Прямые взаимные инвестиции в Евразийском экономическом союзе: проблемы и перспективы
Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
Статья посвящена оценке взаимных прямых иностранных инвестиций в Евразийском экономическом союзе в современных условиях. Автором проведен комплексный анализ динамики и структуры взаимных прямых иностранных инвестиций в Евразийском экономическом союзе, выявлены проблемы и перспективы формирования общего рынка капитала. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, автором разработаны рекомендации по усилению инвестиционного сотрудничества в Евразийском экономическом союзе. Сделан вывод, что в условиях нового миропорядка ускорение формирования единого рынка капиталов Евразийского экономического союза выступает важным вектором развития интеграционной группировки. Эффективность формирования единого рынка капиталов Евразийского экономического союза во многом зависит от уровня и степени развития интеграции, а также усилий в этой сфере со стороны государств-членов Евразийского экономического союза. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии инвестиционного сотрудничества Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, интеграционная группировка, прямые иностранные инвестиции, Россия
JEL-классификация: E20, E22, F21, F20, P45
Введение
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) выступают важным фактором и катализатором экономического развития, способствуют повышению конкурентоспособности и устойчивости макроэкономических систем. Весьма актуальным данный вопрос представляется в условиях новой реальности – динамичного развития технологий, диджитализации, роста производства и выпуска высокотехнологичных видов продукции, тех направлений экономики, которые требуют огромных капиталовложений. Актуальность темы исследования предопределяется тем, что взаимные прямые иностранные инвестиции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) способствуют углублению интеграционных процессов и повышению конкурентоспособности ЕАЭС и государств-членов.
Теоретическим и практическим аспектам воздействия прямых иностранных инвестиций на экономику принимающих государств посвящено много монографических и экспертных исследований. В частности, разработке теоретических основ ПИИ и выявлению направлений их влияния уделено внимание в работах Булатова А.С. [1], Кузнецова А.В. [2], Бисвайт Д. [3], Даннинга Дж. [4] и др. Вопросы экономического потенциала, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в ЕАЭС исследуются в научных трудах Агамирова К.В., Доровских Е.М., Орловой О.В., Соловяненко Н.И. [5], Арутюнян С.А., Соловьевой Н.В., Галяув Е.Р., Васильевой О.В. [6], Вартановой М.Л., Дробот Е.В. [7], Никифоровой Н.А., Бариленко В.И., Бурцевой К.Ю. [8] и др. Анализ динамики движения взаимных прямых инвестиций в рамках ЕАЭС и выявление их специфики проведен в работах Костюниной Г.М. [9], Кемме Д., Ахметзаки Е.Ж., Мухамедиева Б.М. [10], Астаховой В.Ю. [11], Вилковой М.А. [12], Деминой Ю.А. [13], Царевой Л.В. [14] и др. Вместе с тем, проблематика и перспективы взаимных прямых иностранных инвестиций в интеграционных группировках, в частности в ЕАЭС в современных условиях новой реальности в недостаточной степени отражена в научной литературе.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей инвестиционного сотрудничества в ЕАЭС, разработке и обосновании научно-практических рекомендаций по увеличению прямых взаимных инвестиционных потоков внутри ЕАЭС.
Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по увеличению объема и качества взаимных прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС в условиях новой реальности.
Авторская гипотеза предполагает, что увеличение взаимных прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС будет способствовать усилению интеграционных связей, равно как и наоборот. При этом по мере роста санкционного давления и формирования многополярного мира инвестиционное сотрудничество государств-членов ЕАЭС будет углубляться и развиваться по нарастающей.
Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии неоклассической и институциональной экономических теорий, концепции прямого иностранного инвестирования. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, компаративный анализ.
В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:
- анализ нормативно-законодательной базы ЕАЭС и государств-членов по привлечению и регулированию иностранных инвестиций;
- анализ объема, динамики, географической и отраслевой структур взаимных прямых иностранных инвестиций в Евразийском экономическом союзе;
- выявление основных проблем, тормозящих осуществление взаимных прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС;
- разработка рекомендаций по стимулированию взаимных прямых иностранных инвестиций в рамках ЕАЭС.
Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Евразийского экономического союза по вопросам инвестиционного сотрудничества, законодательная база государств-членов ЕАЭС по регулированию притока прямых иностранных инвестиций, статистика Евразийского банка развития, доклады и отчеты экспертов, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.
