Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Голещихин О.С. Прямые иностранные инвестиции и экономическое развитие // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 21-26.
Уже не первый год в нашей стране ведутся активные дискуссии о необходимости перевода отечественной экономики на «инновационные рельсы», об острой потребности в технологическом скачке, в ускоренной модернизации. Важное место в этих рассуждениях отводится вопросу об источниках средств, знаний, идей, которые могли бы стать движущей силой таких преобразований. Одним из таких источников традиционно называются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Подчеркнем, именно «одним из источников»: прямые иностранные инвестиции не должны полностью заменять собой внутренние инвестиции, напротив, они должны их стимулировать. (Получить общее представление об основных тенденциях в области прямого иностранного инвестирования можно, ознакомившись, например, с «Докладом о мировых инвестициях 2012», ЮНКТАД). Однако, обратившись к научной экономической литературе, посвященной вопросу влияния ПИИ на экономическое развитие принимающих их стран, мы обнаружим, что прямая зависимость между объемами привлекаемых ПИИ и показателями развития экономики наблюдается не всегда. В некоторых случаях какую-либо зависимость просто трудно выявить, в других – она и вовсе оказывается обратной [1, 4]. В связи с этим представляется необходимым детально изучить проблему взаимодействия ПИИ и принимающей их экономики.
Позитивное влияние прямых иностранных инвестиций на экономику
Рассмотрим вопрос о взаимосвязи ПИИ и экономического развития. Под экономическим развитием мы будем понимать процесс, включающий в себя три составляющих:
1) рост технологического уровня экономики;
2) улучшение ее отраслевой структуры;
3) рост уровня жизни населения.
Заметим, вопросы развития наиболее остро стоят перед так называемыми развивающимися странами, к числу которых относится и Россия (хотя международные организации обычно включают ее в группу стран с переходной экономикой, нам этот термин представляется морально устаревшим). Поэтому идеи, обсуждаемые в настоящей статье, в первую очередь, касаются развивающихся стран.
Как уже отмечалось, последствия ПИИ для принимающей их экономики неоднозначны. С одной стороны, утверждается, что ПИИ могут помочь решить проблему дефицита инвестиционных ресурсов в стране. Они могут способствовать росту уровня конкуренции, стимулируя национальные фирмы к поиску путей повышения своей конкурентоспособности, что должно быть выгодно, в том числе и потребителям. ПИИ могут принести более совершенные технологии и бизнес-практики, что означает не только технологическое развитие и совершенствование механизма организации бизнес-процессов, но и создание соответствующих, «качественных» рабочих мест с высокой заработной платой. Это может способствовать позитивным изменениям на рынке труда.
Негативные стороны привлечения прямых иностранных инвестиций
С другой стороны, иностранные компании могут привлечь денежные ресурсы, необходимые для осуществления инвестиций на внутреннем финансовом рынке соответствующей страны, сокращая возможности для внутренних инвестиций. Возможная репатриация капитала также означает сокращение инвестиционного потенциала. Приход иностранной компании часто ведет к сокращению конкуренции, так как национальные фирмы не выдерживают противостояния. При этом иностранная компания, используя более совершенные технологии, может обходиться меньшим количеством сотрудников, причем, обычно это высококвалифицированные специалисты, недоступные для национальных фирм. Или иностранная компания может активно эксплуатировать дешевые трудовые ресурсы развивающихся стран, не слишком заботясь о внедрении производственных инноваций.
Наконец, существуют и неэкономические причины, которые могут привести к негативным последствиям в результате прихода иностранного инвестора. Среди компаний, осуществляющих ПИИ, есть немало таких, объемы финансовых ресурсов которых сопоставимы и даже превосходят ВВП отдельных стран, поэтому в ряде случаев они обладают возможностью повлиять на политические решения, принимаемые руководством тех стран, где они действуют. Таким образом, иностранные компании могут обеспечить себе максимально выгодные условия эксплуатации людских и природных ресурсов принимающей экономики, ничего не давая взамен [2].
