Основы формирования сервисной концепции управления инвестиционными процессами

Давыдов С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Окончание. Начало в № 10/2003) При разработке конкретных решений в области управления как контактами, так и событиями может быть использован различный арсенал средств, предлагаемых современной экономической наукой. В частности, при прогнозировании контактов и событий используются три важнейшие группы методов, широко представленные в отечественной и зарубежной литературе и обладающие богатой историей практической реализации: методы экстраполяции, экспертные методы, методы моделирования.

Ключевые слова: управление инвестиционными процессами, инвестиционный процесс, управление инвестициями



При разработке конкретных решений в области управления как контактами, так и событиями может быть использован различный арсенал средств, предлагаемых современной экономической наукой. В частности, при прогнозировании контактов и событий используются три важнейшие группы методов, широко представленные в отечественной и зарубежной литературе и обладающие богатой историей практической реализации [1]: методы экстраполяции, экспертные методы, методы моделирования.

Особое место в управлении инвестиционными процессами занимает формирование товарного ассортимента. Научная обоснованность этого процесса обеспечивается при:

- эффективном функционировании маркетинговой системы в области стратегических интересов предприятия;

- наличии инновационной системы, способствующей поиску, разработке и внедрению новых инвестиционных предложений;

- использовании методов ранжирования, оценки и выбора вариантов ассортиментно-инвестиционного профиля предприятия;

- наличии полноценного информационного обеспечения маркетинговых исследований, прогнозирования и планирования инноваций, мониторинга коммуникативных сетей и событийных систем;

- использовании научных методов обоснования инвестиционных решений.

Формирование ассортимента представляет собой сложный и длительный процесс, требующий глубокого анализа научно-технической информации в области развития товаров и услуг, конъюнктурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного исследования совокупного потенциала предприятия и его составляющих.

Эти задачи, в принципе, должны решаться на уровне высшего звена управления. Однако подготовка материала для принятия руководящих решений является прерогативой низовых подразделений. В управлении, ориентированном на использование концепции контактов и событий, происходит заметное функциональное перераспределение, когда многие формирующие функции передаются взаимодействующим (в рамках определенной сети) работникам различных уровней.

При управлении ассортиментом принято использовать три процедурные схемы:

- схему декомпозиции, при которой управленческое воздействие последовательно распространяется на иерархически выстроенные подразделения предприятия с учетом принципа детализации и конкретизации;

- схему синтеза, когда инициативные предложения по внедрению в товарный ряд новых товаров и услуг инициируются низовыми подразделениями, а затем обобщаются и анализируются на высших уровнях управления;

- смешанную схему, при которой целевые установки формируются на высшем уровне управления, а способы их достижения определяются низовыми структурами.

Наиболее распространенной является смешанная схема.

При обосновании управленческих решений по инвестированию в рамках инновационно-ассортиментных программ должны рассматриваться альтернативные варианты стратегий. В отношении товарного ассортимента обычно используется одна из четырех стратегий [1]:

- стратегия стабилизации;

- стратегия модификации;

- стратегия вариации;

- стратегия диверсификации.

Стратегия стабилизации предусматривает сохранение принятой ассортиментной структуры производства.

Стратегия модификации имеет своей целью освоение производства модифицированного продукта с новыми потребительскими свойствами, соответствующими условиям рынка. Эта стратегия получает развитие при отсутствии возможностей для расширения производственных мощностей.

Стратегия вариации состоит в том, что благодаря увеличению производственных мощностей используются дополнительные варианты расширения производственной программы (товарной номенклатуры) за счет поиска новых сфер применения модифицированных продуктов и их продвижения на новые рынки.

Широкое внедрение в производственную программу новых товаров и услуг составляет суть процесса диверсификации, организуемого в соответствии со стратегическими ориентирами.

При формировании ассортиментной стратегии в сфере услуг производственных предприятий наибольшее распространение получает метод диверсификации, как обеспечивающий наибольшую гибкость производственно-рыночного цикла. Реализация данного метода требует масштабного поиска инновационных идей и разработки соответствующих проектов по выведению на рынок услуг-новинок.

На рис. 1 представлены возможные методы поиска инновационных идей применительно к сфере услуг производственных предприятий.

На стадии оценки предложений по инвестированию внедрения услуг и выбора оптимальных вариантов рекомендуется использовать методы селекции конкурирующих предложений, получившие широкое распространение в инновационном менеджменте.

Предлагаемый методологический подход к разработке системы управления инвестициями в сфере услуг производственных предприятий подразумевает наличие двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных подсистем: управления контактами и управления событиями. Основой данного подхода явились положения концепции взаимодействия и сервисной концепции управления, получивших развитие в экономической науке конца ХХ века.

Эффективная реализация управления контактами и событиями требует адаптивного применения методического арсенала, который рекомендуется использовать при формировании рациональных управленческих решений в отношении рынка услуг, диверсифицированных производственных программ, а также инновационных и инвестиционных проектов, соответствующих характеристикам потребительского спроса и прогнозируемой динамики рыночной конъюнктуры.


Методы поиска инновационных идей


Пассивный поиск

Активный поиск
- маркетинговые исследования
- на рынке корпоративных клиентов
- предложения заказчиков (потребителей)
- предложения инновационных подразделений предприятия
- предложения отдельных разработчиков, рационализаторов, изобретателей
- предложения посредников

Эмпирические методы
- опросы специалистов
- опросы потребителей
- материалы выставок
- оценка научных публикаций
- оценка публикаций в средствах массовой информации
Системно-логические методы
- морфологический анализ
- функционально-стоимостный анализ
- «дерево» решения проблем
Интуитивные методы
- «мозговая атака»
- методы синектики
- метод Дельфи

Рис. 1. Методы поиска инновационных идеи

Источники:

Инновационный менеджмент / Под ред. П. Н. Завалина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:15