Инновационный кластер как инструмент модернизации национальной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (76), Апрель 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029222
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Обоснована необходимость модернизации национальной экономики как средства формирования интенсивного типа воспроизводства. Рассмотрены различные подходы к содержанию модернизации. Анализируются природа и сущность кластеризации в современных условиях, а также ее основополагающие характеристики.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, конкурентоспособность, производство, модернизация, стратегия развития, инновационный кластер, технологии
Современное состояние экономики Российской Федерации, экономический рост за последние десятилетия характеризуются суженным типом воспроизводства как особым видом экономического кризиса. Его основным проявлением является серьезный дисбаланс в обновлении и выбытии основных фондов, сопровождаемый сокращением производственного аппарата, физическим износом функционирующего оборудования, снижением уровня производительности общественного труда. В этой связи в качестве важнейшей предпосылки формирования интенсивного типа воспроизводства следует рассматривать модернизацию национальной экономики, которая должна носить комплексный характер, то есть включать технологическую, производственную и социальную составляющие.
Заметим, что, несмотря на активное обсуждение проблемы модернизации в экономической науке, (В. Алексеев, В. Андрианов, В. Пантин, И. Побережников и др.), до сих пор не выработано единое мнение о направлениях и инструментах ее реализации. Проведенный анализ предлагаемых подходов к содержанию модернизации позволяет выделить как минимум два основных ее вектора.
В рамках первого подхода делается ставка исключительно на разработку новых инновационных технологий с последующим их внедрением в отечественную промышленность в целях инновационного развития национальной экономики [1]. Для этого были предложены и созданы соответствующие институты инновационной инфраструктуры: ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», корпорация «Роснано», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития.
В рамках данного подхода предлагаются конкретные направления инновационного развития, которые, по мнению руководства государства, должны включать: энергосбережение, ядерные, информационные, космические, медицинские технологии.
Второй подход к проведению модернизации заключается в активном заимствовании зарубежных технологий, на базе которых предполагается построение конкурентоспособной отечественной промышленности, способной удовлетворить в первую очередь внутренний спрос, а также занять определенные конкурентные позиции на мировом рынке. Иными словами, предлагается догоняющая стратегия развития. Сторонниками этого подхода выступают такие известные ученые, как В. Полтерович [2], Р. Кучуков [3], Н. Зиядуллаев [4], А. Широв, М. Гусев [5] и другие.
Известно, что внедрение заимствованной технологии в процесс производства предполагает соответствующее обучение работников, ее использующих. Издержки заимствования технологий будут пропорциональны количеству работников. Цены на импорт выступают в данном подходе в качестве экзогенного фактора, оказывающего влияние на экономический рост. При прочих равных условиях их увеличение снижает темпы экономического роста, а поскольку они отражают условия торговли, укрепление национальной валюты ведет к увеличению темпов роста выпуска продукции. Применительно к России это означает, что повышение реального курса рубля может способствовать ускорению экономического роста при заимствовании технологий [6].
Названный вариант модернизации базируется на тезисе, что Россия как страна с догоняющим типом экономического развития имеет только одно преимущество перед развитыми экономиками – «преимущество отсталости», то есть возможность заимствования уже созданных ими технологий, институтов и методов управления. При такой модели развития разработка инноваций представляется крайне дорогим удовольствием. В качестве важнейшего плюса указывается возможность проведения «широкомасштабной» модернизации во всех отраслях путем соответствующего заимствования технологий.
Обобщая сказанное, следует отметить, что названные подходы к проведению модернизации неспособны, по нашему мнению, в чистом виде послужить основой для проведения комплексной модернизации экономики. В этой связи особую значимость приобретает разработка комплексной стратегии модернизации национальной экономики, способной обеспечить не просто формирование системы адекватных антикризисных мер, а становление интенсивного типа воспроизводства для эффективного комплексного, долгосрочного социально-экономического развития.