Приведенные выше аргументы за и против являются типичными для сторонников и противников политики привлечения ПИИ в экономику страны. Нетрудно заметить, что в них, в первую очередь, отмечается то или иное воздействие ПИИ на технологический уровень экономики, на рынок труда (и, следовательно, на уровень жизни населения), в том числе косвенно – через уже упомянутые технологии и стимулирование или уничтожение конкуренции, а также на объем доступных инвестиционных ресурсов.
Таким образом, можно утверждать, что ПИИ оказывают значительное влияние на уровень технологического развития принимающей экономики и на уровень жизни ее населения. При этом такое влияние может быть и положительным и отрицательным.
Влияние прямых иностранных инвестиций на отраслевую структуру экономики
Что касается изменения отраслевой структуры, то ситуация здесь представляется более сложной. Иностранный инвестор приходит в ту или иную страну привлекаемый определенными экономическими условиями, которые она может предложить. В случае России, это, прежде всего, богатые природные ресурсы, а также достаточно емкий внутренний рынок, который в ряде сегментов продолжил демонстрировать положительную динамику развития и в посткризисные годы. Соответственно, большинство инвестиций и будут идти в добывающий сектор и сектора производства потребительских товаров и услуг [6]. Это может оказать положительное воздействие на технологический уровень этих секторов, а также способствовать росту уровня жизни населения, но при этом будет консервироваться отсталая структура российской экономики, что в долгосрочном перспективе может свести все выгоды от притока ПИИ на нет.
С теми странами, которые могут предложить дешевые трудовые ресурсы (особенно характерными примерами здесь выступают Китай и ряд стран Юго-Восточной Азии) ситуация обстоит иначе. Иностранные компании будут создавать в них трудоемкие производства, что, скорее всего, окажет положительное влияние на отраслевую структуру их экономики (и экономическая практика дает немало примеров, подтверждающих это), однако создание новых отраслей не будет сопровождаться автоматически значительным ростом их технологического уровня, поскольку трудоемкое производство, как правило, не является высокотехнологичным.
В заключение обратимся к проблеме влияния динамики экономического развития на объемы привлекаемых ПИИ. Согласно статистике [3], вплоть до кризиса 2008 года по объемам привлекаемых ПИИ лидировали развитые страны. В кризисные же годы развивающимся странам удалось с ними сравняться, и произошло это потому, что они сохранили положительные темпы экономического роста. Среди развивающихся стран лидером по объемам привлекаемых ПИИ был и остается динамично развивающийся Китай. Положительная динамика экономического развития способствует росту привлекаемых ПИИ. Объясняется это довольно просто. Процесс экономического развития создает все новые и новые возможности для роста бизнеса за счет расширения внутреннего рынка соответствующей страны и создания в ней новых производств и модернизации старых.
Вывод
Таким образом, прямые иностранные инвестиции могут оказывать прямо противоположное воздействие на все три составляющих экономического развития: технологический уровень экономики, улучшение ее отраслевой структуры, рост уровня жизни населения. Поэтому необходимо организовать работу с ПИИ так, чтобы обеспечить максимизацию положительных эффектов, привносимых ими, при надежном контроле возникающих рисков.
Источники:
2. FDI in Developing Countries and Economies in Transition: Opportunities, Dangers, and New Challenges [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.piie.com/publications/chapters_preview/53/1iie258x.pdf.
3. Inward and outward foreign direct investment flows, annual, 1970−2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=88.
4. Lipsey E. Robert, Sjoholm Fredrik. The Impact of Inward FDI on Host Countries: Why Such Different Answers? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iie.com/publications/chapters_preview/3810/02iie3810.pdf.
5. Доклад о мировых инвестициях 2012: обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Overview-ru.pdf.
6. Поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_58/IssWWW.exe/Stg/d1/1-13.htm.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:15