Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий: российская и зарубежная методическая парадигма
Степанов Д.А.1
1 ИПР РАН
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2020)
Цитировать:
Степанов Д.А. Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий: российская и зарубежная методическая парадигма // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 12. – С. 3093-3108. – doi: 10.18334/epp.10.12.111322.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668154
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
. Развитие стратегической мысли неразрывно связано с эволюцией социума и его целевых установок в отношении материальных ресурсов, прав собственности и властных полномочий в иерархии человеческого рода. Несмотря на общность предпосылок к формированию самостоятельной научной дефиниции в форме стратегического планирования, развитие стратегического менеджмента как направления науки об управлении микроэкономическими системами в странах Востока и Запада пошла разными, а иногда и полностью аппозитивными путями развития.
В данной статье рассматривается генезис парадигм стратегического планирования в контексте стратегического менеджмента, рассматриваются ключевые драйверы и стоп-факторы эволюции идей и концепций стратегического планирования на разных этапах развития управленческой мысли человечества, приводятся примеры влияния ментальных и социокультурных установок на динамику и концептуальные положения и методические подходы к применению стратегического планирования в системе управления развитием промышленных предприятий
Ключевые слова: Стратегия, планирование, управление, устойчивое развитие, умный рост, проектный менеджмент, VBM-менеджмент, риски, цифровизация, менеджмент качества, эволюция, генезис, агентские отношения, точки сопротивления, инвестиции, эффект
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение (актуальность)
Идея управления будущим была интересна человечеству с древних времен, что связано как с эгоистичным желанием индивида контролировать реальность вокруг себя, намечая траекторию личного и группового движения, так и для понимания возможных вызовов и угроз на своем пути, а также создание устойчивых «карт шагов», которые помогли бы достичь желаемого результата с меньшими усилиями. Ретроспективный анализ идей стратегического менеджмента показал, что первыми попытками так называемой алгоритмизации действий были пещерные рисунки людей, запечатлевших эпизоды охоты и собирательства – с точки зрения менеджмента это были первые инструкции к руководству для охотников и собирателей, что позволяло бы увеличить успех их дела [1, 4] (Agafonov, 2019; Barinov, 2017).
Современный этап развития общества ставит совсем иные цели и задачи перед стратегическим менеджментом, но его генетически неизменная цель – контролировать реальность вокруг себя и оценивать свое положение относительно желаемого состояния – остается краеугольным камнем и сегодня. Актуальность темы исследования связана с убыстряющимся ритмом жизни как отдельного человека, так и общества в целом, что объективно вовлекает бизнес в гонку предложения лучших продуктов и благ для удовлетворения перманентно растущих потребностей социума, которые даже несмотря на цифровизацию, обозначают важность индивидуального и творческого подхода к их разрешению [2, 6] (Antsiferova, Ermakov, 2020; Vasilev, Prokofev, 2016).
Методы исследования
Для изучения поставленной темы в исследовании применялись как общенаучные (качественно-логический анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, системный подход, ретроспективный анализ, морфологический анализ, историческое и логическое моделирование) и философские методы познания, так и основанные на них специальные экономические методы (сценарный анализ, event-анализ).
Особенности объекта исследования как текущего процесса обусловили необходимость применения проблемно-хронологического и историко-генетического методов, что позволило выделить этапы становления идей, концепций, теорий и методов трансформационной экономики, а историко-генетический метод показал неразрывность и пересекаемость из одного в другой этапов развития понятийного и методологического аппарата объекта научного исследования.
Цели и задачи научной статьи. Целью данного исследования определен анализ российской и зарубежной методической парадигмы стратегического планирования и управления развитием промышленных предприятий.
Задачами научного исследования являются:
– критический обзор понятия «стратегическое управление» в отечественной и зарубежной литературе;
– анализ хронологического развития идей стратегического менеджмента с указанием ключевых парадигм в мировой и отечественной практике;
Результаты
Этимология слова «стратегия» носит исключительно милитаристский характер и в дословной трактовке с греческого языка означает «вести войска», таким образом, исходным посылом для формирования парадигм стратегического менеджмента выступили правила ведения войны. Учитывая агрессивно выраженный лингвистический генезис данной дефиниции, рассмотрим более подробно социально-психологические и ценностно-персонологические предпосылки к его введению в профессиональный оборот (рис. 1).
