Функции государства в формировании эффективной организационной культуры

Юхнева Н.А., Юхнева Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Юхнева Н.А., Юхнева Е.А. Функции государства в формировании эффективной организационной культуры // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 11. – С. 122-126.

Аннотация:
В статье рассматривается особенность организационной культуры и ее зависимость от уровня развития культуры экономической системы (национальной культуры). Национальная культура также влияет на уровень развития культуры семьи и личности.

Ключевые слова: функции государства, формирующего эффективную национальную культуру, цель национальной культуры, социально-отвественная личность, социальная карта организации, эффективная организационная культура



Основополагающим в формировании культуры в организациях является национальная культура, эффективность которой зависит от качества исполнения государственных функций. Функции государства, формирующего национальную культуру Функции государства, формирующего эффективную национальную культуру заключаются в следующем: воспитательная: воспитание гражданина и творческой личности. Воспитание отношений к профессии, экономической системе, законодательной базе, регламентирующей общественное поведение (приятие, отторжение, согласие принять без, или с внутренним напряжением). образовательная: обеспечение базового образования (в т.ч. профессионального), и создание институтов повышения квалификации на протяжении всей жизни человека; практическая: реализация основной цели любой экономической системы, которая заключается в повышении качества жизни населения (см. рис. 1) [3]. 1 Реализация данных функций возможна при условии сильной веры населения в то, что основой национального достояния является человек в любых проявлениях его действий. Это связано с беспрекословной защитой прав человека на национальном и международном уровнях, решением конфликтов на уровне «человек-работодатель», «человек-власть», направленных на справедливое и обоснованное решение, и в первую очередь, на поиск возможностей удовлетворения потребностей человека. Внутри уровней культуры имеется социальное пространство, характеризующееся складывающимися отношениями между людьми. А.И. Кравченко характеризует данное пространство, как «социальную карту», особым образом разграфленное организационное пространство отношений [1]. На рисунке 2 представлена характеристика социального пространства каждого из уровней культур [2]. 2 Целью национальной культуры является формирование социально-общественного человека как творческой личности, способного самостоятельно принимать решения, быть целеустремленным в своих притязаниях и стремиться к самосовершенствованию [3]. Социально-общественная личность Социально-общественная личность – это экономически активный человек, использующий передовой практический опыт, свои знания, умения и навыки на созидание. И в тоже время, данный человек способен беречь и приумножать достижения национальной науки и практики, культуры и спорта. В государстве, в котором главной целью является воспитание социально-общественной личности, вся законодательно-правовая база и реформы направлены на формирование эффективной национальной культуры, которая способствует формированию эффективной культуры в организациях и семьях. Эффективная организационная культура – это культура высокого уровня развития, способствующая формированию стабильного поведения организации в нестабильной рыночной среде. Основная цель формирования эффективной организационной культуры заключается в закреплении и удержании конкурентных позиций организации [3]. Вывод В процессе проведенного исследования обосновано взаимодействие и взаимовлияние культур различного уровня: национальной культуры, организационной культуры, культуры семьи и личности. Таким образом, взаимодействие и взаимовлияние различного уровня культур обусловливает степень стратегического развития экономической системы и всех ее участников. Из этого следует необходимость, прежде всего формирования эффективной национальной культуры [3].


Источники:

1. Кравченко, А.И. История менеджмента: учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2000. – 352 с.
2. Юхнева, Н.А. Формирование эффективной организационной культуры: учеб. пособие / Н.А. Юхнева, Е.А. Юхнева. – Киров: ВятГУ, 2010. – 124 с.
3. Юхнева Н.А. Управление организационной культурой / Н. А. Юхнева, – Киров: ВятГУ, 2011. – 244 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:05