Управление факторами, влияющими на стоимость услуг ЖКХ

Комарова Т.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (219), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены факторы, влияющие на стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства. По мнению автора, повышая уровень компетентного управленческого воздействия на них, можно добиться снижения стоимости услуг ЖКХ и определить направления вывода отрасли из кризисного состояния.

Ключевые слова: факторы, тарифы ЖКХ, система жилищно-коммунального хозяйства, ценообразующие факторы, уровни управленческого воздействия



На пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) российская экономика сталкивается с определенными трудностями, одну из ключевых позиций при этом занимает проблема роста цен на услуги ЖКХ. Тарифы на услуги жилищно-коммунального сектора в период с 2007 по 2011 гг. в Москве увеличились на 141%, превысив уровень инфляции за тот же период в 2,2 раза, а рост доходов населения – в 3,5 раза [1]. Для ряда регионов характерно двукратное превышение темпов роста цен в сфере ЖКХ над уровнем инфляции на протяжении последних пяти лет.

Законодательно установлено, что размер платежа за коммунальную услугу рассчитывается исходя из экономически обоснованного тарифа и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления. Уровень тарифов различается по регионам и различия в размере тарифов на коммунальные услуги обусловлены разницей в объемах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоемкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии. Важную роль играет также наличие собственных источников добычи воды или использования покупной воды, а также особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

В табл. 1 представлены выборочные данные по затратам на жилищно-коммунальные услуги в Российской Федерации за 2011 год. Отклонение фактических данных от федерального стандарта по некоторым регионам превышает 30%, при этом отклонение наблюдается как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стандарта. Как видно из таблицы, наибольшие «по модулю» отклонения не зависят от географического положения региона – они наблюдаются и в средней полосе, и в Сибири, и в Северокавказском районах.

Таблица 1

Затраты на услуги ЖКХ в некоторых регионах за 2011 г. [2]

Регион
Величина затрат на услуги ЖКХ, руб. на 1 м2 общей площади жилья
Отклонение, %
Федеральный стандарт
Фактический показатель
Ивановская область
81,6
113,88
39,6
Карачаево-Черкесская Республика
76,0
76,39
0,5
Чеченская Республика
68,8
46,06
–33,1
Республика Тыва
103,8
75,22
–27,5
Чукотский АО
396,3
281,66
–28,9
В среднем по России
81,2
90,09
10,9

Наблюдается определенная тенденция к росту доли расходов на оплату услуг ЖКХ в общем объеме потребительских расходов населения (см. табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в потребительских расходах домашних хозяйств, % [2]

Период
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Удельный вес
8,3
8,7
8,2
7,7
8,7
Факторы, воздействующие на уровень цен на услуги ЖКХ

Органы государственной власти и местного самоуправления, независимые эксперты указывают самые разнообразные причины сложившейся ситуации. Ключевым фактором высокого уровня цен на услуги ЖКХ, как правило, называют значительную изношенность инженерных коммуникаций, отставание в капитальном ремонте жилых зданий. Все это предполагает систематизацию факторов, определяющих уровень и динамику тарифов на услуги жилищно-коммунальной системы.

Традиционно в литературе предлагается несколько вариантов группировки:

– в зависимости от способа экономического роста: выделяются интенсивные и экстенсивные факторы [3].

– по измеримости воздействия: качественные и количественные факторы.

В последнее время была предложения и новая классификация – относящиеся к сфере производительных сил в жилищно-коммунальной сфере или сфере производственных отношений [4].

Вне зависимости от выбора классификационного критерия, влияние ряда факторов на итоговый результат функционирования организации не может быть непосредственно оценен.

Ни одна из предложенных на сегодняшний день классификаций не позволяет определить, на каком уровне экономической системы государства возможно управлять тем или иным фактором. Очевидно, что определение компетентного управленческого звена крайне важно для оптимизации тарифов в отрасли.

