Оценка возможностей перспективного влияния цифрового рубля на развитие российской экономики

Лаптев С.В.1,2, Филина Ф.В.3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
3 Московский международный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Лаптев С.В., Филина Ф.В. Оценка возможностей перспективного влияния цифрового рубля на развитие российской экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – С. 5417-5428. – doi: 10.18334/epp.14.10.121771.

Аннотация:
Проводимая в течение длительного времени в России денежно-кредитная политика делает акцент на снижении темпов инфляции. Но не может этого добиться в короткие сроки путем ограничения денежной массы и поддержания на рынке высоких процентных ставок, что несовместимо с решением задач построения высокоразвитой суверенной экономики, способной к обновлению производственного потенциала на основе современных технологий и инноваций. В этой связи актуальной научной проблемой становится разработка стратегии сдерживания роста цен такими методами, которые позволяют одновременно решать задачи увеличения объемов финансирования для обеспечения развития экономики и удержания рыночных процентных ставок на достаточно низком уровне. В статье для решения обозначенной проблемы предлагается использовать стратегическое управление, в рамках которого решение крупной задачи по ограничению роста цен делится на более мелкие подзадачи между разными экономическими ведомствами, а само ограничение роста цен достигается на основе политики повышенного налогообложения монопольной сверхприбыли, побуждающего предпринимателей следовать стратегии роста прибыли за счет наращивания объемов продаж при стабилизации цен. В статье обосновывается, что использование обращения цифровых рублей упрощает выявление фактов монопольного завышения цен для последующего применения повышенного налогообложения сверхприбыли, а также для стимулирования снижения издержек при стабилизации цен.

Ключевые слова: цифровой рубль, экономическое развитие России, финансовая система, финансово-экономическое регулирование, экономическая стратегия

JEL-классификация: E02, E05, E31, B12



Введение.

Цифровой рубль внедрен в финансовую систему России совсем недавно, его массовое применение планируется с начала июля 2025 г., но о задачах и проблемах, содержании и особенностях его использования в финансовой системе России и в российской экономике написано уже немало научных статей. В этих статьях дается оценка возможностей использования цифрового рубля в ближайшей перспективе. Например, отмечается, что «одной из ключевых особенностей цифрового рубля является возможность моментальных и недорогих транзакций» [1, с. 26]. Существенно, что «цифровой рубль позволит более эффективно отслеживать транзакции и, соответственно, сократит уклонение от уплаты налогов и прочую противозаконную деятельность. Каждая транзакция по конкретному кошельку будет сохранена в блокчейне» [2, с. 102]. Отдельные авторы указываютПризнаю [ЕВ1] т, что «одной из целей внедрения цифровой валюты называется легкость ее отслеживания, что

является крайне важным фактором для бюджета и бюджетных операций» [3, c.26]. Некоторые исследователи признаю [ЕВ2] т незаверщенность разработки отдельных аспектов режима оборота цифровых денег, в частности, их правового статуса [4, с. 9]. Цифровой рубль рассматривается и как инструмент цифрового информационного обмена в формирующемся информационном обществе [5, c.12-14]. Важно, что его применение расширяет границы информационного поля, реального либо потенциального знания общества о финансовых потоках, издержках и прибыли.

Однако необходимо видеть и более отдаленные последствия использования этих возможностей в связи с острой потребностью построения эффективной системы стратегического управления экономикой России, способной обеспечивать одновременно повышение темпов экономического роста до уровня, существенно превышающего темпы роста наших геополитических противников, и низкие темпы инфляции; повышение уровня финансовой устойчивости экономики при возрастании бюджетных расходов; улучшение управления финансовыми рисками при снижении источников формирования финансовых резервов.Очевидно, что решение такого рода противоречивых задач, с одной стороны, требует инновационных решений в сфере управления, а, с другой стороны, жизненно необходимо, поскольку экономический потенциал стран Запада, противостоящих России, многократно превышает российский, а технологические возможности этих стран потенциально выше. Россия, чтобы победить во все туже затягивающемся противостоянии с Западом должна в очень жесткие исторические сроки найти и реализовать сравнительные стратегические преимущества, позволяющие развиваться более динамично, решать сходные финансово-экономические проблемы более эффективно, чем развитые страны Запада.

Цель настоящей статьи - определить возможности и условия, при которых цифровой рубль в нашей стране может быть эффективно использован для актуальных целей стратегического управления и при которых его влияние на экономическое развитие страны может быть максимально благоприятным.

