Исследование удовлетворенности условиями труда и мотивации профессиональной деятельности научно-педагогических работников

Краковецкая И.В.1,2, Воробьева Е.С.3, Нюренбергер Л.Б.2, Лучина Н.А.2, Севрюков И.Ю.2
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Новосибирск
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Россия, Новосибирск
3 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125276
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы мотивации к профессиональной деятельности и удовлетворенности условиями труда научно-педагогических работников российских вузов. Исследуется мотивационное ядро научно-педагогических работников в контексте специфических условий трудовой деятельности, присущих современному этапу трансформации российской системы высшего образования. Определены факторы, влияющие на социальное самочувствие работников в профессиональной сфере, их уверенность в будущем, а также причины, снижающие результативность трудовой деятельности сотрудников, их физическое и психологическое здоровье. Эмпирическую базу исследования составляют результаты анкетирования и интервью, в которых принимали участие научно-педагогические работники российских высших учебных заведений. Результаты данного исследования могут быть интересны, руководящему составу университетов всех уровней управления, преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам, а также широкому кругу исследователей, интересующимся проблемами профессиональной мотивации и условиями труда научно-педагогических работников современных вузов.

Ключевые слова: научно-педагогические работники, профессиональная мотивация, удовлетворенность условиями труда, результативность трудовой деятельности, высшие учебные заведения

JEL-классификация: J81, I23, J24



Введение

В условиях формирования экономики знаний проблема эффективного управления трудовыми ресурсами приобретает особую значимость. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности национальной высшей школы перед российскими высшими учебными заведениями стоят задачи расширения актуальных направлений научной и образовательной деятельности, развития кооперации с промышленными партнерами для осуществления прикладных НИОКР и трансфера технологий и др. Именно поэтому исследования мотивации к трудовой деятельности научно-педагогических работников, являющихся ключевым ресурсом и движущей силой российской высшей школы, становятся сегодня особо актуальными.

Целью данного исследования является определение ведущих мотивов профессиональной деятельности научно-педагогических работников и степени их удовлетворенности существующими условиями труда в условиях трансформации российской высшей школы.

При исследовании проблем мотивации профессиональной деятельности научно-педагогических работников анализировались научные труды А.Р. Алавердова [4] (Alaverdov, 2015), Е.Г. Гуцу, Ю.Ю. Чилепенок [9] (Gutsu, Chilipenok, 2018), Т.А. Жалагиной, К.С. Виноградова [10] (Zhalagina, Vinogradov, 2021).

Исследованию влияния новых систем оплаты труда на результативность труда научно-педагогических работников и их мотивацию к профессиональной деятельности посвящены научные работы И.В. Богатырева, О.А. Динуковой [5] (Bogatyreva, Dinukova, 2021), Е.А. Вельмисова [6] (Velmisova, 2019), О.Е. Дозорцева, В.П. Старокожевой [8] (Dozortsev, Starokozheva, 2021), Н.С. Пряжникова, М.В. Полевой, Е.В. Камнева [16] (Pryazhnikov, Polevaya,Kamneva, 2019).

Влияние тренда академического капитализма и других актуальных тенденций на процесс организации трудовой деятельности работников высшей школы в условиях ее трансформации отражено в исследованиях Р.Н. Абрамова, И.А. Груздева, Е.А Терентьева [1–3] (Abramov, Gruzdev, Terentev, 2017; Abramov, Gruzdev, Terentev, 2015; Abramov, Gruzdev, Terentev, 2019), А.А. Ворониной [7] (Voronina, 2020), Т.А. Камаровой [11, 12] (Kamarova, 2019; Kamarova, 2020), А.А. Литвинюка [13] (Litvinyuk, 2020), Ю.А. Масаловой [14] (Masalova, 2021), С.Ю. Патутиной [15] (Patutina, 2020), Н.В. Стрелковой [17] (Strelkova, 2017).

Эмпирическую базу исследования составили результаты опросов и интервью. В анкетировании, которое проходило в 2020 году в сети Интернет, приняли участие 382 респондента из ведущих российских вузов. Участниками интервью стали научно-педагогические работники вузов Томской и Новосибирской области.

Исследование факторов, определяющих трудовую мотивацию и удовлетворенность условиями труда

Научно-педагогическим работникам (НПР), принявшим участие в исследовании, было предложено определить по степени значимости факторы, определяющие их мотивацию к трудовой деятельности. Группе респондентов было предложено расставить ранги по каждой группе факторов, где оценка 10 является наиболее важным фактором, а значение 0 – наименее важным. Результаты исследования, представленные в таблице 1, наглядно демонстрируют факт того, что ведущими факторами трудовой мотивации НПР являются: интерес к выбранной профессии (ранг 9,28) и желание заниматься научно-исследовательской деятельностью (ранг 8,38).

