Формирование институциональной среды поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне
Бахтаирова Е.А.1
1 Байкальский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)
Цитировать:
Бахтаирова Е.А. Формирование институциональной среды поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – С. 3051-3066. – doi: 10.18334/epp.14.6.121200.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015177
Аннотация:
Тема государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации является достаточно актуальной для сферы государственного и муниципального управления. Особую актуальность приобретает развитие механизма сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне, поскольку именно там развитие сельскохозяйственной кооперации возможно с учетом сильных и слабых сторон территории и при учете сельскохозяйственного промышленного потенциала. В статье институциональная среда рассматривается как фактор экономического развития, изучены правовые основы и механизм государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации. Автор подробно рассматривает систему государственного стратегического планирование и тому, как в ней отражено целеполагаение в сфере сельскохозяйственной кооперации. В работе проведен анализ и выявлены недостатки в институциональной среде сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне.
Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, институциональная среда, механизм государственной поддержки
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
Государственная поддержка сельскохозяйственной кооперации имеет стратегическое значение для развития сельского хозяйства. Кооперация в сельском хозяйстве позволяет аграрным предприятиям объединять свои усилия, чтобы повысить конкурентоспособность, улучшить условия сбыта продукции, снизить издержки и повысить эффективность производства. Однако для успешного развития сельскохозяйственной кооперации необходима поддержка со стороны государства.
На региональном уровне особенно важно развивать механизмы сельскохозяйственной кооперации, поскольку каждый регион имеет свои особенности, связанные с климатическими условиями, почвенными ресурсами, спросом на определенные виды сельскохозяйственной продукции и другими факторами. Государственная поддержка на региональном уровне может быть направлена на создание инфраструктуры для кооперативов, обеспечение финансовых ресурсов, обучение и консультирование участников кооперации, а также на развитие рынков сбыта и маркетинговых исследований. Таким образом, в настоящее время тема государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации является достаточно актуальной для сферы государственного и муниципального управления.
В литературе широко представлена тематика институциональной среды и сельскохозяйственной кооперации. В целом, многочисленные источники, применительно к рассматриваемой проблеме, можно разделить на несколько групп. Часть авторов, на исследования которых опиралось данное исследование, занимается теоретическим изучением институтов и их роли в экономическом и социальном развитии общества. Это такие авторы как Рюмкин С. В. [1, С. 45-60], Саблин К. С. [2, С. 32-41], Арсакаев И. Ш. [3, С. 1055-1060], Ковалева Т. Ю. [4, С. 129-135] и др. В их работах представлено понятие институциональной среды и общая характеристика ее роли в современном обществе. При этом не затрагиваются проблемы отдельных сфер и отраслей экономики. Другие авторы, такие как Воронина Н. П. [5, С. 45-53.], Шинделова О. С., [6, С. 56-63], Винничек Л. Б. и др [7, С. 295-311], Сушенцова С. С. [8, С. 35-45] рассматривают правовой и экономических механизм поддержки сельскохозяйственной кооперации, при этом акцент делается на отдельные проблемы и отдельные виды поддержки, отсутствует целостная картина. На примере работ таких авторов как Попова Е. М. [9, С. 8.], Цыренов Д. Д. [10, С. 2], Винокурова А. М. [11, С. 61-65], Борщевский Г. А. [12, с. 101] мы разобрали опыт и примеры того, как институциональная среда функционирует в разных сферах. Этот опыт был использован для анализа институциональной среды сельскохозяйственной кооперации. Наконец, отметим ряд работ, изученных в ходе исследования, Янбых Р. [13, С. 53-56], Воронина Н. П. [14, С. 195-202], Максимов А. Ф. [15, c. 119-122], Янбых Р. Г. [16, C. 60], Ткач А. В. [17, С. 108], Антонова М. П. [18, С. 206], Куракин А. А. [19, С 164-170], Воронина Н. П. [20, С. 45]. Это монографии и серьезные научные исследования, которые мы использовали для создания полной картины институциональной среды сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне Российской Федерации.
Таким образом, в ходе анализа литературы был выявлен такой научный пробел как отсутствие целостного подхода к представлению институциональной среды сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне.
Цель статьи состоит в систематизации и изучении существующей институциональной среды поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне для обобщения опыта регионов Российской Федерации и формированию целостного комплексного подхода к развитию данной сферы.