Потребности в инновационных методах стратегического управления финансами. Цифровой рубль - хотя и важный, но всего лишь элемент финансово-экономической системы России. Его развитие зависит, прежде всего, от того, как будет изменяться сама эта система в условиях формирования стратегической системы управления экономикой. В настоящее время стратегические ориентиры развития экономики сформулированы в майском послании Президента РФ: «сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортная и безопасная среда для жизни; экологическое благополучие; устойчивая и динамичная экономика; технологическое лидерство; цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» [6].

В эффективной системе стратегического государственного управления все инструменты управления экономикой должны быть подчинены стратегическим целям, что обеспечивает их более полную реализацию при ограниченных ресурсах. В развивающихся экономиках, к числу которых принадлежит и российская, составные части финансовой политики: бюджетной, налоговой, денежно-кредитной - реализуют прямые, непосредственные цели соответствующих составных звеньев системы государственного управления. Таким путем создаются общие предпосылки финансово-экономической политики, осуществляемой на высшем, общегосударственном (вневедомственном) уровне государственного управления. Так, в соответствии с Законодательством целями денежно-кредитной политики Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации [7].

В развитых экономиках, в процессе перехода к которым находится российская экономика, долгосрочная эффективность повышается за счет того, что инструменты текущей политики более полно и содержательно отражают стратегические ориентиры развития, поэтому все звенья государственного управления интенсивно используются для реализации стратегии развития, что при адекватной стратегии обеспечивает повышение долгосрочной эффективности экономики.

Традиционная система государственного финансового управления экономикой реализует свои внутренние цели традиционными методами: ограничивает рост денежной массы в условиях роста цен независимо от источников этого роста, в значительной мере за счет изменения ключевой ставки; не пытаясь активно влиять на источники финансовых ресурсов внутри рыночного сектора, финансирует общественный сектор и поддерживает рыночный посредством изменения бюджетных расходов; использует налоговую систему в основном для формирования государственных доходов. Финансовая система обладает значительными дополнительными возможностями для активного воздействия на развитие реального сектора экономики, повышения его эффективности, устойчивости и гибкости. Для реализации этих возможностей необходимо придать системе управления финансами новые задачи, распределить их между отдельными финансово-экономическими ведомствами и координировать их действие в рамках стратегического управления, когда это необходимо. Тогда противоречия между действием отдельных инструментов управления могут быть преодолены. Например, оно может систематически ориентировать производителей на снижение издержек производства и стабилизировать цены, не прибегая к сокращению денежной массы и удорожанию кредита.

Предположим, что в некоторой отрасли, например, в сфере жилищного строительства, четко налажен мониторинг цен и предельных издержек на строительство жилых домов определенной серии, начатое в текущем году. Использование цифрового рубля дает возможность определять обоснованные затраты на одинаковые статьи расходов и виды строительных работ. Так что удорожание затрат вследствие вследствие роста оплаты труда работников, цен на строительные материалы и услуги поставщиков и подрядчиков вполне возможно отследить и отделить от необоснованного роста, связанного со стремлением производителей просто увеличить цены на свои товары или услуги. В настоящее время такая возможность у них есть, и ее реализация никак не ограничивается. Вместо административного регулирования цен на социально значимые товары, когда цены замораживаются на некоторое время, если в течение предыдущих 90 дней они увеличились на 10% или более, можно ввести повышенное налогообложение мнопольной прибыли как разницы между ценой и предельными издержками, включающими некоторую обычную для данной отрасли прибыль, например, 30-40% от предельных издержек производства. Повышенное налогообложение мнопольной прибыли справедливо, ибо монополист формирует такую прибыль за счет перераспределения путем применения «ножниц цен» доходов потребителей и производителей смежных отраслей. Уплата повышенных налогов с превышения цены над предельными издержками должна мотивировать производителей к снижению предельных издержек.

Мотивацию целесообразно усиливать посредством введения правила, согласно которому прибыль, превышающая обычную для данной отрасли прибыль, не облагается повышенным налогом в течение 3 лет, если превышение получено за счет снижения предельных издержек. Такой порядок налогообложения прибыли должен существенно замедлить рост цен, делая невыгодным монопольное завышение цен, но признавая нормальным повышение цен вследствие роста издержек производства и реализации товаров по независимым от предприятия причинам. Предлагаемя система мониторинга цен и издержек, налогообложения прибыли и стимулирования стабилизации цен и снижения издержек может действовать полуавтоматически, обеспечивает различение факторов, влияющих на цены и издержки, способна существенно улучшить динамику цен и издержек. Те и другие обнаруживают тенденции к стабилизации и снижению, появляется тенденция к повышению эластичности предложения. В результате равновесие на рынках достигается при более низких ценах и более высоких объемах продаж. В макроэкономике это равноценно снижению инфляции и повышению темпов экономического роста. Причем, поскольку предлагаемая система регулирования цен и издержек способна полуавтоматически различать причины роста цен и издержек и по-разному реагировать на них, период адаптации экономики к новым ценам и издержкам существенно сокращается, соответственно, период благоприятного воздействия регулирующих инструментов на экономическое развитие удлиняется. Все инструменты регулирования должны в этом случае действовать комплексно и системно; каждый из них во взаимодействии с другими может быть настроен строго определенным образом, реализуя определеную финансово-экономическую стратегию. Согласованость регулиования улучшает экономические показатели развития организации.