Рисунок 1. Генезис дефиниции «стратегический менеджмент»
Источник: составлено автором по данным [1, c. 25; 3, c. 49] (Agafonov, 2019, р. 25; Baranenko, 2010, р. 49).
Ввиду множественности, а если быть точным, триализма генезиса дефиниции «стратегическое управление» возникает определенная сложность с его определением в профессиональном обороте, так как каждая из доминирующих сторон его происхождения ставит свои акценты в раскрытии его сущностной характеристики.
В таблице 1 представлены определения понятия «стратегический менеджмент», данные наиболее авторитетными исследователями данного направления на различных временных вехах, что позволяет проследить эволюцию содержания, а также осуществить первичный анализ разности подходов отечественных и зарубежных ученых.
Таблица 1
Определение понятия «стратегический менеджмент» в отечественной литературе
Автор (-ы)
|
Содержание определения /
авторские примечания
|
1.
И.Н. Герчикова (1995 г.)
|
Стратегическое
управление – долгосрочная программа действий и мероприятий по развитию
предприятия с учетом наиболее значимых факторов влияния внутренней и внешней
среды.
Примечание. В данном определении акцент делается именно на долгосрочности заданных действий, форма реакции менеджмента – реактивная |
2. А.П.
Градов (2000 г.)
|
Стратегическое
управление – механизм достижения долгосрочных целей коммерческой организации
с учетом дефицита ресурсов, лимитированной информации и риска.
Примечание. Определение акцентирует внимание на механистическом подходе к управлению бизнесом с учетом наложенных ограничений |
Автор (-ы)
|
Содержание определения /
авторские примечания
|
3. Л.П.
Владимирова (2001 г.)
|
Стратегическое
управление – бизнес-модель руководства коммерческой структурой,
ориентированная на обеспечение долгосрочного развития предприятия в рыночной
среде
|
4.
Р.А. Фатхутдинов (2005 г.)
|
Стратегический
менеджмент – долгосрочный план деятельности бизнес-структуры, направленный на
ее всемерное и гармоничное развитие в условиях рыночной экономики
|
5. А.
Гершун
(2007 гг.) |
Стратегический
менеджмент – формат мышления топ-менеджмента бизнеса, направленный на
постановку и достижение целей на удаленном горизонте (3–5 лет и более) с
учетом факторов переменчивости внешней среды и стадии жизненного цикла
бизнеса
|
6. В.Ю. Яковлева
(2008 г.)
|
Стратегическое
руководство – высшая форма организации управления бизнес-архитектурой
организации с целью максимизации продуктивности ее бизнес-процессов и
формирования устойчивой деловой активности на долгосрочном горизонте развития
сроком от 3 до 5 лет
|
Согласно приведенным определениям понятия «стратегический менеджмент» в отечественной литературе, можно увидеть, что авторы делают акцент именно на планировании как форме целеполагания и установления ориентиров развития бизнеса на долгосрочном горизонте, однако в представленных определениях нет указаний на необходимость проактивного развития коммерческой организации, поиска лучших практик организации бизнес-процессов.
Для понимая различий в формировании методических парадигм стратегического планирования и управления рассмотрим западные точки зрения в части определения понятия «стратегический менеджмент» (табл. 2).
Таблица 2
Определение понятия «стратегический менеджмент» в зарубежной литературе
Автор (-ы)
|
Содержание определения /
авторские примечания
|
1. И.
