Особенности денежно-кредитного регулирования в условиях системного кризиса

Сафронов Р.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются проблемы денежно-кредитного регулирования российской экономики в условиях системного кризиса. Определяется курс денежно-кредитного регулирования в контексте перехода на новый монетарный уклад. Предлагается новый подход к решению проблемы активизации взаимодействий в монетарном секторе для совершения инновационного прорыва.

Ключевые слова: денежно-кредитное регулирование, инновационный прорыв, системный кризис, монетарный уклад



Нынешний мировой экономический кризис, отразившийся и на отечественном хозяйстве, характеризуется как системный.

С одной стороны, как верно отмечают С.Ю. Глазьев [2] и В.М. Полтерович [4], он был вызван необходимостью перехода на новый технологический уклад, который влечет за собой модернизацию реального сектора национальной экономики в направлении ее инновационного развития. С другой стороны, мы полагаем, этот кризис также связан с устареванием действующего монетарного уклада, что в свою очередь должно привести к преобразованиям в денежно-кредитном секторе, которые решали бы проблему высоких рисков финансирования инноваций и способствовали бы концентрации капитала, необходимого для обновления производственного базиса.

Через кризис – к новому укладу

Если в реальном секторе российской экономики ставится задача модернизации и предпринимаются попытки решить ее за счет государственной поддержки, то меры денежно-кредитного регулирования в основном ориентированы не на преобразование денежно-кредитного сектора, а на сохранение нем существующего монетарного уклада. В итоге налицо усиление разрыва между секторами отечественной экономики, для преодоления которого требуются значительные затраты средств фонда национального благосостояния и золотовалютных резервов. Кроме того, ранее существовавшая проблема государственной монополизации рынка еще больше обострилась, что также ограничивает возможности инновационного развития России.

На наш взгляд, изменение курса денежно-кредитного регулирования позволило бы отечественному хозяйству выйти из системного кризиса с меньшими финансовыми затратами и создать необходимые предпосылки для перехода на новый монетарный уклад, что в свою очередь ускорило бы также и инновационные процессы в производстве.

В таблице (см. ниже) представлены выделенные нами цели и задачи денежно-кредитного регулирования, ориентированного на смену монетарного уклада в условиях системного кризиса.

Таблица

Цели и задачи денежно-кредитного регулированияв условиях системного кризиса

Подфазы кризисаЦели регулированияЗадачи регулирования
Подфазавозрастающейнеустойчивости
подготовка к переходуна новый монетарныйуклад
– разработка программ поддержки малого и средне-го банковского бизнеса;– разработка механизмов «эластичного банкротства»;– создание новой системы банковского надзора;– усиление контроля над кредитными операциями
Подфазабифуркационногоскачка
содействие в переходена новый монетарныйуклад
– расширение малого и среднего банковского биз-неса;– «эластичное банкротство» неэффективных кре-дитных монополий;– мониторинг инновационных инструментов
Подфазаснижающейсянеустойчивости
содействие в закреп-лении нового моне-тарного уклада
– создание институтов развития;– консолидация банковского бизнеса;– планомерное снятие ограничений

Как видно из таблицы, системный кризис предполагает смену трех подфаз. При переходе от одной подфазы к другой меняются цель и задачи регулирования.

В подфазе возрастающей неустойчивости в экономике постепенно усиливаются противоречия между устаревающим действующим и замещающим новым монетарными укладами. При этом новый уклад требует создания конкурентных условий, в то время как действующий уклад стремится себя сохранить в рамках поддержки крупных монопольных структур, деятельность которых становится все менее эффективной. Цель денежно-кредитного регулирования в этой подфазе – подготовка к переходу на новый монетарный уклад. Для этого разрабатываются программы содействия малому и среднему банковскому бизнесу, механизмы «эластичного банкротства», сущность которых сводится к планомерному разукрупнению монопольных кредитных структур (в особенности это касается государственных банковских монополий).

Реализация этих программ и механизмов является необходимым условием формирования конкурентной среды и инновационного прорыва. Последний представляет собой создание предпосылок для массового внедрения в денежно-кредитном секторе инноваций – новых схем и инструментов финансирования. К их числу можно отнести синдицированные займы, секьюритизированные кредиты, структурированные продукты и т.д. Именно они позволят снизить риски финансирования инновационного развития национальной экономики.

