Подходы к трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания на транспорте
Кошелева Т.Н.1,2, Грозовская Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73162107
Аннотация:
В статье обоснована необходимость цифровой трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере и проанализированы подходы ряда исследователей к понятию бизнес-модели организации сервисного обслуживания: с позиции функционирования бизнес-модели как производственной системы, с точки зрения перспектив цифровой трансформации бизнес-модели в предпринимательской среде, в рамках подходов к бизнес-модели с учётом её взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта и т.д. Предложен, сформулирован и обоснован авторский подход к понятию бизнес-модели организации сервисного обслуживания (модификация технологического, организационного и инновационного подходов, представляющая собой своеобразный симбиоз механизма коммуникативного, удалённо - дистанционного и интегрирующего с технологиями искусственного интеллекта взаимодействия с потребителями в рамках транспортного перемещения пассажиров и грузов, которую автор предложил называть - коммуникативно-интегрированной бизнес-моделью с технологией искусственного интеллекта). Раскрыты и детализированы основные функции бизнес-модели организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере (целевая, многозадачная, стратегическая, стоимостная, информационная) и предложены ряд принципов механизма её трансформации (экономии ресурсов; стандартизации качества обслуживания в удалённом формате; оптимизации учёта и контроля обратной связи; оптимизации выбора альтернатив и принятия управленческих решений). Разработаны и предложены возможные варианты перспективных форм выстраивания в цифровом формате трансформируемой бизнес-модели (функционирование в плоскости удалённых информационных технологий с включением «сотрудника - носителя искусственного интеллекта»; функционирование в плоскости обслуживания пассажиров и грузоперевозчиков с включением технологий обслуживания беспилотного транспорта; обеспечение оптимальной структуры затрат с учётом технологической и информационной доступности новых цифровых возможностей). Обозначены факторы, определяющие выбор возможного варианта: этапы сервисного обслуживания; значимость конкретной сервисной компании в бизнес-процессе транспортировки; цели, задачи и функции конкретной сервисной организации. Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций
Ключевые слова: организации сервисного обслуживания; бизнес-модель организации сервисного обслуживания; технологии искусственного интеллекта; цифровая трансформация бизнес-модели; транспортная сфера
JEL-классификация: O31 O32 O 33
Введение
Направления трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания на транспорте определяются динамическими потребностями в формировании новых подходов к видам и формам обслуживания и выстраивания взаимодействия с перспективными моделями и механизмами управления в условиях цифровой реальности, чему и будет посвящена данная статья.
Бизнес-модель функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта в настоящее время представляет собой своеобразный гибрид технологического, организационного и инновационного подходов.
В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания на транспорте, включая теоретические основы и авторские подходы к понятийному аппарату в плане взглядов на бизнес-модели организации сервисного обслуживания с позиции функционирования бизнес-модели как производственной системы, с точки зрения перспектив цифровой трансформации бизнес-модели в предпринимательской среде, в рамках подходов к бизнес-модели с учётом её взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта и т.д. Проанализированы разные подходы к процессу цифровой трансформации бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания, а именно подходы Аверина К. Л. [1, с. 125-133; 2, с. 120-125], Бургонова О. В. [3, с. 407-414], Бурого А.С. [4], Воронцовой А.М. и Ксенофонтовой Т.Ю. [5, с. 11-13], Гимранова Р. Д. [6], Гуляевой О.А. и Ксенофонтовой Т.Ю. [7, с. 96-106], Гусева С.И. [8], Елкиной О.С. и Аверина К. Л. [9, с. 575-583], Жигалко, С.А. [10], Костина Г.А. [11, с. 21-25], Mордовец В. A. и Новосёлов A. В. [13, с. 301-312; 14, с. 90-94], Отверченко, Л.Ф. [15, с. 22-28], Самотуги В.Н. [16, с. 49-57], Увариной Ю.А [17, с. 30-37], Урусова В. В. [18, с. 456-461], Швалёва Н. С. [19] и Юнусовой Р.