Ансофф (1989 г.)
|
Стратегическое
управление – это генеральная программа конкретных действий развития бизнеса
по достижению поставленных менеджментом целей с утвержденным бюджетом,
ограничениями и центрами ответственности
|
2. М. Мескон.,
М. Альберт М., Ф. Хедоури (1992 г.)
|
Стратегический
менеджмент – форма управленческого мышления для обеспечения исполнения миссии
и долгосрочных целей бизнеса в условиях неопределенности и риска рыночных
условий
|
3. А.А
Томпсон, А.Дж. Стрикленд (1995 г.)
|
–
с точки зрения топ-менеджеров – комплексный пакет действий по
системному управлению бизнес-процессами организации с целью поддержания
устойчивой деловой активности;
– с точки зрения акционеров – комплекс организационно-распорядительных и финансовых методов управления бизнес-потенциалом организации с целью максимизации ее рыночной стоимости; – с точки зрения рыночного окружения – долгосрочный путь развития бизнеса с учетом доминирующих конкурентных установок и конъюнктуры рынка |
4. Р.С.
Каплан, Н.Д. Нортон (2005 г.)
|
Стратегическое
управленческое мышление – способ достижения долгосрочных целей и решения
глобальных задач сохранения рыночного положения бизнеса с учетом частных
интересов отдельных групп стейкхолдеров
|
5.
Д. Аакер (2007
г.)
|
Стратегический
менеджмент – механизм комбинации четырех бизнес-компонентов: ресурсы,
технологии, интеллектуальные компетенции, инвестиции – с целью достижения
долгосрочного рыночного равновесного положения бизнеса
|
Таким образом, мы видим, что в западной научной среде основной упор делается на проактивное развитие бизнеса с учетом актуальных вызовов и угроз рыночного окружения, т.е. само стратегическое управление является более экстернальным, в то время как в практике восточной школы имеется склонность к интернальной траектории развития. Основываясь на акцентах в сущностной трактовке понятия «стратегическое управление», построим таблицу, в которой отразим хронологическое развитие идей стратегического менеджмента с указанием ключевых концепций и парадигм (табл. 3).
Таблица 3
Хронологическое развитие идей стратегического менеджмента с указанием ключевых парадигм в мировой практике
Наименование этапа
|
Характеристика хронологического
этапа
| |
1.
Ресурсный этап
|
Временной
горизонт: XVII – сер. XIX в.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Всеобщее преобладание интересов производителя как единственного источника удовлетворения потребностей. Стратегия владельцев ресурсной базы и их поведение в бизнесе имеют в качестве своей основы дерзость, смелость и силу | |
2.
Товарный этап
|
Временной
горизонт: вторая
пол. XIX в. – нач. XX в.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Формируются предпосылки к возникновению понятия «рыночное лидерство», товарная конкуренция. Стратегия ориетируется на факторы надежности, соблюдения сроков и требований поставок для поддержания устойчивого долгосрочного партнерства | |
3.
Технократический этап
|
Временной
горизонт: нач.
XX в. – 1930 гг. XX
в.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Стремительный рост объемов производства вызвал дефицит на сырьевых рынках. Во главу угла становится технологии экономного расходования ресурсов при сохранении качества выпускаемой продукции. Стратегия рационального, экономичного менеджера | |
Наименование этапа
|
Характеристика хронологического
этапа
| |
4. Маркетинговый
|
Временной
горизонт: 1930-е гг. – 1950 г.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Стремительный рост объемов производства вызвал дефицит на сырьевых рынках. Во главу угла становятся технологии экономного расходования ресурсов при сохранении качественных параметров производимой продукции. Стратегия экономичного, рационального менеджера | |
5.
Имиджевый (этап брендинга)
|
Временной
горизонт: 1950-е гг. – 1960-е гг.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Активные процессы глобализации рынков присутствия поставили перед бизнесом задачу примененения сценарных форматов стратегий, которые могли бы учесть особенности потребительского поведения в разных странах, включение в стратегию идеи социальной ответственности и заботы о стейкхолдерах, начало декларирования экологических ценностей | |
6. Глобально-информационный
|
Временной
горизонт: 1960-е гг. – 2008 г.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Масштабное внедрение в стратегии идеи персонализации продуктов и сервисов, развитие обратной связи с клиентом, начало производственно-технической и коммуникационной коллаборации с информационными агентами рынка (пакетные рекламные проекты, кобрендинг, агломерация компаний) | |
7.
