Методы измерения эффектов инновационной деятельности по фазам жизненного цикла инноваций

Бойко В.П.1, Фалько С.Г.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082101
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящее время не сформировалась общепризнанная теория и методология измерения и оценки эффектов, возникающих в процессе инновационной деятельности. Поэтому проблематика статьи несомненно актуальна как для теории, так и для практики инновационного менеджмента. В статье анализируется три периода эволюции методов измерения эффектов инновационной деятельности. Рассмотрены основные положения и подходы, а также методы и субъекты оценки эффектов по фазам жизненного цикла инновации. Рассмотрены показатели оценки эффективности по основным составляющим инновационного процесса: вход, процесс, выход и результат.

Ключевые слова: инновации, инновационные процессы, методы измерения эффектов, показатели эффективности и результативности, фазы жизненного цикла

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Одним из центральных вопросов менеджмента инноваций был и остается вопрос измерения и оценки эффектов от реализации инновации. Ответ на вопрос «Была ли успешна инновация или нет?» необходимо искать в нескольких направлениях, поскольку инновационная деятельность включает стратегические, технические, экономические, экологические, социальные и пр. компоненты. Многочисленные эмпирические исследования показывают, что подходы к оценке эффектов инновационной деятельности существенно эволюционировали за последние 30–40 лет.

Тематика инновационного менеджмента не обижена вниманием исследователей и практиков, тем не менее можно согласиться с утверждением ряда авторов, что общепринятой теории и методологии оценки эффектов инновационной деятельности пока не выработано.

Нам представляется перспективным подход к оценке эффектов по фазам жизненного цикла инноваций, предполагающий структурирование процесса проектирования и создания инновационного продукта. Хотя следует отметить, что в научно-монографической литературе по этой проблеме пока нет единства относительно критериев и методов оценки эффектов инновационной деятельности.

Эволюция методов измерения эффектов инноваций

Условно можно выделить три периода эволюции методов измерения эффектов инновационной деятельности.

Первый период: «Традиционные методы измерения».

Для этого периода характерно применение финансово-экономических методов, например методов расчета прибыли, ROI, Кэш-Флоу, производительности и т.п. В качестве исходных данных для расчета финансово-экономических показателей выступали данные из управленческого учета. К недостаткам традиционных методов измерения следует отнести то обстоятельство, что они измеряют уже прошедшие действия и не оказывают влияние на ход инновационного процесса. Более подробно недостатки традиционных методов рассмотрены в работе [6] (Ahmed, Shepherd, 2010).

Второй период: «Нетрадиционные методы измерения».

Данный период включает методы измерения, компенсирующие недостатки традиционных методов. Эти методы условно можно отнести к так называемым процессным методам, позволяющим измерять показатели инновационного процесса. Таким образом, «нетрадиционные методы измерения» способствуют более тесной связи с операционным процессом и, следовательно, позволяют предпринимать действия практически в режиме онлайн. Благодаря этим методам становится возможным оперативный контроль и улучшение инновационного процесса, а не только мониторинг полученных в прошлом результатов. Описание методов расчета показателей инновационного процесса подробно рассмотрены в работах [11, 12] (Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Третий период: «Интегрированные методы измерения».

Разработка этих методов относится к началу 90-х годов прошлого века. В основу методов заложен принцип интеграции финансово-экономических и процессных показателей. Эти методы были разработаны с целью проведения анализа эффектов инновационной деятельности с различных точек зрения. К числу наиболее известных интегрированных методов измерения можно отнести Balanced Scorecard (система сбалансированных показателей), Strategic measurment and reporting technique (методы стратегических измерений и отчетности) и др. В литературе наряду с термином «интегрированные методы измерения» часто встречается термин «интегрированные системы измерения» [6] (Ahmed, Shepherd, 2010).

Основные положения и подходы к оценке эффектов по фазам

жизненного цикла инновации

В работах [1, 2, 3] (Boyko, 2017; Boyko, 2019; Boyko, Falko, 2019) детально рассмотрен подход к структурированию процесса разработки нового продукта, начиная с формулирования концепции разработки нового продукта и заканчивая фазой диффузии и выхода на рынок.

Согласно мнению известного специалиста в области проектного менеджмента профессора Madauss [10] (Madauss, 2017), инновационный процесс должен включать следующие фазы жизненного цикла, такие как идея и концепция инновации, прототипирование, начало серийного производства и эксплуатация.

