Особенности инвестирования в сфере высшего профессионального образования по фазам экономического цикла

Недоспасова О.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Недоспасова О.П. Особенности инвестирования в сфере высшего профессионального образования по фазам экономического цикла // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 14-21.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038143
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инвестиционные процессы в сфере высшего профессионального образования неоднородны. Цель данной статьи – определить особенности инвестиционного поведения в рассматриваемой сфере различных типов инвесторов в периоды экономического сжатия и экспансии, т.е. на основных фазах экономического цикла.

Ключевые слова: рынок труда, инвестиции, образование, кризис, государство, корпоративные инвесторы, частные инвесторы, высшее профессиональное образование, экономический цикл, сжатие, экспансия



Инвестиционные процессы в сфере высшего профессионального образования (ВПО) обладают свойством неоднородности, которая в значительной мере определяется тем, какими субъектами инвестиционной деятельности они генерируются и на какой фазе экономического цикла они осуществляются.

Известно, что экономические циклы по большей части уникальны, они существенно отличаются по продолжительности, интенсивности, причинам возникновения. Тем не менее, в самом общем смысле термин «экономический цикл» означает следующие друг за другом подъемы и спады уровней экономической активности в течение ряда лет. Общепринятой является точка зрения о том, что экономический цикл, подобно году, имеет свои сезоны. При этом экономический цикл разделяется на фазы, из которых наиболее важные называются периодами «экспансии» и «сжатия» [1].

Фаза экспансии завершается в верхней поворотной точке цикла (пике), которая сменяется фазой сжатия. В свою очередь фаза сжатия заканчивается в нижней поворотной точке (кризисе). На фазе сжатия производство и занятость в экономике сокращаются, однако различные отрасли в разной мере и не одновременно испытывают на себе «ледяные объятья» экономической нестабильности.

В этот период в наибольшей степени страдают отрасли, ориентированные на выпуск средств производства и потребительских товаров длительного пользования. Сфера ВПО в этом случае не является исключением. Ее уязвимость от циклических колебаний на фазе сжатия может быть рассмотрена как со стороны спроса на получение ВПО, так и со стороны предложения этой сферой высококвалифицированных кадров на рынке труда.

Уязвимость сферы ВПО на фазе сжатия со стороны спроса на образовательные услуги связана с тем, что корпоративные инвесторы в это время вынуждены сокращать свои бюджеты и, прежде всего в той части, которая имеет долгосрочную инвестиционную направленность. Кризисные явления вынуждают бизнес-структуры оптимизировать издержки, сокращать финансирование социальных программ, а также уменьшать инвестиции в человеческий капитал.

Защищенными от сокращения статьями бюджетов остаются только те, которые позволяют пережить трудные времена, сохранить тот потенциал, без которого у организаций нет шансов на выживание в долгосрочном периоде. С точки зрения рассматриваемых проблем важно учитывать, что в фазе сжатия бизнес-структуры активно заняты поиском ренты, т.е. деятельности, направленной на достижение (или сохранение) определенных экономических выгод путем использования политических институтов.

Поэтому на фазе сжатия контрактные отношения между государством, сферой ВПО и бизнес-структурами на предмет инвестиций в подготовку специалистов для территории присутствия компании могут быть цивилизованной формой обмена привилегий на лояльность, механизмом гармонизации противоречивых интересов государства, общества и бизнеса.

Аналогичным образом реагируют на кризис и домашние хозяйства. Их планы по получение престижного и дорогостоящего образования рушатся раньше, чем планы о покупке товаров кратковременного пользования, поскольку семьи должны питаться, одеваться, оплачивать коммунальные услуги, а эти расходы нельзя надолго отложить.

Именно такое поведение демонстрируют в настоящее время корпоративные и индивидуальные инвесторы в сферу высшего профессионального образования в России под влиянием глобального финансового кризиса. По оценкам экспертов ГУ – Высшей школы экономики, в 2009 г. 100 лучших вузов России могут потерять до 25% студентов, обучающихся на внебюджетной основе, а общий платежеспособный спрос на ВПО может снизиться примерно на 1/3 [2].

