Направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере
Кошелева Т.Н.1,2, Отверченко Л.Ф.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 8. – С. 1253-1268. – doi: 10.18334/et.10.8.118717.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383839
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье обоснована необходимость разработки нового формата накопления профессиональных компетенций в связи с появлением новых образовательных потребностей в цифровых знаниях. Проанализировано состояние рынка труда и занятости в целом по России и по ряду отраслей экономики, выявлены проблемы и обоснована возможность реализации в своей деятельности ряда принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры; предложена авторская трактовка к понятиям «образовательные институты» и «образовательная инфраструктура». Предложена систематизация элементов образовательной инфраструктуры (элементы методической поддержки; научно - исследовательские образовательные комплексы; координационные центры управления и систематизации; элементы господдержки и госрегулирования образовательной инфраструктуры; элементы удалённой вовлечённости и включённости в образовательный процесс) в соответствии с предложенными уровнями упорядочения (обеспечивающий уровень; уровень потребителей образовательных институтов; уровень участников образовательного процесса). Сформулированы принципы нейроэкономического взаимодействия образовательной инфраструктуры (принцип упорядочения элементов образовательной инфраструктуры; принцип нейроэкономической восприимчивости элементов образовательной инфраструктуры; принцип включенности элементов образовательной инфраструктуры). Предложены формы реализации элементов образовательной инфраструктуры (интерактивные формы функционирования, виртуальная форма, дистанционно-тренинговая форма, форма коллективного обсуждения проблемных вопросов и самостоятельного индивидуального познания). Разработаны, раскрыты и обоснованы направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания (рыночное направление; направление трансформации базовых ценностей; направление формирования новых уровней и форм познания).
Ключевые слова: образовательная инфраструктура; уровень безработицы; уровень занятости, образовательные институты, трансформация элементов образовательной инфраструктуры, цифровая образовательная культура; сервисное обслуживание в транспортной сфере; отраслевые потребности; профессиональные компетенции, компетентностно ориентированные задачи отраслевой направленности; направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение
Важность и значимость разработки направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере обусловлена проблемой обеспечения занятости высвобождаемых сотрудников в результате оптимизации производственных процессов благодаря внедрению цифровых технологий и необходимостью модификации процесса формирования профессиональных компетенций в связи с появлением новых образовательных потребностей в цифровых компетенциях. В результате проведённого авторами анализа состояния рынка труда и занятости в целом по России и по ряду отраслей экономики, были выявлены проблемы недостаточной готовности как рыночных образовательных структур, так и рынка труда в целом к качественному и быстрому уходу ряда профессий и достаточно оперативному высвобождению сотрудников и появлению потребности у компаний в перспективных профессиональных цифровых компетенциях, определяемых проникновением цифровых технологий в сферу сервисного обслуживания на транспортных предприятиях. Авторы в рамках сформулированной проблемы обосновали возможность реализации ряда принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры, предложили перспективные формы реализации элементов образовательной инфраструктуры в рамках проникновения на образовательный рынок цифровых образовательных технологий и появления потребности в освоении новых профессиональных компетенций сотрудниками. Предложена авторский подход к систематизации элементов образовательной инфраструктуры в условиях реализации принципов нейроэкономического взаимодействия образовательной инфраструктуры, определяющих успешное функционирование перспективных форм реализации элементов образовательной инфраструктуры. И, в результате, сформулированы и обоснована возможность направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания по пути рыночного направления, трансформации базовых ценностей, а также формирования новых уровней и форм познания.