С. [20], предложены и обоснованы методические подходы к формированию подходов к цифровой трансформации бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта. В работах ряда авторов рассматривается процесс управления адаптацией бизнес-модели функционирования производственных систем [1, с. 125-133; 2, с. 120-125; 4; 5, с. 11-13; 9; 13], а также рассмотрены перспективы цифровой трансформации предпринимательской среды [3, с. 407-414; 6], исследованы подходы к механизму управления организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере в рамках взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта [7, с. 96-106; 8], проведён анализ подходов к концептуальной модели цифровой технологии управления сервисным обслуживанием в транспортной области [15, с. 22-28; 16, с. 49-57; 17, с. 30-37; 18, с. 456-461; 19]. В сегодняшних условиях появляется насущная необходимость в разработке подходов к цифровой трансформации бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта, в основе управления модификацией которой могут быть положены технологии искусственного интеллекта. Систематических исследований в данном направлении с проработкой инструментов управления, включая разработку и обоснование функций, возможных вариантов перспективных форм выстраивания самой бизнес-модели, а также выявление факторов, определяющих выбор возможного варианта цифровой трансформации бизнес-модели специалистами в этой области пока не проводилось, что подтверждает актуальность темы предлагаемой авторами статьи.
Основной целью данной статьи выступает разработка подходов к цифровой трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания на транспорте, в первую очередь на воздушном транспорте, в рамках которых авторы проводят анализ теоретических подходов ряда исследователей к сущности бизнес-модели организации сервисного обслуживания с разных позиций, а именно: рассматривают взгляды авторов с позиции функционирования бизнес-модели как самодостаточной производственной системы, а также с точки зрения перспектив цифровой трансформации уже сложившейся структуры бизнес-модели в предпринимательской среде, рассматривается взгляд на бизнес-модель организации сервисного обслуживания с учётом взаимодействия её элементов с технологиями искусственного интеллекта, как в условиях реального рынка, так и в рамках виртуального удалённого взаимодействия
и т.д. А также среди целей данной статьи выступает разработка методического сопровождения подходов к механизму адаптации бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта в условиях цифровой трансформации сервисной деятельности к технологиям искусственного интеллекта. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке подходов к механизму цифровой трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере, включающих формулирование авторского подхода к теоретическим представлениям понятия «бизнес-модели организации сервисного обслуживания», конкретизацию основных функций предлагаемой бизнес-модели организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере (целевая, многозадачная, стратегическая, стоимостная, информационная) и разработке ряда принципов механизма её цифровой трансформации (экономии ресурсов; стандартизации качества обслуживания в удалённом формате; оптимизации учёта и контроля обратной связи; оптимизации выбора альтернатив и принятия управленческих решений), на основе использования которых предлагается рассмотреть возможные варианты перспективных цифровых форм реализации в разных плоскостях взаимодействия (удалённых информационных технологий с включением «сотрудника - носителя искусственного интеллекта»; обслуживание пассажиров и грузоперевозчиков с включением технологий беспилотного транспортного обслуживания; обеспечение оптимальной структуры затрат с учётом технологической и информационной доступности новых цифровых возможностей) трансформируемой бизнес-модели. Новизна предлагаемой статьи также заключается в методическом обосновании подходов к механизму управления параметрами обеспечения самодостаточности и внутренней устойчивости бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в условиях цифровой трансформации основной деятельности к технологиям искусственного интеллекта на основе выстраивания реального коммуникативного, удалённо - дистанционного и интегрирующего с технологиями искусственного интеллекта взаимодействия с потребителями в рамках транспортного перемещения пассажиров и грузов; разработки ряда основных функций предлагаемой бизнес-модели с учётом особенностей функционирования в рамках адаптации сервисной деятельности к технологиям искусственного интеллекта (целевой; многозадачной; стратегической; стоимостной и информационной); формулирования ряда основных принципов в рамках цифровой трансформации бизнес-модели сервисных организаций (принципы экономии