Высшее аграрное образование и наука в системе кластерно-сетевого управления экономикой России

Рябчикова Н.Н.1
1 Институт аграрных проблем Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48140251
Цитирований: 7 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В современном мире стала востребованной парадигма, провозглашающая роль аграрной науки и образования в стратегическом развитии агропромышленного комплекса (АПК). Обеспечение его высококвалифицированными кадрами является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Цель данного исследования – анализ особенностей, современного состояния и проблем, существующих в высшем аграрном образовании и науке Российской Федерации, а также обоснование основных направлений их модернизации, имеющей большое социально-экономическое значение для устойчивого развития АПК. Проанализирована доля профессорско-преподавательского и научного состава некоторых аграрных вузов РФ, позиции аграрных вузов России по показателям «Научно-исследовательская деятельность» и «Международная деятельность», изложены причины отсутствия высоких темпов экономического роста регионов при достаточном уровне человеческого капитала, раскрыты актуальные проблемы и перспективы аграрного образования. Обоснована мысль о важности формирования культуры внутрикластерного мышления как процесса изменения в региональной кластерной политике. Было установлено, что новая система управления высшим аграрным образованием должна быть связана с непрерывным развитием креативного, творческого потенциала человека. В статье обозначено, что с учетом тенденций кризиса 2020 года в условиях восстановления экономики России назрела крайняя необходимость развития эффективных связей между существующими субъектами научно-производственной сферы в рамках кластерно-сетевых структур с целью решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. Учитывая особенности нового вектора развития АПК, автор акцентирует внимание на необходимость формирования системы непрерывного аграрного образования в России. Обоснован комплексный подход к формированию компетенций работников АПК и даны рекомендации для дальнейшего развития высшего аграрного образования. Результаты исследования на практике могут быть полезны кластерным менеджерам, использующим различные инструменты и технологии управления человеческим капиталом. В исследовании были применены монографический метод, методы обобщения и системного анализа.

Ключевые слова: аграрное образование, наука, кластеры, кластерно-сетевая экономика, управление, кластерно-сетевые взаимодействия, агропромышленный комплекс

JEL-классификация: O15, O43, Q16, I25



Введение

Президент России В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил: «Наступивший, 2020 год во многом рубежный. Это переход к третьему десятилетию XXI века. Перед Россией стоят прорывные исторические задачи, и в их решении значим вклад каждого» [1]. Таким образом, сделана ставка, прежде всего, на человека и развитие его потенциала с целью определения конкурентоспособного преимущества России. В докладе Центра стратегический разработок и Высшей школы экономики также отмечено, что «место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018–2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования» [2]. То есть достижение национальных целей, включая лидерство на международном рынке продукции АПК, будет связано с развитием человеческого капитала.

Очевидно, что образование и наука в новой повестке играют ключевую роль. Особое значение отводится обеспечению соответствующего уровня качества высшего образования в стране, поскольку в современном мире появился естественный запрос на подготовку специалистов нового формата. Востребованными становятся ранее неизвестные профессии, а к уже существующим предъявляются сверхновые требования. Динамичные изменения на рынке труда – один из многочисленных глобальных трендов в настоящее время, и «скорость сопряженных изменений в запросах на качество человеческого потенциала предъявляет повышенные требования к системам образования, в общем, и к университетам в особенности» [1] (Soshenko, 2020).

Отдельного внимания заслуживает высшее аграрное образование и наука, имеющие свои отраслевые особенности. Аграрные университеты России накопили богатое наследие. Сложившиеся идеи передаются из поколения в поколение и нацелены на выполнение первостепенных задач страны, среди которых развитие сельского хозяйства, обеспечение продовольственной безопасности и независимости.

В условиях активного обращения к постиндустриальному обществу и экономике знаний обозначился переход к новой парадигме стратегического развития АПК, предполагающий институционализацию взаимодействия между элементами его системы в виде формирования кластерно-сетевых структур. По этой причине автор в статье раскрывает научно-методологические и организационные основы высшего аграрного образования и науки именно в рамках кластерно-сетевого взаимодействия высших образовательных учреждений, представителей производства и власти. Необходимость формирования региональных агропромышленных кластеров вызвана потребностью в устойчивом развитии агропромышленного производства с целью решения проблемы продовольственной безопасности отдельных территорий и стран.