Важность и значимость рассмотрения процесса трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда определяется, в первую очередь, состоянием рынка труда и занятости. В соответствии с данными Росстата [7] безработица в начале 2023 г. в России снизилась до исторического минимума - до 3,6%, в то время как предыдущее минимальное значение уровня безработицы (3,7%) было достигнуто в ноябре - декабре 2022 г. [7]. Отрицательная динамика уровня безработицы наблюдалась с января 2022 года (4,4%) и к апрелю она продемонстрировала небольшое снижение - 4%, которое продолжилось дальше до конца 2022 г. (в августе 2022 г. была немного ниже - 3,8%), тогда как в сентябре – октябре 2022 г., как и в мае - июле 2022 г. уровень безработицы был выше и составлял 3,9% [7]. Доля занятого населения в целом по России на начало 2023 г. составляла 60,1%, в то время как на долю занятого женского населения приходилось всего 48,9% от числа всех трудоустроенных граждан, а соотношение уровня занятости среди сельских и городских жителей соответственно составляло 54,8% и 61,9% соответственно, что продемонстрировало устойчивую тенденцию к сокращению уровня занятости в сельских поселениях [7]. К концу января 2023 года в органах государственной службы занятости населения на учете числились 0,7 млн. не занятых трудовой деятельностью граждан, из которых 0,5 млн. имели официальный статус безработного, а пособие по безработице из этого числа безработного населения получали только 0,4 млн человек [7]. Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2023 года составила 75,6 млн человек, из которых 72,9 млн числились трудоустроенными и 2,7 млн. – безработными, тогда как в январе 2022 года численность рабочей силы в целом по России составляла уже 74,8 млн. человек, из которых 71,5 млн человек были трудоустроенными, а безработными – уже 2,9 млн человек [7]. В сфере сервисного обслуживания в транспортной сфере ситуация не отличается в лучшую сторону и повторяет динамику в целом по России, а именно номинальная заработная плата россиян выросла на 12,6% с начала 2022 г., в то время как за 2021 г. заработные платы выросли всего на 11,5% [7]. Самые высокие зарплаты по итогам 2022 г. отмечены в сфере нефте- и газодобывающей промышленности (165,6 тыс. руб.). а самые низкие - у работников, занятых в швейной и обувной промышленности (27,1 и 35,4 тыс. руб. соответственно) [7], в то время как уровень зарплат в сфере сервисного обслуживания на транспорте практически не рос и находился примерно в срединном диапазоне между самыми высокими и самими низкими значениями (до 74,7 тыс. руб.) [7], что подтверждает недостаточно позитивную динамику сферы сервисного обслуживания на транспорте и демонстрируют заметное отставание от динамики уровня заработных плат в нефте- и газодобывающей промышленности. Суммарная задолженность по зарплате в целом по России на 01.02.2023 г. составила 798,9 млн. руб., что на 156,1 млн. руб., или 24,3%, больше, чем в предыдущем месяце того же года [7], а объём просроченной задолженности по зарплате, которого вообще не должно быть ни в целом по стране, ни, тем более, в транспортной сфере, составил менее 1% месячного фонда оплаты труда [7]. А средства на выплату заработной платы расходуются организациями, в том числе и организациями сервисного обслуживания на транспорте, в том числе и на поиск сотрудников необходимой квалификации, и на повышение квалификации уже работающих сотрудников, а можно, рассмотреть возможность реализации в своей деятельности ряда принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры [4, с. 863-878; 9, с. 178-186]. В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям цифровой трансформации образования, а именно подходы И. Н. Гучетль, Т. В. Манченко Т.В. [6], В. С. Тоискина, В.В. Красильникова и Е.С. Кулевской [18], А.В. Урядовой и К.А. Жуйковой [19]. Рассмотрены и критически проанализированы подходы к развитию сферы транспортного обслуживания в условиях цифровизации экономики в целом и элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере в частности, которые раскрыты в работах Мордовец В.А. [15, с. 90-94], Мордовец В.А. и Угольниковой О.Д. [14, с. 105-110], Суминой Г. А. и Новиковой Е. Ю. [20], Бургонова О. В. [2, с. 15-21], Бургонова О. В. и Круглова Д.В. [3, с. 407-414], Бирюкова А.В. [1, с. 40-50], Самотуга В.Н. [17, с. 49-57], Митрофанова С. В. [13, с. 713-724], Грозовской Е. В. [5, с. 53-64] и др. и обоснована возможность разработки направлений трансформации образовательных институтов и элементов образовательной инфраструктуры, которые могут позволить выстроить принципиально иной алгоритм профессионального накопления знаний сотрудниками и заполнения рынка труда высокопрофессиональными и готовыми динамично реагировать на все отраслевые потребности в новых профессиональных компетенциях, в том числе, и в интернет-пространстве [10, с. 135-138; 11, с. 179-187].