Предлагаемая классификация представлена в табл. 3. В ней основные факторы, оказывающие решающее воздействие на уровень цен на услуги ЖКХ, сгруппированы по уровням экономической системы России:

– макроэкономический (народное хозяйство);

– мезоэкономический (отрасли, регионы, корпорации);

– микроэкономический (отдельные хозяйствующие субъекты).

Выбранный критерий классификации позволяет учитывать сложную многоуровневую структуру российской экономики.

Таблица 3

Ценообразующие факторы в отрасли ЖКХ

Уровень экономической системы
Макроуровень
Мезоуровень
Микроуровень
Ценообразующие факторы
Уровень инфляции
Экономический потенциал региона
Управленческая компетенция и уровень профессионализма работников предприятия
Законодательная база
Доля граждан с низким уровнем доходов, претендующих на получение субсидий на оплату услуг ЖКХ
Применяемый вид топлива (источника водоснабжения) и удаленность от него
Социальное положение, средний уровень доходов населения
Уровень доходов работников отрасли
Скрытая коррупция (выбор поставщиков в обход принципа экономической целесообразности)
Уровень изношенности материальной базы
Уровень изношенности материальной базы
Уровень монополизации на региональном рынке
Взаимодействие между факторами, влияющими на стоимость услуг ЖКХ

Необходимо отметить, что некоторые из указанных факторов оказывают воздействие на другие факторы. Например, средний уровень доходов населения отнесен к макроуровню, но он находится во взаимной связи с уровнем доходов работников отрасли и долей граждан с низким уровнем доходов, претендующих на получение субсидий на оплату услуг ЖКХ. Средний уровень доходов населения опосредует число граждан, обращающихся за получением субсидий на оплату услуг ЖКХ. Значимость последнего постепенно снижается, так как в настоящее время в условиях реформирования системы ЖКХ проводится реализация тарифной политики по поэтапному переходу на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг.

Критерий изношенности материальной базы отнесен к мезо- и микроуровню, поскольку на уровень цен влияет состояние как внутрифирменной, так и региональной или отраслевой материальной базы.

Взаимодействие может происходить и между факторами одного уровня: удаленность от источников ресурсов может оказывать влияние на уровень скрытой коррупции и наоборот.

В схему не включены факторы, которые можно назвать «второстепенными», это например, сезонный фактор, природные условия (зимой потребление энергии на освещение и отопление помещений выше, необходимая температура в теплосетях различается по географическим зонам). Второстепенные факторы оказывают большее влияние на уровень потребления услуги, а не на величину тарифа.

Один и тот же фактор может быть и основным и второстепенным, например, уровень профессионализма работников отрасли. С одной стороны, некомпетентности персонала, как управленческого, так и производственного не влияет непосредственно на экономически обоснованную величину тарифа. С другой стороны, некомпетентность кадров вызывает дополнительные материальные затраты, увеличивая в итоге себестоимость оказываемой услуги.

Вывод

Таким образом, в работе перечислены факторы, влияющие на стоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства, что необходимо для определения характера управленческих воздействий на данные факторы. По нашему мнению, именно так можно определить оптимальные возможности снижения стоимости услуг и дальнейшего вывода отрасли из кризисного состояния. Для корректного определения компетентного уровня управленческого воздействия необходимо рассматривать систему факторов с учетом возможности их взаимодействия.


Источники:

1. Беспрецедентный рост тарифов ЖКХ в России. Данные компании «ФинЭкспертиза». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kvarplati.net/node/111
2. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. Федеральная служба государственной статистики. 2010 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_62/IssWWW.exe/Stg/01-01.htm
3. Казанатов М. Г. Методические аспекты управления затратами в сфере жилищно-коммунальных услуг / М. Г. Казанатов // Управление экономическими системами. Научный электронный журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/logistika/item/271-2011-03-25-06-48-03
4. Феклистов О.И. Системная организация управления ресурсным потенциалом предпринимательских структур жилищно-коммунального хозяйства. Автореф. … дис. д-ра экон. наук. – Спб., 2011. – С. 33.

Страница обновлена: 04.11.2024 в 13:47:38