Высшее аграрное образование и наука в системе кластерно-сетевого управления экономикой России

Рябчикова Н.Н.1
1 Институт аграрных проблем Российской академии наук

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность
Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать:
Рябчикова Н.Н. Высшее аграрное образование и наука в системе кластерно-сетевого управления экономикой России // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – Том 9. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.9.1.113882.

Аннотация:
В современном мире стала востребованной парадигма, провозглашающая роль аграрной науки и образования в стратегическом развитии агропромышленного комплекса (АПК). Обеспечение его высококвалифицированными кадрами является важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации. Цель данного исследования – анализ особенностей, современного состояния и проблем, существующих в высшем аграрном образовании и науке Российской Федерации, а также обоснование основных направлений их модернизации, имеющей большое социально-экономическое значение для устойчивого развития АПК. Проанализирована доля профессорско-преподавательского и научного состава некоторых аграрных вузов РФ, позиции аграрных вузов России по показателям «Научно-исследовательская деятельность» и «Международная деятельность», изложены причины отсутствия высоких темпов экономического роста регионов при достаточном уровне человеческого капитала, раскрыты актуальные проблемы и перспективы аграрного образования. Обоснована мысль о важности формирования культуры внутрикластерного мышления как процесса изменения в региональной кластерной политике. Было установлено, что новая система управления высшим аграрным образованием должна быть связана с непрерывным развитием креативного, творческого потенциала человека. В статье обозначено, что с учетом тенденций кризиса 2020 года в условиях восстановления экономики России назрела крайняя необходимость развития эффективных связей между существующими субъектами научно-производственной сферы в рамках кластерно-сетевых структур с целью решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны. Учитывая особенности нового вектора развития АПК, автор акцентирует внимание на необходимость формирования системы непрерывного аграрного образования в России. Обоснован комплексный подход к формированию компетенций работников АПК и даны рекомендации для дальнейшего развития высшего аграрного образования. Результаты исследования на практике могут быть полезны кластерным менеджерам, использующим различные инструменты и технологии управления человеческим капиталом. В исследовании были применены монографический метод, методы обобщения и системного анализа.

Ключевые слова: аграрное образование, наука, кластеры, кластерно-сетевая экономика, управление, кластерно-сетевые взаимодействия, агропромышленный комплекс

JEL-классификация: O15, O43, Q16, I25

Источники:

1. Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – c. 161-167. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167.
2. Баутин В.М., Глазко В.И. Н.И. Вавилов как организатор науки // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. – 2012. – № 1. – c. 202-217.
3. Семыкин В.А., Серебровский В.И., Лебедчук П.В. Интеграция фундаментального и прикладного знания в подготовке конкурентоспособного специалиста АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2012. – № 3. – c. 2-5.
4. Кубрушко П.Ф., Назарова Л.И. Методология высшего аграрного образования: полипарадигмальный подход // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». – 2019. – № 6(94). – c. 60-65. – doi: 10.34677/1728-7936-2019-6-60-65.
5. Семилетова А.Н. Влияние социально-гуманитарного сектора на модернизацию высшего аграрного образования // General question of world science: Collection of Scientific papers on materials VII International Scientific Conference. Brussel, 2019. – c. 20-23.– doi: 10.18411/gq-30-03-2019-04.
6. Хубиев К.А., Макаров А.Н. К вопросу реформы аграрного образования: о парадоксах радикального единообразия, «точке невозврата» и концептуальных основах // Вопросы политической экономии. – 2019. – № 3. – c. 34-35.
7. Гизатова Г.К., Файзрахманов Д.И. Особенности системы аграрного образования в России и за рубежом // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2016. – № 4(42). – c. 119-126. – doi: 10.12737/article_592e9ec8212328.38888219 .
8. Богданович О.И., Меркулов А.С., Рупосов В.Л. Роль университетов в развитии экономики // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2015. – № 2(25). – c. 15-22.
9. Мышак Е.А. Актуальные проблемы социально-гуманитарной подготовки студентов в системе аграрного образования // Образовательный процесс. – 2019. – № 7(18). – c. 12-20.
10. Молчанова Е.В. Социальная компетентность личности: педагогический аспект // Образовательный процесс. – 2019. – № 7(18). – c. 5-11.
11. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – c. 101-112. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112.
12. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. – 2020. – № 5. – c. 9-21. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21.
13. Рябчикова Н.Н. Концептуальный подход к развитию региональных агропромышленных кластеров // Российское предпринимательство. – 2019. – № 1. – c. 253-270. – doi: 10.18334/rp.20.1.39755.
14. Объедкова Л.В., Опейкина Т.В. Аграрное образование в России: проблемы и современные тренды // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 1(27). – c. 124-130.
15. Дорофеев А.Ф., Наумкин В.Н., Лицуков С.Д., Белогурова Н.А., Крюков А.Н., Демидова А.Г. О совершенствовании уровня подготовки специалистов аграрного образования // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2019. – № 2(22). – c. 160-166.
16. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. / Монография. - М.: Эгвес, 2008. – 136 c.
17. Bell D. The Coming of PostIndustrial Society. A Ven ture in Social Forecasting. - N.Y.: Basic Books, 1976.
18. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2» to a Triple Helix of university–industry–government relations // Research Policy. – 2000. – № 2. – p. 109-123. – doi: 10.1016/S0048-7333(99)00055-4.
19. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. - London: Routledge, 2008. – 180 p.
20. Castels M. Materials for an Exploratory Theory of Network Society // British Journal of Sociology. – 2000. – № 1. – p. 5-24. – doi: 10.1111/j.1468-4446.2000.00005.x.

Страница обновлена: 03.12.2021 в 09:18:41