Таблица 1

Мотивы профессиональной деятельности НПР

Факторы
Средний ранг
Интерес к выбранной профессии
9,28
Желание заниматься научно-исследовательской деятельностью
8,38
Удобный график работы
6,33
Возможность развития интеллектуального потенциала
6,28
Имидж и престиж вуза
6,16
Творческий характер и содержание работы
5,94
Благоприятная интеллектуальная и культурная среда
5,24
Продолжительный отпуск
5,06
Признание в виде ученых степеней и званий
4,96
Высокооплачиваемая работа
4,92
Возможность взаимодействия с академическим сообществом
4,84
Престиж профессии
4,62
Возможность дополнительного заработка
4,46
Возможность карьерного роста
4,39
Работа в государственном образовательном учреждении
4,07
Желание принести пользу обществу, людям
3,78
Возможность повышения квалификации
3,37
Желание реализовать научные идеи до стадии готового продукта (технологии, услуги)
3,15
Желание передать знания и опыт молодому поколению
2,16
Интерес к кураторской (воспитательной) деятельности
1,81
Источник: составлено авторами.

Также для научно-педагогических работников значимыми являются факторы: возможность развития интеллектуального потенциала, имидж и престиж вуза, в котором они осуществляют трудовую деятельность, и удобный график работы. Наименьший вес имеет фактор, определяющий желание НПР заниматься кураторской (воспитательной) работой.

При исследовании степени удовлетворенности НПР условиями труда были проанализированы ответы респондентов, из которых следует, что большая половина научно-педагогических работников (54,75%), принявших участие в опросе, ответили на этот вопрос положительно (рис. 1).

Рисунок 1. Ответы респондентов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы условиями труда?»

Источник: составлено авторами.

Однако около 20% респондентов не удовлетворены предоставленными условиями труда, а значительная часть научно-педагогических работников (25,45%) затруднились с ответом на этот вопрос. Этот факт подчеркивает важность более глубокого изучения факторов, оказывающих влияние на работоспособность, физическое и психологическое здоровье работников и их результативность.

В таблице 2 представлена совокупность факторов, определяющих степень удовлетворенности научно-педагогических работников условиями труда, предоставленными в вузе. Результаты исследования показали, что в большей степени научно-педагогические работники удовлетворены предоставленными возможностями обеспечения доступа информации о деятельности вуза (ранг 8,78), повышения квалификации (ранг 8,13) и организацией доступа к актуальным информационным ресурсам, базам данных и знаний (ранг 7,76).

Таблица 2

Факторы, определяющие степень удовлетворенности научно-педагогических работников условиями труда

Факторы
Средний Ранг
Доступность информации о деятельности вуза
8,78
Возможности для повышения квалификации
8,13
Организация доступа к актуальным информационным ресурсам, базам данных и знаний
7,76
Инфраструктура вуза (учебные корпуса, библиотеки, общежития, объекты спорта, питания, здравоохранения и пр.)
7,18
Возможности для реализации творческого и креативного потенциала
6,92
Корпоративная культура вуза
7,33
Признание успехов и достижений научно-педагогических работников
6,34
Морально-психологический климат
6,12
Оснащенность аудиторий современными техническими средствами обучения
5,33
Развитие цифровых технологий, обеспечивающих все процессы деятельности вуза
5,12
Возможности для вовлеченности НПР в процессы управления
4,86
Социальный пакет для сотрудников
4,55
Материально-техническая база вузовской науки
4,37
Продолжительность трудового контракта
4,11
Уровень оплаты труда и ее динамика
3,36
Расписание, с равномерным распределением учебной нагрузки
3,29
Возможности для академической мобильности
3,18
Источник: составлено авторами.

Важную роль при выявлении степени удовлетворенности НПР условиями работы в вузе имеют факторы, определяющие социальное самочувствие работников в профессиональной деятельности и их уверенность в будущем.

Результаты ответов респондентов, представленные на рисунке 2, демонстрируют важность следующих факторов: предоставление для НПР возможности профессионального развития; признание их профессиональных заслуг, достойный уровень заработной платы и межличностные отношения в коллективе. Наименьший вес имеет фактор – возможность карьерного роста.

Рисунок 2. Факторы, определяющие социальное самочувствие работников в профессиональной деятельности и их уверенность в будущем

Источник: составлено авторами.

