять ко всем видам нетарифных мер, могли бы создать жесткую дисциплину применения НТМ и ограничить их негативное воздействие на международную торговлю.

Появление правовых документов и договоренностей ВТО несколько изменило правовую обстановку в области использования количественных огра­ничений. В частности, количественные ограничения, применявшиеся в об­ласти сельскохозяйственной торговли, по Соглашению о торговле сельскохо­зяйственными товарами ВТО были переведены в эквивалентные таможенные тарифы. В области торговли промышленными товарами правовые документы ВТО также внесли несколько новых моментов. В Соглашении о защитных мерах ВТО в статье 11 содержался запрет на применение так называемых мер «серой зоны». В частности, запрет на использование добровольных ограни­чений экспорта и так называемых соглашений об упорядочении торговли. Эти меры должны были быть устранены еще в конце 1998 года. Однако большинство их осталось и продолжает действовать.


Источники:

1. Сайт Евразийского банка развития [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCII/
2. Дюмулен И.И. Генеральное соглашение по тарифам и торговле. - М.: Экономика,1993. - С.81.
3. Шлепова К.О. Анализ структуры и динамики внешнеторгового оборота России // Экономические отношения. — 2013. — № 2 (4). — doi: 10.18334/.37341

Страница обновлена: 15.09.2025 в 11:41:14

 

 

Practical aspects of use of instruments of non-tariff regulation of foreign economic activity in the conditions of membership of Russia in the WTO and integration into Customs Union

Drobot E.V., Dmitrieva E.O.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (6), July-December 2013

Citation:

Abstract:
In article the analysis of the concepts "non-tariff measures" and "non-tariff barriers" is carried out, features of application non-tariff regulation in modern conditions are considered.

Keywords: embargo, non-tariff measures, non-tariff barriers, "sanctioned products"