Стратегическое планирование логистической деятельности предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (33), Сентябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Элларян А.С. Стратегическое планирование логистической деятельности предприятия // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 9. – С. 9-15.
Аннотация:
Опыт развитых промышленных стран свидетельствует о том, что одним из инструментов в укреплении позиций на рынке является использование концепции логистики в организации экономической деятельности предприятия. Это в значительной степени объясняется необходимостью повышения эффективности производства за счет сокращения затрат в сфере обращения, своевременной реакции производителей на конкуренцию и конъюнктуру рынка и стремлением адаптироваться в быстро изменяющихся ситуациях.
Ключевые слова: концепция логистики, логистическая деятельность, стратегическая логистика
Опыт развитых промышленных стран свидетельствует о том, что одним из инструментов в укреплении позиций на рынке является использование концепции логистики в организации экономической деятельности предприятия. Это в значительной степени объясняется необходимостью повышения эффективности производства за счет сокращения затрат в сфере обращения, своевременной реакции производителей на конкуренцию и конъюнктуру рынка и стремлением адаптироваться в быстро изменяющихся ситуациях.
В современном понимании логистика – это комплексное управление деятельностью, связанной с перемещением, обработкой и хранением материальных и информационных потоков в цепи “поставщик-производитель-потребитель”. Являясь относительно новым принципом управления, логистика представляет собой синтез многих методов и инструментов таких традиционных сфер деятельности как маркетинг, производство, финансы, грузоперевозки.
Использование концепций логистики позволяет осуществить тесную интеграцию производства, материально-технического обеспечения, транспорта и передачи информации о движении товаров в единую систему. В результате достигается конечная цель логистической деятельности, включающая в себя:
‑ предоставление всех материалов в соответствующем количестве, качестве и ассортименте к моменту и месту потребления;
‑ снижение запасов за счет предоставления полной информации о возможностях быстрого приобретения и замены материалов;
‑ точное выполнение всех заказов и предоставления многочисленных дополнительных услуг потребителям.
В целом логистическая деятельность направлена на создание эффективной сети материального и информационного потоков, состоящих из различных логистических цепочек.
Сеть материального потока включает в себя узловые пункты хранения, где поток товаров временно оседает. К ним относятся посреднические предприятия, оптовые и розничные склады, магазины и т.п. Звенья, связывающие узловые пункты, являются различными вариантами движения транспортных услуг и маршрутов товара.
Сеть информационного потока содержит данные о перемещаемых товарах (их стоимости, качестве, количестве), данные по транспортировке (виды транспортных средств, тарифы грузоперевозок, оптимальные маршруты). Звеньями информационной сети обычно являются почтовые, телефонные, телеграфные линии, радиоканалы, оптоволоконные и другие линии связи. Узловыми пунктами являются места, где собирается, перерабатывается и хранится информация (вычислительные центры и т.п.). Таким образом, информационная сеть, как и сеть материального потока, может рассматриваться как совокупность звеньев и узловых пунктов.
Одно из существенных различий между ними заключается в том, что материальный поток течет “вниз” по каналу распределения к конечному потребителю, в то время как информационный поток (главным образом, но не всегда) течет “вверх” по каналу в сторону источников сырья. Сети материального и информационного потоков объединяются в единую логистическую сеть для координации и управления всей деятельностью на одном уровне, исходя из принципов единого целого.
Для создания эффективной сети и успешного осуществления логистической деятельности необходимо проведение тщательного планирования. Оно обычно осуществляется на двух уровнях – стратегическом и оперативном. С помощью стратегического планирования определяются требуемые уровни логистических услуг, осуществляется размещение узловых пунктов хранения, рассчитываются уровни запасов на складах, составляются маршруты и производится выбор оптимальных способов транспортировки. Второй уровень планирования имеет краткосрочный, или оперативный характер. Он призван решать текущие проблемы: реагировать на резкое повышение транспортных тарифов, выполнять недавно полученный заказ потребителя и т.п. Обычно такие вопросы решаются, не выходя за рамки общего стратегического плана.
