Формирование условий развития инновационной культуры в контексте стратегии модернизации российской экономики
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (50), Февраль 2011
Цитировать:
Петров Р.С., Санникова Т.Д. Формирование условий развития инновационной культуры в контексте стратегии модернизации российской экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 2. – С. 84-88.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578257
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрены проблемы формирования инновационной культуры как института обеспечения реализации стратегии модернизации российской экономики. Показано, что основная причина сдерживания инновационного развития состоит в недостаточной инновационной активности экономических субъектов, обусловленной очень низкой долей «инновационно настроенных» граждан в общей массе российского населения. Качество управления в сложившихся условиях определяется способностью государственных институтов разрабатывать и проводить эффективную экономическую, социальную и инновационную политику в единстве всех их составляющих.
Ключевые слова: инновационное развитие, институциональная система, модернизация, инновационная культура, информационно-коммуникационная среда
Реализация курса на модернизацию экономики связана с кардинальными переменами во многих сферах деятельности российского общества, которые обусловлены изменением вектора развития экономики в инновационном направлении.
Перемены невозможны без активизации и вовлечения широких слоев общества в инновационный процесс.
Задача адаптации к масштабным изменениям требует исследования механизмов стимулирования инновационной деятельности, адекватных современным условиям хозяйствования. Основная проблема состоит в сложности разрешения противоречия между объективной необходимостью инновационных преобразований и низкой готовностью и заинтересованностью населения страны в инновационном развитии. Актуальность проблемы обусловлена недостаточным уровнем ее исследованности и отсутствием практического опыта конструктивного решения в условиях масштабных трансформаций экономики и перемен в социальной сфере.
Среда обусловливает инновации
А.И. Пригожин считает, что для управления инновационными процессами важно то, что система только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения. Именно создание таких условий должно стать задачей управления, а именно вызова инновационного импульса внутри самой системы [2].
В настоящее время задача посткризисного восстановления экономики и перехода к инновационному типу развития практически решается в условиях совершенно не приспособленной для этого институциональной среды и в ситуации институционального несовершенства государственного регулирования инновационной деятельности.
Наличие комплекса обеспечивающих инновационную деятельность институтов не менее необходимо, чем благоприятная экономическая среда для инноваций [1].
К формальным институтам, определяющим уровень инновационной активности, относят законодательную, судебную и правовую системы; систему государственного управления; систему образования и науки; рыночную инфраструктуру. Формальная институциональная система определяет направление, по которому идет приобретение и применение знаний и навыков, и это направление может быть решающим фактором инновационного развития.
Не менее важны для инновационного развития неформальные институты, к которым относят систему базовых экономических ценностей, определяющих взаимоотношения в обществе, нормы поведения экономических субъектов, обычаи делового оборота, инновационную культуру, отношение к труду и бизнесу, степень доверия и честности в обществе.
Формальная институциональная структура
В процессе разработки и реализации инновационной стратегии приоритетное внимание по сложившейся традиции уделяется формальным институтам.
Многие регионы, формируя инновационную систему, пытаются привлечь на территорию инвесторов, используя перечисленные выше элементы формальной институциональной структуры.
Однако для значительной активизации инновационного процесса этого недостаточно. Необходимо, чтобы не только в сфере образования, науки и высоких технологий создавались благоприятные институциональные условия для инновационного роста, но и в обществе в целом формировались цивилизованные экономические ценности, соответствующее отношение к инновационному предпринимательству и так называемая массовая инновационная культура.
Инновационная культура населения – системный комплекс норм, правил и способов внедрения и восприятия новшеств в различных областях жизнедеятельности. Инновационная культура, представляющая, по сути, структуру моделей и алгоритмов инновационных действий, должна быть адаптирована к конкретному обществу, для того чтобы быть регулятором инновационного поведения. «От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России» [3].
Однако опыт показывает, что реализация инновационных стратегий в российских регионах столкнулась с непростой проблемой низкой готовности и заинтересованности большей части населения в инновационном развитии. Российское общественное сознание демонстрирует слабую «стыкуемость» с инновационным императивом в экономике: велика доля скептицизма по поводу реальности развития инновационной экономики; обычаи делового оборота в нашей стране по-прежнему не способствуют ведению транспарентного цивилизованного бизнеса; низок уровень доверия к инициативам власти в области социально-экономических преобразований.