Теоретические аспекты исследования

В условиях экономики знаний востребована парадигма инновационной деятельности в агропромышленном комплексе, меняющая роль работника и модель аграрного образования. Сегодня совершенно очевидна необходимость его связи с фундаментальными, прикладными науками и экономической оценкой эффективности их применения. Дезинтеграция любого звена в этих сетевых взаимоотношениях неизбежно сказывается на качестве высшего аграрного образования, всем цикле воспроизводства и использования знаний, а значит, и возможностях инновационного развития [2, 3] (Bautin, Glazko, 2012; Semykin, Serebrovsky, Lebedchuk, 2012). Авторы П.Ф. Кубрушко, Л.И. Назарова считают, что «сверхзадачей аграрного образования становится подготовка высококвалифицированных кадров, способных и готовых осуществлять инновационную профессиональную деятельность в сфере АПК» [4] (Kubrushko, Nazarova, 2019).

Анализ практики развитых и развивающихся стран показал, что «полюсами» роста, активно аккумулирующими научный, образовательный и экономический потенциал, являются агропромышленные кластеры. Примеры вузов во многих странах, таких как США, Франция, Канада, доказывают, что объединив свои функции (образовательную деятельность, научные исследования, экспертную и консультационную работу, разработку и внедрение инноваций, предоставление услуг по оказанию актуального дополнительного образования, а также предпринимательскую функцию), достигают наибольшего успеха в виде синергетического эффекта для развития экономики АПК. Очевидно, что в современных условиях требуется новый подход к организации системы высшего аграрного образования в России.

Зарубежный опыт часто демонстрирует, что для определения наиболее «сильных» кластеров критерием их оценки выступает развитость «потоков знаний» в них и между ними. Интенсивность потока знаний в агропромышленных кластерах увеличивает силу взаимодействия между его участниками. Примеры зарубежных агропромышленных кластеров – Vegepolys (Франция, Земли Луары), пищевой кластер Нижней Австрии (Австрийская Республика) – были проанализированы в исследовании ученых Е. Куценко, С. Артемова, В. Абашкина, Е. Исланкиной [3]. Отметим, что в агропромышленных кластерах в настоящее время происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании промышленного потенциала региона.

При комплексном подходе к управлению развитием кластерно-сетевых структур возможно приближение АПК России к модели устойчивого развития и повышению его конкурентоспособности на мировом рынке. Ключевым фактором развития должна выступать инфраструктура и система высшего аграрного образования. В России участники кластеров, как правило, пока не готовы к активному взаимовыгодному сотрудничеству с университетами в части инновационного развития, подготовки кадров и вливания инвестиций. Хотя аграрные университеты могут стать не только активными участниками кластерных структур в АПК, но и выступать инициаторами их развития. Г. Ицковиц [18, 19] (Etzkowitz, Leydesdorff, 2002; Etzkowitz, 2008) в своей модели «TripleHelix» выделил капитал знаний как самый важный фактор в создании успешных региональных кластеров. Наука, бизнес и государство в динамике своего взаимодействия образуют некую «тройную спираль». Основной принцип модели – изучение университетов как ключевого объекта. Еще более явно отображает значимость университетов в развитии агропромышленного комплекса четырехзвенная модель, которая содержит еще один компонент – общество как конечный пользователь инноваций, влияющий на создание знаний и технологий [Катуков, Малыгин, Смородинская, 2012] [4].

Необходимо понимание того, что аграрный университет заключает в себе не только научно-образовательный потенциал. Ряд авторов концепций информационного общества (Р. Барнет, М. Кастельс и другие) [17, 20] (Bell, 1976; Castels, 2000) считают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования – «образования в течение всей жизни» (long life education) [7] (Gizatova, Fayzrakhmanov, 2016).

Вопросы интеграции фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособных специалистов агропромышленного комплекса раскрыты в работе В.А. Семыкина, В.И. Серебровского, П.В. Лебедчук [3] (Semykin, Serebrovskiy, Lebedchuk, 2012). Влияние социально-гуманитарного сектора на модернизацию высшего аграрного образования изучено в исследовании А.Н. Семилетовой [5] (Semiletova, 2019). Актуальные проблемы аграрного образования и современные тренды его развития, включая взаимодействие университетов со сферой производства в качестве элемента реализации «третьей миссии», изложены в многочисленных трудах российских ученых [1, 4, 6, 8, 9, 12, 15] (Soshenko, 2020; Kubrushko, Nazarova, 2019; Khubiev, Makarov, 2019; Bogdanovich, Merkulov, Ruposov, 2015; Myshak, 2019; Kudryashova, Sorokin, Bugaenko, 2020; Dorofeev, Naumkin, Litsukov, Belogurova, Kryukov, Demidova, 2019).