Для проведения стратегического планирования необходима оценка предполагаемого объема материального потока, который будет проходить через логистическую систему и на его основе планировать будущую деятельность. Эта оценка обычно дается в виде прогноза. Прогнозирование требуется для обеспечения основной информацией при планировании деятельности всех функциональных подразделений фирмы, включая логистику, маркетинг, производство и финансы. Каждое функциональное подразделение имеет на входе свои специфические особенности информации, влияющие на его планирование. Для логистики это особенности пространственно-временных данных спроса, степени его колебания и уровня случайности.
Рост и спад уровней продаж, сезонность в тенденциях спроса и общие колебания, вызываемые многочисленными факторами, несомненно должны учитываться при планировании логистической деятельности. Кроме того, логисты должны знать не только, когда будет спрос на логистические услуги, но и где он ожидается. На основе пространственного определения спроса осуществляется географическое размещение складов и транспортных подразделений, устанавливаются уровни запасов в узловых пунктах хранения всей логистической сети.
Хотя логистическое стратегическое планирование является многосторонней проблемой, практика показывает, что она должна способствовать разрешению трех основных задач.
1. Установление оптимального уровня услуг потребителя. Это одна из наиболее сложных задач, стоящих перед логистами. Зачастую трудности в определении влияния логистических услуг на общие доходы фирмы вынуждают логистов при определении уровня этих услуг исходить из принципа наименьших затрат. И хотя на практике это и сегодня является доминирующим, в последнее время стали понимать ошибочность такого подхода.
В обществе, все более ориентирующемся на услуги, логистические услуги так же как, например, предоставление процента скидки в цене, реклама, персональная продажа и т.д., могут быть сильными стимулирующими элементами. Гарантированное наполнение заказов, быстрая и надежная поставка, максимальная готовность и пригодность запасов, минимальные потери и повреждения при транспортировке положительно влияют на репутацию фирмы, являются желанными для потребителя и, в конечном итоге, увеличивают общий доход фирмы.
Помимо этого логистические услуги играют важную роль в привлечении и поддержании “своих покупателей”. Исследования показали, что значительно дороже выходить на новых потребителей, чем сохранить существующих. Таким образом, с финансовой точки зрения, ресурсы, вложенные на улучшение услуг, обеспечивают существенно более высокую отдачу, чем ресурсы, вложенные на освоение новых рынков потребителей.
Из всего вышесказанного следует, что при определении уровня логистических услуг недостаточно исходить только из принципа минимизации издержек, а необходимо учитывать то влияние, которое оказывает предоставление услуги на потребителя, и, в конечном счете, на доходы предприятия.
На практике применяются различные критерии, определяющие качество логистических услуг потребителям. Перечислим некоторые из них:
‑ время между получением заказа и его выполнением;
‑ минимальный размер заказа, или ограничения на ассортимент изделий в заказе, принимаемом поставщиком;
‑ отношение потребительских заказов, выполняющихся качественно и точно, к общему объему заказов;
‑ процент потребительских заказов на логистические услуги, который может быть удовлетворен данным предприятием;
‑ процент повреждений и потерь при доставке груза к месту назначения;
‑ легкость и быстрота, с которой потребители могут поместить свои заказы в данной фирме и т.д.
2. Определение политики хранения и материалоуправления. Эта задача включает в себя размещение узловых пунктов хранения в логистической сети, определение размеров и необходимого количества складских помещений, расчет уровней запасов и коэффициентов оборота на складах, прикрепление к каждому узловому пункту своих поставщиков и потребителей и т.д.
Необходимо отметить, что от правильного определения количества и мощностей складских помещений, оптимального их размещения будет зависеть эффективность функционирования сети, а. следовательно, и издержки логистической деятельности. Практика показывает, что на эту деятельность уходит значительная часть затрат предприятий. Конечно, фирмы стремятся минимизировать объемы имеющихся у них материальных запасов и даже вообще исключить из своей деятельности процесс хранения.
