Стратегия развития и модернизации российской экономики на период до 2020 года
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Осипов А.Ю. Стратегия развития и модернизации российской экономики на период до 2020 года // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 17. – С. 4-10.
Аннотация:
Россия вступила в ВТО, но чем это обернется для российских производителей, учитывая слабую конкурентоспособность отечественной экономики, зависимость от экспорта углеводородного сырья, высокую изношенность основных фондов, бедность регионов, высокую долю импорта и суровые климатические условия? Автор проводит идею, что в нашей стране есть природные богатства и высококвалифицированная рабочая сила и в этих условиях, чтобы не оказаться «позади планеты всей», нужно развивать приоритетные отрасли экономики. Особую роль при этом приобретают инвестиции.
Ключевые слова: сельское хозяйство, инвестиции, машиностроение, ВТО, металлургия, мировой рынок, природные богатства, лесопереработка
В 90-е годы Российская Федерация начала интегрироваться в мировую экономику, имея весьма слабые позиции. Отказавшись от советской планово-распределительной экономики, мы включились в мирохозяйственные связи в условиях крайне низкой конкурентоспособности отечественной экономики. Наша зависимость от конъюнктуры цен на нефть и некоторые другие виды углеводородного сырья слишком велика, а добавленную стоимость на переработке нашего сырья получают другие государства. В результате ниша, которую Россия заняла на мировом рынке, явно не отвечает потенциалу страны, обладающей уникальным географическим положением, крупнейшими в мире природными ресурсами, высококвалифицированной рабочей силой, значительными экономическими и технологическими возможностями.
России именно сейчас нужна прорывная экономическая политика. Она не сможет решать стратегические задачи, которые ставит российское руководство, тихими неспешными темпами роста ВВП, запланированными на уровне 4% в год. Это на самом деле выглядит как закрепление отставания не только от развитых стран, но и от быстро развивающихся стран, таких, как Китай, Индия и другие. Напомню, что их темпы роста ВВП равняются 8−10% при 6,5% в среднем для развивающегося мира [1].
Какие проблемы создает вступление России в ВТО?
Для России сегодня крайне важен стратегический план экономического развития с горизонтом примерно в 20−30 лет. То есть программа развития не на год, два, три − это задачи текущего плана, а долгосрочное планирование, подразумевающее модернизационный рывок экономики. В последнем варианте «Стратегии-2020» утверждается, что российская экономика должна строиться на модели экспортной ориентации, но отметим, что это уже модель прошлого. Китай в последние 30 лет довольно успешно развивался по первому варианту, а сегодня предпринимает колоссальные усилия, чтобы возродить спрос внутри страны с целью повышения своей покупательной способности, так как они понимают: кончилась эпоха экспортной ориентации экономики. Америка и Европа больше не будут приобретать в прежних масштабах китайские товары.
По проблеме присоединения к ВТО не утихают споры. И сегодня многие задаются вопросами: «А надо ли было России вступать в эту организацию? Членство в ВТО нужно России, чтобы по всему миру торговать конкурентоспособной продукцией?» Такой продукции в нашем торговом балансе всего около 7% [2]. Вступив в ВТО, мы действительно получим более благоприятные возможности поставлять в Бразилию, Китай, Турцию, Польшу, Италию и Францию нашу одежду, обувь, автомашины, электронику. Но кто будет покупать наши товары? Парадокс заключается в том, что чем сложнее продаваемая Россией продукция, чем большую стадию «технологического передела» претерпела конечная продукция российских предприятий, тем она становится более неконкурентоспособной. Издержки производства из-за неэффективной работы изношенного и устаревшего оборудования, низкой производительности труда, большего расхода на единицу продукции энергии, сырьевых и трудовых ресурсов, необходимости в холодное время года в течение семи месяцев отапливать помещения и содержать соответствующую инфраструктуру (котельные, теплотрассы, обслуживающий персонал) делают на каждой стадии «технологического передела»» нашу продукцию все дороже и дороже. В страну, куда есть возможность поставлять товар, никогда не придут инвестиции. Вступление в ВТО означает, что мы начнем применять стандарты, которые соответствуют иной фазе социального и экономического развития. У нас сейчас нет материального и политического ресурса, который позволил бы нам соответствовать стандартам ВТО. Не выжить нашему производителю, если до вступления в ВТО не принять федеральную программу мер по повышению конкурентоспособности российской продукции: техническое переоснащение производства, возможность получения долгосрочных низкопроцентных кредитов, отмены таможенных пошлин и НДС на ввоз импортного оборудования, пересмотр таможенной политики в интересах российских производителей.
Бедность регионов и огромный аграрный потенциал страны
Всего шесть российских регионов кормят всю остальную страну, и в ближайшие годы этот расклад вряд ли изменится. В 2011 г. почти половину отечественного ВВП произвели Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра, Тюменская область), Московская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. И не обязательно быть большим знатоком географии, чтобы понять, в чем причина такого «успеха» названных областей. «Большая шестерка» четко делится на две части. Первая сидит на нефтяной и газовой трубе, обеспечивая приток в страну львиной доли экспортной выручки, вторая эти средства аккумулирует и распределяет.
На эти регионы приходится почти половина отечественного ВВП, они являются основными донорами федерального бюджета, здесь формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны. В этих же регионах работают или базируется большинство крупнейших корпораций страны, в том числе все основные российские монополисты. Несмотря на большую разницу между двумя этими блоками, они тесно взаимосвязаны и даже неразрывны между собой. Один блок без другого нежизнеспособен. Мощный природный и финансовый ресурс «большой шестерки» определяет его хорошие бюджетные, социальные и макроэкономические показатели, что дает ей неоспоримое преимущество по сравнению с другими регионами [3].