Интегрально-циф-ровой
|
Временной
горизонт: 2008 г. – наст. вр.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Стратегия становится оритентированной на формировние квазибиологических систем с максимально полным прототипированием поведения индивидов и инкорпорацией бизнеса в повседневную жизнь клиентов через цифровые инструменты и «незаметную инфраструктуру» (трекеры, WI-FI сети, точки авторизации) |
Таким образом, мы видим, что идея стратегического управления прошла достаточно длительный этап от воплощения личных коммерческих интересов через физическую силу до этапа невидимого помощника, который позволяет бизнесу буквально постоянно быть с клиентом.
В Российской Федерации эволюция стратеического менеджмента имеет более короткую историю и включает в себя меньшее количество этапов, что обуславливает качественный сдвиг акцентов и достижений отечественных ученых в области разработки стратегических парадигм (табл. 4).
Таблица 4
Хронологическое развитие идей стратегического менеджмента с указанием ключевых парадигм в мировой практике
Наименование этапа
|
Характеристика
хронологического этапа
|
1. Концептуально-теоретический
|
Временной горизонт: XVII – сер. XIX в.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Формирование базовых положений о стратегическом управлении и планирова-нии на примере мануфактур и артелей, разработка идеи бюджетирования как формы управления финасовыми операциями бизнеса |
2.
Этап государствен ного директивного планирования
|
Временной горизонт: 1920–1950 гг.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Формирование государственных планов и программ развития, которые разрабатывались ЦК КПСС и были обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами. Парадигма стержневого планирования сверху-вниз с применением методов экстраполяции, план-факт анализа и государственных целей, разработанных в рамках съездов партии |
3.
Этап финансово-промышленного планирования
|
Временной горизонт: 1950–1970 гг.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Парадигма участия коммерческих организаций государственной формы собственности в разработке государственных планов и их адаптации под собственные ресурсные и технологические возможности с обязательным согласованием в профильных ведомственных структурах государственного регулирования и контроля |
4.
Этап собственно рыночного стратегического планнирования
|
Временной горизонт: 1985 – наст.
вр.
Характеристика парадигмы деловой стратегии. Отказ от идеи государственного участия в планировании долгосрочного развития коммерческих организаций, разработка новой бизнес-модели стратегического планирования для частных предприятий с упрощением отдельных компонентов и дополнением их новыми (рыночное окружение, коммуникации со стейкхолдерами, инвестиционная и нновационная программа развития) |
Современный этап развития стратегического управления зарубежных стран характеризуется возрастающим интересом к гибким парадигмам построения программ управленческих действий с учетом доминирующих вызовов и угроз, а также сопуствующих им возможностей для роста и равзития бизнеса.
Сегодня исследователи и практики в области стратегического планирования и управления все чаще упоминают понятийный конструкт «стратегическое мышление», которое представляет в общем виде умение мысленно конструировать будущее бизнеса с учетом факторов, которые невидимы при традиционном стратегическом управлении.
Как отмечал Г. Минцберг, если в случае стратегического менеджмента речь иде о механизме анализа ситуации на основе выбора и ранжирования наиболеее существенных для бизнеса факторов и формирования конкретных управленческих решений, то в эпоху постиндустриального развития потребуются принципиально новые установки: умение менеджера масштабировать жизненный цикл бизнеса и накладывать его на социально-экономическое пространство [3] (Baranenko, 2010) (рис. 2).
Пред индустриальное общество
|
Промышленное
общество
|
Высокопроизводительное
общество
|
Сетевое
общество
|
Материальные активы
|
Физические
активы
|
Вещественные
активы
|
Материальные
активы
|
+
|
+
|
+
| |
Денежные
авуары
|
Денежные
авуары
|
Денежные
авуары
| |
+
|
+
| ||
Нематериальные
активы
|
Нематериальные
активы
| ||
|
+
| ||
Репутация
(деловая, потребительская, социомедийная)
|
Рисунок 2. Эволюция влияния рыночных доминант в зависимости от зрелости социально-экономической системы
Источник: составлено автором по данным [3, c. 121] (Baranenko, 2010, р. 121).
