Основные направления развития материально-технической базы образовательных учреждений в рамках стратегии социально-экономического развития РФ

Атлуханов А.А., Агасиева М.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (96), Декабрь 2014

Цитировать:
Атлуханов А.А., Агасиева М.Н. Основные направления развития материально-технической базы образовательных учреждений в рамках стратегии социально-экономического развития РФ // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 12. – С. 114-121.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22702319
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается система образования, ее значимость для государства и общества, ставится вопрос о ее развитии, о том, какие факторы для этого могут быть использованы. В качестве одного из таких ключевых факторов выступает материально-техническая база образовательного комплекса. На основе проведенного исследования даны предложения по развитию материально-технической базы современного образовательного комплекса.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образование, экономика знаний, модернизация, инновационный путь развития, материально-техническая база образования, стратегия социально-экономического развития государства до 2020 года



Система образования выступает важнейшей предпосылкой экономического роста, социального развития общества, является условием благополучия, процветания и безопасности государства. Формирование инновационной экономики невозможно без модернизации и совершенствования действующей системы образования.

Учись – человеком станешь!

Соперничество образовательных систем различных государств сегодня является одним из ключевых элементов глобальной конкуренции, которая требует постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Для граждан той или иной страны возможность получения качественного образования выступает одной из наиболее важных жизненных ценностей, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности в обществе.

Общеизвестно, что образование увеличивает объем человеческого капитала рабочей силы, а это впоследствии повышает производительность труда, а также обеспечивает переход к более высокому уровню выпуска продукции. Кроме того, доказано, что образование способствует распространению и передаче знаний, необходимых для понимания и обработки новой информации, повышает инновационный потенциал экономики.

Отсюда вытекает необходимость в области целенаправленной деятельности общества и государства в модернизации образования, дальнейшем повышении качества образовательных услуг. Объективно встает вопрос, за счет каких факторов необходимо повышать существующий уровень образовательных услуг, как повысить их качество? Одним из таких факторов, безусловно, является материально-техническая база. Поэтому государству необходимо продолжить осуществлять те направления, которые были заложены в приоритетном национальном проекте «Образование». Вся эта деятельность по модернизации существующей материально-технической базы системы образования должна быть основана на соответствующих программах и концепциях. Особое значение в этом плане отводится стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года.

Президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, представленная на заседании Госсовета еще 8 февраля 2008 года [5], является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энергосырьевого на инновационный путь развития.

Содержание заявленной президентом стратегии соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства.

Эта стратегия вытекает из содержательных задач развития экономики на основе научно-технического прогресса, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности.

В своем выступлении 8 февраля 2008 года на заседании Госсовета президент четко определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года. Среди этих ориентиров выделяются инвестиции в человеческий капитал, повышение качества образования, в том числе и за счет развития его материально-технической базы. На сегодняшний день уровень финансирования образования составляет 3,5–4% от ВВП [6]. Это существенно ниже аналогичных показателей ведущих стран мира. В связи с этим президент четко обозначил, что необходимо повысить уровень финансирования образования до 7% от ВВП, в том числе в плане развития его материально-технической базы [5].

На наш взгляд, в рамках реализации целей представленной стратегии государству необходимо идти по следующим направлениям в развитии материально-технической базы образования.

Прежде всего, это укрепление и развитие материальной базы, выражающееся в постоянном наращивании основных фондов. Как показывает мировая практика, расширенное воспроизводство основных фондов образования осуществляется путем капитального строительства, т.е. за счет возведения новых и реконструкции действующих зданий и сооружений, а также приобретения и установки новых станков и оборудования, технической оснастки лабораторий, применения современных и качественных информационных технологий.

Приоритетом в этом направлении является развитие программы капитального строительства новых зданий, сооружений. В ряде регионов до сих пор в некоторых образовательных учреждениях сохраняется обучение во вторую и третью смены, не обеспечено базовое благоустройство. К таким регионам относится, например, Республика Дагестан. Так, в 2012 г. количество обучающихся в школах республики, занимающихся во вторую и третью смену, составило 27% от их общего числа. Это очень высокий показатель [7]. Такое неравенство доступа учащихся к современным условиям обучения создает угрозу для единства образовательного пространства, а в конечном итоге и для всего государства в целом.

В реализации программы широкого капитального строительства учебных заведений должны вместе с государством участвовать различные частные лица, организации и предприятия, а также те государственные учреждения, которые самостоятельны в финансовом плане. Прежде всего, это государственные корпорации, акционерные общества, контролируемые государством, различные унитарные предприятия. Все это следует урегулировать законодательно за счет создания действенного и содержательного механизма взаимодействия таких предприятий, учреждений с государством.

На практике эту систему можно представить следующим образом:

- первое – это создание целевого фонда для реализации целей масштабного капитального строительства новых зданий и сооружений, проведения реконструкции и модернизации действующих объектов образования;

- второе – создание информационной базы, открытой и доступной для всех, в которой будет вестись учет всех организаций, учреждений, участвующих в программе;

- третье – участие в программе будет обязательным. Сумма средств, направляемых в целевой фонд, будет рассчитываться исходя из следующих основных показателей:

1) предъявляемый в количественном выражении спрос на рынке труда со стороны организации на квалифицированных специалистов в той или иной области (сюда же можно отнести повышение квалификации, подготовку и переподготовку действующих кадров организации);

2) объем финансовых ресурсов предприятия.