Таким образом, в настоящее время представителями научного сообщества уделяется значительное внимание проблеме влияния образовательного и научного потенциалов на формирование эффективных кластерных структур. Данной теме посвящено достаточно большое количество научных трудов как отечественных, так и зарубежных авторов.

Материалы и методы

Материалами для изучения послужили данные статистики и мониторинга, отраженные в информационной системе анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования; исследования российских и зарубежных ученых, отраженные в публикациях и монографиях; статьи и интервью в прессе по вопросу текущей ситуации в сфере аграрного образования и необходимости реформы в ней; соответствующие законодательные и нормативные акты.

В ходе исследования особое внимание было обращено на актуальные вопросы по теме исследования, отмеченные в: тексте Послания Президента Федеральному Собранию 2020 года, докладе центра стратегических разработок и Высшей школы экономики, Стратегии развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года, федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», распоряжении Правительства РФ «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», постановлении Правительства «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

Основные идеи складывающейся системы интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе отражены в Сорбонской (1998) и Болонской (1999) декларациях.

В исследовании были применены монографический метод, методы обобщения и системного анализа, которые послужили основой для разработки нового подхода к развитию аграрного образования в контексте кластерно-сетевого управления.

Результаты исследования

Глобальный экономический кризис привел к структурным изменениям в экономике и в системе агропродовольственного комплекса. Такой ключевой государственный приоритет в России, как надежное обеспечение страны продовольствием отечественного производства, в комплексе с другими инструментами реализации требует глубинной его модернизации. Новые социально-экономические условия сформировали более высокие требования к профессионализму специалистов с высшим аграрным образованием, в частности к их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Поэтому особого внимания в настоящее время заслуживает высшее аграрное образование.

Следует отметить, что в Стратегии развития аграрного образования РФ до 2030 года указано, что она предназначена для использования в работе не только образовательных организаций, но и органов государственной власти федерального и регионального уровня, предприятий аграрного сектора экономики, общественных организаций, других заинтересованных сторон [5].

Социально-гуманитарная составляющая аграрного образования также играет значительную роль в формировании специалиста АПК, потому что современный агропромышленный комплекс высокотехнологичен и опирается, прежде всего, на знания и личностный потенциал человека-профессионала. Также в этом вопросе важен аспект возникающих кризисов (социальных и экологических) и их влияние на общественное существование. Для обеспечения его безопасности и развивающего влияния любая профессиональная деятельность человека, в том числе специалиста АПК, должна осуществляться в соответствии с культуроцентричными стратегиями.

Специалист АПК для осуществления инновационной деятельности в первую очередь должен обладать универсальным компетенциям (рис. 1).

Рисунок 1. Универсальные компетенции инновационной деятельности как условие развития любой отрасли в современном мире

Источник: составлено по [4] (Kubrushko, Nazarova, 2019).

В целях формирования указанных компетенций, конечно, сначала необходимо адаптировать все направления социально-экономической политики и общественную среду путем обеспечения необходимых условий для самовыражения и проявления творчества сотрудниками. Здесь четко прослеживаются ценности гуманистической парадигмы. Так, автор А.Н. Семилетова раскрывает влияние социально-гуманитарного сектора на модернизацию высшего аграрного образования и показывает, что он является важнейшей частью профессиональной компетентности современного специалиста АПК [5] (Semiletova, 2019).

При анализе институциональных основ формирования рынка образования и разработке концепции развития высшего образования важно иметь в виду, что Россия входит в небольшое число тех стран, владеющих достаточно высоким научным потенциалом, и к тому же в силу высокого образовательного уровня обладает очевидным сравнительным преимуществом, особенно в контексте уровня экономического развития страны. К началу XXI века Россия располагала 12% всех ученых мира, более 30% из них были в возрасте до 40 лет [6] (Khubiev, Makarov, 2019).

Согласно данным мониторинга некоторых аграрных вузов в 2019 году, доля преподавателей моложе сорока лет в них не превышала 40%, а молодых научно-педагогических работников –22% (рис. 2).

Рисунок 2. Доля профессорско-преподавательского и научного состава возрастной категории моложе 40 лет в некоторых аграрных вузах РФ (2019 г.)

