Оценка эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций в условиях государственной поддержки

Лашук Е.А.1, Белокопытов А.В.2
1 Смоленская академия профессионального образования
2 ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63650161

Аннотация:
Эффективность деятельности сельскохозяйственных организаций Смоленской области от года к году не характеризуется устойчивостью результативности деятельности, во многом в силу своей особой специфики, связанной с отраслью сельского хозяйства. В статье авторами проводится оценка эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций, определяются пути совершенствования государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в условиях санкционного пресса, а также обосновывается модель развития аграрных предприятий с учетом адаптивных механизмов и ключевых факторов успеха

Ключевые слова: сельскохозяйственные организации,интегральная оценка,показатели эффективности,государственная поддержка, система направлений государственной поддержки

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение.

Геополитические риски определяют усиление внимания к вопросам эффективности ведения производственной деятельности. Экономические санкции и другие прозападные барьеры толкают сельхозтоваропроизводителей на постоянный поиск резервов роста результативности и эффективности функционирования организаций с учетом использования как внутренних, так и внешних факторов развития.

С учетом происходящих количественных и качественных изменений в сельском хозяйстве возрастает актуальность повышения эффективности и результативности деятельности, устойчивости развития сельскохозяйственных организаций, основанное на влиянии системных детерминант развития аграрного сектора экономики [1].

При этом важнейшим фактором устойчивости функционирования аграриев выступает протекционистская политика, размеры государственной поддержки, которые не всегда достаточны и эффективны в основных направлениях деятельности сельскохозяйственных организаций.

Большой вклад в решение проблематики оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях государственной поддержки внесли такие ученые, как: Ю.В. Давыдова [2], Смагин Б.И. [11], Искандарова Ю.Б. [3], Н.В. Карамнова [4], Касторнов Н.П. [5], Лякишева И.Н. [7], Мирошниченко Н.А. [8].

Изучение отечественной научной литературы по вопросам повышения эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций и ее оценки, показало, что отсутствуют четко обоснованные научные рекомендации и методики применительно к конкретным отраслям, в том числе и к сельскому хозяйству. Нет четких и обоснованных методик и показателей оценки деятельности, факторов и направлений повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом качества их функционирования, специфики отрасли и использования ресурсного потенциала.

Целью исследования является оценка и анализ состояния эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций Смоленской области в условиях государственной поддержки и обоснование предложений по повышения эффективности деятельности с учетом оптимальных моделей развития.

Научная новизна исследований состоит в предложении корректировки методики субсидирования и определении направлений оказания государственной поддержки с учетом дифференциации показателей деятельности сельскохозяйственных организаций в зависимости от принадлежности к тому или иному сегменту (в зависимости от уровня рентабельности (убыточности) производства), обосновании модели развития сельскохозяйственных организаций с учётом адаптивных механизмов и ключевых факторов успеха.

Методологическая база исследования включала такие методы как монографический, статистических группировок, расчетно-конструктивной, экономико-статистические и другие.

Информационной базой исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, статистические материалы государственных органов Смоленской области, годовая отчетность сельскохозяйственных предприятий Смоленской области, нормативные и правовые документы, материалы научных конференций и периодических изданий, а также собственные исследования авторов.

Основная часть. Анализ показателей эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций Смоленской области, представленных в таблице 1, показывает наличие ряда дестабилизирующих факторов, которые не дают устойчиво развиваться отрасли.

с одной стороны, показывает рост таких показателей как урожайность зерновых, рост молочной продуктивности коров, а с другой стороны снижение за последние годы объемов производства молока, поголовья коров, увеличение степени износа основных фондов.

Таблица 1 – Показатели развития и эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций Смоленской области