Основной целью данной статьи выступает предложение методологических подходов к разработке возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере на основе разработки модели трансформации образовательных институтов и алгоритма взаимодействия элементов образовательной инфраструктуры в направлении повышения их устойчивости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере благодаря формированию сквозной коллективной взаимозаменяемости инфраструктурных познавательных элементов образовательной системы в рамках виртуального пространства сервисного обслуживания в транспортной сфере. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке и обосновании возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере и предложение модели трансформации образовательных институтов и алгоритма взаимодействия элементов образовательной инфраструктуры, включая предложение авторских подходов к понятиям «образовательные институты» и «образовательная инфраструктура», систематизацию элементов образовательной инфраструктуры. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает разработка принципов нейроэкономического взаимодействия образовательной инфраструктуры, предложение форм реализации элементов образовательной инфраструктуры и обоснование направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания.
Основная часть
Российская транспортная сфера очень остро нуждается в новом формате накопления профессиональных компетенций и, в первую очередь, в связи с появлением новых образовательных потребностей в цифровых знаниях. Рассмотрим подходы некоторых исследователей к проблеме трансформации образовательной среды и разработки стратегических направлений развития образовательных институтов (табл. 1).
Таблица 1
Анализ подходов исследователей к проблеме трансформации образовательной среды и разработки стратегических направлений развития образовательных институтов
№ п/п
|
Ф.И.О.
исследователей
|
Подходы к проблеме
трансформации образовательной среды и разработки стратегических
направлений развития образовательных институтов
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Гучетль И. Н,
Манченко Т. В. [6] |
Рассматривают
процесс обеспечения трансформации
элементов образовательной инфраструктуры с
точки зрения технологической готовности образовательных институтов к такой
трансформации и с позиции накопления предпосылок для смены плоскости
взаимодействия образовательного вектора с обычного на удалённо-дистанционный
и виртуальный формат
|
2
|
Тоискин В. С. [18]
|
Анализируют условия цифровизации образовательных
институтов и элементов образовательной инфраструктуры
|
3
|
Гучетль И. Н,
Манченко Т. В. [6] |
Выделяют
цифровой сервис в качестве основы для кардинального спускового механизма для
модификации уже существующих и аккумуляции потенциальных цифровых
возможностей обеспечения образовательных услуг в условиях глобализации
|
4
|
Бирюкова А.В. [1, с. 40-50]
| |
5
|
Гучетль
И. Н.,
Манченко Т. В. [6] |
Выделяя
цифровой сервис, не рассматривают его в плоскости обеспечения виртуальной
трансформации образовательных потребностей отрасли транспортной сферы в
цифровых знаниях
|
6
|
Ксенофонтова Т.Ю. [8, с. 258-260]
| |
7
|
Тоискин В. С. [18]
|
Опираются на потребности реального сектора в
интерактивных формах получения новых цифровых знаний, интерпретируя саму
образовательную среду в качестве своеобразной экосистемы, несколько
искусственно объединяя в её составе образовательную систему и отделяя в
самостоятельно функционирующую систему цифровой экономики, что, по мнению
авторов, не достаточно логично и последовательно
|
8
|
Бургонов
О.В., Михайлов Е. В. [2,
с. 15-21]
| |
9
|
Бургонов О.В., Круглов
Д. В. [3, с. 407-414]
| |
10
|
Урядова А.В.,
Жуйкова К.А. [19]
|
Выделяют достаточно верно проявление кардинально новых
проблем, в том числе проблемы информационного неравенства в России, не
затрагивая, недавно проявившуюся проблему цифрового образовательного
неравенства в рыночном отраслевом пространстве.
Рассматривают образовательные институты через призму становления информационно-технологического общества, в том числе и в разных сферах экономики |
Но, в условиях изменения подходов к традиционным формам функционирования самих образовательных институтов недостаточно просто рассмотрения и анализа процесса накопления предпосылок в рамках выстраивания удалённо-дистанционного и виртуального взаимодействия участников образовательного процесса. Возникает необходимость в формировании модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов и подключиться к только создающимся элементам образовательной инфраструктуры [4, с. 863-878; 9, с. 178-186], в первую очередь, в отраслевом разрезе, в том числе в сфере сервиса на транспорте, где предлагаемая модель может позволить выстроить принципиально иной алгоритм профессионального накопления знаний в новых условиях формирования профессиональных компетенций, в том числе, и в интернет-пространстве [10, с. 135-138; 11, с. 179-187].
