Влияние факторов инновационной активности на рентабельность предприятия

Ульянкин А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (78), Июнь 2013

Цитировать:
Ульянкин А.В. Влияние факторов инновационной активности на рентабельность предприятия // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 6. – С. 45-49.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19134937
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Приведена классификация критериев инновационной активности с учетом коммерческого и некоммерческого использования инноваций. Описаны возможные способы увеличения рентабельности предприятия при помощи внедрения и использования инноваций в производстве.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная активность, инвестиции, ресурсы, рынок, знания, персонал, модернизация, рентабельность, значимость инновации



Инновационная деятельность предприятий подразумевает создание и использование продукта интеллектуальной деятельности, воплощение и реализацию оригинальных научных идей в виде готового продукта. Научно-технический прогресс обеспечивается с помощью процесса вложения средств в экономику, то есть инвестиций [2].

На шаг впереди конкурента

Рентабельность предприятия в общей своей характеристике показывает эффективность использования в производстве ресурсов или выражает отношение прибыли (инвестиций) к затратам предприятия на производство и реализацию продукции (или к иной установленной базе) [3].

Соответственно, оценка рентабельности производится с целью выявления способности предприятия генерировать необходимую прибыль в процессе своей хозяйственной деятельности и определить общую эффективность использования активов и вложенного капитала [1].

При этом при определении инновационной активности персонала необходимо задать единую систему параметров изменений для каждого выпускаемого товара. Инновационная активность разработки технологии производства или новых характеристик товара будет определяться как совокупность изменений каждого из рассматриваемых параметров, разрабатываемых специалистами в конкурентоспособное время [2].

Взаимосвязь таких понятий, как рентабельность и инновационная активность, заключается в том, что новейшие разработки (как в области технической модернизации, так и в области создания новых продуктов) способны помочь предприятию выйти на новый уровень, обогнав конкурентов, и повысить свои финансовые показатели.

Использование активов и вложенного капитала будет наиболее эффективным в случае, если:

1) часть средств направляется на модернизацию, совершенствование или создание принципиально нового товара, способного за счет параметров, необходимых потребителю (удобства, качества, надежности и т.д.), найти свое место на рынке;

2) имеет место более высокий показатель прибыли от реализации на всем протяжении жизненного цикла.

Приведем классификацию критериев, определяющих инновационную активность предприятия, и поясним причину, по которой тот или иной фактор может играть положительную роль при оценке рентабельности (рис. 1).

Некоторые инновации, не имеющие коммерческой цели, а созданные в связи с государственной поддержкой того или иного проекта, могут быть выделены в отдельную группу.

Для удобства можно отнести критерии из первой группы (рис. 1) к внешним и внутренним, т.е. разрабатываемым непосредственно в научном подразделении предприятия (если таковое имеется) с целью дальнейшего использования инновации на данном предприятии, либо приобретаемым в виде нематериальных активов (в том числе знания и опыт работы с инновационным оборудованием нанимаемого персонала).

Рис.1. Критерии инновационной активности, определяющие коммерческую значимость проекта (К1)

В социальном аспекте

Критерии инновационной активности, имеющие некоммерческую значимость, были отнесены к отдельной группе (рис. 2) в связи с тем, что ряд инновационных программ, реализуемых на предприятиях и имеющих государственную поддержку, изначально не преследуют цели получения прибыли. Они имеют социальную значимость.

Рис. 2. Критерии инновационной активности, определяющие некоммерческуюзначимость проекта (К2)

В некоторых случаях, однако, данные критерии определяются с учетом реализации коммерческих проектов.

Рассмотрим более подробно влияние вышеприведенных критериев на рентабельность предприятия.

1. Разработка или приобретение инновационного продукта. В случае если предприятие имеет в своем составе научное подразделение, которое занимается разработкой новых видов продукции, присутствует возможность создания «внутреннего» инновационного продукта. Предприятие также может приобрести готовую инновацию. В любом случае для повышения рентабельности требуется, чтобы затраты на приобретение (разработку) инновации не превышали полученного совокупного дохода от реализации инновационной продукции. Необходимо также учитывать жизненный цикл товара. Как правило, инновационный продукт окупает затраты на стадии роста (зрелости), однако период окупаемости индивидуален для каждого из видов товара и зависит от многих факторов (успешность маркетингового анализа и оценки потребностей рынка, сумма затрат на инновацию, возможности реализации данного вида товара, дисконтированный доход от инновации за период и т.д.).

2. Модернизация или приобретение нового высокотехнологичного оборудования может способствовать увеличению объемов продаж, что положительно скажется на рентабельности в случае успешности товара на рынке.

Также данный критерий может повлиять на улучшение качества продукции, что положительно скажется на оценке потребителями данного вида товара и может открыть новые возможности для уже реализуемой продукции.

Модернизация оборудования возможна в случае, если существует соответствующее подразделение, способное совершенствовать производственные мощности. В случае приобретения современной техники взамен морально устаревшей также необходимо оценивать целесообразность затрат с учетом прогнозируемых доходов.

3. Повышение знаний сотрудников предприятия для работы с инновационным оборудованием может производиться с помощью соответствующих инструкций и тренингов. Привлечение высокопрофессиональных специалистов, обладающих знаниями и навыками для работы с соответствующими технологиями, как правило, требует значительных затрат.

4. С точки зрения экологической значимости внедрение некоторых коммерческих инноваций может принести пользу в рамках охраны окружающей среды (например, для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности – установка дискового фильтра и емкости очищенной воды позволяет сократить расход свежей речной воды, то есть ценного ресурса [4]).

5. Развитие отрасли в рамках внедрения инновации может существенно повлиять на спрос на продукцию в сегменте рынка инновационного предприятия.

6. Развитие инфраструктуры в рамках инноваций может снизить ряд логистических затрат.

Приведем ряд примеров эффекта от инноваций на примере предприятия целлюлозно-бумажной промышленности ОАО «Соликамбумспром» [4].

1. Модернизация бумагоделательных машин способствует увеличению объема производства газетной бумаги и повышению ее качественных показателей.

2. Модернизация оборудования первой линии по производству термомеханической массы способствует увеличению объема производства термомеханической массы, улучшению ее качественных показателей, увеличению количества рекуперируемой тепловой энергии и снижению расхода природного газа; уменьшению органического загрязнения стоков за счет снижения содержания целлюлозы в композиции волокна.

3. Модернизация продольно-резательного станка (ПРС) бумагоделательной машины способствует сокращению времени простоев ПРС при смене форматов рулонов газетной бумаги и сокращению потерь бумаги.

Вывод

Рациональное использование инноваций в деятельности предприятия способно принести пользу в рамках управления рентабельностью: снижение затрат; увеличение объема производства; улучшение качества готовой продукции, а соответственно, усиление конкурентоспособности предприятия и повышение спроса; создание нового качества уже реализуемой продукции.


Источники:

1.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – Киев: Ника-Центр, 2004.
2. Мельников О.Н., Алабужев Д.С. Методические подходы к оценке инновационной активности сотрудников организаций при разработке конкурентоспособной продукции // Российское предпринимательство. – 2012. – № 14.
3. Никитин А.Ф. Экономический словарь. – M.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2005.
4. Сайт ОАО «Соликамбумспром» [Электронный ресурс] // http://www.solbum.ru/production/renovation.php.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:06:37