Институциональная среда как фактор экономического развития
Одним из основных факторов обеспечения развития какой-либо сферы является наличие современной, соответствующей вызовам времени, институциональной среды.
Существует множество подходов к определению институциональной среды и ее структуры. В наиболее общем виде, под институциональной средой понимают совокупность «правил игры», которые определяют порядок действий участников различных экономических взаимоотношений, при этом выделяют [1]:
– надконституционные правила, основанные на ценностных ориентирах;
– конституционные правила, устанавливающие порядок государственного регулирования;
– экономические правила, определяющие возможные формы организации хозяйственной деятельности.
При анализе процесса формирования элементов институциональной среды выделяют два основных подхода: широкий и узкий. В широком смысле институты развития представляют собой набор правил, норм и условий, оказывающих влияние на экономику страны. Эти институты подвержены изменениям и способствуют обеспечению участников экономических отношений возможностью извлечения прибыли из инновационных идей, которую они не могли бы получить в рамках прежних правил и условий. В узком смысле институты развития представляют собой компонент системы, направленный на стимулирование создания полезных новых идей. Примерами таких институтов могут служить технопарки, венчурные фонды и бизнес-инкубаторы [2].
В широком смысле институты развития также могут включать в себя законы, налоговые льготы, программы государственной поддержки, образовательные и научные учреждения, а также инфраструктуру для развития инноваций. Эти институты создают благоприятную среду для развития предпринимательства, инноваций и экономического роста.
В узком смысле институты развития могут также включать в себя специализированные организации, которые предоставляют финансовую, техническую и организационную поддержку для стартапов и инновационных проектов. Такие институты помогают предпринимателям и исследователям воплотить свои идеи в жизнь, обеспечивая доступ к ресурсам, экспертной поддержке и рыночным возможностям.
Оба подхода к формированию институтов развития имеют свою значимость и важность для создания благоприятной среды для инноваций и экономического развития.
Также в литературе отмечают важность институциональной среды для экономического развития и повышения конкурентоспособности региона, через включение в систему продуктивных институциональных факторов конкурентоспособности регионов «институты регионального управления, обеспечивающие равный доступ к ресурсам, гарантирующие защиту прав собственности; наблюдается низкий уровень коррупции; органы региональной власти устраняют структурные диспропорции в регионе» [3].
Отметим также необходимость развития институциональной среды как фактора формирования конкурентоспособных промышленных кластеров в экономике региона. При таком подходе акцент делается на том, что «институциональная среда должна способствовать развитию конкурентных преимуществ, необходимых для формирования кластера, среди которых первостепенную роль играют географическое положение, доступ к сырью, наличие специализированных кадровых ресурсов, поставщиков комплектующих, деловых, финансовых, торговых услуг, специализированных учебных заведений и инновационных центров, а также необходимой инфраструктуры» [4].
В данной работе, в контексте необходимости государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне, под институциональной средой будем понимать совокупность политических, социальных, экономических и правовых норм и правил в сфере сельскохозяйственной кооперации. То есть, институциональная среда включает цели и механизмы развития, закрепленные в правовых нормах, и организационные структуры, обеспечивающие их реализацию.
Правовые основы и механизм государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации
Правовые основы функционирования и развития сельскохозяйственной кооперации в России на современном этапе представлены в таблице 1.
Таблица 1
Правовые основы сельскохозяйственной кооперации в России*
Нормативно-правовой акт
|
Краткое описание
|
Федеральный
закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 г. №
193-ФЗ
|
Определены основные принципы создания кооперативов и принципы их
функционирования, права и обязанности членов кооперативов
|
Федеральный
закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. №
101-ФЗ
|
Регулирует основные аспекты
использования сельскохозяйственных земель, а также их управления
|
Федеральный
закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ
|
Регламентирует основные
правовые, экономические и социальные основы деятельности хозяйств
|
Федеральный закон «О развитии
сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ
|
Описывает основы развития
сельского хозяйства в России
|
Указ
Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120-ФЗ «Об утверждении
Доктрины продовольственной безопасности»
|
Определяет направления
государственной экономической политики в области продовольственной
безопасности
|
Постановление
Правительства РФ от 31.05.2019 г. № 696 «Об утверждении государственной
программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»
|
Развитие сельских территорий, в
том числе за счет развития сельскохозяйственных кооперативов, с целью
повышения уровня их социально-экономического развития и создания комфортной
среды для проживания граждан населенных пунктов
|
На данный момент в России действуют следующие государственные механизмы государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации:
1) экономические (субсидии, гранты, льготное налогообложение и др.);
2) информационные (центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации регионов и т.п.);
3) федеральные программы;
4) региональные программы;
5) страхование рисков;
6) антимонопольное регулирование и др.
