Инструменты противодействия моббингу персонала в системе управления организационной культурой
Столяров Н.О.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 10 (Октябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49851272
Аннотация:
В статье выделены основные направления противодействия моббингу персонала в рамках системы управления организационной культурой компаний современной экономики РФ. Уточнено определение моббинга, как социально-экономического понятия. По мнению автора, моббинг представляет собой наличие механизмов устойчивой дискриминации отдельных категорий персонала или отдельных сотрудников компании, обеспечивающий ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе, снижение общей эффективности организационной культуры и, как следствие, формирующий условия для долгосрочного уменьшения уровня производительности труда и конкурентоспособности компании на соответствующих отраслевых рынках. Выделены наиболее рациональные инструменты эффективного противодействия моббингу сотрудников в рамках системы управления организационной культурой компаний. Обоснован механизм ключевых показателей эффективности деятельности сотрудников типичной, линейно-функциональной организации экономики РФ, ориентированный на минимизацию рисков формирования моббинга персонала.
Ключевые слова: организационная культура, персонал, кадровый менеджмент, моббинг, организационное наставничество, трудовая ротация, текучесть кадров, ключевые показатели эффективности
JEL-классификация: M12, M14, M21
Введение.Одной из стратегических угроз развитию современных компаний различных форм собственности и отраслей экономики является моббинг персонала. Недостаточное внимание процессам противодействия моббингу негативно отражается на текучести кадров и, в конечном итоге, на динамике производительности труда современных компаний различного профиля [5, с.69]. Вместе с тем, как отмечает, в частности, В.А. Васильев научно обоснованная система противодействия моббингу в рамках управления организационной культурой большинства современных компаний экономики РФ в настоящее время отсутствует [2, с.81].
Цель статьи состоит в совершенствовании теоретических положений и развитии научно-практических рекомендаций по противодействию моббингу в рамках управления организационной культурой субъектов хозяйствования. Основными задачами статьи являются:
- уточнение содержание моббинга персонала;
- разработка рациональных направлений противодействия моббингу персонала в рамках управления организационной культурой в современной экономике РФ;
- обоснование механизма ключевые показатели эффективности (далее – KPI) сотрудников типичной организации экономики РФ, ориентированного на минимизацию рисков формирования моббинга персонала.
Гипотеза исследования: в противодействии моббингу стратегически приоритетную роль играет научно обоснованная, многоплановая система KPI персонала компании. При подготовке статьи использованы такие методические и методологические подходы, как диалектический метод, системно-синергетический подход, метод формирования KPI специалистов организаций.
Следует отметить, что в специальной литературе представлены различные концептуальные подходы к минимизации вероятности возникновения моббинга в рамках организационной культуры современных организаций. Так, Н. Стэнфорд и К. Касс в качестве одного из базовых инструментов противодействия моббингу в компаниях рассматривают эффективное внутриорганизационное наставничество [14, с.34]. Н.А. Волкова считает, что решающую роль в противодействии моббингу играют результативные механизмы адаптации молодых специалистов в структуру трудового коллектива [3, с.117]. Е.С. Корыстина указывает на принципиальную роль эффективной системы нематериального стимулирования труда персонала, как метода минимизации рисков моббинга [9, с.14].
А.Г. Никпур комплексно рассматривает проблему моббинга сотрудников в контексте формирования рационального, научно обоснованного кросс-культурного менеджмента персонала компании [10, с.17]. А.П. Исаев и Ч. Дэсинь подробно анализируют особенности моббинга в российско-китайских компаниях [8, с.775]. Л. Уоргрейв акцентирует внимание на специфике моббинга в проектных командах [15, с.37].
Основная часть. По нашему мнению, моббинг представляет собой наличие механизмов устойчивой дискриминации отдельных категорий персонала или отдельных сотрудников компании, обеспечивающий ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе, снижение общей эффективности организационной культуры и, как следствие, формирующий условия для долгосрочного уменьшения уровня производительности труда и конкурентоспособности компании на соответствующих отраслевых рынках. Основные факторами моббинга персонала, типичные для организаций различного профиля, как коммерческих, так и некоммерческих, систематизированы на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные факторы моббинга сотрудников в рамках организационной культуры компаний РФ (систематизировано на основе информации, представленной в [1, с.142], [11, с.39]).
Нами предлагаются следующие направления противодействия моббингу персонала в рамках общей системы управления организационной культурой, которые могут быть использованы в отечественных компаниях крупного и среднего масштаба (таблица 1).