Любое предприятие или учреждение вне зависимости от организационно-правовой формы вправе будет увеличить свою долю финансирования в общем объеме целевого фонда. Для этого государство, на наш взгляд, должно создать эффективную систему стимулирования за счет реализации следующих мер:

1) снижение налоговой базы, а также ввод определенных льгот для продукции, производимой такими предприятиями;

2) снижение или частичное освобождение от уплаты процентов по кредитованию для таких предприятий;

3) поддержка со стороны государства в обеспечении плана устойчивого госзаказа на продукцию таким предприятий.

В конечном итоге все это должно повысить эффективность расходования бюджетных средств, даст возможность государству варьировать расходы на другие направления развития материально-технической базы системы образования.

Реальность видится на расстоянии

Не менее важным направлением развитие материальной базы образования должно стать использование информационных технологий. Они предоставляют возможность обучающимся, проживающим в любой точке земного шара, слушать лекции и задавать вопросы ведущим профессорам и экспертам из других стран. Также существует необходимость в решении вопроса о создании новых форм обучения. Такой современной формой на базе новых информационных технологий и систем мультимедиа стало дистанционное обучение. Оно наиболее эффективно тогда, когда требуется охватить максимальную аудиторию при ограниченных ресурсах.

Дистанционное обучение, обеспечивающее постоянную связь обучающегося и преподавателя, чрезвычайно важно для всей России с ее огромными размерами, неразвитостью транспортных систем и «скученностью» научных и образовательных центров. Например, в Республике Дагестан, где большая часть населенных пунктов находится в горной местности, использование дистанционного обучения позволит получить полноценное образование, повысить квалификацию и интеллектуальный уровень местных жителей без отрыва от основной деятельности и притом без осуществления существенных затрат.

Практика ведущих развитых стран показывает, что использование современных информационных технологий помогает поддерживать интерес учащихся, улучшает наглядность учебного материала, делает его более доступным, обеспечивает более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицирует самостоятельную работу и позволяет вести ее в индивидуальном темпе. Объем, качество получаемой информации существенно увеличиваются, и общество в итоге получает человека, имеющего больше знаний, больше возможностей. А это напрямую увеличивает производительность труда, влияет на экономический рост, повышает качество производимых продуктов.

Кроме того, использование информационных технологий может изменить механизм оценки качества образования. Станет легче отслеживать те или иные показатели, своевременно предпринимать необходимые меры для улучшения в плане содержания образовательного процесса. Сам образовательный процесс станет более открытым и детальным. Любой гражданин, представитель общественности, та или иная заинтересованная организация сможет оценить качество предоставляемых образовательных услуг, внести свои предложения по тому или иному вопросу, а также участвовать в управлении учебными заведениями и контроле качества образования (за счет создания наблюдательных, попечительских советов и т.д.).

В этом плане для снижения нагрузки на бюджет и повышения эффективности расходования имеющихся средств государство может переложить часть расходов на предприятия, организации путем заключения конкретных договоров. Ведь предприятия и организации всегда заинтересованы в наличии высококвалифицированных, грамотных специалистов, обладающих высокими знаниями. Конечно, предприятия вносят свой вклад в государственное субсидирование образовательной системы в части развития его материально-технической базы через систему налогообложения. При этом используется введение специальных налогов для нужд образования и других специальных механизмов налогообложения. Однако предприятия могут покупать образовательные услуги учебных заведений и непосредственно сами. Это связано с тем, что предприятия в современном мире должны обеспечивать постоянное обучение своих работников, чтобы поддерживать их квалификацию на необходимом уровне. В итоге за счет такого перераспределения обязанностей покупатели рабочей силы в лице предприятий промышленности, коммерческих структур и других представителей частного сектора смогут сами создавать необходимые условия обучающимся, готовить будущие свои кадры.

Следует также особо отметить вопрос о пересмотре норм износа используемого оборудования, других основных средств системы образования. Нормы амортизации в современной России очень низкие. Так, например, лабораторное оборудование, различные измерительные приборы и установки, вычислительная техника обычно используются в течение очень длительного времени, порой до 25–30 лет [1]. За это время функциональные возможности используемых средств существенно снижаются. А, например, в Японии, Германии, Англии и других развитых странах замена используемого в обучении компьютера на новый в среднем происходит в течение 3–5 лет. Государство должно повысить нормы амортизации в сравнении с теми, которые существуют ныне, чтобы замена используемых средств происходила как можно быстрее, что будет способствовать повышению качества образовательных услуг.

Вывод

Достижение целей развития и совершенствования материально-технической базы образования в рамках реализации стратегии социально-экономического развития до 2020 года, на взгляд авторов, существенно повысит качество оказываемых образовательных услуг, что позволит государству решить проблему перехода к постиндустриальному обществу.


Источники:

1. Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
2. Макаркин Н.П. Об условиях инновационного развития. – М.: Экономика, 2012.
3. Шабанова М.А. Социоэкономика (для экономистов, менеджеров, госслужащих): Учебное пособие. – М.: Экономика, 2012.
4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dagstat.gks.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:37:35