Сначала определимся с понятийным аппаратом - под образовательными институтами авторы предлагают понимать относительно устойчивые платформенные модели общественного уклада исторически установленного комплекса государственно-социальной организации динамично - стабильного поведения граждан в условиях сменяемости поколений в конкретной стране, функционирующие во всех плоскостях взаимоотношений рыночного пространства при активной поддержке элементов образовательной инфраструктуры [14, с. 105-110]. Под образовательной инфраструктурой авторы в рамках данного исследования предлагают понимать комплекс инструментов, ресурсов и удалённых возможностей, создаваемых и поддерживаемыми как государственными образовательными институтами, образовательными организациями и предприятиями, так и совместными частно-государственными предпринимательскими структурами и предпринимательскими общественными структурами, обеспечивающими функционирование всех уровней и подуровней образовательных институтов, не противоречащих федеральным государственным образовательным стандартам на всех площадках, формах и видах образовательной деятельности. Все элементы рассматриваемой образовательной инфраструктуры авторы предлагают систематизировать на трёх уровнях упорядочения, а именно – уровня потребителей образовательных институтов (уровня непосредственных потребителей результатов деятельности образовательных институтов - предпринимательских участников сферы транспортного обслуживания), обеспечивающего уровня – уровня образовательных структур и образовательной инфраструктуры, а также уровня самих участников образовательного процесса (участников и потребителей образовательных продуктов, использующих, в том числе и элементов образовательной инфраструктуры) и координирующий межуровневое взаимодействия координирующий центр (как региональный, подчинённый региональным органам управления, так и на уровне страны, подчиняющийся министерству образования страны). К основным элементам образовательной инфраструктурой авторы предлагают относить, в соответствии, с уровнями упорядочения (Табл. 2):
Таблица 2
Основные элементы образовательной инфраструктурой в соответствии с уровнями упорядочения
№ п/п
|
Уровни упорядочения
|
Основные элементы образовательной инфраструктурой
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Обеспечивающий уровень
|
Элементы методической поддержки
|
Научно - исследовательские образовательные комплексы
| ||
Координационные центры управления и
систематизации между элементами и уровнями образовательной инфраструктуры
| ||
2
|
Инфраструктурно-поддерживающий уровень -
уровень координации и обеспечения
|
Элементы господдержки и
госрегулирования образовательной инфраструктуры, обеспечивающие межуровневое
взаимодействие (региональный и федеральный координирующий центр)
|
3
|
Уровень потребителей образовательных
институтов
|
Элементы образовательной
интернет-площадки для формирования спроса на профессиональные компетенции и
выстраивания виртуального рыночного взаимодействия с другими элементами
образовательной системы
|
4
|
Уровень участников образовательного
процесса
|
Элементы удалённой вовлечённости и
включённости в образовательный процесс в целях собственной успешности на
отраслевом рынке труда и повышения конкурентоспособности на виртуальном
рыночном пространстве в отрасли
|
Трансформация элементов образовательной инфраструктуры обусловлена не только динамичными пространственными изменениями в сфере образовательных институтов, но и качественными преобразованиями рынка труда и занятости, охватывающими, как страну в целом, так и затрагивающими отдельные отраслевые рынки, в том числе и рынок сервисного транспортного обслуживания [12, с. 141-154, 16, с. 41-45]. Качественная трансформация рынка труда коснулась, естественно, и процесса обеспечения занятости, на котором отразилось влияние рассмотренных выше уровней упорядочения элементов образовательной инфраструктурой и раскрыло проблемы в несоответствующих требованиям времени условий функционирования образовательных институтов, в первую очередь, в отношении форм и уровней реализации элементов образовательной инфраструктуры, нацеленных на обеспечение потребностей динамично и качественно видоизменяющейся сферы сервисного транспортного обслуживания. В качестве условий функционирования образовательных институтов авторы рассматривают перманентный спрос отраслевого рынка труда на самовозрастающие знания, формировать и качественно расширять которые и призваны новые элементы образовательной инфраструктуры - учебно-специализированные региональные интерактивные пространства с межотраслевой направленностью и материальной базой, обеспеченной благодаря участию новых элементов образовательной инфраструктуры, таких как координационные центры управления и систематизации между элементами и уровнями образовательной инфраструктуры, включающие в себя научно - исследовательские образовательные комплексы, элементы методической поддержки региональных интерактивных пространств, инструментов господдержки и госрегулирования образовательной инфраструктуры, отраслевых предприятий региона – непосредственных потребителей профессионально подготовленных и обладающих новыми компетенциями сотрудников. В отношении форм реализации элементов образовательной инфраструктуры авторы рассматривают такие интерактивные формы функционирования, как виртуальная форма, как дистанционно-тренинговая форма, а также форма коллективного обсуждения проблемных вопросов и самостоятельного индивидуального познания.
