Менеджмент интеллектуального капитала – эффективный инструмент стратегического управления в России в условиях экономики знаний
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (5), Май 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038137
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Успех менеджмента в значительной степени зависит от социальных факторов. Это осознается многими лидерами стран с развитой экономикой. Синергия сбалансированных решений, отраженных в социально-экономических индикаторах результативности, – основа успеха в глобальной конкуренции. При этом главной движущей силой при принятии эффективных стратегических решений является интеллектуальный капитал. Именно его рост обеспечивает конечный успех в инновационном развитии конкурентоспособной экономики.
Ключевые слова: инновационное развитие, интеллектуальный капитал, стратегическое управление, социальные отношения
Успех менеджмента в значительной степени зависит от социальных факторов. Это осознается многими лидерами стран с развитой экономикой. Синергия сбалансированных решений, отраженных в социально-экономических индикаторах результативности, ‑ основа успеха в глобальной конкуренции. При этом главной движущей силой при принятии эффективных стратегических решений является интеллектуальный капитал (ИК). Именно его рост обеспечивает конечный успех в инновационном развитии конкурентоспособной экономики.
За рубежом, особенно в США и в Великобритании, ведутся интенсивные работы по адаптации системы сбалансированных показателей эффективности реализации стратегии (ССП - Balance Scorecard) в государственном управлении. Президентом США одобрена специальная программа менеджмента, а госдепартамент успешно применяет методику построения сбалансированных карт эффективности для мониторинга деятельности различных подразделений, ведомств, в том числе, высшего управленческого персонала.
В СССР в конце 70-х годов впервые была выдвинута идея измерения нематериальных активов, неосязаемых ценностей (опыта, навыков, интуиции, знаний, творческих способностей) в управлении строительством. В середине 80-х была разработана методология интерактивного моделирования социально-экономических процессов с модульной системой эффективных индикаторов, наглядных и доступных унифицированных моделей. Продвинутая в мире модель ССП (американцев Нортона Р. и Каплана Д., начало 90-х годов) как инструмент измерения эффективности реализации стратегии является более поздним зарубежным аналогом отечественной модели управления в проекции ее рыночного приложения для задач роста конкурентоспособности и стоимости коммерческих компаний.
Преимущества интерактивной системы стратегического менеджмента по сравнению с зарубежными моделями электронного правительства и системами управления на основе ССП, определяются инвариантностью, системотехничностью, учетом таких ключевых индикаторов, как цена управления, цена стратегии, качество, эффективность и экономичность стратегических целей и задач, индекс интеллектуального капитала. Без них невозможно обеспечить релевантное изучение, осуществить адекватную идентификацию и оценку интеллектуализации управления.
Ряд бизнес-консалтинговых структур пытается привлечь внимание правительства, министерств и региональных органов власти к использованию методологии ССП и соответствующего программного обеспечения. Однако эти предложения не охватывают вопросы стратегического менеджмента интеллектуального капитала.
За рубежом применяется более 34 методов и пакетов прикладных программ для измерения и оценки ИК. Но интегрированного инструмента для управления ИК в государственном управлении, в системах власти и бизнеса, электронного правительства пока нет. Автор выдвигает системотехническую концепцию интерактивного менеджмента интеллектуальным капиталом. Она основывается на следующих основных принципах:
‑ характер и сущность управления бизнесом, государством, гражданским обществом – интерактивны;
‑ общество взаимодействует с тремя органами государственной власти, наделенными управленческими функциями – исполнительной, законодательной и судебной;
‑ основной закон государства (конституция) определяет стратегические цели и задачи развития государства и общества, стратегию проектирования социально-экономических и политических отношений, формирует правовые условия устойчивого развития человеческого капитала, пути достижения достойного уровня жизни граждан и их безопасности;
‑ интеллектуальный капитал включает в себя следующие основные компоненты: социальный, человеческий, экономический и организационный капиталы, которые описываются системой эффективных, сбалансированных и ранжированных по приоритетам индикаторов,
‑ человеческий капитал является основным, системообразующим компонентом интеллектуального капитала.