Показатели
Годы
2005
2015
2019
2020
2021
2022
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.
3,2
10,9
17,4
18
18,8
22,0
Всего сельскохозяйственных угодий, тыс. га
1380
1019
1013
1018
1030
1030
Поголовье КРС, тыс. гол.
133,0
73,5
105,3
111,4
110,1
110,8
в т.ч. коров, тыс. голов
65,0
32,4
49,0
47,6
47,1
46,0
Скот и птица на убой (в живом весе), тыс. т
15
51
77,9
77,7
50,2
63,3
Молоко, тыс. т
166,9
124,9
111,3
112,9
104,9
103,4
Валовая добавленная стоимость на 100 га сельскохозяйственных угодий, млн. руб.
0,23
1,07
1,72
1,77
1,83
2,14
Уровень рентабельности продукции, %
0,3
5,4
2,9
-1,1
-1,2
6,4
Урожайность зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки), ц
13,9
22,2
25,9
23,5
19,9
24,8
Надой молока на одну корову, кг
3167
4574
4642
4818
4757
5045
Среднесуточный прирост КРС на выращивании, г
498
547
665
690
682
477
Фондоотдача
0,78
0,82
0,87
0,81
0,91
0,86
Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве на начало года, %
48,1
46,2
46,0
45,4
49,8
49,5
Индекс изменения производительности труда в процентах к предыдущему году, %
0,96
1,74
1,46
0,94
1,07
1,10
Источник: составлено авторами по данным [12].

С одной стороны мы видим рост таких показателей как урожайность зерновых, молочная продуктивность коров, а с другой стороны снижение за последние годы объемов прироста КРС, производства молока, фондоотдачи, увеличение степени износа основных фондов. В этой связи, на сегодняшний день очевидна необходимость определения приоритетных направлений развития данной отрасли в регионе, реализация которых позволит сельскохозяйственным организациям успешно адаптироваться к современным условиям и повысить эффективность их функционирования.

Важнейший внешней доминантой для сельскохозяйственных организаций в современных условиях является государственная поддержка, результативность деятельности предприятий с учетом которой существенно выше.

На сегодняшний день ключевой государственной программой, направленной на развитие отрасли сельского хозяйства в Смоленской области, является действующая областная государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области», также действует и федеральная государственная программа развития на 2013-2025 гг.

Таблица 2 – Финансирование и оценка эффективности областной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области»

Показатели
Годы
2018
2019
2020
2021
2022
Размер финансирования государственной программы, тыс. руб.
1 862 906
1 056 406
1 325 829
1 171 843
1 433 005
Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций, без субсидий из бюджетов, %
-0,1
-2,6
-7,3
-7,2
0,5
Уровень рентабельности по всей деятельности сельскохозяйственных организаций, включая субсидии из бюджетов, %
6,2
2,9
-1,1
-1,2
6,4
Источник: составлено автоами по данным [9, 10].

Анализ финансирование государственной программы показывает неустойчивость финансирования по годам (табл.2). Здесь мы видим, что финансирование, начиная с 2018 года, поэтапно существенно уменьшается, и все же оно существенно влияет на итоговую результативность деятельности сельскохозяйственных организаций. Следует отметить, что финансирование реализации программы с 2022 года по 2024 год также не предполагает существенного роста.

Несмотря на неустойчивость финансирования государственной программы, уровень государственной поддержки значимо влияет на эффективность функционирования сельскохозяйственных организаций. Так, если уровень рентабельности без субсидий в 2022 году был всего 0,5%, то с учетом государственной поддержки он вырос до 6,4%. При этом показатель эффективности освоения бюджетных средств за исследуемый период также растет. Если в 2018 году он был 89,5%, то в 2022 году превысил уровень в 97%.

Проблема повышения результативности деятельности сельскохозяйственных организаций в наибольшей степени зависит от эффективного функционирования сельскохозяйственной отрасли в целом, и сельскохозяйственных организаций в частности, и становится абсолютно ясно, что в условиях крайней нестабильности и непредсказуемости развития современной экономики необходимым условием для их наиболее эффективного функционирования и развития выступает необходимость рационального хозяйствования сельскохозяйственных организаций в условиях оптимизации использования имеющихся ресурсов и государственной поддержки, которая, ка мы видим из данных таблицы 2, не отличается существенным ростом выделяемых средств поддержки от года к году.

Несмотря на значимую государственную поддержку аграрного сектора через целевые программы, итоговая картина развития регионального АПК с каждым годом не имеет ощутимых положительных изменений, количество сельскохозяйственных единиц постоянно сокращается. Это в очередной раз свидетельствует о недостаточности уделяемого внимания вопросу управления развитием отрасли сельского хозяйства со стороны государства и регионов, в частности [1].

Для анализа влияния объема выделяемых для средств субсидий на финансовые и производственные результаты сельскохозяйственной деятельности, были проанализированы данные о деятельности сельскохозяйственных организаций региона, в том числе финансовых их сторон, и на основе проведенного анализа была проведена группировка сельскохозяйственных организаций региона, по критерию выделения средств субсидий на 100 га сельскохозяйственных угодий, руб.(Таблица 3).

