Последствия приостановления членства Российской Федерации в FATF
Семеруха С.А.1
1 Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54166223
Аннотация:
В работе на базе современной экономической литературы и законодательных норм рассмотрены актуальные и потенциальные проблемы приостановления членства России в Группе по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Исследуются мнения ведущих экспертов этой области и на их основе были разработаны три сценария (оптимистический, консервативный, пессимистический), которые описывают возможные последствия для Российской Федерации в связи с этим решением.
Сформулирован вывод об отсутствии предпосылок к увеличению «грязных» денег в нашей стране благодаря крепким национальным антиотмывочным нормам.
Ключевые слова: страновой риск, риск-ориентированных подход, Росфинмониторинг, FATF, противодействие отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем
JEL-классификация: F24, F52, F53
Введение. 24 февраля 2023 года стало известно, что Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (англ. Financial Action Task Force, FATF) приостановила членство Российской Федерации. В связи с этим высказался глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчин, резюмировав, что это политизированное решение, не обоснованное никакими факторами. Россия продолжает придерживаться принципов FATF и все еще остается членом Евразийской группы по противодействию легализации доходов, и финансированию терроризма (ЕАГ) [11]. Приостановление членства Российской Федерации — серьезный шаг, который может усложнить трансграничные переводы при импорте или экспорте товаров как российских производителей, так и их иностранных контрагентов. Это может способствовать увеличению количества преступлений в сфере отмывания денег и финансирования терроризма и затруднению выявления конечных бенефициаров, стоящих за этими правонарушениями и других неочевидных проблем. Так, представители Федеральной службы по финансовому мониторингу все больше стали освещать проблему, связанную с не предоставлением необходимой информации со стороны подразделений финансовых разведок иностранных государств, которая нужна для расследований финансовых преступлений, совершенных на территории России [6]. С точки зрения автора статьи, нарушается 37 рекомендация FATF, которая говорит о том, что государствам недопустимо запрещать или определять ограничения на предоставление информации [10].
Объемы вывода преступных денежных средств из России, по сообщениям ЦБ РФ, из года в год снижаются серьезными темпами. Так, еще в 2014 году данный показатель составлял 816 млрд. руб., а в 2022 году уже 37 млрд. руб. [9]. Стоит отметить, что снижение объемов вывода в 2022 году, по отношению к 2021 году в некоторой степени связано с тем, что были наложены существенные ограничения на российские кредитные организации по трансграничным операциям. По мнению автора, из-за приостановления членства России в FATF объем вывода денежных средств, полученных преступным путем, потенциально может увеличиться.
Таблица 1. Объемы вывода денежных средств за границу в банковском секторе РФ
Год
|
Объем вывода
преступных денежных средств, млрд. руб.
|
Относительное
изменение, г/г
|
2014
|
816
|
-
|
2015
|
501
|
-38,6%
|
2016
|
199
|
-60,3%
|
2017
|
96
|
-51,8%
|
2018
|
73
|
-24%
|
2019
|
66
|
-9,5%
|
2020
|
52
|
-21,2%
|
2021
|
43
|
-17,3%
|
2022
|
37
|
-14%
|
Источник: официальный сайт Банка России [4].
Актуальность темы исследования заключается в оценке последствий решения о приостановлении членства в межправительственном органе по борьбе с легализацией преступных доходов, что произошло впервые в истории Российской Федерации, несмотря на многочисленные успехи в вопросе ПОД/ФТ нашей страны.
Целью исследования является формирование прогнозов (оптимистический, нейтральный (консервативный) и пессимистический), описывающих последствия для России и ее резидентов решения FATF.
Предмет исследования – деятельность РФ в FATF.
Объект исследования – организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе приостановления членства РФ в FATF.
Практическая значимость исследования содержится в применении, сделанных выводов в деятельности аналитических и консалтинговых структур ФАТФ, иных международных организаций и национальных компетентных органов, занимающихся проблемами ПОД/ФТ (в т. ч. Росфинмониторинга), для оптимизации их деятельности и разработки новых инициатив.
Основная часть. Такая категория риска, как страновой риск, применяется всеми организациями-субъектами финансового мониторинга для оценки уровня риска отмывания доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ) [1]. Наряду с риском по типу клиента и/или бенефициарного владельца и риском осуществления клиентом определенного вида операций такой субъект оценивает возможность совершения клиентом сделок (операций), единственной целью которых является ОД/ФТ.
Важно заметить, что перечисленные выше категории применимы ко всем странам, которые применяют меры ПОД/ФТ/ФРОМУ, так как их национальные законодательства построены на 40+9 рекомендациях FATF, что влечет за собой унификацию оценки риска ОД/ФТ.