Таким образом, в российской экономике очень слабо реализуется регулятивная функция инновационной культуры. В качестве причин можно отметить трудности в развитии российской фундаментальной и прикладной науки, вследствие чего снижается способность и мотивация к генерированию новых знаний, и низкий спрос на инновации со стороны бизнеса.
Особенности социально-экономической трансформации в 1990-е годы привели к нарушению целостности и упорядоченности системы, в рамках которой развивался научно-технический процесс. Это спровоцировало не только внутреннюю и внешнюю «эмиграцию мозгов», но и потерю интереса к инновационной деятельности общества в целом. Последствиями этой ситуации явились общее снижение качества образования, квалификации работников, ориентация на быстрые деньги, низкий престиж интеллектуального труда.
Информационно-коммуникативная среда
По мнению Питирима Сорокина, любая культура как внутренне интегрированная система является автономным саморегулирующимся, самоуправляемым, «сбалансированным» единством. [4] В этом контексте необходимо дать ответ на стратегический вопрос: насколько допустимо и действенно институциональное регулирование социокультурных процессов, как коррелирует самоорганизующаяся система культуры с транслированием определенных ценностей, направленным на формирование инновационного сознания.
Следует отметить, что формирование инновационного сознания, генерирующего базовые ценности инновационной культуры, определяющего направления предпринимательского творчества и моделирующего инновационное поведение общества, может происходить только в соответствующей информационной среде.
Информационно-коммуникативная среда – пространство (подпространство социокультурной системы), обеспечивающее деятельность человека информационными ресурсами с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий. В этом пространстве производятся и распространяются массовый язык, массовая культура, в том числе инновационная, массовые ценности и иные феномены массового общества.
Через коммуникационные каналы транслируются современные «новые» ресурсы в виде интеллектуальных и информационных ресурсов, которые и составляют основу инновационной экономики. Поэтому бесспорна необходимость совершенствования системы распространения массовой информации, направленной на формирование общественного климата в стране, благоприятного для развития инновационной культуры общества.
Таким образом, без управленческих усилий по формированию информационно-коммуникационной среды в самом широком смысле, предоставляющей возможности развиваться как бизнесу, так и обществу в целом, каждому индивиду, изменить ментальную модель с патерналистски-потребительской на инновационную не удастся. Появление импульса трансформации ментальной модели общества возможно только тогда, когда информационно-коммуникационная среда сформирует аттракторы, способные притянуть вектор развития социокультурной системы.
Можно также предположить, что модернизация экономики, развитие научно-технической деятельности и новаторства станут реальными с появлением оптимистических ожиданий в обществе, которые, в свою очередь, могут явиться следствием общего улучшения качества жизни населения и снижения социальных рисков. Инновационная деятельность сама по себе всегда рискованна, а в ситуации устойчивых социальных рисков инновационный риск становится неприемлем для большинства экономических субъектов.
Вывод
Нынешнее состояние экономики, вызовы глобализации и необходимость инновационного развития императивно требуют формирования условий активизации инновационной деятельности, развития инновационной культуры предпринимательства и населения, поскольку отсутствие культуры восприятия, использования и разработки инноваций в масштабах страны является существенным препятствием на пути инновационного развития.
Сегодня пришло понимание того, что основная причина торможения состоит в недостаточной инновационной активности экономических субъектов, обусловленной очень низкой долей «инновационно настроенных» граждан в общей массе российского населения. Качество управления в сложившихся условиях определяется способностью государственных институтов разрабатывать и проводить эффективную экономическую, социальную и инновационную политику в единстве всех их составляющих, формируя траектории развития в соответствии с эволюционным ходом развития экономики и современными тенденциями мирового инновационного развития.
Источники:
2. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики) [Текст]. – М.: 1989.
3. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года, Москва. [Электронный ресурс]. – http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml.
4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст] / Пер. с англ. – СПб: РХГИ, 2000, С.38-39.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:02:46