Таблица 3 – Группировка сельскохозяйственных организаций Смоленской области в зависимости от обеспеченности средствами субсидий, получаемых из бюджетов всех уровней, 2022 год

Показатели
Приходится средств субсидий на 100 га с/х угодий, тыс. руб.
Итого (в среднем)
до 50
от 51
до 100
от 101
до 200
свыше 200
Количество организаций в группе
32
46
41
52
Итого 171
Субсидии на 100 га с/х угодий, тыс. руб.
28,3
79,3
157,3
275,2
148,03
Субсидии на 1 кг реализованного молока, руб.
0,24
0,31
0,24
0,58
0,36
Субсидии на 1 гол. коров, руб.
1687
1761
4139
7191
3969
Чистая прибыль, тыс. руб.
5341
4912
5843
6908
5822
Чистая прибыль на 100 га с/х угодий, тыс. руб.
314,5
254,9
348,5
408,1
335,08
Рентабельность (убыточность) продукции, %
3,81
4,78
10,43
16,39
9,48
Рентабельность продаж, %
1,27
2,36
7,93
14,08
7,79
Поголовье коров, гол., на 100 га с/х угодий
4,34
4,95
8,77
9,64
7,18
Доля молока в денежной выручке, %
45,8
35,8
38,8
50,02
42,71
Выручка по организации (в среднем), тыс. руб.
17197
71971
86599
132590
83662
Источник: рассчитано авторами по данным годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий региона за 2022 год

Группировка, представленная в таблице 3, говорит о том, что уровень субсидирования при действующих методиках оказания сельскохозяйственным организациям Смоленской области бюджетной поддержки оказывает влияние на производственные и финансовые результаты их деятельности, но эта зависимость неустойчива и стагнирующая.

Так, при переходе от первой группы ко второй чистая прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий снижается с 314,5 до 254,9 тыс. руб., а размер прибыли во 2 группе ниже уровня прибыли в 1 группе на 9%.

Для поиска возможности выявления устойчивой зависимости роста субсидирования в стоимостном выражении на аналогичные показатели производственной и финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций, были также составлены и другие группировки сельскохозяйственных организаций по критерию объемов направления средств субсидий из бюджетов всех уровней в 2022 году, а именно: из расчета на 1 голову КРС молочного направления продуктивности, а также из расчета на 1 ц молока, показавшие также что уровень субсидирования сельскохозяйственных организаций Смоленской области при действующих методиках выделения им средств субсидий оказывает влияние на производственные и финансовые результаты их деятельности, но это влияние неустойчиво.

Это говорит о том, что существующий механизм распределения субсидий необходимо пересматривать в сторону определения иных, по сравнению с действующими, критериев и механизмов формирование субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Заключение. В этой связи мы предлагаем скорректировать методику субсидирования и определения направлений оказания государственной поддержки с учетом дифференциации показателей их деятельности.

Нами была проведена сегментация сельскохозяйственных организаций Смоленской области, занимающихся развитием сельскохозяйственной отрасли, на основе группировочного признака, отражающего эффективность деятельности сельхозтоваропроизводителей. В качестве группировочного признака нами был определен показатель рентабельности. В результате нами были выделены четыре сегмента (группы) организаций (Таблица 4).

Таблица 4 – Дифференциация сельскохозяйственных организаций Смоленской области по уровню рентабельности (убыточности) продукции, %, 2022 год

№ п/п
Показатели
Группы организаций по уровню рентабельности (убыточности) продукции, %
1 группа –
меньше 0 (убыток)
2 группа –
от 0 до 6
3 группа –
от 6 до 18
4 группа –
более 18
1
Количество организаций в группе
81
25
40
35
2
Средний уровень рентабельности по предприятию в группе
-9,53
2,18
12,56
24,81
3
Наименьшее значение рентабельности (убыточности) предприятия в группе
-28,98
0,43
6,54
21,16
4
Наибольшее значение рентабельности (убыточности) предприятия в группе
-0,49
5,46
17,33
32,17
5
Число районов, в которых представлены предприятия группы
22
19
17
13
Источник: рассчитано авторами по данным годовой отчетности сельскохозяйственных предприятий региона за 2022 год

Кроме этого, в целом убыточными в части ведения сельского хозяйства являются 10 районов области и еще 6 районов с рентабельностью не выше 5%. А ведь низкоэффективное ведение сельского хозяйства в данных муниципальных образованиях может чрезвычайно усугубить и привести к серьезным социально-экономическим проблемам в развитии субъектов. И напротив, 5 муниципальных образований региона: Духовщинский, Смоленский, Краснинский, Рославльский и Угранский районы области, средний уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции которых наибольший в сравнении с аналогичным показателем других районов региона, более способствует социально-экономическому развитию сельских территорий.