Риск-ориентированный подход (РОП) – один из важнейших элементов по борьбе с ОД/ФТ. Суть РОП заключается в необходимости своевременного выявления и оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также применение необходимых мер для того, чтобы этот риск минимизировать [17]. Полностью исключить данный риск не выйдет, в любом продукте, услуге, клиенте этот риск присутствует.
Логично, что применение странового риска также основано на риск-ориентированном подходе: чем выше риск ОД/ФТ исходящий из той или иной юрисдикции, тем выше этот признак проставляет субъект финансового мониторинга клиенту. Например, приказом ФСФМ № 361 от 13.12.2012 утвержден перечень стран, которые не выполняют рекомендаций FATF: Иран и КНДР. На сегодняшний день к этим странам добавилась Мьянма. Это значит, что эти страны не используют общемировые стандарты и принципы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Возможно, что не имеют национальных антиотмывочных норм. Страновой риск также используется в случаях, когда достоверно известно (из надежных информационных источников), что страна финансирует терроризм (например, Сирия), производит наркотические вещества (например, Афганистан) или имеет высокий уровень коррупции (например, Мьянма) [14]. Большое внимание в данной категории риска уделяется также оффшорным юрисдикциям: традиционные Британские Виргинские острова, Гонконг, Сейшеллы, а также не совсем прозрачные: Каймановы Острова, Вануату, Панама и множество других [3].
В таблице 2 можно ознакомиться с критериями, которые применяют организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, для оценки странового риска.
Таблица 2. Критерии странового риска, которые применяются в отношении всех клиентов
Наименование
критерия
|
Представители
(страны)
|
По отношению к
этой стране применяются международные санкции, одобренные Россией
|
КНДР, Иран
|
Не выполняет
рекомендации FATF
|
КНДР, Иран
|
Страна, о
которой достоверно известно, что она финансирует или поддерживает террористическую
деятельность
|
Афганистан,
Ирак, Сомали, Буркина-Фасо, Сирия, Нигерия, Мали, Нигер, Пакистан, Камерун,
Индия, Мозамбик, Египет, Филиппины, Демократическая Республика Конго
|
По отношению к
этой стране (странам) применяются специальные экономические меры, в
соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года №281-ФЗ
|
В соответствии
с указами Президента Российской Федерации
|
Страна, о которой достоверно известно, что она на ее
территории повышенный уровень коррупции
|
Сомали, Сирия,
Южный Судан, Венесуэла, Йемен, Ливия, Гаити, Экваториальная Гвинея, Бурунди,
Туркменистан, Никарагуа, Коморские острова, Чад, Демократическая Республика
Конго
|
Страна, о
которой достоверно известно, что она незаконно производит или переправляет
наркотические вещества
|
Афганистан,
Боливия, Колумбия, Бразилия, Доминиканская Республика, Лаос, Мексика,
Нигерия, Филиппины, Сирия, Мьянма
|
На территории
государства допускается свободный оборот наркотических веществ
|
Уругвай,
Ямайка, Судан
|
Оценка уровня риска клиента происходит всякий раз, когда клиента принимают на обслуживание и до того момента, как ему будет открыт счет или проведена операция (сделка) [2]. Это сделано потому, что в случае, если у потенциального клиента уровень риска отличен от «низкого», то ему могут отказать в обслуживании [1]. Проблема заключается в том, что кредитной организации будет дороже обслуживать данное юридическое или физическое лицо, нежели с этого субъекта Банк получит прибыли. Поэтому зарубежные Банки в настоящее время очень неохотно принимают на обслуживание таких субъектов.
Говоря о приостановлении членства России в FATF, можно утверждать, что это определенным образом повлияет на оценку иностранными Банками уровня риска ОД/ФТ клиентов из России. При этом, важно отметить, что учитываются все типы клиентов: юридические лица, физические лица, финансовые институты.
Рассмотрим 3 различных потенциальных сценария: оптимистический, нейтральный (консервативный) и пессимистический.
При оптимистическом сценарии иностранные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, осознают вклад нашего государства на мировой арене по ПОД/ФТ/ФРОМУ, видят «жесткость» правовых норм на национальном уровне, поэтому оценка уровня риска клиентов, имеющих российскую прописку, либо останется на том же уровне, либо незначительно увеличивается, при этом Банки (и другие организации) не отказывают в приеме на обслуживание или продолжении текущих финансовых отношений.