В рамках предлагаемой системы методов финансового регулирования темпов экономического роста и инфляции действия Центрального Банка по ограничению инфляции посредством повышения ключевой ставки неэффективны, когда источники повышения цен не связаны с монетарными факторами, тем более, когда источники повышения цен связаны с дополнительными затратами, различного рода санкциями, вынужденными изменениями логистических путей, поставщиков критически важных для России товаров, материалов, особенно в условиях их монополизации и ведения недобросовестной конкуренции. Такого рода повышение цен вообще не контролируется российской экономикой. Повышение же ключевой ставки приводит к удорожанию кредита, к замедлению роста экономики, резко ухудшает условия инвестирования в развитие импортозамещающих производств. Но только такого рода инвестиции в условиях долгосрочных санкций против России могут обеспечить постепенное снижение цен на критически значимые товары, материалы, комплектующие. Значит, меры Центрального Банка объективно не способствуют преодолению инфляции, а консервируют ее. Чтобы это исправить, необходимо, чтобы Центральный Банк на основании изменений в Законе о Центральном Банке контролировал только монетарные факторы инфляции. Меры же по снижению издержек, увеличению нацонального производства критически важных товаров, материалов, созданию необходимых для этого технологий должны организовывать и контролировать в рамках общенациональной стратегии другие экономические ведомства.

В настоящее время инструментарий монетарной политики Банка России, полностью соответствуют рекомендациям МВФ, который курировал трансформацию российской банковской системы при так называемом «переходе к рынку». Эти рекомендации предполагают увеличение (дополнительную эмиссию) рублевой денежной массы в экономике соответствнно приросту валютной выручки. Такой порядок эмиссии национальной валюты соответствует потребностям расширения мировой торговли, условиям максимизации выгод от эмиссии эмитентами мировых валют, но отнюдь не соответствует потребностям развития российской экономики. При таком порядке эмитенты мировых валют тратят дополнительно напечатанную валюту на дополнительное количество товаров и услуг, оборот которых эта валюта должна обепечивать.

При таких условиях финансовая система России не может быть вполне суверенной, но может стать таковой, если сумеет подчинить денежную эмиссию потребностям функционирования и развития экономики. Для того, чтобы получить возможность напечатать столько дополнительных рублей, сколько необходимо для расширения оборота потребительских и инвестиционных товаров, а также для радикального снижения процентных ставок, необходимо надежно и эффективно ограничивать рост издержек и цен.

Возможно, что предлагаемые нами меры ограничения роста цен и издержек окажутся недостаточными, так что их придется в будущем усиливать и дополнять. Эффективные системы финансового регулирования редко создаются сразу, с чистого листа. Отдельные элементы таких систем апробируются на практике, тщательно подгоняются друг к другу, постоянно совершенствуются. Важно начать работу и вести ее систематически, согласованно и последовательно решая разные задачи на разных направлениях. Поддержка и развитие систем экономии издержек имеет значение не только для радикального снижения темпов инфляции, но и для снижения нагрузки на бюджеты разных уровней. Систематическое снижение издержек производства и реализации товаров и услуг означает увеличение прибыли и собственных источников финансирования инвестиций, что позволит на последующем этапе увеличить норму накопления ВВП и темпы экономического роста.