При исследовании степени удовлетворенности НПР условиями труда представляется целесообразным выявить причины, негативно влияющие на результативность, физическое и психологическое здоровье сотрудников. Актуальность таких исследований подтверждается значительным ростом научных публикаций, отражающих тенденции академического капитализма, прекаризации, усиления стрессовых факторов труда в высшей школе, проявляющихся в ролевых напряжениях сотрудников вузов, эмоциональном выгорании и прочих негативных явлениях [1–3, 6, 7] (Abramov, Gruzdev, Terentev, 2017; Abramov, Gruzdev, Terentev, 2015; Abramov, Gruzdev, Terentev, 2019; Velmisova, 2019; Voronina, 2020).

На рисунке 3 представлены результаты ответов респондентов на вопрос относительно причин, снижающих результативность в профессиональной деятельности, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания и хронической усталости. Так, по мнению респондентов, наиболее негативными причинами, препятствующими эффективной реализации трудового потенциала научно-педагогических работников, являются: чрезмерно высокий уровень аудиторной учебной нагрузки, огромный объем учебно-методической и организационной работы, а также высокий рост необходимости решения разноплановых организационных задач с неадекватными сроками их исполнения – «еще вчера». Многие респонденты отмечают, что они вынуждены быть на связи с руководством в формате «24/7», что никак не соответствует свободному графику работы НПР высшей школы, предоставляющему возможности для реализации их интеллектуального потенциала.

Рисунок 3. Факторы, препятствующие достижению высоких результатов в профессиональной деятельности

Источник: составлено авторами.

Все вышеуказанные негативные факторы приводят к огромным нагрузкам на организм из-за нарушения баланса между рабочим и личным временем и постоянному стрессу из-за невозможности качественного выполнения профессиональных видов деятельности.

Следующий этап эмпирического исследования был направлен на выявление предпочтений научно-педагогических работников к выполнению различных видов профессиональной деятельности: научно-исследовательской, педагогической, инновационной, экспертной, предпринимательской, проектной, консалтинговой, организационно-управленческой, воспитательной (рис. 4).

Как показали результаты исследования, процессы трансформации системы высшего образования оказывают значительное влияние на переориентацию научно-педагогических работников на выполнение поставленных перед ними профессиональных задач. Так, участвующие в опросе научно-педагогические работники продемонстрировали достаточно высокий уровень интереса к научно-исследовательской деятельности, которая является сегодня важнейшим условием обеспечения высокого уровня конкурентоспособности России на мировой арене.

Рисунок 4. Предпочтения научно-педагогических работников к различным видам профессиональной деятельности

Источник: составлено авторами.

Полученные в данной работе результаты согласуются с результатами исследований Р.Н. Абрамова, Е.А. Груздьева, Е.А. Терентьева, которые выявляют тенденции перераспределения бюджета рабочего времени академического персонала в пользу научно-исследовательской деятельности, что может быть обусловлено высокой значимостью результатов научной деятельности при оценке результативности научно-педагогических работников [1] (Abramov, Gruzdev, Terentev, 2017).

Наименьший интерес для принявших в исследовании респондентов представляет участие в воспитательной деятельности студентов. Этот факт актуализирует важность выявления научно-педагогических работников, желающих заниматься тьюторской работой, поддерживать эти инициативы, используя эффективную систему стимулирования и мотивации.

Анализируя предпочтения научно-педагогических работников относительно определенных видов работ, следует учитывать, что трудовая деятельность в высшей школе характеризуется высокой степенью неопределенности выполняемых задач в конкретный промежуток времени.

В данном исследовании была сделана попытка анализа бюджетов рабочего времени научно-педагогических работников. Респондентам предлагалось дать ответ на вопрос относительно затрат рабочего времени в разрезе различных видов профессиональных задач при условии, что рассматривается только основное место работы, без учета совместительства в других организациях.

Рисунок 5. Распределение бюджета рабочего времени НПР по видам профессиональной деятельности (%)

Источник: составлено авторами.

Как видно из результата ответов респондентов, значительная часть рабочего времени НПР (около 40%) посвящена педагогической деятельности (учебной работе), на научно-исследовательскую деятельность тратится в два раза меньше рабочего времени (22,7%). Следует отметить, что в ходе проведения интервью респонденты отмечали, что они вынуждены дополнительно заниматься научно-исследовательской деятельностью уже за рамками своего рабочего трудового дня (как правило, в вечернее и ночное время). Эта же тенденция справедлива и для выполнения профессиональных задач, связанных с организационно-управленческой деятельностью, для реализации которых научно-педагогические работники тратят много рабочего и личного времени.

На рисунке 6 представлены пожелания научно-педагогических работников к перераспределению бюджета рабочего времени. Как видно из ответов респондентов, они хотели бы иметь возможность больше времени заниматься научно-исследовательской деятельностью, значительно снизив временные затраты на занятие преподавательской и организационно-управленческой деятельностью.

Рисунок 6. Предпочтения НПР к перераспределению бюджета рабочего времени по видам профессиональной деятельности (%)

Источник: составлено авторами.

