Функции государства в формировании эффективной организационной культуры
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается особенность организационной культуры и ее зависимость от уровня развития культуры экономической системы (национальной культуры). Национальная культура также влияет на уровень развития культуры семьи и личности.
Ключевые слова: функции государства, формирующего эффективную национальную культуру, цель национальной культуры, социально-отвественная личность, социальная карта организации, эффективная организационная культура
Основополагающим в формировании культуры в организациях является национальная культура, эффективность которой зависит от качества исполнения государственных функций. Функции государства, формирующего национальную культуру Функции государства, формирующего эффективную национальную культуру заключаются в следующем: – воспитательная: воспитание гражданина и творческой личности. Воспитание отношений к профессии, экономической системе, законодательной базе, регламентирующей общественное поведение (приятие, отторжение, согласие принять без, или с внутренним напряжением). – образовательная: обеспечение базового образования (в т.ч. профессионального), и создание институтов повышения квалификации на протяжении всей жизни человека; – практическая: реализация основной цели любой экономической системы, которая заключается в повышении качества жизни населения (см. рис. 1) [3]. Реализация данных функций возможна при условии сильной веры населения в то, что основой национального достояния является человек в любых проявлениях его действий. Это связано с беспрекословной защитой прав человека на национальном и международном уровнях, решением конфликтов на уровне «человек-работодатель», «человек-власть», направленных на справедливое и обоснованное решение, и в первую очередь, на поиск возможностей удовлетворения потребностей человека. Внутри уровней культуры имеется социальное пространство, характеризующееся складывающимися отношениями между людьми. А.И. Кравченко характеризует данное пространство, как «социальную карту», – особым образом разграфленное организационное пространство отношений [1]. На рисунке 2 представлена характеристика социального пространства каждого из уровней культур [2]. Целью национальной культуры является формирование социально-общественного человека как творческой личности, способного самостоятельно принимать решения, быть целеустремленным в своих притязаниях и стремиться к самосовершенствованию [3]. Социально-общественная личность Социально-общественная личность – это экономически активный человек, использующий передовой практический опыт, свои знания, умения и навыки на созидание. И в тоже время, данный человек способен беречь и приумножать достижения национальной науки и практики, культуры и спорта. В государстве, в котором главной целью является воспитание социально-общественной личности, вся законодательно-правовая база и реформы направлены на формирование эффективной национальной культуры, которая способствует формированию эффективной культуры в организациях и семьях. Эффективная организационная культура – это культура высокого уровня развития, способствующая формированию стабильного поведения организации в нестабильной рыночной среде. Основная цель формирования эффективной организационной культуры заключается в закреплении и удержании конкурентных позиций организации [3]. Вывод В процессе проведенного исследования обосновано взаимодействие и взаимовлияние культур различного уровня: национальной культуры, организационной культуры, культуры семьи и личности. Таким образом, взаимодействие и взаимовлияние различного уровня культур обусловливает степень стратегического развития экономической системы и всех ее участников. Из этого следует необходимость, прежде всего формирования эффективной национальной культуры [3].
Источники:
2. Юхнева, Н.А. Формирование эффективной организационной культуры: учеб. пособие / Н.А. Юхнева, Е.А. Юхнева. – Киров: ВятГУ, 2010. – 124 с.
3. Юхнева Н.А. Управление организационной культурой / Н. А. Юхнева, – Киров: ВятГУ, 2011. – 244 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:05