ресурсов; принцип стандартизации качества обслуживания в удалённом формате; принцип оптимизации учёта и контроля обратной связи; принцип оптимизации выбора альтернатив и принятия управленческих решений); формирования возможных вариантов перспективных форм выстраивания бизнес-модели (функционирование в плоскости перспективных удалённых информационных технологий при активном включении в технологический процесс обслуживания «сотрудника - носителя искусственного интеллекта»; функционирование в плоскости обслуживания пассажиров и грузоперевозчиков с технологиями беспилотного транспорта; обеспечение и поддержание оптимальной структуры затрат с учётом технологической и информационной доступности новых цифровых возможностей); обоснования необходимости использования инфраструктурных элементов сервисного обслуживания межвидового транспортного взаимодействия (телематический центр цифрового обслуживания, интеллектуальный центр и управленческий центр цифрового взаимодействия), а также выделения факторов, определяющих выбор возможного варианта (этапы сервисного обслуживания; значимость конкретной сервисной компании в бизнес-процессе транспортировки; цели, задачи и функции конкретной сервисной организации). В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование направлений механизма цифровой трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания в транспортной сфере с учётом факторов, способствующих определению выбора возможного варианта перспективных цифровых форм реализации принципов механизма трансформации бизнес-модели, а именно - в соответствии с этапами сервисного обслуживания; значимостью конкретной сервисной компании в бизнес-процессе транспортировки; с увязыванием целей с задачами и функциями конкретной сервисной организации в условиях активного проявления функций предлагаемой коммуникативно-интегрированной бизнес-модели с включением технологии искусственного интеллекта. А также методологическая основа предполагает обоснование необходимости разработки подходов к механизму управления параметрами обеспечения самодостаточности и внутренней устойчивости бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в условиях поступательной цифровой трансформации основной деятельности к технологиям искусственного интеллекта, включая расширение и дополнение теоретической платформы в виде разработки авторского подхода к трактовке понятия «цифровая трансформация бизнес-модели»; формулирования и детализации авторского подхода к коммуникативно - интегрированной технологии встраивания системы искусственного интеллекта в бизнес-модель организаций сервисного обслуживания может проявляться через уточнение её основных функций; обоснования и систематизации возможных вариантов перспективных форм выстраивания бизнес-модели в зависимости от этапов сервисного обслуживания и значимости и роли конкретной сервисной компании в бизнес-процессе; разработки основных принципов в рамках цифровой трансформации бизнес-модели сервисных организаций, особенно, в сфере воздушного транспорта.
Основная часть
Авторы предлагают опираться на трактовку взглядов таких исследователей как А. Остервальдер, Г. Чезборо, Увариной Ю.А. и Фиякселя Э. А. и др. [17, с. 30-37], которые представляют сущность бизнес-модели организации сервисного обслуживания с использованием технологического и организационного подходов и в организационную структуру бизнес-модели сервисной организации предлагается включать такие компоненты, как потребительская ценность услуги, занимаемой сервисной организацией рыночную долю, часть, занимаемую сервисной организацией в процессе выстраивания цепочки создания ценности транспортной услуги, алгоритм получения прибыли сервисной организацией и стратегические направления дальнейшего развития сервисной организации [17, с. 30-37]. Авторы предлагают уточнить и несколько модифицировать существующий подход к функционированию бизнес-модели организации сервисного обслуживания и обозначить уже включённые в современные цифровые реалии принципы деятельности бизнес-модели сервисных организаций, особенно, в сфере воздушного транспорта, без которых уже невозможно представить формат сервисного обслуживания в транспортной сфере. Предлагается конкретизировать в рамках жизнеобеспечения бизнес-модели современных форм сервисного обслуживания технологий с применением искусственного интеллекта в уже применяемых формах удалённого обслуживания с использованием чат-ботов и трансформировать технологию управления в данной области в плоскость выстраивания реального коммуникативного, удалённо - дистанционного взаимодействия, интегрированного с технологиями искусственного интеллекта.