Данная идея была поддержана и развита впоследствии Д. Ван Мауриком, и сегодня она больше известна под термином «проектный менеджмент». Впервые понятие «форсайт» было использовано писателем-фантастом Г. Уэлсом в 1930 г., который высказался о необходимости введения в деловой оборот новой профессии – специалиста в области создания проектов, который, по его мнению, должен был помогать бизнесу осознавать будущие состояния и статусы и рассчитывать точки кардинального реинжиниринга собственной бизнес-модели [5, 7, 11] (Bogdanov, 2016; Veselkov, 2019; Usmanova, 2018).
Однако вплоть до 1980 г. данная идея не нашла отклика ни в лице ученых, ни менеджеров, что было связано с неготовностью изменить парадигму самого управления бизнес-процессами, которая базировалась на ресурсном и технологическом превосходстве.
Причиной так называемого игнорирования проектного менеджмента вплоть до 80-х гг. XX в. был активный интерес менеджеров к парадигме операционного управления ценностью бизнес-процессов. Это прописано в методологии управления стоимостью (Value Based Management – VBM), ключевой характеристикой которой является оценка операционной результативности бизнеса [9, 11, 12] (Mirkina, 2020; Usmanova, 2018; Shtapova, Melnikov, 2014).
В рамках VBM-методологии стратегического управления результатами бизнеса компаниями выделяются в качестве самостоятельных дефиниций следующие направления работы (табл. 5).
Таблица 5
Основные положения парадигмы стратегического управления бизнеса в рамках VBM-методологии
Компонент
VBM-методологии
|
Краткая
характеристика
|
1. Управление организационным
поведением персонала
|
Разработка стандартов по отдельным
процессам. Жесткая стандартизация и унификация отдельных работ в форматные
пакеты
|
2. Выделение 2–3 драйверов генерации
экономической добавленной стоимости (EVA) и свободного
денежного потока (CFFF)
|
Топ-менеджмент российских компаний
ориентируется на активную, экстенсивную эксплуатацию нескольких драйверов EVA и FCFF, что
позволяет достичь эффекта только в краткосрочном периоде
|
3. Активное применение агрессивных
моделей поведения на рынках присутствия бизнеса
|
Для повышения финансовых результатов
бизнеса топ-менеджмент может активно использовать инструменты агрессивного
давления на стейкхолдеров, что приводит к их отторжению и изоляции актора
рынка
|
4. Применение простых схем
финансирования деятельности бизнеса, стремление к централизации прав
собственности
|
Топ-менеджмент большинства компаний
крайне неохотно идет на проекты частичного деления прав собственности и (или)
выделения отдельных бизнес-единиц в партнерские структуры
|
Основные недостатки применения VBM-методологии в указанном формате описаны в исследовании С.Н. Веселкова, Ю.А. Цыпкина:
1. Во-первых, существует большое количество рассогласованных показателей, эффективное управление которыми невозможно.
2. Во-вторых, операционный и стратегический уровень не интегрированы между собой.
3. В-третьих, используемыми показателями отражаются лишь функциональные процессы.
4. В-четвертых, не принимается во внимание потребность в работающем капитале и то, как маркетинговые решения воздействуют на уровень инновационности.
5. В-пятых, не разработано адекватных и объективных измерителей оценки эффективности инвестиций с неосязаемыми (нематериальными) результатами или стратегическими последствиями.
6. В-шестых, многие используемые показатели и индикаторы ориентированы на краткосрочный период. Соответственно, по ним нельзя проследить прирост стоимости за счет клиентов и инвестиции, ставшие причиной такого прироста [7, с. 348–350] (Veselkov, 2019, р. 348–350).
Вкупе с указанными недостатками VBM-методологии стратегического менеджмента, развитием IT-сферы и началом глобальной цифровизации всего социума вопрос умения менеджеров предвидеть будущее снова приобрел свою актуальность, и одной из форм его практического воплощения стало управление проектами развития (в английской версии project management development, или просто project management). В соотвествии с методическими указаниями PMBOK (Project Mana-gement Body of Know-ledge) проектный менеджмент представляет собой временное предприятие, предназначаемое для разработки уникальных результатов (услуг/продуктов). При этом временный характер проекта означает регламентацию конкретных сроков начала и завершения работ.