Ниже приведены основные положения и подходы к оценке эффектов инновационной деятельности [5, 9] (Falko, 1999; Hauschildt, Salomo, 2011):

- измерение эффектов целесообразно проводить не только на уровне отдельного предприятия, но и по отраслям, в том числе и смежным;

- измерению подлежат как стоимостные, так и научно-технические, а также социально-экологические эффекты;

- в качестве методов измерения эффектов целесообразно использовать количественные и качественные методы, а также экономико-математические модели;

- эффекты следует измерять на каждой фазе, чтобы принимать решение о переходе на следующую фазу или о прекращении или реинжиниринге инновационного процесса;

- в качестве субъектов измерения и оценки эффектов должны выступать генералисты и узкие специалисты в области техники и технологии, проектирования и конструирования, а также представители маркетинговых, логистических и финансово-экономических служб.

Методы и субъекты измерения эффектов по фазам жизненного

цикла

Предлагается реализовать следующий принцип: переход к последующей фазе жизненного цикла целесообразен, если вероятность успешной реализации инновации превышает заданное эндогенно некоторое пороговое значение. Например, если вероятность успешной реализации i-стадии жизненного цикла < 70%, то процесс следует прекратить или радикально пересмотреть. Вероятность 70–80% предполагает поиск нового варианта с улучшенными характеристиками. Если вероятность успешной реализации > 85%, то рекомендуется переход на следующую стадию (i+1) жизненного цикла [5] (Falko, 1999).

В таблице 1 представлены основные фазы жизненного цикла, методы измерения и субъекты оценки.

Таблица 1

Фазы жизненного цикла, методы измерения и субъекты оценки

Фазы жизненного цикла
Методы измерения
Субъекты оценки
1. Инновационная идея
- Мнение экспертов в предметной области инновационной деятельности
- Экспертные методы
- Руководство предприятия
- Инженеры
- Экономисты
- Маркетологи
2. Планирование инновационного процесса
- Планирование сроков с помощью графических методов
- Планирование затрат на основе методов прогнозирования
- Инженерные службы
- Приглашенные эксперты из консалтинговых
фирм
- Экономисты
- Маркетологи
3. Создание прототипа
- Экспериментальные методы
- Статические и динамические методы оценки эффектов
- Объемное моделирование (3D)
- Менеджмент предприятия
- Маркетологи
- Инженерные службы
- Потенциальные инвесторы
- Внешние консультанты
4. Освоение производства и возможности расширения параметрического
ряда
- Графики Ганта, PERT, модифицированные сетевые графики
- Методы оценки себестоимости
- Методы оценки маркетинговых показателей инновации
- Специалисты в области организации производства
- Специалисты в области расчетов затрат
- Маркетологи
5. Диффузия инновации
- Логистические кривые
- Кривые опыта
- Прогнозные модели по объемам и срокам продаж
- Специалисты в области логистики
- Маркетологи
- Специалисты в области финансов и экономики
Источник: составлено авторами на основе работ [2, 4, 5, 9] (Boyko, 2019; Karminskiy, Falko, 2013; Falko, 1999; Hauschildt, Salomo, 2011)

Показатели эффективности и результативности

инновационных процессов

Показатели выполняют различные функции, которые нужны для успешного достижения цели инновационного процесса. В настоящее время нет единых рекомендаций относительно выбора «правильных» показателей с учетом специфики деятельности предприятия и (или) вида инновации [11] (Moller, Menninger, Robers, 2011). Приведенные ниже показатели структурированы по основным составляющим инновационного процесса: вход (Input), процесс (Process), выход (Output) и результат (Outcome).

В таблице 2 представлены наиболее значимые показатели входа (Input) в качестве абсолютных и относительных величин. Эти показатели характеризуют состояние основных ресурсов предприятия с точки зрения инновационного потенциала.

Таблица 2

Показатели входа (Input)

Показатели по ресурсам
Абсолютные показатели
Относительные показатели
Персонал
- Количество сотрудников в подразделениях НИОКР
- Затраты на персонал в подразделениях НИОКР
- Доля сотрудников НИОКР в общем количестве сотрудников предприятия
- Доля затрат на персонал НИОКР от общих затрат на персонал
Материалы и оборудование
- Количество исследовательского оборудования
- Затраты на материалы и оборудование
- Доля материальных затрат в общих затратах на НИОКР
Know-how
- Количество инновационных идей
- Уровень подготовки и опытности сотрудников
- Затраты на переподготовку сотрудников
- Участие в выставках и конференциях
- Затраты на повышение квалификации на одного сотрудника подразделения НИОКР
Затраты
- Суммарные затраты предприятия на проведение НИОКР
- Доля затрат на НИОКР относительно годового оборота предприятия
- Затраты на одного сотрудника подразделения НИОКР
Источник: составлено авторами на основе работ [7, 8, 11, 12] (Boutellier, Volker, Voit, 1999; Gaubinger, Rabl, 2015; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Показатели входа необходимо измерять как в абсолютном, так и относительном ракурсах для того, чтобы можно было проводить бенчмаркетинг. Следует отметить, что величина показателей еще не есть гарантия успешности инновационного процесса, однако это можно рассматривать как инновационный потенциал предприятия.