Источник: Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: www.miccedu.ru (дата обращения: 24.03.2020).

Достаточно накопленный человеческий капитал не всегда гарантирует высокий экономический рост по некоторым причинам (рис. 3).

Рисунок 3. Причины отсутствия высоких темпов экономического роста стран при высоком уровне человеческого капитала

Источник: составлено по [6] (Khubiev, Makarov, 2019).

Важно, что образование выполняет в первую очередь следующие функции (рис. 4).

Рисунок 4. Общественно значимые системообразующие функции образования

Источник: составлено по [6] (Khubiev, Makarov, 2019).

На сегодняшний день в системе аграрного образования есть ряд проблем, которые требуют системного решения (рис. 5).

Рисунок 5. Проблемы и перспективы развития аграрного образования

Источник: составлено автором.

Нужно понимать, что развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса является долгосрочной инвестицией. Главная цель современного аграрного образования – следование новой парадигме образования, предполагающей подготовку не только высококвалифицированного специалиста, обладающего новым знанием, но и человека воспитанного. Воспитание дает способность адекватно понять происходящие процессы в ускоряющемся развитии мира и обеспечить гармонизированное (устойчивое) развитие человеческого общества путем созидательных действий. Перспективным направлением в этом вопросе является открытие агроклассов в регионах, которые формируют связь аграрного вуза и школы. Получив первоначально знания об аграрной сфере в школе, человек сможет более осознанно планировать свою профессиональную деятельность. От этого зависит будущее не только одного конкретного человека, но и сельскохозяйственной отрасли России в целом. Альберт Эйнштейн говорил: «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста».

Совершенно новая система управления высшим аграрным образованием должна быть связана с непрерывным развитием креативного, творческого потенциала и ноосферного мышления специалиста, способного формировать внутрикластерную культуру, которая будет ориентирована на осознание всеми участниками кластера потенциала квазиинтеграции.

Современный мир требует от специалиста агропромышленного комплекса не только глубокого владения профессиональными знаниями, но личностными качествами, позволяющими ему осознавать значение аграрной деятельности для общества, уметь отвечать за последствия своих действий, поступков и обладать высоким уровнем общей культуры. Автор Е.А. Мышак обращает внимание на переосмысление опыта профессиональной подготовки будущего специалиста аграрной отрасли и рассматривает ее с позиции гуманизации процесса обучения, предусматривая качественное изменение приоритетов [9] (Myshak, 2019). Важное место в процессе подготовки специалистов АПК должно отводиться персональным ключевым квалификациям.

Особенность российских образовательных программ высшего аграрного образования в России состоит в реализации идей компетентностного подхода, для которого характерен перенос упора с личности преподавателя и содержания дисциплины на обучающегося. Центральной задачей в области компетентностно-ориентированного подхода является обеспечение системной связи требований к результатам освоения и содержания образования, обеспечивающего достижение этих требований [10] (Molchanova, 2019).

У аграрных университетов на постиндустриальном этапе развития появилась еще одна функция – коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Возрастает необходимость в качественном управлении этим процессом. Исследователи О.И. Богданович, А.С. Меркулова, В.Л. Рупосова считают: «университет выступает не только в качестве образовательного центра науки, культуры и воспитания, поставляющего высококвалифицированных специалистов, но также становится субъектом рыночной экономики, выступающим в роли производителя интеллектуальной продукции, реализующего результаты своей научной деятельности на рынке» [9] (Myshak, 2019).

Статьей 105 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [6] предусмотрены формы и направления международного сотрудничества в сфере образования, направленные на интернационализацию образования. В свою очередь, позитивным моментом в системе российского высшего аграрного образования в 2019 году стал рост научной активности и числа доли иностранных обучающихся в аграрном вузе. В целом показатели по международной деятельности в вузах хорошие, они превышают пороговые значения (табл. 1).

Таблица 1

Позиции аграрных вузов по показателю «Международная деятельность» в сравнении с пороговыми значениями в 2019 году

ВВуз

Значение показателя
Пороговое значение
Изменение относительно прошлого года
ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ»
3,58
1
+22,6% (2,92)
ФГБОУ ВО Вятская ГСХА
1,03
1
-12,0% (1,17)
ФГБОУ ВО «Ижевская ГСА»
0,52
1
+57,6% (0,33)
ФГБОУ ВО Казанская ГАВМ
6,68
1
+6,5% (6,27)
ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСА»
6,81
1
-1,9% (6,94)
ФГБОУ ВО «Самарский ГАУ»
10,94
1
+53,2% (7,14)
ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»
5,75
1
+78,6% (3,22)
ФГБОУ ВО «Пензенский ГАУ»
10,91
1
+40,8% (7,75)
ФГБОУ ВО «Ульяновский ГАУ имени П.А. Столыпина»
21,58
1
+41,8% (15,22)
ФГБОУ ВО «Чувашская ГСА»
5,22
1
+16,0% (4,5)
Источник: составлено по данным [7].