В зависимости от стратегического видения развития бизнеса и ранжирования факторов-драйверов и стоп-факторов проектный менеджмент может реализовываться в одном или комбинации нескольких типов бизнес-моделей (рис. 3).
Рисунок 3. Бизнес-модели форматов проектного менеджмента
Источник: составлено автором по данным [5, 6] (Bogdanov, 2016; Vasilev, Prokofev, 2016).
Т.Х. Усманова определяет проектный менеджмент как профессиональную деятельность по практическому применению современных научных знаний, технологий, навыков и методов воздействия [11, с. 13] (Usmanova, 2018, р. 13), а вот по мнению В.А. Агафонова, проектный менеджмент является методологией организации, координации и планирования использования ресурсов в течение всего жизненного цикла проекта. Задача проектного менеджмента – обеспечение эффективного достижение целей проекта [1, с. 118–119] (Agafonov, 2019, р. 118–119). Графически типичная бизнес-модель реализации проектного менеджмента в коммерческой организации представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Типичная бизнес-модель реализации проектного менеджмента в коммерческой организации
Источник: составлено автором по данным [9, с. 19–20] (Mirkina, 2020, р. 19–20).
Проектный менеджмент имеет достаточно ярко выраженные отличия, которые позволяют считать его новой ступенью развития стратегического управления эволюцией социально-экономических систем, одним из примеров которых является бизнес (табл. 6).
Таблица 6
Отличительные характеристики функционального и проектного менеджмента организации
Функциональный
менеджмент
|
Проектный
менеджмент
| |
1
|
2
| |
Цель – поддержание устойчивого
состояния бизнеса в долгосрочной перспективе
|
Цель
– управление изменениями и рисками эволюции социально-экономических систем во
времени и пространстве
| |
Функциональные полномочия и
обязанности четко определены уставом организации и являются консервативными
|
Полномочия
проектной команды не имеют жестких рамок,
присутствуют трансграничные связи специалистов, присуща гибкая иерархия
| |
Устойчивость круга функциональных
задач и круга ответственности высшего руководства организации
|
Перманентное изменение границ
ответственности специалистов, уникальность задач, пакетный характер
функциональной нагрузки
| |
Стабильность
организационных структур
|
Отсутствие
жестких организационных структур
| |
1
|
2
| |
Основная
цель – максимизация продуктивности активов
|
Основная
цель – обеспечение умного развития и роста бизнеса с учетом интересов
стейкхолдеров
| |
Эффективность
оценивается полнотой и экономичностью достижения промежуточных функциональных
результатов
|
Эффективность оценивается скоростью
достижения конечной цели проекта по критическому пути с минимальным
количеством конфликтов со стейкхолдерами
| |
Деятельность осуществляется в
относительно предсказуемых условиях с уровнем риска, не превышающем средних
значений
|
Деятельность происходит в условиях объективной
неопределенности, лимита времени и ресурсов, а также девальвации ценности проекта
при его отставании от графика реализации
| |
Проектный менеджмент является одним из наиболее перспективных направлений эволюции стратегического управления и планирования развития бизнеса на долгосрочную перспективу. Этот аргумент подтверждается и наличием международной организации по сертификации менеджеров в области проектного управления – IPMA, в которую входит 55 стран-членов. Деятельность по разработке, корректировке и утверждению их стандартов осуществляется в соответствии с главным нормативным документом ICB IPMA [13, c. 289] (Elgaytarova, Borov, 2020, р. 289).
В Российской Федерации на его основе Ассоциацией СОВНЕТ разработаны Национальные требования к компетентности специалистов (НТК). В соответствии с этими требованиями проводится сертификация топ-менеджеров. В России основными стандартами проектного менеджмента являются: ГОСТ 54840-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов» и ГОСТ 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».
