Механизм регулирования фазы производства – инструмент стимулирования инновационной активности
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (31), Июль 2009
Цитировать:
Колтакова А.В. Механизм регулирования фазы производства – инструмент стимулирования инновационной активности // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 7. – С. 72-77.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787718
Аннотация:
Автором проанализированы состояние и инновационные возможности фазы производства в рамках общественного воспроизводства на примере приведенных статистических данных. Выявлены некоторые характерные тенденции развития. Представлен механизм регулирования сферы производства, по средствам форм, методов, инструментов для стимулирования инновационной активности и повышения конкурентоспособности. Исследование рассчитано на менеджеров производственных предприятий, читателей, которые интересуются вопросами повышения роли инноваций в экономике.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационная активность, общественное воспроизводство, фаза производства, механизм регулирования
Национальная конкурентоспособность, определяется, по мнению М. Портера, производительностью труда, которая во многом устанавливается пропорциями общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Поэтому переход российской экономики на инновационный путь развития, непосредственно связан с решением проблемы повышения ее конкурентоспособности.
Всемирный экономический форум (ВЭФ) рассматривает конкурентоспособность как набор институтов, политических и иных факторов, определяющих уровень производительности в стране и, следовательно, её способность поддерживать высокий уровень доходов и экономического роста.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что высокий инновационный потенциал является необходимым фактором роста как производительности труда, так и экономического развития государства. Россия здесь не является исключением. Для анализа инновационных возможностей страны представляется целесообразным рассмотреть состояние фазы производства в рамках функционирования всего общественного воспроизводства.
Общественное воспроизводство представляет собой совокупность процессов постоянного возобновления взаимосвязанных, последовательных фаз производства, распределения, обмена и потребления. В ходе такого воспроизводственного цикла возобновляются производительные силы, общественный продукт и экономические отношения.
Диспропорции общественного воспроизводства в целом и непосредственно фазы производства находят свое отражение в ряде отрицательных показателей национальной экономики. В последние годы анализ степени вклада факторов в среднегодовой темп роста ВВП в первую очередь был обусловлен ростом производительности труда, экспортом ресурсов, занятостью, отработанным временем, демографией.
Так, например, производительность труда в российской обрабатывающей промышленности примерно в три раза ниже, чем в ЮАР, в два раза ниже, чем в Польше, в 1,5 раза уступает Бразилии и лишь незначительно превышает уровень Китая.
Наблюдаются существенные разрывы в уровне производительности труда между фирмами, действующими в одних и тех же отраслях. Так, например, в транспортном машиностроении разница между 20% лучших и 20% худших фирм по уровню производительности труда достигает 11 раз, в легкой промышленности – 16, а в деревообрабатывающей и пищевой - 24 раз. Очевидно, что лучшие 20% фирм по уровню производительности труда функционируют в 2,5-3 раза более эффективно, чем отрасль.
Необходимо отметить, что, степень износа основных фондов увеличилась с 42,2% в 1989 году до 46,3% на начало 2007 года, а степень обновления фондов все последние годы не превышала 2% в год.
Мировой экономический кризис выявил нестабильность развития российской экономики, прежде всего, из-за низкой конкурентоспособности, которая в свою очередь обусловлена отставанием инновационной сферы страны. Характерным направлением использования инноваций в России является обновление продукции: в 2006 году в данном направлении работало почти 93% всех предприятий. Следует отметить, что 26% из них внедряли новые технологические процессы; 13% занимались механизацией и автоматизацией производства. Исследованиями и разработками, приобретением прав и патентов, средств производства, технологической подготовкой производства и прочим в 2006 году активно занимались 3622 предприятия против 4099 предприятий в 2000 г.
Предпочтения отечественных предприятий по направлениям расходования средств показали, что наибольшую долю в затратах на инновации составляло приобретение машин и оборудования – 62%. Но только 18,3% всех средств расходовалось на покупку новых технологий, а 10,5% - на приобретение патентов и лицензий. При этом велика доля закупок устаревшего импортного оборудования.
Наблюдаются высокая степень изношенности оборудования и недостаточный уровень расходования средств на НИОКР в экономике РФ, равный 0,4%, который выше, чем в Южной Корее (0,1-0,2%), но значительно уступает Китаю (2,5%) и Бразилии (0,9%).
Таким образом, российская экономика характеризуется сильной степенью дифференциации и по уровню производительности труда, и по уровню инновационной активности, а в целом недостаточной конкурентоспособностью. Анализ пропорций общественного воспроизводства и состояния фазы производства, выраженных через социально-экономические показатели выявил, что в начале 2000-х годов в России произошло смещение экономической активности от сферы производства к сферам обращения и перераспределения общественного продукта. Эта тенденция проявилась в результате депрессивного состояния производства, роста цен и снижения уровня жизни значительной части населения. В последние годы уже более 2/3 ВВП создавалось в сфере услуг.