Снижению темпов инфляции, несомненно, будет способствовать создание и использование различного рода региональных и муниципальных информационных платформ для поддержки бизнеса с размещением на них информации, необходимой для заключения контрактов, оперативного анализа ценовых предложений, оценки качества товаров и услуг. Использование такого рода информации не только снижает транзакционные издержки, но и значительно упрощает анализ и контроль обоснованности выбора вариантов закупок и поставок, в частности, при использовании механизмов государственных и муниципальных торгов и закупок. Использование цифрового рубля позволяет быстро сопоставлять лучшие возможности для заключения сделок и фактические условия заключенных сделок, а также быстро и четко отслеживать целевой характер использования выделенных бюджетных средств, бюджетных и коммерческих кредитов. В результате резонно ожидать сокращения фактов коррупции, нецелевого использования выделенных бюджетных средств и кредитов. Это будет способствовать снижению либо замедлению роста уровней издержек и цен, повышению эффективности использования бюджетных ресурсов и источников комерческого кредита. Цифровой рубль также может быть с успехом использован для контроля за обоснованностью роста тарифов на товары и услуги естественных монополий. В результате экономика станет более эффективной и менее инфляцонной, реальных источников денег для финансирования инвестиций станет больше, реальное выражение спроса на товары и услуги в руках физических лиц и организаций станет больше, чем прежде, что увеличит потенциал экономического роста.

Чтобы этот увеличенный потенциал роста не приводил к инфляции вследствие недостаточной гибкости производства, необходимо расширение использования государсвенного и муниципального планирования и программирования для обеспечения структурной перестройки экономики. Расчет потребностей экономики в финансовых ресурсах и дополнительной эмиссии должен быть максимально более точным, а фактическое использование финансовых ресурсов должно быть возможно более приближено к плану. Если цены на инвестиционные, как и на потребительские товары будут стабильны, оплата инвестиционных товаров по плану не будет приводить к избытку денежной массы. Главное - чтобы не было избыточных, незапланированных расходов. Экономический контроль издержек, нецелевых и внеплановых расходов будет поддерживать нормальный товарооборот, предупреждать дефицит платежных средств. Правительство РФ отвечает за развитие экономики, поэтому оно должно участвовать совместно с Банком России в определении потребностей страны в деньгах, принятии решения о дополнительной эмиссии. Высокая эластичность преложения, поддерживаемая применением гибких цифровых технологий,будет снижать волатильность цен, усиливать предпочтения росту прибыли за счет наращивания товарооборота, а не завышения цен.

Логичность и обоснованность предагаемых мер по ограничению инфляции могут наталкиваться на возражения либеральных экономистов, которые утверждают, что регулирование цен и издержек производства противоречат принципам рыночной свободы и лишают рыночный механизм присущей ему эффективности.

Свобода предпринимательства с точки зрения классиков экономического либерализма - это право предпринимателя принимать решения в соответствии со своим интересом, если при этом он не наносит явного вреда другим людям. Но искусственно завышенные цены на жизненно важные товары могут нанести явный вред множеству людей, сделав товары недоступными для них. Поэтому общество, государство имеет право ограничивать решения предпринимателей в области ценообразования, чтобы избежать явного ущерба жизненно важным интересам множества других людей, чтобы не допустить явного ущерба экономическому развитию страны, чтобы не допустить явных злоупотреблений экономической властью монополистами в ущерб интересам потребителей. Саму легитимность модели поведения участников рынка, при которой они руководствуются своим частным интересом, классик либерализма А. Смит видит в том, что интересы общества и предпринимателя в принципе совпадают и выражаются в увеличении богатства общества посредством легетимации стремления предпринимателей стать богатыми, причем свобода реализации частного интереса позволяет максимизировать общественные выгоды наилучшим для своего времени образом. Предприниматель, «преследуя свои собственные интересы, ... часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это» [8, с.332]. Во-вторых, как считает другой известный классик экономического либерализма Д.С. Милль «Мы должны строить свое поведение по такому правилу, которое все разумные существа могут принять с пользой для своих коллективных интересов» [9, с.197]. Такого рода правило, в частности, может быть воплощено в общенациональной экономической стратегии, учитывающей интересы большинства населения страны, и в частности, самих предпринимателей, большинство из которых может максимизировать свои выгоды при стабильных и умеренных ценах. Следовательно, предприниматели могут быть свободны в сфере ценообразования, но только в пределах определенных правил и границ, в рамках которых общество может максимизировать свои выгоды.

Ограничение роста цен и контроль над издерками производства должны рассматриватья не сами по себе, а в конексте конкретных экономических процессов, на которые они влияют. Свободное ценообразование в условиях монополизации производства часто наносит больше вреда, чем приносит пользы.Монополисты часто, завышая цены, не использют дополнительной прибыли для наращивания производства, а наобоот, его сокращают, чтобы удержать цены. В таком случае свобода ценообразования не оправдана. При этом они наверняка понимают, что своими действиями наносят явный вред потребителям и обществу. Нанесенный ущерб надо компенсировать, например, за счет повышенного налогообложения, наступление которого сигнализирует о нанесенном вреде. Меры против заышения цен не отменяют своболы предпринимательства, но создают условия, при которых конкретный способ максимизации прибыли: за счет наращивания продаж при стабильных ценах - совпадает с инересами не только производителя, но и потребителей и общества. При другом же способе выгода будет значительно меньше, - при условии необходимости предпринимателя компенсировать обществу понесенный ущерб.