Так, единоличный исполнительный орган ИК «Инфраструктура России» Станислав Машагин оценил 115-ФЗ (основной нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы противодействия отмывания (легализации) преступных доходов, и финансированию терроризма»), как «наиболее жесткий из всех известных ему законов, который очень рьяно соблюдается» [8]. Руководитель Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин в докладе Президенту России В.В. Путину отметил, что Россия в пятерке лучших стран по эффективности системы по ПОД/ФТ на мировой арене [5].
Представители ФСФМ заверили, что наша страна будет продолжать придерживаться глобальных взглядов антиотмывочной системы, и в национальном законодательстве будут учитываться все нововведения, которые публикует Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег.
Россия является действующим членом ЕАГ, основная цель которой — предоставление эффективного сотрудничества и объединение государств-членов группы в мировую систему антиотмывочных норм в соответствии с принципами FATF [7], где уже долгое время ее бессменным Председателем является руководитель российского подразделения финансовой разведки.
Приостановление членства Российской Федерации в международной организации по борьбе с отмыванием денег влечет за собой такой неявный факт, как разбалансировку сил в международной системе противодействия отмыванию доходов, и финансированию терроризма [15]. Одной из основных мер по ПОД/ФТ является обмен информацией между подразделениями финансовой разведки о финансовых преступлениях, совершенных в той или иной юрисдикции, используемый для эффективной работы по выявлению и применению санкций к правонарушителям [10]. Отсутствие возможности обмена информацией имеет последствия как для России, так и других стран, потому что способствует малоэффективной работе по выявлению финансовых правонарушений. Представители российской финансовой разведки опирались на эти доводы, когда только начинались попытки недружественных стран лишить членства России в FATF [11]. Отсюда следует, что в обозримом будущем возможно возобновление членства нашей страны в межгосударственной группе по борьбе с отмыванием преступных доходов.
Учитывая вышесказанное, можно быть уверенным, что преступления в сфере ОД/ФТ в России не увеличатся в количестве, национальное законодательство имеет нормы, которые прошли проверку временем и способствуют снижению теневых денежных средств. Что касается иностранного банковского обслуживания, то стоит надеяться, что зарубежные банки не будут принимать заградительных мер для российских клиентов-юридических и физических лиц.
Что касается нейтрального (консервативного) сценария, то автор считает, что на финансовые и нефинансовые организации, работающие исключительно в пределах России, это никаким образом не повлияет. Нормы 115-ФЗ не будут кардинальным образом пересматриваться, чтобы не спровоцировать возможных противоречий с принципами FATF. Возможно усиление комплаенс-контроля со стороны иностранных финансовых организаций. Например, более частые запросы по принципу «Знай своего клиента» (Know your customer, KYC): об экономическом смысле проводимых операций, об источниках происхождения капитала, более быстрое реагирование в связи с регистрационными изменениями клиента (например, смена единоличного исполнительного органа). В редких случаях вероятно приостановление операции до момента выяснения ее экономической природы. Возможно применение вторичных санкций со стороны недружественных стран по отношению к банкам-корреспондентам, позволяющих проводить международные переводы денежных средств клиентам из России. Серьезным вопросом остается план действий кредитных организаций, имеющих прописку в России, но с материнской компанией в недружественной стране (например, «Райффайзенбанк», ряд японских банков, «Юникредит Банк» и др.). Зачастую требования материнской компании в вопросах ПОД/ФТ более суровые, нежели российское законодательство, однако и те, и другие нормы финансовая организация обязана соблюдать. Но в общей картине трансграничные платежи будут проводиться без каких-либо проблем.
Федеральная служба по финансовому мониторингу все также остается ограниченной в своих правах участия в FATF: еще в октябре 2022 года Россию лишили возможности внесения своего вклада во взаимные оценки других государств, права голоса в пленарных заседаниях, а также участия в некоторых программах [13]. Учитывая приостановление членства, такой режим может продолжаться долгое время.
Рассмотрим пессимистический вариант. Учитывая тяжелую геополитическую ситуацию, которая оборачивается против нашей страны, нельзя исключать такой сценарий развития действий, при котором Российскую Федерацию добавляют в черные списки FATF. На данный момент, в этот список входит 3 страны: Иран, Северная Корея, Мьянма.
Россия уже находилась в этом списке до 2002 года, однако создание уполномоченного органа и принятие «антиотмывочного» закона позволило исключить Российскую Федерацию из этого регистра [12]. Более того, по результатам крайней взаимной оценки нашей страны в соответствии с требованиями FATF, проведенной в 2019 году, Россия получила самую высокую оценку, что говорит о надежности российских антиотмывочных норм [16]. С тех пор прошло 4 года, но 115-ФЗ и другие нормативные акты стали еще более требовательными [8].