Обсуждение. Стратегический менеджмент, несмотря на его молодость и достаточную короткую историю становления в том современном виде, каким мы привыкли его видеть сегодня, имеет сложный генезис, что объясняется сочетанием эгоистичных желаний индивида контролировать реальность вокруг себя, так и необходимостью создания устойчивых «карт шагов», которые помогли бы достичь желаемого результата с меньшими усилиями. Критический обзор эволюции парадигм стратегического менеджмента позволил нам сделать следующие выводы:
1. Этимология слова «стратегия» носит исключительно милитаристский характер и в дословной трактовке с греческого языка означает «вести войска», таким образом, исходным посылом для формирования парадигм стратегического менеджмента выступили правила ведения войны.
2. Согласно приведенным определениям понятия «стратегический менеджмент» в отечественной литературе, можно увидеть, что авторы делают акцент именно на планировании как форме целеполагания и установления ориентиров развития бизнеса на долгосрочном горизонте, однако в представленных определениях нет указаний на необходимость проактивного развития коммерческой организации, поиска лучших практик организации бизнес-процессов.
3. В западной научной среде основной упор делается на проактивное развитие бизнеса с учетом актуальных вызовов и угроз рыночного окружения, т.е. само стратегическое управление является более экстернальным, в то время как в практике восточной школы имеется склонность к интернальной траектории развития.
4. Современный этап развития стратегического управления зарубежных стран характеризуется возрастающим интересом к гибким парадигмам построения программ управленческих действий с учетом доминирующих вызовов и угроз, а также сопуствующих им возможностей для роста и равзития бизнеса. Сегодня исследователи и практики в области стратегического планирования и управления все чаще упоминают понятийный конструкт «стратегическое мышление», которое представляет в общем виде умение мысленно конструировать будушее бизнеса с учетом факторов, которые невидимы при традиционном стратегическом управлении.
5. В настоящее время проектный менеджмент является одним из наиболее перспективных направлений эволюции стратегического управления и планирования развития бизнеса на долгосрочную перспективу. Этот аргумент подтверждается и наличием международной организации по сертификации менеджеров в области проектного управления – IPMA, в которой состоит 55 стран.
Источники:
2.Анциферова, И.В., Ермаков, А.В. Развитие ценностей менеджеристского подхода в системе государственного управления в современной России / И.В. Анциферова, А.В. Ермаков // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2020. – № 5. – С. 426 – 439.
3.Бараненко, С.П. Стратегический менеджмент. / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2010. - 480 c.
4.Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Уч. / В.А. Баринов, В. Л. Харченко. – М.: Инфра-М, 2017. – 289 c.
5. Богданов, В.В. Управление проектами. Корпоративная система: шаг за шагом / В. Богданов [Текст]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 248 c.
6.Васильев, А. И., Прокофьев, С. Е. Организация проектного управления в органах государственной власти / А.И. Васильев, С.Е. Прокофьев // Управленческие науки. – 2016. – № 4. – С. 44–52.
7.Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
8.Вайсман, Е. Д. Концепция слабых рыночных сигналов в стратегическом управлении промышленного предприятия / Е.Д. Вайсман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2019. – №3. – С. 145 – 153.
9.Миркина, О. Н. Направления стратегического развития промышленных предприятий региона / О. Н. Миркина // Экономический журнал. – 2020. – №4. – С. 6 – 26.
10.Петров, А.Н., Салтыков, А.В. Процесс реализации стратегии: содержательные аспекты / А.Н. Петров, А. В. Салтыков // Известия Санкт-Петербургского экономического университета. – 2017. – № 1-1 (103). – С.21-30.
11.Усманова, Т.Х. Механизмы проектной и программной реализации стратегий социально-экономического развития / Т.Х. Усманова // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – № 9. – С. 11 – 16.
12.Штапова, И.С., Мельников, В.В. Генезис понятия «стратегическое планирование» / И.С. Штапова, В.В. Мельников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 19 – 24.
13.Эльгайтарова, Н.Т., Боров, Х.Ю. Некоторые аспекты стратегического управления производственными структурами и составляющими ее компонентами / Н. Т. Эльгайтарова, Х. Ю. Боров // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 36 (1). – С. 287 – 291
Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:07:25