Кризис показал, что проблемы конкурентоспособности российской экономики носят, в частности, и воспроизводственный характер. Это предполагает необходимость рассмотрения особенностей регулирования производства, распределения, обмена и потребления через формирование соответствующего механизма регулирования общественного воспроизводства.
Особое внимание следует уделить механизму регулирования фазы производства в рамках общественного воспроизводства с целью усиления роли производственной сферы и её вклада в создание ВВП.
Основная цель регулирования общественного воспроизводства – повышение эффективности расширенного общественного воспроизводства и создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности экономики.
Общественное воспроизводство и конкурентоспособность связаны между собой, так как их общая объективная основа заключается в росте производительности труда за счет инноваций. Чем выше производительность труда в реальном секторе экономики, тем ниже затраты производства, обеспечивающие сравнительное преимущество каждого производителя, которое выражается в форме конкурентного преимущества на рынке. Все это обеспечивает динамичность экономического роста, который является результатом эффективного расширенного общественного воспроизводства.
Регулирование всех фаз общественного воспроизводства достигается по средствам формирования соответствующего механизма. Данный механизм становится важным инструментом, который содействует росту конкурентоспособности национальной экономики.
Формирование такого механизма предполагает включение в него ряда взаимосвязанных звеньев: внутрифирменного или производственного, рыночного или государственного. Каждое звено регулирует какую-либо фазу общественного воспроизводства.
Фаза производства представляет собой соединение конкретного живого производительного труда с предметами и средствами труда для создания конечного результата в виде конкретных благ: товара или услуги. С другой стороны, фаза производства есть процесс создания добавленной стоимости.
В рамках производства происходит формирование конкурентоспособности каждой фирмы. Внутрифирменный механизм регулирует производственные экономические отношения, возникающие по поводу рационального использования всех факторов производства, в целях повышения производительности труда и снижения затрат. Поэтому в качестве основной цели внутрифирменного механизма регулирования рассматриваем минимизацию затрат и максимизацию объемов выпуска товаров, услуг высокого качества. Элементами этого механизма выступают формы, методы, инструменты.
Формы проявления производственных экономических отношений, на которые направлено воздействие этого механизма, - затраты производства.
Можно выделить следующие методы внутрифирменного механизма регулирования экономических отношений фазы производства: административные; организационные; экономические.
Административные методы регулирования регламентируют управленческие решения, предполагают запрет, разрешение или принуждение. Они основаны на силе власти. Это могут быть: приказы, распоряжения, директивы, обязательные для исполнения и направленные на изменение существующей ситуации в производстве.
Организационные методы регулирования направлены на снижение и устранение барьеров, связанных с профессиональной квалификацией, нехваткой и экономией материальных ресурсов, разработкой схем дополнительного финансирования, информацией и т.д.
К экономическим методам регулирования относятся финансирование и стимулирование производственной деятельности, например, факторинг, лизинг, бюджетирование, создание центров затрат, калькулирование, диверсификация производства и др.
Инструментами внутрифирменного механизма регулирования производства, которые может использовать фирма для достижения цели, могут быть:
‑ экономичные нормы затрат сырья и материалов;
‑ повышение производительности трудам;
‑ экономия фонда оплаты труда;
‑ изменение сменности работы персонала и оборудования;
‑ возможность работы во внеурочное время;
‑ использование безотходных технологий.
Формы проявления внутрифирменного механизма регулирования экономических отношений производства – это калькуляционные статьи, формирование себестоимости по экономическим элементам, сметы, а также управленческие решения, технико-экономическое обоснование экономии ресурсов.
Источники:
отношения, 1993.
2. Трофимова И.Н. Стала ли Россия более конкурентоспособной, чем в конце 90-х? / Вопросы статистики, 2009. – №1.
3. Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными (доклад
ГУ-ВШЭ) // Вопросы экономики, 2007. – №3
4. Enhacing Russias Competitiveness and Innovative Capaciny. R.M. Lesai. I Goldberg (tds) / World Bank. 2007.
5. Навой А. Российские кризисы образца 1998 и 2008 годов: найди 10 отличий // Вопросы экономики, 2009. – №2.
6. Бамбаева Н.Я., Уринсон М.Я. Статистический анализ инновационного потенциала Российской Федерации // Вопросы
статистики, 2008. – №7.
7. Корогодин И.Т. Экономические отношения, механизм хозяйствования и экономическая политика: методология анализа их взаимодействия // Экономика и менеджмент: Ученые записки / Экономический факультет ВГУ. – Воронеж, 2002.– Вып. 3.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:56:19