Уязвимость сферы ВПО на фазе сжатия со стороны предложения ею высококвалифицированных работников на рынке труда обусловлена тем, что в период экономических трудностей работодателям хватает трудовых ресурсов. Поскольку рынок труда в этот период испытывает существенный спад, а система ВПО не может быстро реагировать на изменения спроса на специалистов, то ВПО для его носителей, невостребованных рынком труда, становится своеобразным «инвестиционным запасом», а не ресурсом, генерирующим стабильную отдачу от ранее сделанных инвестиций.

Дополнительным негативным фактором здесь является то, что ВПО обременено неизбежным обесцениванием вследствие «забывания», т.е. утраты ранее полученных, но не востребованных знаний.

На фазе сжатия в экономическом цикле увеличение «запасов» ВПО иррационально, здесь уместно вспомнить, что индивидуальные решения об инвестициях в сферу ВПО могут быть во многом объяснены с помощью психологического термина «ориентированность на настоящее». Данный термин психологи употребляют, называя людей, которые не просчитывают последствия своих поступков или решений на будущее.

С экономической точки зрения можно сказать, что эти люди или полностью игнорируют будущее, связанное с более высоким уровнем образования, или имеют норму дисконтирования выше среднего, что в свою очередь приводит к занижению индивидуальных оценок будущих доходов от ВПО или завышению текущих затрат на его получение.

Любой из названных аргументов позволяет объяснить, почему число людей, «ориентированных на настоящее» в условиях экономического кризиса значительно возрастает. Субъективная рациональность поведения индивидуумов в этом случае дополняется объективной макроэкономической нестабильностью.

По результатам исследования проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда «Вузы и работодатели – 2009» и вузы, и компании отмечают тенденцию к значительному снижению потребности в молодых специалистах. Однако компании более категоричны в свои оценках – более трети из них (38%) не готовы трудоустраивать выпускников. При этом подавляющее большинство (60%) опрошенных компаний сейчас минимально заинтересованы в молодых специалистах [3].

Рассмотрев особенности инвестиционного поведения корпоративных и частных инвесторов в сфере ВПО на фазе сжатия, уделим особое внимание государственным инвестициям. Являясь гарантом выполнения своих конституционных обязанностей, государство в этот период должно предотвратить возможный распад сферы ВПО, не допустить массовую безработицу и появление зон социального бедствия, поддержать наименее защищенные группы людей.

Насколько данное теоретическое утверждение подтверждается эмпирическим анализом данных о реальной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим предложенное С.М. Роговым [4] разделение функций государства на традиционную и современную составляющие (рис. 1).

Рис. 1. Разделение функций современного государства

на традиционную и современную составляющие

В международной практике последних лет наблюдается отчетливая тенденция к увеличению доли государственного бюджета, направляемого на вторую функцию (в среднем около 18% ВВП), при этом на первую направляется около 5% ВВП (табл. 1). В развитых странах эти значения составляют 25 и 3,9% соответственно, а в странах с переходной экономикой – 22 и 3,5%.

По данным, представленным С. Глазьевым [5], в России в 2008 г. на осуществление традиционной функции государство затратило 7,4% ВВП (это примерно на 1/4 больше, чем в среднем в мире), а на современную функцию – 4,7% ВВП (это в 3 раза меньше, чем средний мировой уровень). Такое соотношение расходов на выполнение традиционной и современной составляющих государственных функций в современной России подобно европейскому государству образца XVIII–XIX в.

Мировая докризисная практика демонстрировала ежегодный прирост суммарных инвестиций в образование на уровне 3,4%, что в 1,5 раза больше в сравнении с инвестициями в основные фонды [5]. В России рост инвестиций в сферу ВПО в основном связан с ее значительной коммерциализацией, приведшей к тому, что в настоящее время около половины затрат российских вузов возмещается из внебюджетных источников.