Разукрупнение в пользу инноваций

Для подготовки перехода на новый монетарный уклад, как верно отмечали многие отечественные ученые [1,4,5], также потребуется создание новой системы банковского надзора. Данная система есть важнейшее условие модернизации денежно-кредитного сектора. Ее отсутствие приведет к спекулятивному использованию новых схем и инструментов финансирования, что будет выступать не стимулом, а препятствием в развитии национальной экономики.

Помимо всего прочего в подфазе возрастающей неустойчивости государство должно усилить контроль над кредитными операциями. Должны быть ограничены операции рефинансирования, так как чем выше их доля, тем больше потребуется денежных вливаний в банковский сектор в рамках «эластичного банкротства». Для этих ограничений вполне могут применяться стандартные инструменты денежно-кредитного регулирования (процентные ставки, валютные курсы, норма резерва, РЕПО и т.д.), дополненные адресным контролем со стороны органов монетарной власти.

В подфазе бифуркационного скачка национальная экономика должна совершить инновационный прорыв, вследствие которого также создадутся предпосылки для перехода на уклад. Цель денежно-кредитного регулирования в этот период – содействие в переходе на новый монетарный уклад. В связи с этим происходит запуск системы мониторинга новых инструментов; механизмов и программ, связанных с поддержкой малого и среднего банковского бизнеса и разукрупнением существующих монопольных структур.

Причем речь не идет о разрушении сформировавшихся частных крупных банковских организаций, если в условиях системного кризиса они сохраняют свою устойчивость также за счет внедрения инноваций и диверсификации (но не за счет рефинансирования и дополнительной государственной поддержки). Демонополизации подвергаются те кредитные объединения, которые не в состоянии выйти на линию инновационного развития и которые могут оказывать существенное влияние на конкурентную среду.

В подфазе бифуркационного скачка необходимо максимально усилить активность взаимодействий в денежно-кредитном секторе. Данную проблему следует решать не за счет дополнительный денежных вливаний в банковскую сферу, как это делалось отечественными органами регулирования в 2008–2009 гг., а за счет увеличения количества участников. Это позволит, во-первых, избежать «ловушки ликвидности», когда, несмотря на дополнительные вливания, низкая активность сохраняется, а инфляционное давление возрастает; во-вторых, сформировать устойчивую конкурентную среду, в рамках которой появится возможность для инновационного прорыва. Финансовая поддержка банков допустима, только если она имеет адресно-целевой характер.

После инновационного прорыва в подфазе снижающейся неустойчивости национальная экономика стабилизируется на новой траектории развития.

Целью денежно-кредитного регулирования становится содействие в закреплении нового монетарного уклада. В этой подфазе формируются институты развития, основанные на государственно-частном партнерстве, происходит консолидация банковского сектора.

И то и другое создает условия концентрации финансового капитала, необходимого для обновления производственного базиса. При этом органы монетарной власти планомерно должны снять ограничения по кредитным операциям с учетом действующих систем надзора и мониторинга, что в дальнейшем будет способствовать увеличению денежной массы.

Выводы

В целом реализация денежно-кредитного регулирования в условиях системного кризиса по определенному выше курсу:

во-первых, способствует ограничению экспансии государства в отечественной экономике и, прежде всего, в банковской сфере, так как выход из кризиса совершается в рамках устойчивой конкурентной среды;

во-вторых, создает предпосылки для инновационного развития российского хозяйства, где также минимизируются затраты на сокращение разрыва между реальным и денежно-кредитным секторами.


Источники:

1. Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев Р. Структурная модернизация финансовой системы России [Текст] // Вопросы экономики, 2010, №5.
2. Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс замещения технологических укладов [Текст] // Вопросы экономики, 2009, №3.
3. Корищенко К., Соловьева И. Новые вызовы в регулировании финансового сектора в условиях кризиса [Текст] // Вопросы экономики, 2010, №4.
4. Полтерович В. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации [Текст] // Вопросы экономики, 2009, №6.
5. Фельдман А. Современный экономический кризис и производные финансовые инструменты [Текст] // Вопросы экономики, 2009, №5.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 18:29:16