Механизм государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации в нашей стране основывается на программном подходе и включает в себя следующие элементы: субсидии на развитие, программы льготного кредитования, программы страхования, помощь в продвижении продукции, помощь в обучении и консультировании. Каждый из рассмотренных элементов механизма выступает значимым в реализации основных направлений совершенствования сферы сельскохозяйственной кооперации в Российской Федерации [5,6,7,8].
Институциональная среда сельскохозяйственной кооперации
В литературе указывают на важность институциональной среды для развития различных сфер экономического и социального развития нашего общества [9, 10, 11] и оценивают уровень развития нормативно-институциональной среды в субъекте РФ, по следующим признакам [12]:
– наличие органа власти, ответственного в соответствующей сфере;
– наличие специализированной организации в сфере структурирования и сопровождения проектов развития сферы;
– наличие программного документа;
– наличие компетентных специалистов, ответственных за реализацию полномочий в соответствующей сфере;
– публикация в Интернете информации о планируемых, реализуемых и реализованных проектах, включая сборники лучших практик и аналитические материалы;
– меры поддержки участников проектов, и др.
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» подразделяет документы планирования на три категории:
– документы целеполагания (ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегия социально-экономического развития российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия научно-технического развития Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации, стратегии развития макрорегионов и субъектов Российской Федерации, а также отраслевые стратегии);
– документы прогнозирования (Прогноз научно-технического развития Российской Федерации, долгосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ, долгосрочный бюджетный прогноз Российской Федерации и аналогичные прогнозы регионов);
– документы планирования и программирования (государственная программа вооружения, государственные программы Российской Федерации и субъектов РФ, схемы территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ, планы деятельности федеральных органов власти и планы мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъектов РФ).
Также документы планирования предусмотрены на муниципальном уровне.
Видно, что стратегическое планирование имеет сложную систему взаимосвязанных документов, часть из которых определяет приоритеты в обобщенном виде, а часть — детально, вплоть до конкретных объектов. Не все документы планирования касаются инфраструктуры, но в большинстве из них заложена инфраструктурная компонента.
Особое место в системе планирования занимают документы, не упомянутые в федеральном законе — национальные (федеральные, региональные, муниципальные и ведомственные) проекты, адресная инвестиционная программа Российской Федерации и аналогичные программы регионов. Национальные проекты с 2018 г. стали ядром системы планирования, на их реализацию выделяются крупные средства, в соответствии с ними развиваются отрасли. Документы стратегического планирования в сфере сельскохозяйственной кооперации представлены в таблице 2.
Таблица 2
Документы стратегического планирования в сфере сельскохозяйственной кооперации на уровне субъекта РФ*
Вид документа
|
Срок
|
Орган-разработчик
|
Целеполагание
|
Стратегия национальной безопасности
|
Долгосрочный период
|
Президент РФ
|
Цели и задачи государственной политики в области
обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации на долгосрочную перспективу
|
Доктрина продовольственной безопасности
|
Долгосрочный период
|
Президент РФ
|
Обеспечение населения страны безопасной,
качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и
продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления
пищевой продукции
|
Национальные цели и стратегические задачи Российской
Федерации
|
До 2030 года
|
Президент РФ
|
Обеспечения устойчивого экономического и социального
развития, .., экономического развития, основанного на честной конкуренции,
предпринимательстве и частной инициативе, высокой эффективности и
технологичности
|
Стратегия устойчивого развития сельских территорий
|
15 лет (2015-2030 г.)
|
Правительство РФ
|
Одна из задач:
развитие малого предпринимательства и кооперации в сельской местности |
Государственная программа развития сельского
хозяйства
|
До 2030 го.