Каждая группа показателей представляет блок индикаторов, в состав которого включаются общепринятые показатели и рейтинги международных организаций. Предлагаемые методы дополняют и усиливают преимущества интеграции моделей интеллектуального капитала с моделями систем сбалансированных показателей, используемых в зарубежной и отечественной практике. Одновременно они ослабляют их недостатки. В табл. 1 приведена типовая последовательность этапов управления интеллектуальным капиталом.
Таблица 1
Этапы интерактивного управления интеллектуальным капиталом
1
|
Установить видение и определить миссию. (разработка видения и миссии)
|
2
|
Установить стратегические цели и задачи. (определение стратегических целей и задач, формирование стратегии достижения целей и задач на основе эффективного управления интеллектуальным капиталом)
|
3
|
Извлечь факторы успеха, которые помогут реализовать стратегию. (определение факторов успеха, например, на основе СВОТ анализа)
|
4
|
Определить систему сбалансированных индикаторов эффективности и построить таблицу/матрицу их информационно-управленческих связей ‑ стратегическую карту ССП (разработка ключевых индикаторов эффективности, выбор эталонных моделей индикаторов и построение стратегической карты)
|
5
|
Сформулировать программу и календарный план действий для реализации стратегий (определение программы и плана действий)
|
6
|
Построить организационную структуру и модель управления. Осуществить вышеупомянутые шаги (этапы 1-5) на каждом уровне управлении, обменяться информацией и способствовать реализации стратегий. (установить динамизм управления ИК)
|
7
|
Измерять и оценивать рассогласования между фактическими значениями индикаторов и их нормативными, эталонными моделями (измерять цену управления и интегрированный индекс ИК)
|
8.
|
Анализировать ситуации по индикаторам целей и задач, формировать промежуточные варианты решений и инициатив (генерировать варианты эффективных и экономичных решений и инициатив)
|
9.
|
Корректировать программу и календарный план действий для реализации принятых решений (корректировка программы и планов действий)
|
10.
|
При необходимости перейти к этапу 1 или 2 (или к любому другому этапу)
|
11.
|
Готовить отчеты по интеллектуальному капиталу (отчет ИК)
|
Для эффективного управления ИК необходима качественная, полная, современная система и модель учета нематериальных активов, стимулирующая власть, бизнес и экономику в целом. Большинство моделей в стратегическом управлении в настоящее время относятся к моделям принятия решений, которые отражают и процесс выбора решений (инициатив или действий) и сами системы, на которые эти решения влияют. При этом задача принятия решений формулируется в следующем виде: отыскать те значения управляемых воздействий (инициатив), которые при заданных ограничениях и при фиксированных неуправляемых воздействиях оптимизируют эффективность ИК.
Обычно цель измерения и оценки заключается в отыскании и установлении недостающих сведений в описании состояния ИК с той степенью полноты, которая определяется существующим уровнем развития науки и техники, экономических, социальных, финансовых и нефинансовых показателей.
Описание ИК, полученное в результате теоретических исследований взаимосвязей между его элементами, назовем теоретической моделью Fт, а характеристики и описания ИК, полученные после измерения и оценки, обработки и анализа данных практической деятельности ‑ практической моделью Fп.
Будем считать, что объект исследования (модель ИК) известен, если имеется описание, устанавливающее количественные и качественные соотношения между параметрами элементов/компонент ИК, их связями, входными воздействиями и выходными сигналами/показателями, совпадающими с практическими данными, отражающими описание тех же связей. То есть, если теоретическая модель совпадает с практической моделью.
Обычно в управлении социально-экономическими процессами, в том числе ИК, с помощью системы эффективных индикаторов цель исследования (идентификация, измерение, оценка, принятие решений и осуществление действий, промежуточный и результирующий контроль, подготовка отчета) заключается в отыскании и установлении недостающих сведений в описании состояния ИК с определенной степенью полноты. Перед менеджерами часто ставятся две стратегические задачи.
Прямая стратегическая задача - на основании известного состава и структуры ИК дать описание ее модели и определить ее поведение при различных внешних воздействиях и изменении состава и структуры в условиях новой экономики.
Обратная стратегическая задача - на основании анализа поведения ИК, его откликов при различных воздействиях построить его модель с учетом имеющихся гипотез, а в дальнейшем определить новый состав и структуру интеллектуального капитала в условиях жесткой конкуренции.