Основная часть
В контексте современных геополитических трансформаций, возрастающей конкуренции и турбулентности мировой экономики вопрос повышения макроэкономической мощи выходит на первые позиции в экономической и политической повестке большинства государств и интеграционных группировок. Не является исключением и ЕАЭС, функционирующий с 2015 года и включающий пять государств: Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан. Укрепление инвестиционного сотрудничества и формирование единого рынка капиталов является одним из важных направлений деятельности Евразийского экономического союза.
Нормативно-правовая база инвестиционного сотрудничества ЕАЭС прописана в следующих документах [15]: Договор №279 от 03.10.2014 «Договор о Евразийском экономическом союзе», Решение ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года» [16], Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» [17] и др. Учредительный Договор о ЕАЭС констатирует, что в ЕАЭС «обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики» [15]. Тем не менее, достижение четырех свобод в рамках ЕАЭС в настоящее время в полной мере еще не реализовано. Согласно Декларации «Евразийский экономический путь», предполагается, что лишь к 2030 году в ЕАЭС будет обеспечено свободное движение капиталов – без изъятий и каких-либо ограничений [17]. Формирование единого рынка капиталов осложняется тем, что на текущем этапе развития интеграционного объединения национальное инвестиционное законодательство государств-членов ЕАЭС дифференцированно. Также в инвестиционном законодательстве государств-членов ЕАЭС не прописано определение прямых иностранных инвестиций, зачастую по-разному трактуется понятие иностранной инвестиции, применяется различный инструментарий льгот и преференций по отношению к зарубежному инвестору. В таблице 1 приведены основные нормативно-законодательные акты, которыми регулируется привлечение иностранных инвестиций в государствах-членах ЕАЭС.
Таблица 1
Национальное инвестиционное законодательство государств-членов ЕАЭС
The national investment legislation of the member states of the Eurasian Economic Union
Россия
|
Казахстан
|
Беларусь
|
Армения
|
Кыргыз-стан
|
1.
ФЗ №39-ФЗ от 25.02.1999 «Об инвести-ционной
деятель-ности в РФ, осуществ-ляемой в форме капиталь-ных вложе-ний»
2. ФЗ №160-ФЗ от 09.07.1999 «Об иностран-ных инвести-циях в РФ» |
1.
Концепция инвестиционной политики
Республики Казахстан до 2029 года от 18.10.2024
2. Предпринима-тельский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 №375-V ЗРК |
1. Закон №53-З от 12.07.2013 «Об
инвести-циях»
|
1.
Закон от 31.07.1994 «Об иностран-ных
инвести-циях»
2. Кон-цепция инвести-ционной политики РА от 21.04.2015 |
1.
За-кон №66 от 27.03.2003 «Об инвести-циях
в Кыргыз-ской Респуб-лике»
|
Каждое государство-член ЕАЭС, выступая по отношению друг к другу как конкуренты, стремится с учетом национальных интересов создать наиболее привлекательные условия для иностранного инвестора. Стоит обратить внимание, что не во всех государствах-членах ЕАЭС существует концепция инвестиционной политики как стратегический документ в сфере зарубежного инвестирования. Широкий перечень разработанной документации в области инвестиционного сотрудничества в рамках ЕАЭС свидетельствует о глубоком интересе и внимании к данному направлению. Однако реальные практические шаги по достижению и обеспечению свободы движения капитала в рамках ЕАЭС демонстрируют существенный отрыв от задач, которые во многом носят декларативный характер.
Особое внимание в процессе осуществления взаимных прямых инвестиций в ЕАЭС уделяется научно-технологическому сотрудничеству, реализации совместных кооперационных проектов. В частности, согласно Решению ЕЭК от 11.12.2020 №12 «О стратегических направлениях развития евразийской интеграции до 2025 года», среди основных стратегических направлений развития ЕАЭС до 2025 года выделяются: объединение усилий для стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ; формирование цифрового пространства Евразийского экономического Союза, цифровых инфраструктур и экосистем; выстраивание эффективной системы управления совместными кооперационными проектами и их финансирования, создание и развитие высокопроизводительных, в том числе экспортоориентированных секторов экономики [16].
В рамках научного и технологического сотрудничества ЕАЭС приоритетными и ключевыми (критическими) составляющими являются:
- цифровизация экономики: повсеместная глобализация технологических процессов, сопровождаемая концентрацией технологических разработок;
- здравоохранение и фармацевтика: наблюдается заметное развитие иммуно-онкологии и технологий по целевой доставке лекарств;
- распространение новых материалов;
- технологии в транспортной сфере: повышение доли электромобилей, внедрение цифровых технологий, в частности интеллектуальные системы управления транспортной инфраструктурой;
- сельское хозяйство;
- биотехнологии: биоинформатика и биосенсеры, аугментация органов и тканей человека, медицинские способы лечения и биомедицинские технологии, синтетическая биология;
- передовые технологии машиностроения: создание технологических платформ является базой для развития процессов роботизации и автоматизации в реальном секторе экономик государств-членов ЕАЭС;
- связь и информационно-телекоммуникационные технологии: беспроводной, широкополосный Интернет, мультимедиа, ликвидация компьютерной безграмотности, роботехника;
- строительство: ключевые технологические изменения в сфере строительства связаны с использованием новых материалов, технологий строительных работ, цифровых технологий в ходе проектирования и строительства [16].