Среди возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в разрезе подходов методических рекомендаций «Цифровая трансформация образования» [20] выступает переход к массовому более качественному уровню получению образования, целевым ориентиром которого должно являться всесторонне развитие личности специалиста, но посредством достижения такого комплексного целеполагания сложно будет обеспечить занятость на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере. К возможным направлениям трансформации элементов образовательной инфраструктуры авторы предлагают относить рыночное направление, подразумевающее выстраивание инфраструктурных элементов по перманентному выявлению и соотнесению спроса на отраслевом рынке труда на потенциально качественно видоизменяющиеся профессиональные компетенции; направление трансформации базовых ценностей, включающее формирование таких элементов образовательной инфраструктуры, формирующих потребности цифровой образовательной культуры сервисного обслуживания в транспортной сфере и определяющих отраслевые ориентиры для регионов и предприятий; направление формирования новых уровней и форм познания, определяющее координацию качественно и принципиально иных элементов образовательной инфраструктуры, нацеленных на создание условий для участников отраслевого рынка труда в целях создания новых уровней и форм познания. Авторы предлагают рассмотреть более приземлённые и более уточнённые компетентностно ориентированные задачи отраслевой направленности в рамках усиления цифровых возможностей образовательных инициатив. Среди компетентностно ориентированных задач отраслевой направленности в процессе формирования предпосылок становления возможных направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры целесообразно рассмотреть следующие: формирование отраслевых потребностей на профессиональные компетенции с определённым заложенным интервалом их потенциального изменения на 5-10 лет как минимум; становление основ потребностей цифровой образовательной культуры сервисного обслуживания в транспортной сфере; методическое обеспечение динамической трансформации и конкретизации отраслевых профессиональных компетенций в рамках цифровой образовательной среды; формирование элементов цифровой образовательной инфраструктуры в отраслевых пространствах; перенастройка модели образовательной системы, равно как и элементов образовательной инфраструктуры как в общестрановом, в региональном, так и в отраслевом разрезе на дистанционную индивидуализацию потребностей конкретной отрасли, конкретного предприятия, а также конкретного индивидуума в рамках не ограниченного никакими рамками, в том числе и временными в стремлении постижения новых знаний, формирующих профессиональные компетенции и направленные на создание новых уровней и форм познания.
В качестве принципов нейроэкономического взаимодействия в рамках накапливающихся предпосылок для формирования модели дистанционно-виртуальной трансформации образовательных институтов в целях подключения к формирующимся элементам образовательной инфраструктуры авторы предлагают рассмотреть следующие: принцип упорядочения элементов образовательной инфраструктуры; принцип нейроэкономической восприимчивости элементов образовательной инфраструктуры к состоянию и изменчивости рынка интернет-пространства в условиях становления интерактивной экономики предложения; принцип включенности элементов образовательной инфраструктуры в сферу образовательного интернет-взаимодействия.
Выводы
Таким образом:
- под образовательной инфраструктурой авторы предлагают понимать систематизированный аппарат инструментов, ресурсов и удалённых возможностей, формируемых государственными образовательными институтами, образовательными организациями и предприятиями, а также совместными частно-государственными предпринимательскими структурами, обеспечивающими функционирование всех уровней и подуровней образовательных институтов;
- все элементы рассматриваемой образовательной инфраструктуры авторы предлагают систематизировать на четырёх уровнях упорядочения – уровня потребителей образовательных институтов, обеспечивающего уровня, инфраструктурно-поддерживающего уровня, а также уровня самих участников образовательного процесса и координирующий межуровневое взаимодействия координирующий центр;
- к основным элементам образовательной инфраструктурой авторы предлагают относить элементы всех уровней поддержки, а именно: элементы методической поддержки; научно - исследовательские образовательные комплексы; координационные центры управления и систематизации; элементы господдержки и госрегулирования образовательной инфраструктуры, обеспечивающие межуровневое взаимодействие; элементы образовательной интернет-площадки; элементы удалённой вовлечённости в образовательный процесс.
- в качестве форм реализации элементов образовательной инфраструктуры авторы предлагают такие интерактивные формы функционирования, как: виртуальная форма, дистанционно-тренинговая форма, а также форма коллективного обсуждения проблемных вопросов и самостоятельного индивидуального познания.
