Особенности развития малого предпринимательства в отдельных фазах экономического цикла
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Рассматриваются закономерности развития малых форм предпринимательства в России на разных фазах экономического цикла. Определены потенциальные возможности деятельности малых предприятий в период среднесрочного цикла.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, рынок, кризис, реальный сектор экономики, экономический цикл
Малое предпринимательство это особая сфера экономики, которую выделяют исходя из ее характерных особенностей: гибкость и быстрота принятия решения за счет упрощения процедуры анализа деятельности применительно к меняющимся условиям рынка; небольшие размеры предприятия, позволяющие легко контролировать процесс производства, обновляя и перестраивая его с учетом изменения потребительских предпочтений и рыночных условий хозяйствования.
Развитие с учетом индикаторов
Для малых предприятий характерна быстрая реакция на изменения внешней среды, именно в малом бизнесе создаются условия для эффективного прорыва на рынке и стабильности в конкурентной борьбе.
Помимо специфических особенностей ведения хозяйственной деятельности сфера малого бизнеса отличается закономерностями развития в различные периоды (фазы) экономического цикла.
Общая динамика в каждой национальной экономике проявляется своеобразно под воздействием определяющих тенденции ее развития внутренних и внешних факторов. Экономический цикл имеет наибольшее влияние на экономику. Основными индикаторами циклического развития являются: уровень занятости, оборот предприятий, их количество и динамика цен.
Анализ динамики количества малых предприятий за полный среднесрочный цикл (8–12 лет) выявил, что в малом бизнесе цикличность развития выражена неявно (см. рис.1 ниже). Можно выделить небольшие колебания в рамках краткосрочного цикла (3–4 года), однако отсутствует спад, который наблюдался с 2007 года в экономической конъюнктуре России. Отсутствуют и фазы оживления и роста, происходит планомерное увеличение количества предприятий сферы малого бизнеса. В кризисную фазу, в период, когда в экономике наблюдается резкое падение всех основных показателей, сокращение объемов производства и количества предприятий, малый бизнес демонстрирует интенсивный рост, то есть кризис создает благоприятные условия для создания малых предприятий.
Рассмотрим, в каких отраслях экономики динамика количества малых предприятий имела наиболее высокие темпы (см. рис. 2 на с. 96).
Рис.1. Динамика количества малых предприятий (1997–2009 гг.)
Рис. 2. Динамика отраслевой структуры предприятий сферы малого бизнесас 2000–2009 гг.
Кризис создал благоприятные условия в основном для сферы торговли, где рост количества малых предприятий был наиболее интенсивным.
Строительство, промышленное производство и сельское хозяйство также имеют тенденции роста, но темпы прироста количества предприятий очень низки. Однако надо отметить, что в кризисную фазу цикла (2007–2009 гг.) сокращения количества предприятий не наблюдалось ни в одной сфере. Динамика численности малых предприятий в сфере торговли наиболее полно отражает циклический характер развития. Остальные сферы в период с 1998 года по 2006 год демонстрируют стагнацию без явных циклических колебаний.
Динамика количества малых предприятий в территориальном разрезе подтверждает интенсивный рост их количества в период кризиса, за исключением Москвы, где наблюдается сокращение (см. рис. 3 на с. 96). Причиной такой динамики является превышение необходимого количественного уровня малых предприятий на данной территории, и, соответ ственно, в фазе кризиса нежизнеспособные предприятия ликвидируются, активизируется механизм «естественного отбора». Во всех остальных округах потенциал развития малого бизнеса высок, этим объясняется продолжение интенсивного роста их количества даже в период кризиса.
Рис. 3. Динамика количества малых предприятий по федеральным округам1998–2009 гг.
Таким образом, кризис выступает стимулирующим фактором развития предприятий сферы малого бизнеса независимо от экономической специализации и территориального расположения.
Занятость и ее тенденции
Анализ динамики численности также свидетельствует об отсутствии ярко выраженного циклического характера развития (см. рис. 4 на с. 98). За период 12 лет в динамике численности занятых в сфере малого бизнеса не наблюдается текущих флуктуаций среднесрочного цикла. С 1997 года численность занятых в сфере малого бизнеса возрастает невысокими темпами. Резкий рост наблюдается с 2007 года, в кризисную фазу.
Рис. 4. Динамика занятости в сфере малого бизнеса 1997–2009 гг.
Кризисы занимают меньшую часть периода цикла, но имеют более резкие темпы падения, которых в динамике занятости не наблюдается. В связи с этим можно сделать вывод, что незначительное падение числа занятых в 2009 году вызвано интенсивным образованием новых малых предприятий в этот период, то есть наемные работники перешли в категорию предпринимателей. Поскольку кризисы оказывают менее негативное воздействие на сферу малого предпринимательства, стимулирование ее развития в этот период позволит снизить уровень безработицы.