Анализ эффективности накопления человеческого потенциала в зависимости от соотношения государственного и частного финансирования эмпирически подтвердил оптимальность финансирования государством не менее 75% расходов на ВПО [6]. Поэтому сложившаяся в последние годы в России ситуация подтверждает не столько высокую инвестиционную привлекательности сферы ВПО для корпоративных и частных инвесторов, сколько ее значительную «недоинвестированность» со стороны государства (даже до начала мировых кризисных явлений и при благоприятной макроэкономической конъюнктуре).

Таблица 1

Традиционная и современная функции государства

в бюджетах (в % от ВВП)

Доля государственных функций в бюджетах
Традиционная
Современная
среднее значение по мировой экономике
5,3
17,8
развитые страны
3,9
25
страны с переходной экономикой
3,8
22,1
Российская Федерация (2008 г.)
7,4
4,7

В последнее время исследователи акцентируют свое внимание не столько на анализе высокого (или низкого) уровня экономической активности, сколько на динамике ее повышения (или понижения). Такой подход целесообразно применить и к инвестиционным процессам в сфере ВПО. Действительно, кризисные явления в экономике неизбежны, но они не длятся вечно, поэтому целесообразно сделать акцент на том, что кризисный этап в экономическом цикле играет роль структурного фактора обновления экономики и в перспективе способствует экономическому росту, сменяет тенденцию экономического развития от сжатия к экспансии.

Поскольку на фазе экспансии экономика испытывает оживление, то в сфере ВПО в этот период создаются предпосылки для стабилизации и дальнейшего устойчивого функционирования с учетом ожидаемых (посткризисных) тенденций развития экономики и потребностей отдельных отраслей в высококвалифицированных кадрах. На фазе экспансии инвестиции в сферу ВПО в максимальной степени имеют созидательный характер, они определяют отраслевые и региональные приоритеты развития экономики. В связи с этим объемы и направленность частных и корпоративных инвестиций в сферу ВПО должны отражать доверие этих субъектов к приоритетам экономического развития, определенным государственной стратегией. Здесь государственные инвестиции (как основной источник стабилизации и сохранения потенциала сферы ВПО на фазе сжатия) активно дополняются негосударственными, а общее бремя образовательных инвестиций может быть перераспределено между государственным, корпоративными и частными бюджетами (рис. 2).

Однако рассчитывать на активизацию данного процесса можно только при условии предоставления корпоративным инвесторам ощутимых стимулов и справедливых преференций, что предполагает проведение преобразований в институциональной среде, определяющей «правила игры» инвесторов в сфере ВПО.

Рис. 2. Динамика инвестиционных процессов в сфере ВПО по стадиям экономического цикла

В настоящее время корпоративные инвесторы в сферу ВПО стоят перед выбором: ограничиться ли взаимодействием с данной сферой в рамках существующих институтов или направить часть ресурсов на их изменение?

Экономический подход к решению этой дилеммы состоит в сравнении ожидаемых выгод (от перехода к новой институциональной среде) с издержками, связанными с ее формированием. Если выгоды будут превышать издержки перехода, то прогрессивные изменения, предполагающие развитие государственно-частного партнерства в сфере ВПО будут происходить более динамично.


Источники:

1. Самуэльсон П. Экономика. – М.: НПО «Алгон», «Машиностроение», 1997. – В 2 томах. Т. 1. – С. 241.
2. Материалы сайта Государственного университета – Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –
Режим доступа: http://www.hse.ru/.
3. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.profcareer.ru/lib/.
4. Рогов С.М. Функции современного государства: вызовы для России // Научный доклад. – М.: Институт США и Канады РАН, 2005.
5. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. -2009. – №1. – С. 3-18.
6. Майбуров И. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. – 2006. – №7-8.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:40:30