Интересен факт того, что предпочтения НПР по перераспределению бюджета рабочего времени отразились и на других профессиональных задачах. Так, участвующие в анкетировании научно-педагогические работники готовы потратить больше рабочего времени на занятия экспертной деятельностью, проектной деятельностью (включая консалтинг), инновационно-предпринимательской и воспитательной деятельностью.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что тенденции значительного роста учебной аудиторной нагрузки и организационно-управленческих задач на академический персонал высшей школы в условиях острого дефицита рабочего времени для выполнения других видов профессиональной деятельности отмечаются не только в России, но и в других странах мира.

Научно-педагогическим работникам отводится ведущая роль в обеспечении конкурентоспособности системы высшего образования, так как именно они реализуют широкий спектр разноплановых задач в процессе выполнения вузами своей миссии. С другой стороны, сегодня в высшей школе отмечается разрыв между значительным ростом трудовой и стрессовой нагрузки на эту категорию работников и обеспечением условий для эффективного осуществления трудовой деятельности.

Формирование системы трудовой мотивации и стимулирования академического персонала должно осуществляться с учетом изучения ведущих мотивов, удовлетворенности условиями труда выявлением причин снижения результативности в профессиональной деятельности для определения путей наиболее полной реализации потенциала научно-педагогических работников.


Источники:

1. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – c. 88-111. – doi: 10.17323/1814-9545-2017-1-88-111 .
2. Абрамов Р.Н., Груздьев Е.А., Терентьев Е.А. Академический профессионализм в эпоху перемен: ролевые субидентичности и трансформация бюджетов времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6(130). – c. 136-152.
3. Абрамов Р.Н., Груздьев Е.А., Терентьев Е.А. Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – № 3(151). – c. 8-26. – doi: 10.14515/monitoring.2019.3.02 .
4. Алавердов А.Р. Эволюция стратегических подходов к мотивации научно-педагогических работников // Высшее образование в России. – 2015. – № 5. – c. 45-53.
5. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподавателей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 143-158. – doi: 10.18334/et.8.2.111694 .
6. Вельмисова Е.А. Заработная плата педагогических работников сферы профессионального образования: новые стимулы и угрозы // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 895-900. – doi: 10.18334/et.6.2.40616 .
7. Воронина А.А. Условия труда научно-педагогических работников в трансформационных процессах высшего образования // Кадровик. – 2020. – № 4. – c. 47-52.
8. Дозорцев О.Е., Старокожева В.П. Оплата труда работников научной сферы // Экономика труда. – 2021. – № 8. – c. 865-880. – doi: 10.18334/et.8.8.112917 .
9. Гуцу Е.Г., Чилипенок Ю.Ю. Модель внутрикафедрального управления мотивацией преподавателя вуза // Высшее образование в России. – 2018. – № 12. – c. 69-78. – doi: 10.31992/0869-3617-2018-27-12-69-78 .
10. Жалагина Т.А., Виноградов К.С. Мотивация профессиональной деятельности и ценностные ориентации личности как факторы успешности профессиональной деятельности педагога // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. – № 2(55). – c. 66-75. – doi: 10.26456/vtpsyped/2021.2.066 .
11. Камарова Т.А. Влияние прекаризации занятости на степень удовлетворенности условиями труда научно-педагогических работников // Достойный труд - основа стабильного общества: Материалы XI Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2019. – c. 2026.
12. Камарова Т.А. Оценка удовлетворенности своей занятостью научно-педагогических работников в прекарных условиях // Кадровик. – 2020. – № 11. – c. 105-114.
13. Литвинюк А.А. Дифференциация личностных характеристик успешных научно-педагогических работников и молодых специалистов в российских вузах // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 3. – c. 489-502. – doi: 10.18334/lim.7.3.110725.
14. Масалова Ю.А. Качество трудовой жизни преподавателя университета в условиях удаленной занятости // Экономика труда. – 2021. – № 3. – c. 261-274. – doi: 10.18334/et.8.3.111817 .
15. Патутина С.Ю. Влияние прекаризации занятости на формирование современного кадрового потенциала вузов и портрета научно-педагогического работника // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 3. – c. 84-97. – doi: 10.24147/1812-3988.2020.18(3).84-97 .
16. Пряжников Н.С., Полевая М.В.,Камнева Е.В. Грейдирование в системе мотивации научно-педагогических работников образовательного учреждения // Самоуправление. – 2019. – № 3(116). – c. 258-261.
17. Стрелкова Н.В. Анализ удовлетворенности условиями труда, профессионального роста, мотивацией к результатам труда и мероприятия по развитию кадрового потенциала университета сервиса // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2017. – № 1-4(23-26). – c. 70-81.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 21:51:19