Роль ТЭК в стратегии инновационной модернизации российской экономики

Парцвания В.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (24), Декабрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11765435

Аннотация:
В настоящее время в России активно создаются условия для построения высокотехнологичной, инновационной экономики. Принята концепция долгосрочного социально-экономического развития, ставящая перед страной задачу совершения технологического прорыва в ближайшие 10-15 лет. В основе концепции – эффективное использование благоприятной экономической конъюнктуры и выход за короткий период на один уровень с развитыми европейскими странами по душевому ВВП.

Ключевые слова: инновационное развитие, топливно-энергетический комплекс, модернизация экономики, технологический прорыв



В настоящее время в России активно создаются условия для построения высокотехнологичной, инновационной экономики. Принята концепция долгосрочного социально-экономического развития, ставящая перед страной задачу совершения технологического прорыва в ближайшие 10-15 лет. В основе концепции – эффективное использование благоприятной экономической конъюнктуры и выход за короткий период на один уровень с развитыми европейскими странами по душевому ВВП.

Решение этой задачи предполагает наличие стратегии модернизации национальной экономики, способной вывести страну из «ловушки технологической отсталости» и сформировать эффективную инновационную систему. Однако вопрос о выборе методологической опоры для выработки подобной стратегии является предметом дискуссий в российском экспертном сообществе. Часть специалистов предлагает использовать методы и инструменты стимулирования экономического роста, то есть делает упор на интенсификацию вложений в секторы и отрасли, обладающие высокой конкурентоспособностью, а накопленные в них доходы – направлять на обеспечение технологической модернизации основной массы обрабатывающих отраслей. Их оппоненты предлагают провести институциональные реформы с целью создания эффективных рыночных институтов, способствующих быстрому экономическому росту.

Вместе с тем, заслуживает серьезного внимания самостоятельная гипотеза о возможности успешной реализации стратегии модернизации только при условии проведения широкомасштабного перевооружения отраслей экономики на основе сочетания процессов технологических заимствований с индикативным (стратегическим) планированием [6]. Действительно, анализ современного состояния научно-технического потенциала страны свидетельствует о недостаточности его возможностей для перспективного инновационного развития экономики в целом: доля инновационной в общей продукции российской промышленности составляет около 6%, а доля страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет менее 1%. Поэтому первостепенной задачей российской экономики на пути построения национальной инновационной системы является достижение технико-технологического уровня развитых стран, подразумевающее реализацию стратегии догоняющего развития. В этих условиях, как показано в работе [7], технологические заимствования в большей степени способствуют модернизации экономики, чем «чистая» инновационная деятельность (создание принципиально нового, кардинально изменяющего характер процессов и преобразующего состояние системы). Значение заимствований по сравнению с инновациями тем больше, чем дальше экономика от передовой «технологической границы», и наоборот, чем выше уровень развития страны, тем в большей мере для высокотехнологичного развития необходимы собственные исследования [1, 5].

Важнейшим инструментом догоняющего развития является система индикативного (стратегического) планирования, которая представляет собой механизм регулярного взаимодействия государства, бизнеса, науки, профсоюзов и потребителей, способствующий координации усилий в осуществлении широкомасштабного перевооружения отраслей на основе массового заимствования и освоения технологий, а также укреплению взаимного доверия и достижению консенсуса. Использование индикативного планирования – характерная черта экономик, которым за последние 60 лет удалось из развивающихся стать развитыми. В их числе восточноазиатские «тигры» и многие европейские страны.

Очевидно, что российской экономике необходима коренная модернизация, однако предлагаемое в литературе [6, 7] использование индикативного планирования с ориентацией на заимствование технологий во всех отраслях одновременно не способна привести к успеху. На наш взгляд, необходимо выявить те секторы, которые способны предъявить спрос на высокие технологии и, тем самым, интенсифицировать «чистую» инновационную деятельность в экономике в целом. Эти секторы, как правило, оказывают мультипликативный эффект на смежные, сопутствующие отрасли, с которыми завязаны тесные производственные и технологические связи, увеличивая спрос на производимую в них продукцию и направляя их на активизацию инновационной политики. Иначе говоря, чтобы поднять цепь не обязательно хвататься за все звенья одновременно.

Одним из ключевых секторов российской экономики, обладающим высокой конкурентоспособностью и научно-техническим потенциалом, является топливно-энергетический комплекс. В современных условиях усиливается его воздействие на множество сопряженных отраслей, в том числе путем увеличения спроса на сложную наукоемкую продукцию. При своевременном и эффективном государственном участии эта тенденция способна активизировать конкуренцию между предприятиями обрабатывающей промышленности, а также стимулировать их как к технологическим заимствованиям, так и к разработкам и внедрению новых технологий на основе собственных НИОКР.

