Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы

Носков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Носков В.А. Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 109-112.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 10 /2003) Государственная концепция развития высшей школы предусматривает переориентацию университетских комплексов на организацию научной и исследовательской работы, но детально не прописывает их сущность, о которой поговорим в следующем номере журнала.

Ключевые слова: высшая школа, модернизация высшей школы, научно-исследовательская работа, научная работа



Государственная концепция развития высшей школы предусматривает переориентацию университетских комплексов на организацию научной и исследовательской работы, но детально не прописывает их сущность, о которой поговорим в следующем номере журнала.

Рассмотрим подробнее концепцию, предложенную «Центром стратегических разработок» в области развития науки в высших учебных заведениях. Она включает пять пунктов, в которых рекомендуется:

‑ изменить структуру рабочего времени преподавателя в пользу НИР за счет использования новых технологий организации образовательного процесса и реформирования экономических и организационных механизмов деятельности вузов;

‑ сделать научную деятельность наиболее привлекательной и перспективной для вузовского сообщества (по сравнению, например, с многочисленным учебным совместительством или репетиторством, не говоря уже о вторичной занятости в коммерческом секторе), применяя налоговые, организационные и моральные механизмы воздействия;

‑ придать статус федеральных исследовательских университетов вузам с доминированием научного компонента; создавая их на базе групп НИИ РАН;

‑ усилить академическую мобильность преподавателей университетов;

‑ создать стипендиальный фонд для поощрения научно исследовательской работы студентов и содействия их закреплению в рамках «академической ориентации» [1].

Как видим, приоритетным направлением в программе является «изменение структуры рабочего времени преподавателя (в пользу НИР)» [2].

К сожалению, этот тезис остается пожеланием, поскольку в программе не содержатся принципы перевода, методические указания, источники финансирования для осуществления этого перехода. Более того, помимо нечеткой формулировки, этот тезис противоречит ряду предыдущих положений программы.

Так, в параграфе «Анализ ситуации», при рассмотрении показателя «число учащихся на одного преподавателя» отмечается: в отличие от общеобразовательных школ, в вузах наблюдается улучшение этого показателя... В 1992 г. он составлял 11,6, в 1996 г. ‑ 12,2, в 1999 г. ‑ 16. Далее в документе, на наш взгляд, совершенно справедливо подчеркивается: «в связи с отсутствием у вузов средств, штатный персонал государственных вузов уменьшился, вместе с тем, общая численность студентов за этот период выросла в 1,5 раза» [3].

Итак, согласно выводам программы, у вузов отсутствуют средства. Следовательно, происходит увеличение учебной нагрузки на каждого преподавателя без увеличения заработной платы. Несмотря на это, рекомендуется ориентировать преподавателей на ведение научно-исследовательской работы.

Если нам предстоит перенять и адаптировать зарубежный опыт, то, на наш взгляд, следует установить, чтобы вместо учебных занятий в план могла быть включена индивидуальная работа со студентами по научной теме, которую ведет преподаватель. При этом студенты будут помогать преподавателю в разработке темы, одновременно получая навыки научно-исследовательской работы.

Таким образом, может быть решена еще одна задача: индивидуальная научно-исследовательская работа студента станет не беспредметным поиском материалов, написанием рефератов и курсовых работ, а полезной и необходимой студенту и вузу работой. Следовательно, будет обоснована необходимость выделения специального «стипендиального» фонда для поощрения научно-исследовательской работы студентов, предусмотренная программой стратегического развития Российской Федерации. То есть научные изыскания учащихся предполагается стимулировать выплатой своеобразных «зарплат» или «стипендий» из средств специальных вузовских фондов.

Перераспределение рабочего времени преподавателя от аудиторной нагрузки в сторону научно-исследовательской и учебно-методической работы поможет решить еще одну задачу, поставленную российским правительством: создание университетских комплексов. В частности, работа профессорско-преподавательского и научно-исследовательского персонала вузов с привлечением талантливых студентов, позволит выявить и готовить кадры «академической ориентации».

Общеизвестно, что на сегодняшний день только небольшая часть студентов видит свое будущее в рамках академической науки. За последние годы этот вид деятельности потерял престиж из-за низкой заработной платы научных сотрудников, закрытия целого ряда академических НИИ и в результате смены социально-экономических ценностей страны. Соответственно, в целом по России снизилась численность лиц, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. При этом наименьшее снижение численности научных работников приходится на государственный сектор (-11,6%), более всего сократилось число работников, занятых в исследованиях и разработках в секторе высшего образования (-28,4%). В данном расчете речь идет о сотрудниках вузов, занятых научными исследованиями в рамках научно-исследовательских секторов.

Сокращение численности персонала, занимающегося исследованиями, почти на пятую часть за 6 лет - свидетельство того, что государство уделяет недостаточно внимания фактору научных разработок. А, между тем, он играет важную роль в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Анализ изменений состава работников, занятых исследованиями и разработками в Самарской области, дает иную картину. Общее число занятых в научной сфере за 6 лет не только не уменьшилось, но даже выросло на 4,7 %, причем рост наблюдался и в секторе высшего образования (4,7%). Наибольший «прирост» сотрудников произошел в предпринимательском секторе науки (25,7%). А вот в государственном секторе численность научных сотрудников сократилась более чем в 3 раза. Таким образом, государственная наука понесла в Самарской области наибольшие потери. При этом во всех секторах научной деятельности происходил значительный рост числа докторов наук.

В государственном секторе науки положительные тенденции наблюдаются в академических институтах Самарского Научного центра РАН: численность сотрудников в них растет, увеличивается доля кандидатов и докторов наук. В структуре финансирования Самарского Научного центра РАН 50% составляют внебюджетные средства, самостоятельно заработанные научными коллективами. Это нельзя не связать с активной организационно-технической, информационной и даже общественно-политической работой, проводимой самарской структурой РАН. Иными словами, успехи явились следствием эффективной работы по формированию государственно-общественных институтов.

Продолжение следует

[1] Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. С. 46.

[2] Там же.

[3] Там же. С. 28.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:51:35