Оценка удовлетворенности субъектов малого предпринимательства поддержкой государства: вопросы методики и практики
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (208), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлена методика оценки удовлетворенности субъектов малого предпринимательства поддержкой государства, базирующаяся на субъективных оценках руководителей малых предприятий и учитывающая степень вовлеченности государственных органов власти в управление развитием малого бизнеса. Предлагаются меры повышения эффективности государственной поддержки малого бизнеса, вытекающие из результатов апробации данной методики в ходе исследования состояния малого бизнеса в г. Ростове Великом Ярославской области.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, корреляционно-регрессионный анализ, методика оценки удовлетворенности
Как свидетельствует мировая практика, малый бизнес является особой формой предпринимательства, нуждающийся в поддержке со стороны государства – и в условиях кризиса, и в условиях стабильности. Это объясняется повышенной чувствительностью малых предприятий к изменениям законодательства, колебаниям конъюнктуры финансовых и товарных рынков, ограниченностью собственных финансовых ресурсов и др. Учитывая значимость развития малого бизнеса для экономики и общества, каждое государство разрабатывает систему мер по поддержке и стимулированию малых предприятий. Россия не является исключением: за последние три года из федерального бюджета страны на цели поддержки малого бизнеса было выделено 124,5 млрд руб., не считая средств федеральных целевых программ поддержки бизнеса в регионах [7]. К примеру, в Ярославской области в 2010 году помощь субъектам малого и среднего бизнеса достигла 280 млн руб., в 2011 − 400 млн руб. [8].
Потребность в методике оценки эффективности использования бюджетных средств
В связи с выделением средств из бюджета в целях поддержки малого бизнеса возникает необходимость оценки эффективности их. Такие процедуры определены указами Президента РФ от 28.06.2007 № 825 [1] и от 28.04.2008 № 607 [2]. Показатели, предложенные в этих нормативных документах (число предприятий на 10 000 чел. населения, доля продукции в общем объеме производства и т.д.), лишь в общем, без достаточной степени детализации отражают развитие малых предприятий и эффективность использования бюджетных средств. Более того, не позволяют судить о степени благоприятности бизнес-среды, оказывающей существенное влияние на экономическую активность предпринимателей. Таким образом, имеется практическая потребность в разработке методического обеспечения оценки эффективности государственных мер по поддержке малого бизнеса.
Вопросы оценки государственной поддержки малого предпринимательства в отечественной науке исследованы недостаточно, в основном специалистами обосновываются меры поддержки малого бизнеса, что, безусловно, является весьма важным. Разработке методических аспектов развития и оценки деятельности субъектов малого предпринимательства посвящены работы Балекина Е.В., Горфинкеля В.Я., Гришина И.А., Котова Р.М., Сулакшина С.С., Терешкина Г.В. и др. [3] [4] [5] [6].
Методика исследования малых предприятий г. Ростова Великого
Для выявления, систематизации и формализации влияния факторов на развитие малых предприятий нами была использована методика корреляционно-регрессионного анализа, в качестве выборки объектов исследования были выбраны малые предприятия г. Ростова Великого Ярославской области. На основе проведенного в ходе исследования анкетирования 70 руководителей малых предприятий и обработки полученной информации было получено уравнение регрессии, имеющее следующий вид:
, (1),
где
x1, x2, x3, x4, x5 – факторы влияния на мнение респондентов о благоприятности ведения бизнеса в существующем нормативно-правовом поле, в том числе:
x1 – наиболее острые проблемы на пути развития малого предпринимательства;
x2 – преобладающие риски, воздействующие на бизнес;
x3 – проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при открытии собственного дела;
x4 – трудности, с которыми сталкиваются предприниматели при обращении в банки за получением кредита;
x5 – пользуются ли предприниматели информацией, размещенной на Web – портале администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в разделе для малого и среднего предпринимательства.
Ответ по каждому вопросу фиксировался и переводился в количественный вид по заранее разработанным шкалам. Это позволило не прибегать к оценке параметров респондентами и обеспечило унификацию перевода показателей в необходимую для расчета форму.