В таблице 3 приведены примеры показателей собственно инновационного процесса (Process). Чаще всего инновационный процесс реализуется в рамках методологии проектного менеджмента, поэтому значительная часть показателей характеризует качество проектного управления.

Таблица 3

Показатели процесса (Process)

Продвижение проекта
Затраты
Сроки
Качество
- Количество выполненных этапов
- Количество завершенных рабочих пакетов
- Доля выполненных этапов (%)
- Отклонение по затратам
- Процент превышения фактических затрат
- Доля завершенных рабочих пакетов с превышением затрат
- Суммарные затраты на проект
- Процент отклонения по срокам
- Среднее превышение сроков
- Средняя длительность процесса
- Сроки выхода на рынок
- Количество изменений до выхода в серию
- Процент ошибок
- Затраты на исправление ошибок
- Количество изменений после выхода в серию
Источник: составлено авторами на основе работ [7, 8, 11, 12] (Boutellier, Volker, Voit, 1999; Gaubinger, Rabl, 2015; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Применение приведенных в таблице 3 показателей имеет смысл, если инновационный проект четко структурирован и спланирован как по видам работ (рабочим пакетам), так и по срокам и затратам. Важное значение имеют показатели качества инновационного процесса. Чем больше было допущено ошибок в области формирования требований, прогнозирования сроков и затрат, тем больше будут затраты на исправления. Исправления на поздних стадиях инновационного процесса существенно снижают показатели результативности и эффективности (Outcome).

В таблице 4 приведены примеры абсолютных и относительных показателей выхода по двум сферам проявления: генерирование новых знаний и собственно разработка новых продуктов и (или) процессов. Показатели в сфере создания новых знаний характеризуют уровень научного задела и изобретательской активности сотрудников инновационных подразделений предприятия. К таким показателям относятся количество патентов и изобретений, научно-технических публикаций и престижных премий на выставках и профессиональных форумах. Однако количественные показатели в сфере генерирования новых знаний зависят не только от активности работников исследовательских подразделений, но и от бюджетов на патентование и изобретательство. Поэтому в таблице приведены примеры показателей, характеризующих относительные величины затрат на патенты, публикации и т.п.

Полученные новые знания могут и должны применяться для создания новых продуктов и процессов. В качестве показателей выхода в этой сфере рассматриваются такие показатели, как количество созданных прототипов, количество инновационных продуктов/процессов, удовлетворенность клиентов, экологическая нагрузка и т.п.

Показатели выхода не всегда можно однозначно увязать с показателями входа и процесса. В особенности это касается сферы генерирования новых знаний.

Таблица 4

Показатели выхода (Output)

Сферы проявления
Абсолютные показатели
Относительные показатели
Генерирование новых знаний
- Количество новых идей и предложений по исследованию
- Количество изобретений
и патентов
- Количество публикаций в индексируемых журналах
- Количество премий и признаний в профессиональном сообществе
- Средние затраты на публикацию
- Средние затраты на патент
- Количество патентов на одного сотрудника
- Доля затрат на патенты от суммарных затрат на инновационный процесс
Разработка продукта/
процесса
- Количество созданных прототипов
- Количество инновационных продуктов/процессов
- Технические характеристики продукта/процесса
- Снижение экологической нагрузки
- Удовлетворенность клиентов
- Количество стандартных деталей и узлов в изделии
- Доля новых продуктов в суммарной продуктовой программе
- Количество новых продуктов относительно затрат на НИОКР
- Доля успешно реализованных инновационных проектов
- Доля неуспешных инновационных проектов
Источник: составлено авторами на основе работ [7, 8, 11, 12] (Boutellier, Volker, Voit, 1999; Gaubinger, Rabl, 2015; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Создание нового продукта или процесса не относится к самоцели предприятия. С помощью инноваций предприятие может зарабатывать деньги и оставаться длительное время конкурентоспособным на рынке.

В таблице 5 приведены примеры прямых и косвенных показателей инновационной деятельности в абсолютном и относительном выражении.