Анализ ключевых составляющих научно-технологической политики ЕАЭС позволяет сделать вывод, что эти направления являются критическими на мировом рынке и определяют степень конкурентоспособности держав в мировой экономике. Степень развития вышеперечисленных сфер во многом зависит от притока инвестиционных ресурсов. Соответственно обеспечение свободы движения капиталов, привлечение взаимных прямых иностранных инвестиций на реализацию национальных проектов будут способствовать повышению технологичности производственных систем государств-членов ЕАЭС и снижению зависимости от западных государств.
Объемы привлеченных прямых иностранных инвестиций зависят от привлекательности инвестиционного климата. В сравнении с промышленно развитыми государствами государства-члены ЕАЭС не могут похвастаться благоприятным инвестиционным и деловым климатом. Так, по данным 2024 года в глобальном инновационном рейтинге Россия занимает 59-ое место, Армения – 63-ое, Казахстан – 78-ое, Беларусь – 85-ое, Киргизия – 99-ое место [18]. В рейтинг международной конкурентоспособности в 2024 году из всех государств-членов ЕАЭС вошел лишь Казахстан, занявший 35-ое место [19]. Все вышесказанное свидетельствует о невысоком уровне инвестиционной привлекательности государств-членов.
Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, в последние годы наблюдается положительная динамика роста взаимных прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС. По данным Евразийского банка развития, в январе-сентябре 2023 года взаимные инвестиции в ЕАЭС составили приблизительно 1 млрд. 600 млн. долл. и выросли в 2,2 раза по сравнению с 2022 годом [20]. Прирост же взаимных инвестиций в ЕАЭС в первом квартале 2024 года по сравнению с предыдущим периодом по приблизительным оценкам составил 4% [21]. Таким образом, наблюдается положительная динамика во взаимных прямых инвестициях в ЕАЭС. Преобладающими инструментами осуществления взаимных прямых инвестиций являются инвестиции в капитал компаний и акции инвестиционных фондов.
Крупнейшей страной-инвестором, по данным первого квартала 2024 года, в ЕАЭС выступает Россия, на втором месте находится Беларусь, а на третьем – Казахстан (табл.2). Очевидно, что инвестиционный потенциал и финансовые возможности государств напрямую коррелируются с уровнем развития экономики, размером ВВП, макроэкономическим потенциалом. С большей степенью вероятности, первое место РФ как экспортера капитала также обусловлено политическими мотивами – необходимостью укрепления сотрудничества, торгово-экономических связей с «дружественными государствами» - государствами-членами ЕАЭС, обеспечения национальной и экономической безопасности.
Среди стран-реципиентов прямых иностранных инвестиций в первом квартале 2024 года в ЕАЭС лидирует Беларусь, за которым следуют Казахстан и Кыргызстан. До недавнего времени Казахстан занимал вторую строчку как инвестор и как реципиент, но ситуация в 2024 году Казахстан ослабил свои позиции (табл.2).
Таблица 2
Распределение взаимных инвестиций в ЕАЭС
(млн. долл. США, первый квартал 2024 года)
The distribution of the mutual investments in the Eurasian Economic Union
(million U.S. dollars, the first quarter of 2024)
Инвесторы
|
Страны-реципиенты
| ||||
Армения
|
Беларусь
|
Казахстан
|
Кыргызстан
|
Россия
| |
Армения
|
|
2,8
|
0,1
|
|
|
Беларусь
|
|
|
-4,6
|
0,3
|
74,5
|
Казахстан
|
0,3
|
0,8
|
|
8,7
|
-60,7
|
Кыргызстан
|
|
0,3
|
-1,2
|
|
-0,8
|
Россия
|
26,7
|
620,4
|
499,9
|
27,8
|
|
Обращает внимание, что доля взаимных прямых инвестиций в общем объеме инвестиций из всех стран в государствах-членах ЕАЭС пока еще не столь значительна. Так, в первом квартале 2024 года в Беларуси этот показатель составил 38,1%, Казахстане – 21%, Кыргызстане – 36,7%. Исключение составила лишь Армения с долей 78,3% [21].