Таким образом, под цифровой трансформацией бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта авторы предлагают понимать модификацию своеобразного гибрида технологического, организационного и инновационного подходов, применяемых во многих организациях сервисного обслуживания, представляющую собой технологически обусловленное программное моделирование процессного представления этапов сервисного обслуживания в качестве комбинированного взаимообусловленного синергетически ускоряющего и, в геометрической прогрессии улучшающего качество обслуживания, своеобразного симбиоза выстраивания реального коммуникативного, удалённо - дистанционного и интегрированного с технологиями искусственного интеллекта взаимодействия с потребителями в рамках транспортного перемещения пассажиров и грузов, в первую очередь, воздушными судами. Авторы предлагают определять такую цифровую трансформацию бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания, как коммуникативно-интегрированную с технологиями искусственного интеллекта. Сущность коммуникативно - интегрированной технологии встраивания системы искусственного интеллекта в бизнес-модель организаций сервисного обслуживания может проявляться через рассмотрение её основных функций: целевую (учёт уже существующих и перспективных приоритетов потребителей в целях удовлетворения потребностей в рамках всех видов взаимодействия); многозадачную (охват всех видов и уровней транспортного функционирования как пилотного так и беспилотного и организация новых форм обслуживания), стратегическую (определение и обеспечение ресурсной достаточности в рамках внедрения новых транспортных моделей (как пилотных так и беспилотных) и выстраивания кластерного регионального межвидового транспортного взаимодействия), стоимостную (повышение оптимальности структуры затрат и направлений расходования дополнительных доходов благодаря снижению численности сотрудников и повышению темпов и качества обслуживания) и информационную (обеспечение технологической и информационной доступности новых цифровых возможностей). В рамках описанных авторами функций коммуникативно - интегрированной с технологией искусственного интеллекта бизнес-модели целесообразно выделить возможные варианты перспективных форм выстраивания бизнес-модели в зависимости от этапов сервисного обслуживания и значимости и роли конкретной сервисной компании в бизнес-процессе транспортировки грузов и перевозки пассажиров, среди которых можно выделить: функционирование в плоскости перспективных удалённых информационных технологий при активном включении в технологический процесс обслуживания так называемого «сотрудника - носителя искусственного интеллекта»; функционирование в плоскости обслуживания пассажиров и грузоперевозчиков с технологиями беспилотного транспорта и в различных вариантах их взаимодействия с управляемыми транспортными формами; обеспечение и поддержание оптимальной структуры затрат с учётом технологической и информационной доступности новых цифровых возможностей. Возможный выбор варианта перспективных форм выстраивания бизнес-модели, может учитывать, кроме обозначенных выше факторов, этапы сервисного обслуживания и значимости конкретной сервисной компании в бизнес-процессе транспортировки, которые могут строиться также и в соответствии с целями, задачами и функциями конкретной сервисной организации.
Среди основных принципов в рамках цифровой трансформации бизнес-модели сервисных организаций, особенно, в сфере воздушного транспорта, авторы предлагают выделить следующие [10, с. 261-268]: принципы экономии ресурсов, включающие экономию времени сотрудников сервисных компаний на обработку, хранение и упорядочивание информации; принцип стандартизации качества обслуживания в удалённом формате; принцип оптимизации учёта и контроля обратной связи и статистического учёта оказанных услуг; принцип оптимизации выбора альтернатив и принятия управленческих решений в рамках многофакторного учёта информационных потоков в пределах сервисной организации и за её пределами.