|
Правительство РФ
|
Одной из немаловажных задач государственного
управления в сфере реализации Государственной программы является развитие
малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации
|
Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и
среднего предпринимательства»
|
2018-2024 г
|
Минэкономразвития РФ
|
Субъекты МСП в АПК и ЛПХ** вступили в
сельскохозяйственные потребительские кооперативы в результате реализации
мероприятий финансовой и консультационной поддержки сельскохозяйственной
кооперации – до 25 млн. чел
|
Концепция развития сельскохозяйственной
потребительской кооперации в субъекте Российской Федерации
|
2-5 лет
|
Правительство субъекта РФ
|
Формирование системы сельскохозяйственной
потребительской кооперации в субъекте РФ как основного механизма увеличения
доходности малых форм хозяйствования на селе
|
Ведомственная целевая программа «Развитие
сельскохозяйственной потребительской кооперации»
|
2-5 лет
|
Правительство субъекта РФ
|
Создание
социально-экономических условий для развития на территории субъекта РФ
сельскохозяйственных потребительских кооперативов
|
Концепция развития кооперации на селе
|
2013-2020 гг.
|
Всероссийский съезд сельских кооперативов России
|
Определение основных направлений организации и
развития кооперативных формирований в сельской местности, позволяющих
повысить эффективность агропромышленного производства и доходность
сельскохозяйственного труда, обеспечить устойчивое развитие сельских
территорий
|
Концепция развития сельскохозяйственной кредитной
кооперации
|
-2015 - 2020 гг. и на период до 2030 г.
|
-
|
Упоминается в Стратегии устойчивого развития
сельских территорий, пока в проекте
|
*Таблица составлена автором
Из представленной таблицы можно сделать вывод, что в Российской Федерации разработаны различные стратегии, доктрины и программы по обеспечению национальной безопасности, продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий и развития сельскохозяйственного сектора. Они охватывают разные периоды времени, от долгосрочных до более краткосрочных. В документах стратегического планирования фиксируется необходимость обеспечения продовольственной безопасности, экономического развития, основанного на частной инициативе. Среди задач указаны развитие малого предпринимательства, агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации.
В то же время, необходимо обратить внимание, что отсутствует единый стратегический документ для развития сельскохозяйственной кооперации, который бы охватывал как производственные, так и потребительские кооперативы. Существующие стратегические документы в Российской Федерации и регионах направлены на поддержку только потребительских кооперативов в сельском хозяйстве, в то время как производственные кооперативы участвуют в государственных программах на общих условиях с другими сельскохозяйственными производителями. Учитывая не только экономическую, но и социальную значимость деятельности производственных кооперативов для развития сельских территорий, разрыв в стратегическом планировании между этими двумя видами кооперации мешает формированию единой системы сельскохозяйственной кооперации. Поэтому требуется разработка общего стратегического плана для развития сельскохозяйственной кооперации [13].
Представляет интерес Концепция развития кооперации на селе [14], разработанная на период 2013-2020 гг. и принятая на Всероссийском съезде сельских кооперативов России. Необходимость разработки Концепции развития сельскохозяйственной кредитной кооперации на период до 2030 г. упоминается в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. В некоторых субъектах Российской Федерации были приняты региональные Концепции развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, например, в Республике Башкортостан (2018-2020 гг.), Костромской области (2018-2020 гг.), Республике Татарстан (2021-2025 гг.) и др. В Свердловской области действовала Ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации» (2018-2020 гг.), в настоящее время ведомственная целевая программа «Развитие системы сельскохозяйственной кооперации малых форм хозяйствования» действует в Карачаево-Черкесской Республике (2019-2024 гг.). Ранее, в 2017 г. Проектный комитет направления «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработал методические рекомендации по разработке программ развития сельскохозяйственной кооперации.
Важной проблемой является большой разброс в уровне поддержки и, соответственно, в уровне развития сельскохозяйственной кооперации в различных регионах.
Существующие элементы институциональной среды поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне представлены в таблице 3
Таблица 3
Элементы институциональной среды поддержки сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне*
Элементы институциональной среды
|
Форма организации
|
Реализация в регионах Российской Федерации
|
Программный документ
|
Концепция развития сельскохозяйственной кооперации
региона
|
В отдельных регионах (Республики Башкортостан,
Татарстан, Костромская область и др.)
|
Ведомственная целевая программа развития
сельскохозяйственной кооперации региона
|
В отдельных регионах (Свердловская область и др.)