При анализе качества прямых иностранных инвестиций несомненное значение приобретает исследование отраслевой структуры ПИИ. Согласно статистическим данным Евразийского банка развития, преобладают добыча нефти и газа, далее следуют транспорт и связь, торговля. В то же время наблюдается рост инвестиций в сферу услуг, производство продуктов питания и энергетику [20].
Важное место в инвестиционном сотрудничестве и реализации проектов национального развития государств-членов ЕАЭС играет программа «Евразийская цифровая платформа» по формированию общей цифровой экосистемы. Планируется, в период до 2025 года на реализацию данной платформы выделят приблизительно 300 млрд. руб. [17]. Цифровизация, упрощая процедуру инвестирования, может оказать позитивное воздействие на привлечение прямых иностранных инвестиций [22].
В Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь» сформирована задача развития механизмов поддержки реализации кооперационных проектов [17]. В настоящее время страны-члены ЕАЭС уже запустили пилотный механизм финансовой поддержки за счет бюджета ЕАЭС кооперационных проектов, которые будут реализовываться на их территории [23].
Резюмируя, в целом можно констатировать, что инвестиционное сотрудничество в ЕАЭС динамично развивается. Подтверждением данному тезису служит продвижение цифровой повестки, промышленной кооперации, развитие совместной информационной системы и др. Однако на пути взаимных прямых иностранных инвестиций ЕАЭС стоят существенные проблемы: неблагоприятный инвестиционный климат, дефицит финансирования, отсутствие общей комплексной стратегии и программы по формированию единого рынка капиталов в рамках ЕАЭС и др.
С целью повышения инвестиционного сотрудничества и формирования единого рынка капиталов ЕАЭС можно порекомендовать реализацию следующих шагов и мероприятий:
- разработка конкретных программ и планов по обеспечению свободы движения капиталов ЕАЭС с оценкой эффективности мероприятий и инструментов по его достижению, а также создание общей стратегии по формированию единого финансового рынка государствами-членами ЕАЭС;
- стимулирование прямых иностранных инвестиций в высокотехнологичные направления в рамках ЕАЭС путем разработки механизма дифференцированного гарантий, преференций и льгот. Согласно научным исследованиям, именно прямые иностранные инвестиции являются ключевым детерминантом для выпуска высокотехнологичной продукции.
- формирование специализированного органа в рамках ЕАЭС, содействующего реализации свободы капитала в интеграционной группировке и осуществляющего контроль за эффективностью данного процесса [20].
По нашему мнению, предложенные выше мероприятия будут способствовать созданию единого рынка капитала Евразийского экономического союза и повысит устойчивость производственных комплексов государств-членов к внешним и внутренним факторам и рискам.
.
Заключение
На основании анализа взаимных прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС можно постулировать ряд выводов и предложений.
Взаимные прямые иностранные инвестиции служат одним из показателей интеграции стран ЕАЭС и отражают уровень доверия между бизнес-сообществами региона. С другой стороны, углубление интеграционных связей в ЕАЭС способствует увеличению потоков взаимных прямых иностранных инвестиций.
Формирование единого рынка капиталов Евразийского экономического союза выступает важным направлением развития интеграционной группировки. Необходимость принятия мер в реализации данного направления обусловлена усилением геополитического давления и обострением внешних рисков.
В настоящее время свобода перемещения капитала Евразийского экономического союза осложняется отсутствием комплексной инвестиционной стратегии интеграционной группировки, недостаточно высоким уровнем экономического развития государств-членов и неблагоприятным инвестиционным климатом, дефицитом финансовых ресурсов. Каждое государство-член Евразийского экономического союза, конкурируя друг с другом за инвестиционные ресурсы, имеет собственные национальные интересы и специфические потребности в области привлечения иностранных инвестиций, что препятствует выработке совместной стратегии действий [21]. Несмотря на рост динамики взаимных прямых инвестиций в ЕАЭС, объем и качественные характеристики взаимных ПИИ отстают от потребностей макроэкономических систем государств-членов. По мнению автора исследования, углубление интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза будет способствовать координации усилий стран по формированию единого рынка капитала ЕАЭС и гармонизации инвестиционной политики. Дальнейшее развитие тематики исследования связано с оценкой эффективности воздействия взаимных прямых инвестиций на экономическое развитие ЕАЭС и государств-членов, анализом влияния цифровизации на привлечение зарубежного капитала.