В случае, когда фактор измерялся с помощью нескольких параметров (то есть на один вопрос получили более одного варианта ответа), рассчитывался частный показатель для j-го респондента по формуле средней арифметической простой:
(2),
где xij– индивидуальное значение оценки i-го отдельного параметра j-ым респондентом, взятое по шкале перевода качественных признаков в количественные;
n – число отмеченных параметров j-ым респондентом.
Далее были рассчитаны сводные показатели по k-му фактору, которые позволяют за счет свойств средней величины взаимопогашать отклонения значений признака у отдельных единиц совокупности, обусловленные действием случайных (несистематических) факторов, и учитывать изменения, вызванные действием факторов основных (систематических). Это позволило определить мнение типичного предпринимателя о влиянии каждого фактора на благоприятность ведения бизнеса.
Сводный показатель по k-му фактору, отражающий мнение всех опрошенных по данному фактору, рассчитывался как средняя арифметическая из частных показателей:
(3),
где
– частный показатель для j-го респондента;
n – число респондентов, участвующих в опросе.
На основе частных показателей были получены сводные показатели мнения респондентов по каждому k-му фактору по формуле 3 (см. табл. 1).
Таблица 1
Расчетные значения сводных показателей по факторам влияния на мнение респондентов о благоприятности ведения бизнеса
5,3
|
1,68
|
2,69
|
2,56
|
1,6
|
Таблица 2
Ключевые проблемы, препятствующие формированию благоприятной среды развития малого бизнеса в г. Ростове Великом и меры по их преодолению
Показатель
|
Ключевые проблемы
|
Важность
|
Мера по преодолению проблем
|
x1
|
высокие административные барьеры
|
средняя
|
– проведение дополнительных проверок деятельности структур, занимающихся регулированием и поддержкой малого бизнеса в целях снижения административного давления;
– сокращение числа проверок и снижение их негативного влияния на бизнес; – стабилизация правил оформления документов при открытии и ведении бизнеса; – повышение прозрачности принятия решений, которые касаются бизнеса |
x2
|
риск возникновения дополнительных бюрократических процедур
|
средняя
| |
x3
|
отсутствие стартового капитала при открытии бизнеса
|
высокая
|
выдача субсидий под реализацию проекта
|
x4
|
высокие процентные ставки
|
высокая
|
возмещение части процентной ставки по кредитам
|
x5
|
респонденты не пользуются сайтом поддержки малого бизнеса
|
средняя
|
– необходимо осуществлять рекламу web-портала в местных средствах массовой информации и в сети интернет;
– повышение финансовой и компьютерной грамотности предпринимателей |
(4)
Благоприятность ведения бизнеса на основе k-показателя можно оценить по шкале, составленной экспертным путем (см. табл. 3).
Таблица 3
Шкала значений k-показателя, характеризующего удовлетворенность предпринимателей поддержкой государства
k
|
Интерпретация
|
0,5 и менее
|
Негативное значение
|
0,5 – 0,9
|
Умеренно негативное значение
|
0,9 − 1,1
|
Пограничное значение
|
1,1 – 1,5
|
Умеренно положительное значение
|
1,5 и более
|
Положительное значение
|
Заключение
Таким образом, использование предлагаемой методики будет способствовать обеспечению органов власти информацией об эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, а также выработке управленческих решений, направленных на развитие предпринимательства.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru.
3. Балекин Е.В. Государственная поддержка и развитие производственного малого предпринимательства в России: на примере города Москвы: дис. канд. экон. наук – М., 2010.
4. Гришин И.А. Развитие инструментария оценки эффективности поддержки малого и среднего бизнеса в экономике региона // Власть. – 2011. – №12. – С. 28−31.
5. Сулакшин С.С. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. II. − М.: Научный эксперт, 2008. – С. 1822−1870.
6. Терешкин Г.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях: дис. канд. экон. наук. – СПб, 2010.
7. Иванов И.А. Медведев обозначил три проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2012/01/12/focus/562949982510130.
8. Панов А. Требуются бизнесмены с идеями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yarreg.ru/2011/10/17766.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 05:56:34