При таком подходе логика проведения модернизации должна, на наш взгляд, базироваться на совмещении рациональных элементов из указанных выше подходах, или, на так называемом, интегративном подходе, предусматривающем три основополагающих взаимосвязанных компонента:
1) инновационное развитие;
2) заимствование технологий;
3) эффективное внедрение разработанных ранее технологий и механизмов.
Важнейшим элементом интегративной модернизации, направленной на преодоление суженного воспроизводства и формирование его конкурентоспособного типа, на наш взгляд, является формирование инновационных кластеров, определяющих социально-экономическое развитие. Под инновационным кластером следует понимать такой механизм развития отрасли или ее отдельных составляющих, который обеспечивает эффективное прохождение всего экономического цикла в рамках воспроизводственных систем, осуществляя превращение ресурсов, стартовых позиций территорий и отраслей в новые виды высокорентабельной продукции в целях формирования конкурентоспособного типа воспроизводства.
В экономическую литературу понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 г.), согласно которому кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [7].
В основе инновационных кластеров находится средообразующая группа предприятий, объединенных территориально и по отраслевому принципу. Большинство предприятий этой группы на территории присутствия являются градообразующими, т.е. оказывают превалирующее влияние на развитие отраслей промышленности, социально-экономическое состояние территории, ее валовой продукт и характер местных рынков. При этом инновационные кластеры также способствуют производству конкурентоспособной продукции и технологий, обеспечивая повышение международной конкурентоспособности страны.
Наполнение инновационных кластеров целесообразно проводить в том числе в соответствии с требованиями, изложенными в работе М. Портера об индустриальных кластерах [8] и предусматривающих, что в них, помимо взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, должны входить также связанные с их деятельностью организации (например, университеты, агентства по стандартизации, торговые объединения), конкурирующие, но вместе с тем ведущие совместную работу. Иными словами, в рамках функционирования инновационных кластеров должен осуществляться комплексный процесс – от разработки идеи, ее пробной реализации до изготовления серийного товара (технологии). Только в этом случае можно говорить о создании подлинного инновационного продукта.
Центром инновационного кластера является так называемое «ядро», т.е. одно или несколько предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке, способных производить качественную продукцию для нужд большинства предприятий кластера и на экспорт, являющихся лидерами на рынке и способных улучшать конкурентоспособность своей продукции в долгосрочной перспективе [9].
Таким образом, основополагающими характеристиками инновационных кластеров являются:
- наличие определенной группы компаний, в структуре которой выделяется одно или несколько крупных предприятий–лидеров, образующих центр (ядро) и определяющих долговременную стратегию развития инновационного кластера;
- географическая локализация, масштабы кластера могут варьироваться от одного города или региона до целой страны;
- кооперирование предприятий кластера: кластер характеризуется устойчивостью хозяйственных связей и их доминирующим значением этих связей для большинства его участников, при этом в нем присутствуют предприятия разных отраслей, технологически связанные друг с другом, между которыми существует специализация на производстве основных и сопутствующих товаров и услуг;
- наличие конкуренции внутри кластера: сохранение конкурентной борьбы между его участниками является ключевым элементом концепции кластеров, что стимулирует их к постоянному совершенствованию своей деятельности и инновационному поиску;
- инновационная направленность кластера: кластеры обладают большой способностью к инновациям, что объясняется возможностью их участников быстро реагировать на потребности покупателей, доступом к новым технологиям внутри кластера, кооперацией в осуществлении научно-исследовательских работ, а также конкурентным давлением, которое стимулирует предприятия к созданию инноваций;
- взаимосвязь интересов предприятий кластера и кооперация усилий участников: дополнительные синергетические эффекты, получаемые предприятиями кластера, возможны только в случае взаимного учета интересов участников и стратегических приоритетов.
Инновационные кластеры следует отличать от других форм экономических объединений (технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры). В отличие от последних, участники кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать друг с другом и пределами кластера. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах. Участники инновационного кластера взаимодействуют между собой посредством обмена рабочей силой, доступа к информации, обеспечения связи между производителями и поставщиками, получения венчурного капитала или комбинации всех этих факторов.