Трансформация технологии управления в сфере жизнеобеспечения бизнес-модели сервисного обслуживания в пространстве выстраивания взаимодействия информационных систем сервисной организации с встроенным в информационную платформу организации программ с искусственным интеллектом представляют собой частичную модернизацию манипулятивного подхода в плане реализации внутренних побудительных мотивов к достижению управленческих целей с подменой ими потребностей коллектива (объекта управления) [20, с. 135-141], с включением качественной перестройки технологических элементов информационного пространства с включёнными программами искусственного интеллекта, среди которых необходимо выделить следующие: внешние и внутренние информационно - принимающие, передающие и трансформирующие, а также интеллектуально-преобразующие по заданному и постоянно подстраивающемуся обрабатывающему алгоритму. Трансформация технологии управления в сфере жизнеобеспечения бизнес-модели сервисного обслуживания должен опираться на уже достигнутый или потенциально возможный уровень цифровой готовности как самой ресурсной составляющей, так и соответствующей знаниевой компоненты сотрудников сервисной организации в целях реализации новых изменённых потребностей в цифровом освоении реального и виртуального рынков функционирования организаций сервисного обслуживания, в первую очередь в сфере воздушного транспорта.
Что касается преобразования конкретно транспортных рынков, то необходимо рассмотреть возможность формирования новых инфраструктурных элементов в области выстраивания информационного взаимодействия и разработки инструментов удалённого обслуживания и управления на межвидовом транспортном рыночном, региональном в первую очередь, беспилотном пространстве, среди которых целесообразно выделить следующие элементы [8, с. 26–29]: региональный центр координации межвидового транспортного взаимодействия; региональный центр паритетного совместного финансирования развития обслуживания беспилотного транспорта; региональный центр технической и информационной цифровой поддержки и согласования взаимодействия эшелонов передвижения беспилотного транспорта; региональный центр обеспечения безопасности на всех уровнях взаимодействия и передвижения транспорта и уровня его обслуживания (в воздухе, на земле, под землёй и на воде); региональный центр контроля так называемой цифровой беспилотной инфраструктуры сервисного обслуживания межвидового транспортного взаимодействия. Основными инфраструктурными элементами [8, с. 26–29.] авторы предлагают выделить телематический центр цифрового обслуживания, осуществляющий сбор, обработку, передачу и представление потребителям данных; интеллектуальный центр, позволяющий сотрудникам сервисной компании осуществлять постоянное обучение и взаимодействия с программами искусственного интеллекта и через программные передаточные самодостаточные устройства осуществлять контроль и своевременную поддержку взаимодействия программы искусственного интеллекта с потребителями; управленческий центр цифрового взаимодействия, позволяющий на основе взаимодействия с программами искусственного интеллекта цифровой беспилотной инфраструктуры сервисного обслуживания межвидового транспортного в рамках региона осуществить реализацию управленческих функций по выбору наиболее оптимальных вариантов управленческих воздействий в рамках отдельной транспортной или сервисной организации региона. Благодаря трансферту предложенных управленческих технологий появляется возможность преобразовать технологию управления цифровой адаптации бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта в плоскость выстраивания реального коммуникативного, удалённо - дистанционного взаимодействия, интегрированного с технологиями искусственного интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в предлагаемой статье авторы исследовали и охарактеризовал подходы ряда исследователей к понятию бизнес-модели организации сервисного обслуживания и предложил свой подход и сформулировал определение как модификацию технологического, организационного и инновационного подходов, представляющую собой технологически обусловленное программное моделирование процессного представления этапов сервисного обслуживания в качестве своеобразного симбиоза выстраивания реального коммуникативного, удалённо - дистанционного и интегрированного с технологиями искусственного интеллекта взаимодействия с потребителями в рамках транспортного перемещения пассажиров и грузов, в первую очередь воздушными судами. И предложено назвать такую цифровую трансформацию бизнес-модели, как коммуникативно-интегрирующую