| |
Орган власти, ответственный в сфере
сельскохозяйственной кооперации
|
Подразделение в структуре органа исполнительной
власти в сфере сельского хозяйства
|
Отсутствует
|
Отдельное Агентство по развитию сельскохозяйственной
кооперации
|
Отсутствует
| |
Отдельный Комитет по развитию сельскохозяйственной
кооперации
|
Отсутствует
| |
Проекты Корпорации МСП
|
Центр компетенции в сфере сельскохозяйственной
кооперации
|
Имеется во всех регионах РФ
|
Типовые готовые решения («коробочные» продукты)
|
Имеется в некоторых регионах РФ
| |
Финансовые институты
|
Фонд поддержки сельскохозяйственной потребительской
кооперации
|
В отдельных регионах (Республика Бурятия и др.)
|
|
Гарантийный фонд для сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
|
В отдельных регионах (Оренбургская область и др.)
|
|
Сельскохозяйственные кредитные потребительские
кооперативы
|
СКПК в регионах РФ [15]
|
Союзы и саморегулируемые организации
|
Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов
и их саморегулируемые организации
|
Обязательное создание в соответствии с 193-ФЗ [16]
|
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР)
|
Общероссийская организация (с 1990 г.)
| |
Некоммерческое партнерство крестьянских (фермерских)
хозяйств и сельхоз кооперативов
|
Волгоградская область, Новосибирская область и др.
| |
Каналы сбыта сельскохозяйственной продукции
|
Кооперативные рынки
Система заготовительных пунктов, контор и предприятий потребительской кооперации Центросоюза России [17] |
Традиционно имеются во всех регионах
|
«Фермерские островки» в торговых сетях
|
В некоторых регионах, при поддержке Корпорации МСП
| |
Яндекс.Маркет, Яндекс.Лавка
|
В отдельных регионах при поддержке Минсельхоза РФ
| |
Система оптово-распределительных центров (ОРЦ) [17]
|
Планируется в рамках Госпрограммы, уже есть в
отдельных регионах
|
Из таблицы мы видим, что большинство элементов институциональной среды представлены фрагментарно, только в отдельных регионах, или вообще отсутствуют. Те же институты, которые созданы и функционируют по всех регионах, недостаточно эффективно работают по развитию сельскохозяйственной кооперации. Так, созданные во всех субъектах Российской Федерации Центры компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации еще не реализовали весь заложенный в них потенциал, это видно из отчетов об их деятельности, активность которой очень разнится в разных регионах. Такое решение, как «Фермерские островки» в торговых сетях от корпорации МСП, является очень эффективным способом продвижения продукции сельскохозяйственной кооперации, которой, как известно, из-за малых объемов, трудно «пробиться» в на полки сетевых ретейлеров, но это решение реализовано не во всех регионах.
Из представленных в таблице элементов инфраструктурной среды, во всех регионах имеются в наличии такие традиционные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции как кооперативные рынки, система заготовительных пунктов, контор и предприятий потребительской кооперации Центросоюза России. Эти каналы существуют уже очень давно, с советских времен, но за эти годы так не решили проблем, стоящих перед данной сферой.
В целом можно сделать вывод, что представленная таблица иллюстрирует недостаточность развития инфраструктурной среды сельскохозяйственной кооперации, что, в свою очередь, и обуславливает недостаточный уровень развития самого этого института, что отмечается в многочисленных источниках [18, 19, 20 и др.].
В инфраструктурной среде отсутствует комплексный подход, есть отдельные проекты и инициативы, которые по задумке их авторов, должны, как локомотив, вытянуть эту сферу из многолетней стагнации. Хотя, отметим, что в некоторых регионах, после реализации этих инициатив наблюдается некоторый рост сельскохозяйственной кооперации, впрочем, явно недостаточный для обеспечения продовольственной безопасности, и в целом по стране значительные подвижки не наблюдаются. То есть мы видим, что этот подход не работает. Необходим комплексный подход, только так можно обеспечить развитие этого перспективного института обеспечения продовольственной безопасности нашей страны.
Заключение
Результаты исследования показали, что институциональная среда для развития сельскохозяйственной кооперации в регионах Российской Федерации является неполноценной или отсутствует в целом. Некоторые институты, действующие в регионах, не всегда способствуют эффективному развитию сельскохозяйственной кооперации. Недостаточное развитие институциональной среды для сельскохозяйственной кооперации приводит к низкому уровню развития самого этого института. Отдельные проекты и инициативы, хотя и показывают определенный прогресс в отдельных регионах, не достаточны для обеспечения продовольственной безопасности страны. Таким образом, требуется комплексный подход к развитию институциональной среды для сельскохозяйственной кооперации.