Таблица 1
Предлагаемые направления противодействия моббингу персонала в системе управления организационной культурой крупных и средних организаций России (систематизировано автором на основании информации, содержащейся в [4, с.711], [6, с.352], [7, с.89])
Предлагаемые направления противодействия моббингу
персонала
|
Содержание направления
|
Влияние на моббинг персонала организации
|
1. Внедрение эффективного наставничества
|
Материальное поощрение наставников пропорционально росту
производительности труда курируемых ими молодых специалистов.
|
Сокращение моббинга молодых специалистов как по причине роста их
квалификации, так и в результате защиты со стороны авторитетных в коллективе
наставников.
|
2. Введение в штат организации должности психолога (для крупных
организаций – профессиональной психологической службы).
|
Оказание безвозмездной психологической помощи не только штатным
сотрудникам организации, но и ближайшим членам их семей (супруг/супруга,
родители, дети).
|
Уменьшение общего уровня потенциальной конфликтности в трудовом
коллективе, снижение рисков социально девиантного поведения, в т.ч. моббинга.
|
3. Формирование программы ротации пожилых сотрудников
|
Создание для пожилых сотрудников гибкой программы постепенного
перехода на менее трудоинтенсивные должности (в т.ч. советники, наставники и
т.п.)
|
Уменьшение рисков моббинга в отношении специалистов пенсионного и
предпенсионного возраста, повышение степени лояльности компании кадров
среднего возраста.
|
4. Создание в организации молельной комнаты для сотрудников-мусульман
|
Учет интересов сотрудников-мусульман в регулярном осуществлении
намаза (даже если такого рода сотрудников всего несколько человек).
|
Развитие личностно-ориентированной системы управления организационной
культурой, демонстрация уважения к религии сотрудников.
|
В совершенствовании системы управления противодействием моббингу персонала существенную роль играет разработка и внедрение такого актуального инструмента, как KPI. В настоящее время в исследуемой нами компании данный инструмент мотивирования трудовой активности сотрудников не применяется. Соответственно, целесообразно внедрение системы KPI, что позволит в рамках общего менеджмента субъекта хозяйствования обеспечить достижение следующих финансово-экономических и социально-психологических эффектов:
- обеспечение максимально тесной взаимосвязи между уровнем производительности конкретных подразделений организации и уровнем их материального вознаграждения;
- содействие росту стимулов к производительному труду конкретных подразделений компании и отдельных сотрудников на основе ориентации на максимизацию соответствующих элементов KPI;
- обеспечение роста транспарентности (информационной прозрачности) системы прямого материального стимулирования трудовой деятельности сотрудников компании, поскольку все элементы KPI могут быть получены на основании анализа данных финансовой отчетности или управленческого учета компании, и каждый специалист может посчитать самостоятельно индекс KPI своего подразделения;
- снижение рисков конфликтов в трудовом коллективе, которые в практике управления компаниями зачастую имеют место вследствие несправедливого, не вполне соответствующего индивидуальным результатам труда распределения материального вознаграждения между отдельными подразделениями организации и конкретными сотрудниками.
Соответственно, нами предлагается следующая система KPI в рамках управления мотивацией и стимулированием труда основных подразделений типичной организации современной экономики РФ (в части ее функциональных подразделений), ориентированная в том числе на минимизацию рисков моббинга персонала Ф РФРФРФРоРФ(таблица 2)
Таблица 2
Система KPI в рамках управления мотивацией и стимулированием труда основных подразделений типичной организации современной экономики РФ (предложено автором)
Основные подразделения
организации
|
Предлагаемые составные
элементы KPI
|
Алгоритм расчета
KPI(Ki)
|
1. Директор
|
К11 – темп роста доли
компании на отраслевом рынке;
К12 – темп роста рентабельности продаж; К13 – темп роста рыночной стоимости организации |
К1 = К11*К12*К13
|
2. Бухгалтерия
|
К21 – темп роста
коэффициента своевременности погашения задолженности;
К22 – темп роста количества нарушений учета, выявленных по результатам аудита; К23 – темп роста количества нарушений учета и отчетности, выявленных государственными надзорными органами |
К2 = К21/(К22*К23)
|
3. Отдел сбыта
|
К31 – темп роста объема
продаж;
К32 – темп роста коэффициента ассортимента продаж; К33 – темп роста объема продаж, не оплаченных в срок. |
К3 = К31*К32/К33
|
4. Отдел кадров
|
К41 - темп роста
производительности труда в организации;
К42 – темп роста численности персонала, успешно прошедшего аттестацию; К43 – темп роста коэффициента текучести кадров. |
К4=К41*К42/К43
|
5. Планово-аналитический
отдел
|
К51 – уровень выполнения
плана по производству;
К52 – уровень выполнения плана по реализации; К53 – уровень выполнения плана по объему финансирования организации. |
К5 = К51*К52*К53
|
6. Юрист организации
|
К61 – темп роста дел с
участием фирмы в судах различного уровня;
К62 – темп роста выигранных дел в судах; К63 – темп роста выплаченных штрафов и неустоек по результатам судебно-исполнительных листов. |
К6 = К62/(К61*К63)
|
Таким образом, как показано в таблице 2, предлагается формировать систему KPI подразделений организации на основании агрегирования в рамках единого индекса не более чем трех наиболее значимых критериев финансово-экономической эффективности функционирования и развития конкретного подразделения. При этом новый уровень оплаты труда специалистов соответствующего подразделения в соответствии с новым предлагаемым подходом к управлению процессом прямого материального стимулирования предлагается рассчитывать в соответствии со следующей формулой:
N = 0,3*Ki*S + 0,7*S (1)
где N – новый, формируемый после внедрения предлагаемого механизма KPI уровень оплаты труда сотрудников подразделения организации;
S– ранее существовавший уровень оплаты труда сотрудника соответствующего подразделения;
Ki – полученный на основе предлагаемого механизма управления стимулированием трудовой активности агрегированный уровень KPI данного подразделения, рассчитываемый на основании формул, приведенных в таблице 2.