с технологией искусственного интеллекта. Разработаны и раскрыты основные функции, раскрывающие сущность коммуникативно-интегрированной бизнес-модели с технологией искусственного интеллекта: целевая; многозадачная; стратегическая; стоимостная и информационная. А также предложены возможные варианты перспективных форм выстраивания бизнес-модели, а также обозначены факторы, определяющие выбор возможного варианта: этапы сервисного обслуживания; значимость конкретной сервисной компании в бизнес-процессе транспортировки; цели, задачи и функции конкретной сервисной организации. Авторы сформулировали ряд основных принципов в рамках цифровой трансформации бизнес-модели сервисных организаций: принципы экономии ресурсов; принцип стандартизации качества обслуживания в удалённом формате; принцип оптимизации учёта и контроля обратной связи; принцип оптимизации выбора альтернатив и принятия управленческих решений. Авторы предложили авторскую трактовку трансформации технологии управления в сфере жизнеобеспечения бизнес-модели сервисного обслуживания, под которой предложено понимать частичную модернизацию манипулятивного подхода, с включением качественной перестройки технологических элементов информационного пространства с включёнными программами искусственного интеллекта. Авторы обосновали возможность формирования новых инфраструктурных элементов в области выстраивания информационного взаимодействия и разработки инструментов удалённого обслуживания и управления на межвидовом транспортном рыночном, региональном в первую очередь, беспилотном пространстве и предложил выделить следующие элементы: региональный центр координации межвидового транспортного взаимодействия; региональный центр паритетного совместного финансирования развития обслуживания беспилотного транспорта; региональный центр технической и информационной цифровой поддержки и согласования взаимодействия эшелонов передвижения беспилотного транспорта; региональный центр обеспечения безопасности на всех уровнях взаимодействия и передвижения транспорта и уровня его обслуживания; региональный центр контроля цифровой беспилотной инфраструктуры сервисного обслуживания межвидового транспортного взаимодействия. Сформулированы инфраструктурные элементы сервисного обслуживания межвидового транспортного взаимодействия: телематический центр цифрового обслуживания, интеллектуальный центр и управленческий центр цифрового взаимодействия. Таким образом появляется возможность преобразовать технологию управления цифровой адаптации бизнес-модели функционирования организаций сервисного обслуживания в сфере воздушного транспорта в плоскость выстраивания взаимодействия, интегрированного с технологиями искусственного интеллекта.
Источники:
2. Аверин К. Л., Кошелева Т. Н. Подходы к адаптации инстурментов управления производственными системами // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Санкт-Петербург, 2023. – c. 120-125.
3. Бургонов О. В., Круглов Д. В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. – 2020. – № 4(174). – c. 407-414.
4. Бурый А.С. Обеспечение устойчивости бизнес-процессов на основе интегрированного управления. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-ustoychivosti-biznes-protsessov-na-osnove-integrirovannogo-upravleniya (дата обращения: 06.09.2024).
5. Воронцова А.М., Ксенофонотова Т.Ю. Роль инновационных технологий маркетинга в формировании адаптационных свойств бизнес-процессов организации // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 11. – c. 11-13.
6. Гимранов Р. Д. Ситуационное управление устойчивостью бизнес-процессов при цифровой трансформации предприятия (на примере нефтегазовой отрасли). [Электронный ресурс]. URL: http://www.cemi.rssi.ru/dissertation/defense/Gimranov/Диссертация%20-%20Гимранов%20 (дата обращения: 08.09.2024).
7. Гуляева О.А., Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н. Управление дистрибуцией межрегиональных цепей поставок в рамках взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта // Бюллетень результатов научных исследований. – 2024. – № 1. – c. 96-106.
8. Гусев С. И.. Епифанов В. В. Инфраструктура системы функционирования беспилотного автотранспортного средства // Вестник УлГТУ. – 2020. – № 1(89). – c. 26 – 29.
9. Аверин К.Л., Кошелева Т.Н., Елкина О.С. Об использовании аналитики больших данных для управления человеческими ресурсами в организации // Экономика и управление. – 2024. – № 5. – c. 575-583.
10. Жигалко С.А. Принципы, методы и подходы к построению эффективной бизнес-модели предприятия // Форум молодых ученых. – 2018. – № 2 (18). – c. 261-268.