Согласно данным мониторинга, в представленных высших учебных заведениях работающих зарубежных профессоров или исследователей не числится.

Эффективность деятельности вуза и качество образования во многом зависят от состояния научной работы преподавателей, аспирантов и студентов. Только в тесной интеграции науки и образования ключ к успеху и позитивному развитию современного аграрного вуза (табл.2).

Таблица 2

Позиции аграрных вузов по научно-исследовательской деятельности в 2019 году

ВУЗ
Значение показателя
Пороговое значение
Изменение относительно прошлого года
ФГБОУ ВО «Башкирский ГАУ»
210,99
51,28
+35,5% (155,75)
ФГБОУ ВО Вятская ГСХА
102,39
51,28
-8,9% (112,36)
ФГБОУ ВО «Ижевская ГСА»
117,37
70,1
+20.9% (97,1)
ФГБОУ ВО Казанская ГАВМ
86,26
70,1
+12,9% (76,43)
ФГБОУ ВО «Нижегородская ГСА»
252,85
70,1
+20,7% (209,47)
ФГБОУ ВО «Самарский ГАУ»
212,83
70,1
+1,7% (209,3)
ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»
79,29
51,28
-55,8% (179,32)
ФГБОУ ВО «Пензенский ГАУ»
204,44
51,28
+24,8% (163,81)
ФГБОУ ВО «Ульяновский ГАУ имени П.А. Столыпина»
264,22
51,28
+29,7% (203,7)
ФГБОУ ВО «Чувашская ГСА»
219,73
51,28
+30,1% (168,87)
Источник: составлено по данным [8].

В настоящее время в мире происходит трансформация всех сфер экономики. Ключевая роль в данном процессе отведена развитию цифровых технологий, от которых также зависит и уровень развития аграрной науки и образования [9]. «Пандемия COVID-19 вызвала к жизни масштабную социально-педагогическую опытную работу, в которой в качестве нового фактора, введенного в организацию процесса обучения выступила форма контактного удаленного обучения с использованием электронной информационно-образовательной среды вуза и дистанционных образовательных технологий. Это позволило не только создать новую модель

обучения, обладающую большими возможностями, но и выявить болевые точки процесса онлайн-обучения, систематизированные по основным компонентам учебного процесса» [11] (Gafurov, Ibragimov, Kalimullin, Alishev, 2020). Основная задача кластерно-сетевого управления заключается в разработке механизма становления качественной сетевой среды, позволяющей эффективно генерировать, обмениваться и применять знания.

В условиях трансформации образования, характеризующейся быстрым устареванием знаний, возрастающей ролью технологических и социальных инноваций, глобализацией экономики и образования, все более важным становится успешное сотрудничество университетов и бизнеса. Государство при этом наращивает свои ресурсы за счет быстрого трансфера новых знаний, исследований и инноваций, предприятия и организации расширяют возможности для своего эффективного развития [12] (Kudryashova, Sorokin, Bugaenko, 2020).

Формирование культуры внутрикластерного мышления представляется как процесс изменений в региональной кластерной политике. Необходимы инвестиции в развивающие влияния, такие как образование и наука, с целью повышения осведомленности потенциальных участников агропромышленного кластера и исключения стратегических ошибок при разработке и реализации внутрикластерных проектов [13] (Ryabchikova, 2019). Данный образовательный процесс должен быть постоянным, трансформирующимся под цели и задачи каждого конкретного этапа формирования социального капитала.

Сети становятся самой эффективной формой обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства. В условиях системной адаптации всего мира к постиндустриальной парадигме развития иерархические модели не могут соответствовать нарастающей динамичности внешней среды. В России в настоящее время существует несколько сформированных успешно функционирующих кластеров в сферах сельского хозяйства и производства пищевых продуктов: агропромышленный кластер Новгородской области, молочный кластер Вологодской области, кластер по производству и переработке молочной продукции «Донские молочные продукты», винный территориальный кластер «Долина Дона», кластер по глубокой переработке зерна в Миллеровском районе (Ростовская область), пищевой кластер Республики Татарстан, агробиотехнологический промышленный кластер Омской области.