Сегодня российский ТЭК обладает значительным финансовым, ресурсным и научно-техническим потенциалами, а также всеми необходимыми условиями для ускоренной и устойчивой инновационной эволюции. Именно ТЭК способен эффективно воспринимать технологические заимствования, соединить ресурсы и новые технологии, а также содействовать инновационной модернизации основной массы перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики.

Ключевыми направлениями эффективного восприятия технологических заимствований в ТЭК являются:

- развитие ресурсной базы на основе качественных преобразований в геологоразведке;

- снижение энергоемкости экономики на базе передовых технологий энергосбережения;

- интенсивное развитие энергомашиностроения для обеспечения дополнительными мощностями нефте- и газоперерабатывающих отраслей и увеличения глубины переработки ресурсов;

- повышение роли угля, атомной и возобновляемых источников энергии в структуре потребления энергоресурсов.

В то же время, отрасли перерабатывающей промышленности развиваются в соответствии с краткосрочными текущими интересами частных компаний, они не ориентированы на решение долгосрочных экономических задач страны. Предприятия оснащены устаревшей материально-технической базой и не имеют стимулов к проведению масштабного обновления производственного аппарата и наращиванию мощностей. При этом недоиспользуется такой значимый ресурс технико-технологического перевооружения, как закупка патентов, лицензий на инновационные технологий за рубежом или совместное производство продукции с высокой добавленной стоимостью с зарубежными компаниями. В результате углубляется сырьевая специализация экономики, а в структуре экспорта сохраняется низкая доля высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем, российская энергетика стоит на пороге глобальных преобразований, вызванных истощением запасов легкодоступных ресурсов и необходимостью их глубокой переработки. Поэтому в ближайшие годы необходимо провести инновационную модернизацию ресурсоперерабатывающих комплексов и вводить новые мощности на основе заимствований и освоения уже готовых технологий. При этом для осуществления широкомасштабных технологических заимствований необходимо при поддержке государства создавать партнерские отношения между наукой и отраслевыми ассоциациями бизнеса. В рамках системы индикативного планирования, как площадки для их взаимодействия, это позволит:

- повысить эффективность межсекторных, межрегиональных взаимодействий и координаций при решении задач масштабного перевооружения отраслей;

- осуществить координацию заимствования новых технологий;

- согласовать деятельность институтов развития;

- вовлечь общественные организации в процесс разработки стратегии;

- повысить ответственность государства, упорядочить процессы лоббирования, ограничить коррупцию и т.д.;

- согласовать интересы частных компаний с макроэкономической политикой страны и задачами экономического роста.

Таким образом, для выхода экономики из «ловушки недоразвития» необходима система согласованных стратегических планов догоняющего развития, в основе которых – задача технологического заимствования. Такая стратегия позволит более полно использовать отечественный ресурсный и научно-технический потенциал за счет поддержки длинных технологических цепочек, связывающих добывающие и перерабатывающие отрасли, а также обеспечить их эффективное обслуживание комплексом обрабатывающих отраслей. Такой подход предполагает смещение приоритетов от добычи ресурсов к их глубокой переработке с насыщением перерабатывающих и обрабатывающих отраслей новыми технологиями.

Создание такой системы станет начальным этапом при реализации стратегии догоняющего развития в России и построения национальной инновационной системы. В дальнейшем, по мере решения задачи заимствования технологий эффективность стратегического планирования неизбежно уменьшится: в инновационной экономике возрастает роль свободного поиска и соответственно рынка. Через 15-20 лет оно постепенно трансформируется в систему координации инновационной деятельности и социальной политики.


Источники:

1. Дементьев В.Е. О характере российской «догоняющей модернизации» и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал. – 2005. – № 2. – С. 21-29.
2. Зарнадзе А.А., Цагарели Д.В., Методологические проблемы управления научно-техническим развитием производств в отраслях ТЭК. – М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996. – 107 с.
3. Ивантер В.В., Комков Н.И. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России // Проблемы прогнозирования. – 2007. – №3. – С. 3-20.
4. Калинин А.А., Калинин А.А. Возможные направления совершенствования переработки нефти в России // Проблемы прогнозирования. – 2008. – №1. – С. 73-91.
5. Полтерович В., Попов В. Эволюционная теория экономической политики. Ч. I: Опыт быстрого развития // Вопросы экономики. – 2006.
– №7. – С. 4-23; Ч. II: Необходимость своевременного переключения // Вопросы экономики. – 2006. – №8. – С. 46-64.
6. Полтерович В.М. О стратегии догоняющего развития для России // Экономическая наука современной России. – 2007. – №3. – С. 17-23.
7. Полтерович В.М. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. – 2008. – №4. – С. 4-24.
8. Райсберг Б., Морозов Н. Государственное управление инновационными процессами // Экономист. – 2008. – №1. – С. 35-38.
9. Цветков В.А. Роль государства в стимулировании инновационного развития // Промышленная политика в Российской Федерации. – 2007. – №6. – С. 71-76.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 17:32:36