Таким образом, в соответствии с предлагаемым нами подходом, новый уровень оплаты труда персонала организации будет формироваться в соответствии со следующим принципом – 30% фонда оплаты труда непосредственно зависит от KPI, а 70% носит твердый характер, складывается по ранее существовавшему алгоритму, в соответствии с должностными обязанностями специалиста компании, его стажем и т.п. [12, с.39]
Подобная пропорция, в принципе, является достаточно традиционной при расчете KPI в большинстве современных компаний экономических систем США или государств ЕС [8, с.127].Она позволяет снизить волатильность итогового вознаграждения сотрудников подразделений организации, которая может иметь место в результате возможных резких флуктуаций величины KPI отдельных служб и отделов компании.
Заключение.В целом, предлагаемый автором механизм совершенствования управления мотивацией и, как следствие, противодействием моббингу персонала организации на основе данной модификации метода KPI позволит повысить заинтересованность сотрудников конкретных подразделений компании в повышении эффективности трудовой деятельности и одновременно обеспечит определенный уровень стабильности формирования и распределения материального вознаграждения, поскольку непосредственно от величины KPI будет зависеть только 30,0% уровня оплаты труда руководителей и специалистов фирмы.
Следует также отметить, что предлагаемый механизм рационализации управления процессом прямого материального стимулирования труда носит объективный характер. Расчет KPI всех структурных подразделений компании осуществляется на основании данных финансового учета и управленческой отчетности, без использования часто применяемой системы экспертной корректировки, которая в данном случае, при решении вопросов установления итогового материального вознаграждения, ввиду известного высокого уровня субъективизма любого варианта экспертного оценивания, является не вполне допустимой, чреватой существенными фактическими ошибками в части дельнейшей рационализации системы управления мотивацией и стимулированием труда персонала. В целом, таким образом, предлагаемый метод расчета KPI будет способствовать в том числе минимизации вероятности деструктивного моббинга персонала современных организаций.
Источники:
2. Васильев В.А. Теоретические подходы к оценке эффективности инновационного труда в системе управления персоналом организации // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 275-290.
3. Волкова Н.А. Первичная адаптация персонала к организационной культуре. - М.: КноРус, 2021. – 184 c.
4. Гусарова М.С. О возможности применения компетентностно-ролевого подхода в стратегии управления персоналом предприятий, нацеленных на инновационное развитие // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 709-722.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Рязанцева Е.А., Филоненко Н.Ю. и др. Еловеческий капитал и ресурс доверия в контексте групп и индивидов // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 61-72.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Комиссаров Р.С. Формирование лидерства на рынке на основе управления знаниями // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 349-360.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А Как компании могут использовать человеческие ресурсы для достижения целей устойчивого развития // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 85-108.
8. Исаев А.П., Дэсинь Ч. Модель корпоративной культуры для развития предприятий с межнациональным персоналом // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 767-788.
9. Корыстина Е.С. Моббинг в успешности персонала: механизм и методика предотвращения. / Автореф. дис. к.э.н. - Воронеж, 2013. – 24 c.
10. Никпур А.Г. Кросс-культурная модель управления персоналом организации. / Автореф. дис. к.э.н. - М., 2021. – 24 c.
11. Рыжко А.Л. Организационные коммуникации. - М.: Юрайт, 2018. – 356 c.
12. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. / Учебник / О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Родионов. - М.: Инфра-М, 2017. – 208 c.
13. Abrams R. Entrepreneurship: A Real-World Approach. - Redwood City: Planning Shop, 2015. – 412 p.
14. Stanford N., Cass K. Organization culture. - NY, 2013. – 238 p.
15. Worgrave L.J. The organization development. - Wash., 2017. – 175 p.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 03:57:27