По мнению Д.Н. Патрушева, «в ближайшие годы термин «аграрное образование» должен стать синонимом «инновационного образования», поскольку современное сельское хозяйство – один из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики, готовый активно внедрять новые технологии. Система подготовки кадров должна быть гибкой, способной оперативно реагировать на требования времени» [10]. Наряду с этим остается актуальной проблема отсутствия мотивации людей к выбору аграрных профессий и снижения престижности работы в отрасли среди молодежи. Что касается решения данного вопроса, то на сегодняшний день в России существует несколько проектов, нацеленных на поднятие интереса к аграрному труду: чемпионат профессий WorldSkills, курс молодого агрария (Томская область), проект Вологодского района «Мотивация сельской молодежи к получению аграрного образования в условиях родного поселения на «поле возможностей». В настоящее время в России число работников, имеющих сертификат или свидетельство WorldSkills составляет 3,14% в общей численности образовательной организации [11]. Кроме того, с 2020 года реализуется государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» [12], способствующая повышению привлекательности профессий агропромышленного комплекса для выпускников аграрных вузов. Программа предусматривает комплекс мероприятий по изменению всего облика сельских территорий (новые дороги, комфортное жилье), нацеленных на привлечение в село молодых профессионалов. Интересен подход к проблеме аграрных вузов в Европы, которые с целью поднятия престижа работы в отрасли часто стали менять названия на более привлекательные и актуальные. Например, Чешский университет сельского хозяйства стал Чешским университетом наук о жизни, а Сельскохозяйственный университет Исследовательским университетом Вагенингена. Одновременно с этим в университетах пересмотрены и ключевые приоритеты. В фокусе внимания теперь здоровые продукты питания, среда обитания, здоровье и образ жизни. Такой подход содержит в себе идею того, что хорошо исполнять свои профессиональные обязанности – это нравственно, ведь с профессиональной деятельностью специалистов связан уровень производства и благосостояние людей [15] (Dorofeev, Naumkin, Litsukov, Belogurova, Kryukov, Demidova, 2019). Чтобы привлечь внимание молодых людей, в Швеции преимущества аграрного образования рекламируют на телевидении. Отдельно взятый университет такую рекламу позволить себе не может, поэтому она идет при поддержке аграрного ведомства. В конце концов, продвижение отраслевого образования – одна из главных задач министерства [13].

Заключение

В результате исследования подтвердилась гипотеза, что в системе современного аграрного образования возникла необходимость формирования новой модели, ориентированной на формирование иного миропонимания и ценностной составляющей. Как справедливо отметил А.М. Новиков, «если прежде основную роль играли природные ресурсы страны, давая тем или иным странам сравнительные преимущества в системе мирохозяйственных связей, то ныне на первый план выдвинулся уровень развития людских ресурсов – знание, творчество, мастерство, умение в широком смысле слова» [16] (Novikov, 2008).

В этих условиях важно, чтобы аграрные университеты и научно-исследовательские учреждения меняли формат «заниматься наукой ради науки» на фундаментальные конкурентоспособные исследования, действительно необходимые в реальном времени агропромышленному комплексу. Для этого высшему аграрному образованию должны быть доступны новые технологии обучения, а также тесные взаимосвязи с работодателями, привлеченными к реализации образовательных программ и оценки компетенции будущих специалистов АПК.

Было установлено, что высшее аграрное образование является особой формой профессионального образования с явно выраженным практико-ориентированным характером, и отсутствие активного вовлечения представителей агробизнеса в процесс обучения будущих специалистов при поддержке государства является препятствующим фактором для его развития. Представленная взаимосвязь позволила сделать вывод о том, что для осознания общих целевых установок, достижения синергетического эффекта и выстраивания эффективного диалога с региональными стейкхолдерами идеален кластерно-сетевой подход, предполагающий тесное взаимодействие науки, образования и агропромышленного производства.

[1] Послание Президента Федеральному Собранию. Выступления и стенограммы от 15.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 02.08.2021).

[2] Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и высшей школы экономики. Москва, апрель, 2018. 105 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/04/1164616802/Доклад_образование.pdf (дата обращения 15.06.2021).