Заключение.

Значение цифрового рубля для развития экономки состоит, прежде всего, в том, что его применение, использование его потенциальных возможностей может существенно изменить поведение участников рынка. Технологии организации денежного обращения на основе цифрового рубля позволяют определять причины и источники повышения издержек и цен, установить главных виновников монопольного повышения цен и применить принцип ответственности за нанесение явного вреда экономике и обществу на основе введения и применения повышенных ставок налога на сверхприбыль (превышение разницы между ценой и предельными издержками), делающих невыгодным для производителей осуществление монополистической практики. В этом случае объектами воздействия аниинфляционной политики становятся конкретные виновники повышения цен, а не все общество. Соответственно появляется возможность дифференцировать воздействие на причины и факторы инфляции как по составу инсрументов, так и по составу экономических ведомств, их применяющих. На естественных монополистов возложить ответственность за превышение цен и тарифов на их услуги сверх установленных и распространить на превышение повышенный налог на сверхприбыль. На получателей бюджетных средств - ответственность за их нецелевое использование и за покупку материалов и комплектующих по ценам, превышающим рыночные. На участников торгов и закупок - ответственность за неадекватное отражение в конкурсных заявках цен на поставляемые ими товары и услуги, а также цен на закупаемые материалы. На банки - ответственность за повышение цен на кредитные ресурсурсы, позволяющих получать монопольную сверхприбыль. Когда воздействие на каждого участника рынка станет избирательным, его эффективность резко возрастет, скорость адаптации сущетвенно увеличится. Появится возможность в рамках общей системы стратегического управления сделать ответственным за воздействие на тот или иной негативный фактор развития инфляции то экономическое или иное ведомство, которое действиетельно способно контролировать этот фактор. В настоящее время Центральный Банк отвечает за воздействие на все факторы инфляции, но далеко не все (например, издержки на отечественные, а тем более импортируемые товары) он может эффективно контролировать. Дифференциация воздействия на факторы инфляции должна принести свои плоды в виде увеличения результативности воздействия и скорости адаптации экономики. Но то же можно сказать и о других направлениях экономической стратегии: повышении темпов роста, развитии новых технологий, улучшении структуры и повышении качества человеческого капитала и т.д. Необходимо дифференцировать ответственность ведомств и подразделений структуры управления за разные участки работы и методы воздействия - тогда политика станет успешнее и на других направлениях.

кто?

тавтология


Источники:

1. Парамонов И.С., Русавская А.В. Особенности использования цифрового рубля в банковских расчетах // Путеводитель предпринимателя. – 2023. – № 4. – c. 25-30. – doi: 10.24182/2073-9885-2023-16-4-25-30.
2. Зозуля В.В., Шевцов И.Д., Маан С.В. Применение цифрового рубля в России // Экономика и управление: проблемы и решения. – 2022. – № 10(130). – c. 96-103. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.10.04.013.
3. Бурлака С.Н. Проблемы и перспективы внедрения цифрового рубля в России // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 99-3. – c. 25-27. – doi: 10.18411/trnio-07-2023-138.
4. Шапсугова М.Д. Анализ модели цифрового рубля, предложенной в концепции цифрового рубля Банка России // Право и цифровая экономика. – 2022. – № 2(16). – c. 5-9. – doi: 10.17803/2618-8198.2022.16.2.005-009.
5. Абрамова М.А., Куницына Н.Н., Дюдикова Е.И. Перспективы внедрения цифрового рубля в денежный оборот России: атрибуты и принципы формирования доверенной цифровой среды // Финансы: теория и прктика. – 2023. – № 4. – c. 6-16. – doi: 10.26794/2587-5671-2023-27-4-6-16.
6. Президент РФ. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986 (дата обращения: 05.08.2024).
7. Российская Федерация. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». 10 июля 2002 года N 86-ФЗ Статья 3. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/0e58cddf536be1047c28b188ee5e495817a6ab71/?ysclid=m2a5wni42z770067996 (дата обращения: 16.08.2024).
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Политиздат, 1962. – 684 c.
9. Милль Джон Стюарт Утилитаризм. - Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2013. – 240 c.

Страница обновлена: 21.11.2024 в 20:44:41