Для прямой задачи, если известен состав и структура ИК, могут быть поставлены следующие подзадачи:
‑ составить модель ИК, отражающую зависимость функции поведения от ее состава и структуры;
‑ определить отклики ИК на заданные воздействия;
‑ экспериментально проверить адекватность модели реальному ИК;
‑ установить влияние того или иного параметра из состава и структуры ИК;
‑ определить множество состояний ИК, функции переходов и функцию поведения для каждого из состояний;
‑ определить влияние внешних (иногда нежелательных) воздействий на функцию поведения ИК при нормальном функционировании и т.п.
Для обратной задачи оптимальный состав и структура объекта исследования неизвестны. В этом случае могут быть сформированы следующие подзадачи:
‑ по исследованию отклика ИК на входные воздействия определить вид и характер функции поведения, и, может быть, ее индикативное (эталонное, нормативное) отображение (выдвинуть гипотезу и построить ее новую модель);
‑ составить модель ИК и проверить ее соответствие практическим данным;
‑ по модели восстановить состав и структуру ИК на основании известных аналогий и гипотез (с учетом результатов сопоставительного анализа показателей фирм прототипов, средних значений индикаторов по отрасли, региону и т.д.);
‑ по функции поведения разделить ИК на некоторые группы (классы, типы) по заданным критериям, или признакам.
Критериям или признакам классификации являются величины показателей капитализации, форма и величина отклика, вид модели, описывающей поведение объекта и т.п.
Для решения прямой и обратной стратегических задач особое значение придается четкому определению миссии и видения ИК, а также цели исследования. До начала решения задач должен быть определен и формализован весь процесс проведения исследования: сбор исходной информации, способы ее обработки и анализа, определения видов и порядка выдачи управляющих воздействий, предполагаемый диапазон их изменений, характер и форма представления результатов обработки информации.
При управлении интеллектуальным капиталом по принципу обратной связи измеряется рассогласование между фактическим и желательным показателями. Это рассогласование в виде решения и соответствующего действия предписывается к исполнению с тем, чтобы вернуть его в требуемое состояние равновесия или перевести в желаемое. Для этого типичными являются следующие этапы:
1. Определяются миссия и видение, выбор стратегических целей и задач, разрабатываются критерия (нормы, стандарты, эталоны, индикаторы).
2. Выбирается метод измерения и оценки качества результата.
3. Сравнивается фактический результат с нормативным качеством.
4. На основе величины рассогласования определяются управляющие сигналы (решения и действия, инициативы, распоряжения, приказы), чтобы привести интеллектуальный капитал к желаемому уровню проявления.
Продолжение следует
Источники:
2. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. М. Издательство РАГС. 2001.
3. Беспалов П.В., Гапоненко А.Л., Корниенко В.И. и др. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации: М. «Социальные отношения», 2003.
4. Ваганян Г.А. «Системотехника социально-экономических процессов». Энциклопедический словарь. Системотехника строительства. Под редакцией Гусакова А.А., 2-е издание, Москва, 2004.
5. Ваганян Г.А., Блеян В.Ю. Информационные технологии в правовой деятельности (в системе государственной службы). Ереван, Нжар, 2005.
6. Ваганян Г.А., Ваганян О.Г. Виртуальные технологии менеджмента (системотехника электронного управления). Ереван, Нжар, 2005.
7. Методология проектирования электронного правительства. Научно-практическая конференция «Информационно-аналитические средства поддержки принятия решений и ситуационные центры». РАГС при Президенте РФ. 29-30 марта 2005, Москва.
8. Ситуационные центры – инструменты менеджмента конституционной и интеллектуальной безопасности. Научно-практическая конференция «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации». РАГС при Президенте РФ. 18-19 апреля 2006, Москва.
9. Ваганян Г.А., Блеян В. Ю., Ваганян О.Г. Методы определению рейтинга и оценки интеллектуального капитала ведущих Российских инновационных вузов. Журнал «Телекоммуникация и информатизация образования», Москва, N6(37), ноябрь-декабрь, 2006.
10. Гапоненко А.Л., Козырев А. Н. Интеллектуальный капитал. Глава II. Учебного пособия. Экономика, основанная на знаниях. Под общ. ред. Гапоненко А.Л., Москва, РАГС, 2006.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:32