[3] Е. Куценко, С. Артемов, В. Абашкин, Е. Исланкина. Агропромышленные кластеры: зарубежный опыт и российские практики. Презентация ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс] URL: https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/216098004 (дата обращения 01.09.2021).

[4] Катуков, Д.Д. Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий / Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской. – М.: Институт экономики РАН, 2012. – 45 с.

[5] Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://molochnoe.ru/resources/files/sveden/document/raznoe/proect_strat_fgr_obr_2030.pdf (дата обращения 25.07.2021).

[6] Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/273_FZ-obobrazovanii/ (дата обращения 12.03.2021).

[7] Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=1&id=4. (дата обращения 12.04.2021).

[8] Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=1&id=4. (дата обращения 03.06.2021).

[9] Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения 02.09.2021).

[10] Патрушев Д. Аграрное образование должно быть инновационным. [Электронный ресурс]. URL: https://coagro.ru/dmitrij-patrushev-agrarnoe-obrazovanie-dolzhno-stat-innovatsionnym/ (дата обращения 26.06.2021).

[11] Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo (дата обращения 16.02.2021).

[12] Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72260516/ (дата обращения 21.01.2021).

[13] России нужна реформа аграрного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://pticainfo.ru/news/rossii-nuzhna-reforma-agrarnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 17.07.2021).


Источники:

1. Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – c. 161-167. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167.
2. Баутин В.М., Глазко В.И. Н.И. Вавилов как организатор науки // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. – 2012. – № 1. – c. 202-217.
3. Семыкин В.А., Серебровский В.И., Лебедчук П.В. Интеграция фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособного специалиста АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. – № 3. – c. 2-5.
4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Методология высшего аграрного образования: полипарадигмальный подход // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». – 2019. – № 6(94). – c. 60-65. – doi: 10.34677/1728-7936-2019-6-60-65.
5. Семилетова А.Н. Влияние социально-гуманитарного сектора на модернизацию высшего аграрного образования // General question of world science: Collection of Scientific papers on materials VII International Scientific Conference. Brussel, 2019. – c. 20-23.– doi: 10.18411/gq-30-03-2019-04.
6. Хубиев К.А., Макаров А.Н. К вопросу реформы аграрного образования: о парадоксах радикального единообразия, «точке невозврата» и концептуальных основах // Вопросы политической экономии. – 2019. – № 3. – c. 34-35.
7. Гизатова Г.К., Файзрахманов Д.И. Особенности системы аграрного образования в России и за рубежом // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 4(42). – c. 119-126. – doi: 10.12737/article_592e9ec8212328.38888219 .
8. Богданович О.И., Меркулов А.С., Рупосов В.Л. Роль университетов в развитии экономики // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 2(25). – c. 15-22.
9. Мышак Е.А. Актуальные проблемы социально-гуманитарной подготовки студентов в системе аграрного образования // Образовательный процесс. – 2019. – № 7(18). – c. 12-20.
10. Молчанова Е.В. Социальная компетентность личности: педагогический аспект // Образовательный процесс. – 2019. – № 7(18). – c. 5-11.
11. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – c. 101-112. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.
12. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. – 2020. – № 5. – c. 9-21. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21.
13. Рябчикова Н.Н. Концептуальный подход к развитию региональных агропромышленных кластеров // Российское предпринимательство. – 2019. – № 1. – c. 253-270. – doi: 10.18334/rp.20.1.39755.
14. Объедкова Л.В., Опейкина Т.В. Аграрное образование в России: проблемы и современные тренды // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 1(27). – c. 124-130.
15. Дорофеев А.Ф., Наумкин В.Н., Лицуков С.Д., Белогурова Н.А., Крюков А.Н., Демидова А.Г. О совершенствовании уровня подготовки специалистов аграрного образования // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2019. – № 2(22). – c. 160-166.
16. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. / Монография. - М.: Эгвес, 2008. – 136 c.
17. Bell D. The Coming of PostIndustrial Society. A Ven ture in Social Forecasting. - N.Y.: Basic Books, 1976.
18. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of university–industry–government relations // Research Policy. – 2000. – № 2. – p. 109-123. – doi: 10.1016/S0048-7333(99)00055-4.
19. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. - London: Routledge, 2008. – 180 p.
20. Castels M. Materials for an Exploratory Theory of Network Society // British Journal of Sociology. – 2000. – № 1. – p. 5-24. – doi: 10.1111/j.1468-4446.2000.00005.x.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:38