Такое разбиение сельскохозяйственных организаций по уровню рентабельности их деятельности позволило определить и выделить общие для каждой группы направления государственной поддержки, которые будут эффективны для каждой из организаций, входящих в тот или иной сегмент (рисунок 1).

Источник: составлено авторами.

Рисунок 1 – Система направлений государственной поддержки сельскохозяйственных организаций с учетом их дифференциации в зависимости от рентабельности (убыточности) продукции

Предлагаемая дифференциация мер государственной поддержки позволит с одной стороны, повысить эффективность функционирования сельскохозяйственных организаций, а с другой стороны будет способствовать более устойчивому развитию сельских территорий.

Кроме этого, необходимо помнить, что эффективность - сложный феномен, складывающийся из цели, результата, затрат, условий деятельности и ее качества. Два первых компонента являются главными, определяющими, поэтому эффективность в целом можно рассматривать как степень реализации целей.

Изображение выглядит как текст, чек, Шрифт, дизайн

Автоматически созданное описание

Источник: составлено автором.

Рисунок 2 – Система адаптивных механизмов функционирования сельскохозяйственной организации

В свою очередь, цели будут зависеть от стратегии, которую определит организация с учетом условий ее деятельности. На рисунке 2 представлены базовые стратегии функционирования и развития организаций (развития (роста), активного выживания (ограниченного роста) и пассивного выживания (сокращения)). По характеру изменений, происходящих в деятельности организации, может применяться одна или сочетаться несколько стратегий развития эффективного функционирования одновременно.

Безусловно, можно сказать, что от уровня сбалансированности и осмысленности принимаемых управленческих решений будет зависеть степень восприимчивости к требованиям внешней среды, возможность выживать и развиваться, достигать намеченных целей в перспективе.


Источники:

1. Белокопытов А.В., Москалева Н.В. Инвестиционные реалии в аграрном секторе экономики региона // Перспективы научно-технологического развития агропромышленного комплекса России: сборник материалов международной научной конференции. 2019. – c. 29-34.
1.
2. Давыдова Ю.В. Повышение эффективности аграрного производства на основе управления рисками сельскохозяйственной деятельности (на примере Кировской области). / дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Киров, 2015. – 177 c.
3. КарамноваН.В., Коянкина О.В. Влияние факторов внешней и внутренней среды на развитие деятельности сельскохозяйственного предприятия // Наука и образование. – 2022. – № 3.
4. Касторнов Н.П. Резервы повышения эффективности молочного скотовод-ства в новых экономических условиях (на материалах Тамбовской области) // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2022. – № 1(68). – c. 191-196.
5. Лашук Е.А. Системные доминанты оценки эффективности функциониро-вания сельскохозяйственных предприятий региона // Экономика, предприни-мательство и право. – 2023. – № 12.
6. Лякишева И.Н. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства и пути его развития (вопросы теории и практики). / дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05. - М., 2006. – 267 c.
7. Мирошниченко Н.А. Резервы повышения эффективности функциониро-вания сельскохозяйственных организаций (на примере Ставропольского края). / дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2013. – 179 c.
8. Областная государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продо-вольствия в Смоленской области». [Электронный ресурс]. URL: https://selhoz.admin-smolensk.ru/leftmenu/podderzhka-selskohozyajstvennyh-tovaroproizvoditelej/ (дата обращения: 04.01.2024).
8. [Электронный ресурс].
9. Егионы России. Социально-экономические показатели. / стат. сб./ Росстат. - М., 2023. – 1128 c.
9.
10. Смагин Б.И. Эффективность использования ресурсного потенциала аг-рарной сферы производства // Достижения и перспективы научно-инновационного развития АПК: сборник материалов III Всероссийской (на-циональной) научно-практической конференции. Курган: Курганская госу-дарственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева. курган, 2022. – c. 333-336.
10.
11. Смоленская область в цифрах. 2023. / Крат. стат. сб./Смоленскстат. - С., 2023. – 356 c.
11.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 22:04:10