Так, в середине 70-х годов во всем мире стала широко внедряться система “Канбан”, основным принципом которой является поставка материалов и комплектующих изделий непосредственно к месту производства в режиме “точно в срок”. Но хотя такая система получила применение на практике отдельных фирм, во многих случаях ее применение оказалось не выгодным, так как координация спроса и предложения и все издержки, сопутствующие этому процессу, оказываются слишком высокими.
Более рациональным для предприятий оказывается применение процесса хранения, который служит буфером между спросом и предложением. Следовательно, логисты должны рассматривать хранение не как “неизбежное зло”, а как экономически выгодный процесс, а промежуточные пункты хранения как оптимальное средство для координации спроса и предложения. Планирование же процесса хранения и материалоуправления должно быть направлено на снижение транспортно-производственных издержек, координацию поставки и спроса, поддержку производства и содействие процессу маркетинга.
Одним из важных принципов политики хранения является классификация хранимых на складах материалов по степени их использования. Так, например, запасы могут подразделяться на три группы (в зависимости от частоты и объема потребления). При этом для каждой группы материалов создается своя стратегия хранения и пополнения запасов, а также определяется необходимое количество пунктов хранения в логистической сети, в которых необходимо разместить данные виды материалов.
Запасы, относящиеся к I группе (с большой частотой и объемом потребления) обычно размещают на всех узловых пунктах хранения с высокой частотой пополнения запасов. И, наоборот, запасы, относящиеся к III группе, с низким объемом и частотой потребления, размещаются в нескольких или даже в одном единственном пункте хранения. За счет такой классификации запасов снижаются издержки по обработке, хранению и отправке материалов в логистическом канале.
Значительному снижению транспортных издержек способствует консолидация отправляемых партий грузов. Так, в промежуточных пунктах хранения небольшие заказы на материальные ресурсы объединяются в более крупные, что позволяет более эффективно использовать транспортные средства и снижает затраты на перевозку грузов. Содействие процессу маркетинга оказывается за счет приближения запасов к месту потребления, быстрой доставки требуемых товаров на рынок и предоставления многочисленных дополнительных услуг потребителям.
Из этого следует, что при логистическом подходе узловые пункты хранения рассматриваются не просто как хранилища, а как эффективные регуляторы материальных потоков.
3. Транспортировка. Эта задача включает в себя выбор транспортных средств и способов транспортировки, составление оптимальных маршрутов перевозки и т.д. Следует отметить, что транспортировка представляет одну из наиболее важных функций логистической системы и поглощает до 2/3 общих логистических затрат.
При составлении маршрутов обычно выбирают кратчайшие пути следования перемещаемых грузов. Перевозка на всем маршруте от начальной точки может осуществляться одним единственным видом транспорта. При необходимости составляются различные смешанные комбинации, например, поставка сырья к месту производства водным видом транспорта, далее перемещение готовой продукции к промежуточным пунктам хранения железнодорожным транспортом, а уже поставка к конечному потребителю автомобильным транспортом. Каждое решение принимается на основе анализа существующих транспортных тарифов, преимуществ и недостатков отдельных способов транспортировки и видов транспортных средств.
Основными показателями оптимальности выбранных маршрутов и способов транспортировки являются общие затраты на грузоперевозки, среднее время поставки, а также потери и повреждения при перевозках. При этом такое решение должно обеспечивать наилучший баланс между качеством транспортных услуг и затратами на эту деятельность.
Таким образом, с помощью стратегического планирования определяются цели и задачи логистической системы и находятся наилучшие способы их достижения. В дальнейшем для гарантированного выполнения поставленной задачи необходим контроль за функционированием логистической системы, и при необходимости – внесение корректировок в ее деятельность.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:13