Таблица 5

Показатели результата/эффекта (Outcome)

Вид результата/
эффекта
Абсолютные показатели
Относительные показатели
Прямой
- Рост годового оборота
- Показатель ROI и EVA
- Cash-Flow
- Доходы от продажи лицензий
- Снижение затрат на производство
- Рост доли рынка
- Сокращение критической программы
- Период окупаемости и т.п.
- Доля оборота новой продукции в общем обороте предприятия
- Оборот на одного сотрудника подразделения НИОКР
- Доля оборота от продажи защищенных патентов
- Доля пробыли от новой продукции в общей прибыли предприятия
Косвенный
- Сокращение объемов продаж у конкурентов
- Рост затрат у конкурентов на аналогичную продукцию
- Снижение доли рынка у конкурентов
- Снижения уровня удовлетворенности клиентов у конкурентов

Источник: составлено авторами на основе работ [9, 11, 12] (Hauschildt, Salomo, 2011; Moller, Menninger, Robers, 2011; Moller, Schmalzle, 2008).

Перспективное направление исследований в области измерения и

оценки эффектов инновационной деятельности

В качестве перспективного направления дальнейших исследований в области измерения и оценки эффектов инновационной деятельности целесообразно рассматривать разработку так называемого инновационного монитора. Его построение предлагается осуществлять на основе концепции системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard). Предлагается рассмотреть 5 перспектив: стратегическая перспектива, технологическая перспектива, рыночная перспектива, финансовая перспектива и процессная перспектива. По каждой из перспектив должны быть предложены желаемые значения показателей, обеспечивающих конкурентные преимущества инновационному продукту и (или) процессу.

Заключение

В настоящее время нет удовлетворительного решения проблемы измерения и оценки эффектов инновационной деятельности.

Предлагается фазовый подход к структурированию инновационного процесса и оценки эффектов по каждой стадии, позволяющий принимать решение о переходе на следующую фазу при достижении эндогенно заданного порогового значения вероятности успешной реализации инновации.

Для формирования показателей эффективности и результативности инновационного процесса предложено структурирование по основным его составляющим: вход (Input), процесс (Process), выход (Output) и результат (Outcome). Обосновано применение абсолютных и относительных показателей для каждой составляющей инновационного процесса, что позволяет проводить процедуру бенчмаркинга.

В качестве перспективного направления дальнейших исследований по проблеме измерения и оценки эффектов инновационной деятельности предлагается разработка инновационного монитора, базирующегося на концепции построения системы сбалансированных показателей.


Источники:

1. Бойко В.П. Разработка организационно-управленческого механизма построения системы контроллинга инновационных проектов на предприятиях ракетно-космической промышленности: диссерт… канд. экон. наук.- М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 147 с.
2. Бойко В.П. Фазовый подход к структурированию процесса разработки нового продукта // Контроллинг. 2019. №1(61). С. 36-42.
3. Бойко В.П., Фалько С.Г. Модернизация фазового подхода к структурированию инновационного процесса // Друкеровский вестник. 2019. №1(27). С.38-45.
4. Контроллинг на промышленном предприятии: Учебник /Под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2013. 304 с.
5. Фалько С.Г. Управление инновационными процессами на предприятии в условиях высокой неопределенности и динамики рынков (теоретико-методологические аспекты): диссерт…. докт. экон. наук. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. 331 с.
6. Ahmed K., Shepherd C. Innovation management: context, strategies, systems and processes. London: Pearson Education Limited, 2010. 552 p.
7. Boutellier R.,Volker R.,Voit E. Innovationscontrolling: Forschungs-und Entwicklungsprozesse gezielt planen und steuern. Munchen; Wien: Carl Hanser Verlag, 1999. 244 s.
8. Gaubinger K., Rabl M. Kenzahlen fur den Bereich F&E und Innovationen / Im Sammelband «Handbuch der betriebswirtschaflichen Kennzahlen». Wien: Linde Verlag, 2015. S.337-353.
9. Hauschildt J., Salomo S. Innovationsmanagement. 5-Auflage. Munchen: Franz Vahlen Verlag, 2011. 410 s.
10. Madauss B.-J. Projektmanagement. Theorie und Praxis aus einer Hand. 7., neu bearbeitete Auflage.- Berlin: Springer Vieweg Verlag, 2017. 914 s.
11. Moller K., Menninger J., Robers D. Innovationscontrolling: erfolgreiche Steuerung und Bewertung von Innovationen. Stuttgart: Schaffer Poeschel Verlag, 2011.174 s.
12. Moller K., Schmalzle H. Messung und Steuerung im Innovationsprozess. // Research Paper №2. Gottingen, 2008.S.18-38.

Страница обновлена: 22.11.2024 в 19:23:40