- среди направлений трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере, авторы предлагают рассматривать: рыночное направление (подразумевающее формирование инфраструктурных элементов, позволяющих своевременно анализировать спрос на отраслевом рынке профессиональных компетенций); направление трансформации базовых ценностей (учитывающее формирование элементов образовательной инфраструктуры, определяющих потребности цифровой образовательной культуры и отраслевые ориентиры для регионов и предприятий); направление формирования новых уровней и форм познания (представляющее собой выстраивание и координацию принципиально иных элементов образовательной инфраструктуры, определяющих создание критических изменений образовательных условий для участников отраслевого рынка).
Источники:
2. Бургонов О.В., Михайлов Е.В. Глобальные тренды цифровой экономики и современные вызовы рынка труда // Навыки вне профессий: Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. – c. 15-21.
3. Бургонов О.В., Круглов Д.В. Цифровая среда предпринимательства: перспективы и вызовы для развития экономических систем // Экономика и управление. – 2020. – № 4(174). – c. 407-414. – doi: 10.35854/1998-1627-2020-4-407-414.
4. Кошелева Т.Н., Майор М.Н., Вакеев А.Б. Направления прогнозирования региональной социальной инфраструктуры в процессе цифровой трансформации сферы образования и рынка труда // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 863-878. – doi: 10.18334/epp.12.2.114075.
5. Кошелева Т.Н., Грозовская Е.В. Механизмы формирования многофункционального транспортного кластера // Актуальные проблемы публичного и частного права в контексте современных процессов реформирования законодательства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. – c. 53-64.
6. Гучетль И.Н., Манченко Т.В. Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2022. – № 2. – c. 32-39. – doi: 10.47370/2078-1024-2022-14-2-32-39.
7. Жандарова И. Росстат: Безработица в России снизилась до исторического минимума в 3,6%. Информационный ресурс «Rg.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/01/rosstat-bezrabotica-v-rossii-snizilas-do-istoricheskogo-minimuma-v-36.htm (дата обращения: 01.03.2023).
8. Кошелева Т.Н., Ксенофонтова Т.Ю. Методические аспекты моделирования уровней готовности сервисных компаний транспортной сферы к оказанию услуг в цифровой среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 10. – c. 258-260. – doi: 10.23672/z2034-4594-8534-l.
9. Кошелева Т.Н. Цифровизация меняет социальную инфраструктуру системы образования // Социология управления: актуальные вопросы современности: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 176-186.
10. Кошелева Т.Н. Некоторые подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте // Проблемы современной экономики. – 2023. – № 1(85). – c. 135-138.
11. Кошелева Т.Н. Механизм оценки эффектов стратегического партнерства для устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания // Экономика и управление. – 2023. – № 2. – c. 179-187. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-2-179-187.
12. Кошелева Т.Н. Управление формированием модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учётом особенностей цифровой инфраструктуры // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 141-154. – doi: 10.18334/epp.13.1.117054.
13. Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 713-724. – doi: 10.18334/et.7.8.110722.
14. Мордовец В.А., Угольникова О.Д., Кошелева Т.Н. Система цифровой профессиональной переподготовки как фактор минимизации рисков управления человеческими ресурсами // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. – № 3(61). – c. 105-110.
15. Кошелева Т.Н., Мордовец В.А. Система инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1(291). – c. 90-94. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
16. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления цифрового развития в сфере сервисного обслуживания на транспорте в формате введения экономических санкций. / Параграф в коллективной монографии «Основные процессы сервиса в условиях неустойчивости мировой экономики. - Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2023. – 41-45 c.
17. Кошелева Т.Н., Самотуга В.Н. Направления формирования бизнес- модели транспортных инфраструктурных систем сервисного обслуживания в цифровом пространстве // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 49-57.
18. Тоискин В.С., Красильников В.В., Кулевская Е.С. Трансформация образовательной среды в условиях цифровизации образования // Педагогический журнал. – 2020. – № 2-1. – c. 228-235. – doi: 10.34670/AR.2020.97.87.028.
19. Урядова А.В., Жуйкова К.А. Современные проблемы и перспективы информационно-технологического общества. Информационный ресурс «Kpfu.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1198960877/3554_Sbornik.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
20. Сумина Г.А., Новикова Е.Ю. Цифровая трансформация образования - Методические рекомендации. Soiro64.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2021/08/metreki-cifrovaja-transformacija-obrazovanija.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:18:14