Динамика занятости в сфере малого предпринимательства в различных отраслях экономики имеет различные тенденции (см. рис. 5 на с. 98).
Рис. 5. Динамика занятых в сфере малого бизнесапо основным отраслям экономики 2000–2009 гг.
Анализ распределения наемных работников в сфере малого бизнеса по основным отраслям экономики выявил, что сферы торговли, промышленного производства и строительства реагируют на краткосрочные циклы, а среднесрочные не оказывают на количество занятых значительного влияния, как на общую экономическую конъюнктуру.
В целом в 2009 году наблюдается снижение числа наемных работников и в сфере торговли, и в строительстве, и в промышленном производстве, только в сельском хозяйстве число занятых продолжает расти. Наиболее резкие темпы сокращения численности наемных работников наблюдаются в сфере торговли. Однако и наиболее интенсивный рост числа малых предприятий происходит в этой сфере.
Пути развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Однако использовать предпринимательский сектор в России для снижения уровня безработицы не представляется возможным, ибо торговля не требует высококвалифицированных кадров.
Поскольку каждый цикл проходит в своем развитии пять фаз, по окончании которых, происходит вытеснение существующей системы новой, более прогрессивной, необходимо в фазе кризиса направлять усилия на развитие малого бизнеса в реальном секторе экономики. Это связано с тем, что создаются благоприятные условия для перехода предпринимательских структур к новым, более эффективным формам деятельности.
Все это создает предпосылки для развития новых форм предпринимательства, в процессе использования механизмов которых проявляются синергетические эффекты взаимодействия предпринимательских структур, оказывающих положительное влияние на развитие экономики в целом.
В России сфера малого предпринимательства независимо от экономической специализации и территориального расположения имеет особые закономерности развития, отличные от общего циклического развития экономической конъюнктуры. Фактически сфера малого предпринимательства имеет динамику, обратную общей циклической динамике экономики. На фазе спада и рецессии малый бизнес демонстрирует рост показателей, то есть в период кризиса в сфере малого бизнеса происходит оживление и подъем, кризис стимулирует развитие малого бизнеса. На фазах оживления и подъема происходит стагнация развития.
Это косвенно связано с тем, что механизм государственной поддержки малого бизнеса не соответствует требованиям постиндустриального этапа развития, не стимулирует его развитие в реальном секторе экономики и в сфере науки и научного обслуживания. Развитие малого бизнеса больше носит стихийный, чем управляемый характер, что разрушает взаимосвязи между предпринимательскими структурами в реальном секторе экономики и способствует интенсивному его развитию в торговле.
В настоящее время необходимо создать благоприятные условия для объединения отдельных промышленных и научных предприятий сферы малого бизнеса в предпринимательские сети либо в предпринимательские кластеры, либо симбиоз сети и кластера.
Предпринимательские сети позволят объединить малый бизнес с крупным производителем, с научными структурами, где решающим фактором будет не размер финансовой поддержки государства, а взаимовыгодное сотрудничество. Предпринимательская сеть позволит решить задачи быстрой адаптации внутренних структур и внешних взаимосвязей к быстро меняющейся, неопределенной рыночной среде [1]. А также предпринимательские сети будут способствовать снижению прямой зависимости развития малого бизнеса в реальном секторе экономики от государственной финансовой поддержки.
Кластеры способствуют накоплению идей и опыта, снижают барьеры открытия и ведения бизнеса и тем самым стимулируют предпринимательство.
Предпринимательский кластер – это совокупность коммерческих и некоммерческих хозяйствующих субъектов, действующих как самостоятельные предпринимательские структуры [2]. Кластер позволяет организовать производство как законченный цикл начиная от научных разработок и заканчивая реализацией готового продукта.
Выводы
Основная задача государства – проводить политику регулирования, направленную на сглаживание амплитуды циклических колебаний, то есть мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений. На разных фазах экономического цикла возможно стимулирование той или иной формы предпринимательской деятельности, в фазе кризиса минимизирующей риски массового банкротства предприятий сферы малого бизнеса, в фазах оживления и подъема, максимизирующей эффективность их развития.
Источники:
2. Манохин А.Ю. Кластерные модели взаимодействия предпринимательских структур в экономике региона [Текст] // Гуманитарные науки. Экономика. Вестник ТГУ, 2007. − №12.
3. Российский статистический ежегодник 2000−2010 [Электронный ресурс] // http://www.gsk.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollection/doc_1135087342078.
Страница обновлена: 10.09.2024 в 13:37:56