11. Костин Г.А., Кошелева Т. Н. Цифровые технологии как форма развития инфраструктурной поддержки сервисного обслуживания в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире - 2022: Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т. Н. Кошелевой, С. В. Митрофанова. Санкт-Петербург, 2023. – c. 21-25.
12. Кошелева Т. Н. Методические подходы к формированию нейросетевой модели сервисного обслуживания в сфере транспорта и направления её развития // Проблемы современной экономики. – 2024. – № 1 (89). – c. 192-194.
13. Mordovets V.A., Kosheleva T. N., Novoselov A. V. Formation of a technological model as an information system form of the ecosystem // Finance, Economics, and Industry for Sustainable Development (ESG 2023): Proceedings of the 4th International Scientic Conference on Sustainable Development. Cham, 2024. – p. 301-312.
14. Мордовец В. А., Кошелева Т. Н. Система управления инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1 (291). – c. 90-94.
15. Отверченко Л.Ф., Кошелева Т.Н. Подходы к концептулаьной модели цифровой технологии управления сервисным обслуживанием в транспотной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире - 2024: сборник статей научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024. – c. 22-28.
16. Самотуга В.Н., Кошелева Т.Н. Направления формирования бизнес-модели транспортных инфраструктурных систем сервисного обслуживания в цифровом пространстве // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.Ф. Щипанова. Санкт-Петербург, 2023. – c. 49-57.
17. Уварина Ю.А., Фияксель Э. А. Бизнес-модель для сервисных компаний // Инновации. – 2013. – № 7(177). – c. 30-37.
18. Урусов В. В., Кошелева Т. Н. Основные принципы управления изменениями в современном экономическом контексте // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Санкт-Петербург, 2023. – c. 456-461.
19. Швалёв Н.С. Трансформация бизнес-модели: возможные стратегии. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-biznes-modeli-vozmozhnye-strategii (дата обращения: 12.09.2024).
20. Юнусова Р.С. Трансформация технологий управления (манипулятивные аспекты) // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 2. – c. 135-141.
Страница обновлена: 15.09.2025 в 11:38:05
Download PDF | Downloads: 22
Approaches to the transformation of the service organization business model in transportation sector
Kosheleva T.N., Grozovskaya E.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 9 (September 2024)
Abstract:
The article substantiates the need for digital transformation of the service organization business model in the transportation sector. Existing scientific approaches to the concept of the service organization business model are analyzed. The first approach focuses on the business model as a production system. The second approach discusses the prospects of digital transformation of the business model in the business environment. Other approaches consider the business model taking into account its interaction with artificial intelligence technology. The author\\\'s approach to the concept of the service organization business model is proposed. This is a modification of technological, organizational and innovative approaches, i.e. it is a kind of symbiosis of the mechanism of communicative, remote and integrating with artificial intelligence interaction with consumers within the framework of transport movement of passengers and cargo. The author proposes to call this model \\\"communication-integrated business model with artificial intelligence technology\".
The main functions of the service organization business model, such as goal-setting, multitasking, strategic, cost and information, in the transportation sector are detailed. A number of principles of the business model transformation mechanism are proposed. They include resource saving, standardization of service quality in a remote format, optimization of accounting and feedback control, and optimization of the choice of alternatives and management decision-making. Possible options for promising forms of building a transformable business model in a digital format have been developed.
They are as follows: functioning at the level of remote information technology with an artificial intelligence carrier employee, functioning at the level of passenger and cargo carrier services with unmanned transport maintenance technology, and ensuring an optimal cost structure taking into account technological and information accessibility of new digital opportunities. The factors determining the choice of a possible option are indicated: the stages of maintenance; the importance of a specific service company in the business process of transportation; and goals, objectives and functions of a specific service organization. The proposed article will be of interest to managers of transport and service organizations.
Keywords: service organization, service organization business model, artificial intelligence technology, business model digital transformation, transportation sector
JEL-classification: O31 O32 O 33