На данный момент, российское антиотмывочное законодательство работает таким образом, что все платежи свыше 1 млн. руб. (до 1 июля 2022 г. – свыше 600 тыс. руб.), отправителем или получателем которых является резидент Ирана или КНДР, подлежат обязательному контролю: в короткие сроки направляется сообщение об операции в Росфинмониторинг [1]. В случае меньших сумм, такие операции практически всегда подпадают под критерии подозрительных и зачастую сотрудник банка принимает решение об отправке сообщений в подразделение финансовой разведки, а также может не проводить платеж, ссылаясь на антиотмывочное законодательство. По похожему принципу работают и другие страны. Возрастает и без того сильная нагрузка на комплаенс службу кредитной организации, из чего следует, что Банки крайне неохотно принимают на обслуживание организации или физические лица, зарегистрированные в государствах из черного списка FATF.
Заместитель директора Росфинмониторинга недавно заметил, что часть стран из Европы и Северной Америки оставляет запросы российского ПФР без ответа [6]. Учитывая, что часто преступления в сфере ОД/ФТ носят трансграничный характер, то тактика игнорирования в дальнейшем может негативно сказаться на выявлении правонарушений, и стоящих за ними бенефициарами.
Таким образом, попадание Российской Федерации в черный список FATF маловероятно, но возможно. Если же это случится, то стоит ожидать еще больших сложностей в международных расчетах, корреспондентских отношениях между кредитными организациями, а также возможного прекращения обслуживания клиентов из России.
Заключение
Рассмотрев сценарии (оптимистический, нейтральный (консервативный) и пессимистический) развития ситуации, сделан вывод о том, что наименьшую вероятность имеет пессимистический сценарий.
Приостановление членства Российской Федерации в Группе по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег несет в себе больше потенциальных угроз, чем это может показаться на первый взгляд. Однако национальное антиотмывочное законодательство готово к противодействию этим угрозам: заложенная ранее автономия процессов ПОД/ФТ позволит не допустить большей интеграции грязных денег в легальную финансовую систему России. Можно утверждать, что, применяя риск-ориентированный подход, часть зарубежных финансовых институтов будет запрашивать больше информации об операциях российских компаний и физических лиц (в т. ч. и об экономическом характере проводимой сделки), а также к применению принципа Enhanced Due Diligence (усиленная надлежащая проверка клиентов и контрагентов).
Источники:
2. Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70162622/ (дата обращения: 26.02.2023).
3. Указание Банка России от 7 августа 2003 г. N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)». Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12132411/ (дата обращения: 10.03.2023).
4. Противодействие отмыванию денег и валютный контроль. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/counteraction_m_ter (дата обращения: 25.02.2023).
5. Встреча директора Росфинмониторинга с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Fedsfm.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru/releases/6412 (дата обращения: 09.03.2023).
6. Герман Негляд: без России ФАТФ не сможет претендовать на глобальность. Ria.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230307/neglyad-1856277227.html (дата обращения: 10.03.2023).
7. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
8. Приостановлено членство России в международной группе разработки мер борьбы с отмыванием денег. Bfm.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bfm.ru/news/519914 (дата обращения: 25.02.2023).
9. Противодействие отмыванию денег и валютный контроль. Сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/counteraction_m_ter/ (дата обращения: 10.04.2023).
10. Рекомендации ФАТФ. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/132941/St10-21_RU.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
11. Росфинмониторинг: Россию безуспешно пытались исключить из ФАТФ. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2022/03/18/914231-rossiyu-popitalis-isklyuchit-fatf (дата обращения: 25.02.2023).
12. Условное безусловное исключение. Bosfera.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://bosfera.ru/bo/uslovnoe-bezuslovnoe-isklyuchenie (дата обращения: 19.03.2023).
13. Федеральная служба по финансовому мониторингу. [Электронный ресурс]. URL: https://fedsfm.ru (дата обращения: 26.02.2023).
14. Шатен П., Макдауэл Дж., Муссе С., Шотт П., Вильбуа Э. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма. / Практическое руководство для банковских специалистов. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 316 c.
15. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
16. Anti-money laundering and counter-terrorist financing measures – Russian Federation, Fourth Round Mutual Evaluation Report. Fatf. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/russianfederation-2019.html (дата обращения: 09.03.2023).
17. Risk-Based Approach Guidance for the Banking Sector. Fatf-gafi.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fatf-gafi.org/en/publications/Fatfrecommendations/Risk-based-approach-banking-sector.html (дата обращения: 09.03.2023).
Страница обновлена: 28.10.2024 в 22:17:40