Еще одна проблема сегодняшней России − колоссальный рост импорта. Россия могла бы кормить полмира, а вместо этого импортирует 60−70% продовольствия из-за рубежа. Почему бы не заняться импортозамещением? Почему бы не обеспечить себя собственным мясом и молочными продуктами? Аграрная сфера − одно из перспективных направлений, так как продовольственная проблема в мире будет стоять все острее и острее. Например, маленькая страна Дания от экспорта продовольствия каждый год зарабатывает около 50 млпрд долларов − это столько, сколько Россия получает от продажи военно-технической продукции. Согласно прогнозу ООН, увеличение численности населения Земли до 9,5 млрд человек к 2050 году потребует значительного увеличения производства продуктов питания. У России есть все условия, чтобы стать одним из ведущих поставщиков продовольствия на мировом рынке. Для этого есть и ресурсная база, и земля, и вода. Все это составляет громадный аграрный потенциал страны. Вопрос лишь в том, как его правильно использовать в отсталых регионах страны.
Инвестиционный дефицит и «бегство капиталов»
Инвестиционная проблема для России сегодня имеет более чем актуальное значение. По экспертным оценкам, для модернизации российской экономики нужны инвестиции в объеме 2–2,5 трлн долл. в течение 20−30 лет, то есть по 100 млрд долл. ежегодно. Износ основных фондов в России, и особенно его активной части − станков, машин, оборудования, достиг предельных показателей. Причем, этот процесс имеет тенденцию к резкому ускорению. Доля нового оборудования в машиностроении составляет сегодня лишь 2,5%, тогда как десять лет назад она превышала 40%. Уже сегодня, даже если полностью развернуть на инвестирование российского производства теневые потоки финансовых ресурсов, составляющие до 60 млрд долл., то дефицит обеспечения интенсивного экономического развития российского хозяйства составит до 40 млрд долл. ежегодно [4].
По итогам 2011 года отток капитала из России превысил 84 млрд долл. Это рекордный показатель за всю историю, не считая кризисного 2008 года, когда утечка составила 134 млрд долл. Всего за последние три с половиной года из России было выведено более 340 млрд долл. − это 100% федерального бюджета страны и 18% ВВП за 2011 год. Как переломить ситуацию с российским инвестиционным дефицитом, подталкивающим страну к черте, за которой начинается необратимая деградация нашей экономики? И вообще, возможно ли изменить эту ситуацию в принципе?
Крупные российские собственники, появившиеся в результате революционных преобразований в российском обществе и страдающие дефицитом легитимности, выводят свои активы за рубеж и о масштабном и долгосрочном инвестировании предприятий национального хозяйства тоже не помышляют. Так, по данным экономической экспертной группы Минфина отрицательное сальдо капитальных потоков в Росси выражается соотношением 1 : 8 [5]. Причины явления, называемого «бегством капиталов», многочисленны и разнообразны, но одной из первопричин является полукриминальный характер их возникновения. Эта полукриминальность заключается в прямом нарушении существовавших тогда приватизационных норм, с более чем либеральным характером и в специфике приватизируемых объектов. Остается только долгожданный иностранный инвестор, который, никак не хочет вкладывать свои капиталы в российскую экономику.
Необходимость инвестиций в приоритетные отрасли российской экономики
Роль иностранных инвестиций в современном мире из полезности превратилась в жизненно важную необходимость, и не только для развивающихся стран, но и для развитых. Поэтому каждую единицу иностранных инвестиций сегодня России придется не выпрашивать, а завоевывать. Иностранный инвестор всегда и везде жестко ориентирован только на получение и увеличение своей прибыли. Контактировать с иностранцами легко, но продать им что-либо или заставить вложить свои капиталы во что-либо, очень трудно. Эту аксиому необходимо хорошо усвоить российскому хозяйственнику и чиновнику, и исходя из этого оценивать состояние и перспективу своих деловых отношений с ним. Особенно это касается составления инвестиционных предложений и проработки бизнес-планов различных уровней сложности.
Исходя из приоритета выживаемости России, а значит ее необходимости достойной интеграции в мировую экономическую систему, можно утверждать, что альтернативы выхода российских товаров на мировые рынки и привлечения иностранного инвестора в российскую экономику не существует. Необходимо становиться на реальный путь выхода из затянувшегося кризисного состояния. А реальный путь выхода связан с жесточайшей мировой конкуренцией за мировые рынки сбыта своей продукции и привлечение иностранных инвестиций. Первый этап этой борьбы заключается в определении приоритетных отраслей российской экономики − сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, авиация, ВПК, лесопереработка и других, с развитием которых, Россия может занять достойное место в мировом экономическом сообществе. Причем, на начальном этапе их развития, инвестирование в эти отрасли в основном должно обеспечиваться государством через использование национального богатства, заключенного в природной ренте. Особую роль при этом следует отвести науке и образованию.
На втором этапе, после достижения продукцией этих отраслей показателей, обеспечивающих ей приемлемую конкурентоспособность на западных рынках, в целях захвата и удержания лидирующих положений, больший акцент в их развитии следует отводить иностранному инвестированию, с безусловным соблюдением условий сохранения национальной экономической безопасности.
Источники:
2. Портанский А. Россия и ВТО: заключительный этап? // Экономист. – 2011.
3. Жук В.А., Ходачек А.М. Регионы России при вступлении в ВТО // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2007.
4. Экономика как синергетическая система / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев. – М.: Ленанд, 2010.
5. Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:07:16