Источники:
2. Кузнецов А.В. Прямые иностранные инвестиции стран Восточной Азии: Китай, Япония, Республика Корея, Монголия. / Монография. - Москва: Русайнс, 2020. – 206 c.
3. Biswajit Dhar, Chalapati Rao K.S. Understanding Foreign Direct Investment –. - Orient Blackswan Pvt Lta, 2020.
4. Dunning J.H. Multinationals, Technology and Competitiveness. - London, Boston: Union Human, 1988. – 280 p.
5. Агамиров К.В., Доровских Е.М., Орлова О.В., Соловяненко Н.И. «Зоны знаний» интеграционных объединений государств (ЕАЭС и ЕС): сравнительно-правовое исследование. / Монография. - М.: Проспект, 2021. – 176 c.
6. Арутюнян С.А., Соловьева Н.В., Галяув Е.Р., Васильева О.В. Исследование движения капитала в странах ЕАЭС // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5867-5886. – doi: 10.18334/epp.14.10.121862.
7. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Возможности расширения свободы движения товаров в условиях интеграции стран ЕАЭС // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 721-740. – doi: 10.18334/eo.9.2.39920.
8. Никифорова Н.А., Бурцева К.Ю., Бариленко В.И., Боровицкая М.В., Шнайдер В.В. Анализ экономического состояния, перспектив и рисков пространства ЕАЭС. / Монография. - Москва: КноРус, 2021. – 162 c.
9. Костюнина Г.М. Взаимные прямые инвестиции в странах ЕАЭС: основные тенденции и факторы влияния // Модернизация россии: приоритеты, проблемы, решения: Ежегодник: Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Выпуск 2. Часть 2. Материалы XVIII Международной научной конференции в рамках Общественно-научного форума «Россия: ключевые проблемы и решения». Москва, 2019. – c. 345-351.
10. Kemme D.M., Akhmetzaki Y., Mukhamediyev B.M. The effects of the Eurasian Economic Union on regional foreign direct investment and implications for growth // Journal of International Trade and Economic Development. – 2021. – № 5. – p. 643-660. – doi: 10.1080/09638199.2021.1896769.
11. Астахова В.Ю. Перспектива инвестиционного сотрудничества ЕАЭС: взаимные и прямые инвестиции в ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 12-1(82). – c. 38-41. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-12-1-38-41.
12. Вилкова М.А. Тенденции в формировании межгосударственных потоков капитала в ЕАЭС // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1(70). – c. 143-146. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-11033.
13. Демина Ю.А. Приток прямых иностранных инвестиций в ЕАЭС: проблемы и перспективы // Экономические исследования и разработки. – 2024. – № 10. – c. 49-56. – url: http://edrj.ru/article/07-10-24.
14. Царёва Л.В. Ограничение прямых иностранных инвестиций: правовые аспекты в контексте евразийской интеграции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2021. – № 1(35). – c. 44-54. – doi: 10.22394/2073-2929-2021-01-44-54.
15. Нормативно-правовая база научно-технического сотрудничества. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_makroec_pol/sci-tech/npa-nts.php (дата обращения: 12.12.2024).
16. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01428320/scd_12012021_12 (дата обращения: 12.12.2024).
17. Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Docs.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01443175/ms_26122023 (дата обращения: 14.12.2024).
18. Global Innovation Index 2024. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/gii-ranking/en/rank (дата обращения: 10.12.2024).
19. World Competitiveness Ranking 2024. Imd.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/wcc/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness-ranking/rankings/wcr-rankings/#_tab_Rank (дата обращения: 11.12.2024).
20. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР – 2023. Евразийский Банк Развития. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/upload/iblock/82b/EDB_2023_Report-5_Monitoring-of-Mutual-Investments_rus.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
21. О взаимных инвестициях государств-членов ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/payment_balance/express/express_mi_1Q2024.pdf (дата обращения: 05.12.2024).
22. World Investment Report 2024. Investment facilitation and digital government. Unctad. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2024_overview_en.pdf (дата обращения: 23.11.2024).
22. [Электронный ресурс].
23. Решение Высшего совета ЕАЭС от 25.05.2023 «Об оказании финансового содействия при реализации государствами-членами Евразийского экономического союза совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности» [Электронный ресурс] URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_prom/finansirovanie-promyshlennoy-kooperatsii/%D0%A0%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%92%D0%95%D0%AD%D0%A1_%D0%BE%D1%82_25_%D0%BC%D0%B0%D1%8F_2023_%E2%84%964.pdf (дата обращения: 12.12.2024)
23. [Электронный ресурс].
Страница обновлена: 20.12.2024 в 15:28:15