Дальнейшее исследование представленной тематики связано с разработкой рекомендаций по использованию передового опыта регионов Российской Федерации, который может стать основой создания Регионального стандарта сельскохозяйственной кооперации. Данный стандарт должен содержать в себе все элементы институциональной среды, необходимые для развития данного значимого инструмента развития сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Источники:
2. Саблин К.С. Роль институциональной среды в формировании институтов развития // Журнал институциональных исследований. – 2012. – № 2. – c. 32-41.
3. Арсакаев И.Ш. Институциональная среда экономического развития региона // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 11. – c. 1055-1060. – doi: 10.34755/IROK.2020.49.60.087.
4. Ковалева Т.Ю. Институциональная среда как основа развития промышленных кластеров // Журнал экономической теории. – 2014. – № 3. – c. 129-135.
5. Воронина Н.П. Правовое регулирование государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов в России и зарубежных странах // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 1(53). – c. 45-53. – doi: 10.17803/2311-5998.2019.53.1.045-053.
6. Шинделова О.С., Шелковников С.А. Экономический механизм государственной поддержки сельскохозяйственных кооперативов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2022. – № 1. – c. 26-63. – doi: 10.37984/2076-9288-2022-1-56-63.
7. Винничек Л.Б., Павлов А.Ю., Ялмаев Р.А., Батова В.Н. Дифференциация направлений государственной поддержки по видам и уровням сельскохозяйственной потребительской кооперации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 3. – c. 295-311.
8. Сушенцова С.С., Афанасьев В.И. Эффективность системы государственной поддержки фермерской кооперации // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 3(72). – c. 35-45. – doi: 10.33938/213-35.
9. Попова Е.М. Институциональная и социально-экономическая среда реализации регионального инвестиционного процесса // Baikal Research Journal. – 2016. – № 6. – c. 8. – doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(6).8.
10. Цыренов Д.Д. Институционализация экономики знаний // Baikal Research Journal. – 2016. – № 2. – c. 2. – doi: 10.17150/2411-6262.2016.7(2).2.
11. Винокурова А.М. Особенности институциональной среды здравоохранения // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 3. – c. 61-65.
12. Борщевский Г.А. Государственно-частное партнерство. / Учебник и практикум для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 314 c.
13. Воронина Н.П. Правовая трансформация государственной аграрной политики в условиях современных вызовов и угроз // Ius Publicum et Privatum. – 2022. – № 4(19). – c. 195-202. – doi: 10.46741/2713-2811.2022.19.4.021.
14. Янбых Р. О концепции развития кооперации на селе на период до 2020 г // Экономическое развитие России. – 2013. – № 5. – c. 53-56.
15. Максимов А.Ф. Институциональное развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации: направления и механизмы реализации // Никоновские чтения. – 2014. – № 19. – c. 119-122.
16. Янбых Р.Г., Морозов А.В., Явкина Г.И. О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в России // Food and Agricultural Organization (FAO). – 2015. – № 2015-1. – c. 78.
17. Набиева А.Р., Ткач А.В., Каурова О.В., Суглобов А.Е., Малолетко А.Н., Балалова Е.И., Горькова Н.А., Репушевская О.А., Шамсутдинова М.Р. Региональное экономическое развитие потребительской и сельскохозяйственной кооперации. / Монография. - Москва: Дашков и К, 2022. – 336 c.
18. Антонова М.П., Гатаулина Е.А., Потапова А.А., Скоморохов С.Н. Почему не развивается сельскохозяйственная потребительская кооперация в России?. / Мнения участников процесса сельскохозяйственной кооперации в вопросах и ответа. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХИГС, 2022. – 248 c.
19. Куракин А.А. Потребительская кооперация на селе: причины неудач // Крестьяноведение. – 2023. – № 1. – c. 164-170. – doi: 10.22394/2500-1809-2023-8-1-164-170.
20. Воронина Н.П. Сельскохозяйственная кооперация как механизм обеспечения продовольственной безопасности в системе национальных приоритетов России. / Монография. - Москва: Проспект, 2022. – 192 c.
Страница обновлена: 18.07.2024 в 10:53:50