Направления развития инновационных кластеров сформулированы в выступлениях ряда официальных лиц нашей страны и включают следующие направления: энергосбережение, ядерные, информационные, космические, медицинские технологии.
В России активная работа по созданию инновационных территориальных кластеров началась в конце 2011 года с соответствующего поручения Президента РФ, данного по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации. В январе 2012 года было решено провести конкурс пилотных программ развития территориальных инновационных кластеров. В итоге в Минэкономразвития России было представлено 94 конкурсных заявки, с которыми начала работать специально созданная экспертная группа, в которую вошли представители федеральных органов исполнительной власти, ведущих научных и образовательных организаций, бизнес-сообщества (всего около 100 экспертов).
В августе 2012 года Правительством Российской Федерации проект перечня инновационных территориальных кластеров был утвержден. В перечень вошли 25 кластеров (в основном по направлениям, указанным выше), относительно которых будут применяться меры государственной поддержки.
Однако, на наш взгляд, более целесообразным, в условиях современной российской экономики, было бы начать внедрение инновационных кластеров с сырьевых отраслей, в которых уже создан определенный производственный потенциал. В частности, следует согласиться с мнением профессора М. Винокурова, указывающего, что на базе сырьевых отраслей формирование современных перерабатывающих мощностей способно обеспечить поэтапный переход от вывоза первичного сырья к экспорту продукции более высоких переделов [10].
Таким образом, для полномасштабной интегративной модернизации государству необходимо разработать эффективную государственную политику, которая, с одной стороны, должна способствовать формированию интенсивного и конкурентоспособного типа воспроизводства, в том числе посредством создания комплексной инновационной системы, а с другой – обеспечивать ее эффективное функционирование.
Вывод
Подводя итог, отметим, что решение стоящих перед государством задач по преодолению суженного воспроизводства, выходу на устойчивый путь развития возможно только в рамках проведения комплексной экономической политики по формированию конкурентоспособного типа воспроизводства. Важнейшим инструментом последней должна выступить интегративная модернизация, формирующая базу внедрения нового типа воспроизводства на основе активного обновления основных фондов и роста производительности труда, позволяющих обеспечивать должный уровень экономической безопасности и конкурентоспособности национальной экономики. Особое значение в данном процессе приобретают формирование и внедрение инновационных кластеров, создающих реальные стимулы к обновлению основного капитала, обеспечивающих мультипликационный эффект развития отраслей экономической системы и рост производительности труда.
Источники:
2. Белоусов Д., Пенухина Е. Технологические и экономические проблемы развития российской экономики в долгосрочной перспективе [Текст] // Проблемы прогнозирования, 2010, № 4.
3. Мау В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией [Текст] // Вопросы экономики, 2010, № 2.
4. Полтерович В. Стратегия модернизации. Институты и коалиции [Текст] // Вопросы. экономики, 2008, № 4; Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Ч.1. [Текст] // Вопросы экономики, 2006, № 7.; Полтерович В. О стратегии догоняющего развития для России [Текст] // Экономическая наука современной России, 2007, № 3.
5. Кучуков Р. Модернизация экономики: проблемы и задачи [Текст] // Вопросы экономики, 2010, № 1.
6. Зиядуллаев Н. Проекту модернизации экономики статус национального! [Текст] // Экономист, 2008. № 6.
7. Широв А., Гусев М., Рутковская Е., Максимцова С. Посткризисное восстановление: возможности и риски [Текст] // Проблемы прогнозирования, 2010, № 5.
8. Туманова Е.А., Шагас. Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. [Текст]. – М., 2004.
9. Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опыта повышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развития кластеров [Электронный ресурс] // http://politanaliz.ru/articles_695.html.
10. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. – N.Y.: The Free Press Ltd, 1990.
11. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использование кластерных подходов [Электронный ресурс] // http://www.pmjobs.net/art/7.doc.
12. Винокуров М. Хватит дешевить! Обновление российской промышленности лучше начать с сырьевых отраслей [Текст] // Аргументы недели, 2011, № 15 (256).
Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:05:21