Партнерство и рентабельность организаций в период кризиса
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (197), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается динамика партнерско-экономических отношений в течение трех кризисных лет. Сравнивается уровень развития индексов партнерства и рентабельности экономических организаций.
Ключевые слова: экономический кризис, партнерство, система, кризисный период (2008–2010 гг.)
Экономический кризис, начавшийся в 2008 году, выявил «узкие» места в экономической системе страны и показал определенную динамику внутри связанных с экономикой систем, в частности, партнерских отношений. Н.Е. Яценко определяет партнерство как «субъект каких-либо социальных отношений» [4] . Тот же автор говорит об экономике как о категории, представляющей собой совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил [4]. По мнению авторов статьи, партнерство должно пониматься шире – как взаимовыгодные, не запрещенные законом отношения.
В работе «Партнерско-экономические отношения как система» [2] мы выделили вид экономического, производственного и организационного партнерства. Вводится новая социально-экономическая категория партнерско-экономических показателей, которая представляет собой экономические показатели, зависящие от уровня развития партнерских отношений. Как было отмечено в наших двух предыдущих статьях [1, 3], партнерские и экономические показатели связаны между собой, имеют определенную корреляцию и перспективы использования разработанных индексов партнерства для регулирования рентабельности предприятий.
Исследования проводились в 2008–2010 гг., когда была выявлена динамика кризисных явлений в экономике страны. Использован социологический метод; всего работало 203 эксперта. Изучались предприятия Костромской, Ивановской и Ярославской областей в течение трех лет [1, 3]. Одной из задач нашего исследования было выявление возможных закономерностей при использовании партнерства для регулирования рентабельности предприятий (экономических организаций, фирм) в течение кризисного периода (2008–2010 гг.).
Партнерские отношения между предприятиями, организациями и частными лицами
Интересные данные были получены при исследовании партнерских отношений между предприятиями, организациями и частными лицами (см. табл. 1 на с. 35).
Таблица 1
Динамика активности партнерских отношений предприятий,% от общего количества предприятий
В табл. 1 отражено процентное соотношение изученных предприятий, имевших (или не имевших) партнерство с другими предприятиями, организациями и частными лицами в течение трех кризисных лет. За 100% бралось количество всех исследованных предприятий за три года (203 предприятия). Сумма показателей в каждой строке не равна 100%, так как остальные респонденты затруднялись ответить на данный вопрос анкеты (напомним, что был использован был метод опроса экспертов по специальным анкетам). Главный вывод заключается в том, что активность использования партнерских отношений (графа 6) повышалась в середине кризисного периода (2009 г.), а затем, к концу периода, снижалась. Большинство предприятий имели наиболее активные партнерские отношения в 2009 году, то есть пытались оперативно адаптироваться в кризисных условиях.
Вторым показателем партнерства было качество партнерских отношений по 5-балльной шкале. Из табл. 2 (см. на с. 35) видно, что качество партнерских отношений достигло максимума к 2009 году, как по другим предприятиям, так и по организациям, и частным лицам. Сопоставляя эти данные с данными первой таблицы, можно сделать вывод, что середи на кризисного периода (2009 г.) является переломным моментом в развитии партнерско-экономических отношений изученных предприятий, точнее сказать, главным адаптационным периодом в годы кризиса. Некоторую растерянность в начале кризиса сменяет активная деятельность по налаживанию партнерско-экономических отношений, а затем эта деятельность хотя несколько и снижается, но становится более избирательной и устойчивой.
Таблица 2
Качество партнерских отношений
В предыдущих наших статьях [1, 3] отмечалось, что мы рассматриваем партнерско-экономические отношения как сложившуюся систему (см. табл. 3 на с. 36). В систему были включены 10 различных видов, разновидностей и форм партнерства, встречавшихся на исследованных 203 предприятиях. Респонденты каждому виду, разновидности или форме партнерства присваивали ранг от 1 до 10 баллов. Затем были подсчитаны средние величины рангов по всем предприятиям и таким образом определена значимость различных видов, разновидностей и форм партнерства.
Партнерство в кризисные годы
Как видно из табл. 3, по средним показателям наиболее значимым в данные годы были партнерство с более крупными предприятиями, с примерно равными по размерам и с государством; среднезначащим – партнерство с более мелкими по размерам предприятиями, с частными лицами, с профсоюзами и между подразделениями предприятия; слабозначащим – партнерство с конкурентами, социальное партнерство и партнерские отношения с другими странами.
Таблица 3
Значимость различных видов и форм партнерства
Если взять за основу показатели первого (2008) года, то динамика была следующей. В середине кризисного периода (2009) более значащим становится партнерство с меньшими по размерам предприятиями, с профсоюзами и цехами и подразделениями внутри предприятия, что свидетельствует об использовании, в первую очередь, всех внутренних и среднезначащих факторов для повышения результативности и эффективности деятельности предприятий в период наибольшего проявления кризисных явлений.
В то же время теряют свое значение партнерство с равными (по размерам) компаньонами, что свидетельствует о том, что партнерство вовсе не означает преимущественно равные отношения. Снижается значимость партнерства с частными лицами, то есть партнеры «укрупняются»; пропадает интерес к сотрудничеству с конкурентами и к социальному партнерству, что связано с ужесточением конкуренции и большим развитием конкурентной среды. На прежнем уровне остается интерес к партнерству с более крупными предприятиями, с государством (РФ) и с другими странами. В конце кризисного периода остается невысоким интерес к партнерству с конкурентами, с мелкими предприятиями и к социальному партнерству. Снова больше обращается внимания на отношения с равными партнерами, с профсоюзами и с частными лицами.
Получены также данные об оформлении партнерских отношений. Интересно, что в конце кризисного периода появляются 5,5% случаев устных договоров и 1% никак не оформленных партнерских отношений, что свидетельствует о повышении рисков при заключении партнерских отношений, о некотором повышении уверенности сторон в результативности партнерства и о появлении случаев корпоративного сговора между партнерами.
Также было установлено, что рентабельность предприятий в кризисные годы постепенно повысилась на 7,3%, а индекс партнерства был наивысшим в 2009 году – 12,3, в основном, за счет роста активности предприятий в сфере налаживания партнерских отношений (см. табл. 4 ниже).
Таблица 4
Динамика средней рентабельности предприятий и индекс партнерства
Выводы
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
– главной особенностью динамики партнерско-экономических показателей является то, что неэффективность действий в начале кризисного периода сменяется повышением активности и качества использования партнерских отношений в середине периода и большей уверенности в отношении экономической стабильности (рентабельность постепенно повышалась) в конце кризисного периода;
– в целом показатели по эффективности производства (рентабельности) сохранялись на уровне простого воспроизводства, а индексы партнерства – на среднем уровне.
Источники:
2. Курова Г.М. Партнерско–экономические отношения как система. Монография. – Кострома: ред.-изд. отдел Костромского областного института развития образования, 2011. – 118 с.
3. Курова Г.М. Рентабельность экономических организаций и уровень развития партнерства // Российское предпринимательство. – 2011. – № 8 (1). – С. 69−74.
4. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – СПб: Лань, 1999. – 528 с.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 06:24:02