Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России

Калинин А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье проведен анализ малых и средних предприятий в России. Рассмотрены их роль и функции. Выявлены основные достоинства и недостатки этих форм бизнеса, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Определены перспективы развития малого и среднего бизнеса в соответствии с документами Правительства РФ.

Ключевые слова: российское предпринимательство, налоговые льготы, инновационная экономика, занятость населения, государственная поддержка, малый и средний бизнес, административные барьеры



Тема развития малого и среднего бизнеса (МСБ) является важной и актуальной в современной России.

В России деятельность субъектов малого и среднего бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства [2].

Если рассмотреть подробнее малые и средние предприятия, то они отличаются между собой:

– формой собственности (частные, государственные, муниципальные и иные);

– целями деятельности (коммерческие и некоммерческие);

– отраслевой принадлежностью (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и другие);

– характером деятельности (исследовательские, конструкторские, проектные, производственные, торговые и другие);

– структурой деятельности (специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках).

Особенности малых и средних предприятий

Малый и средний бизнес обеспечивает большое число новых рабочих мест, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, насыщает рынок новыми товарами и услугами, – в этом заключается его главная роль. Для МСБ также большое значение имеет социальная функция, которая состоит в том, что через малые и средние формы предпринимательской деятельности люди реализуют и раскрывают творческий потенциал.

Малые и средние предприятия являются местом обучения и испытания молодых кадров. На них часто используется труд так называемых социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, инвалидов, беженцев и пр.), которые не могут найти себе работу и применение на крупных предприятиях.

Малые и средние предприятия распространены во всех областях экономики. Основными сферами их деятельности являются:

– оптовая и розничная торговля;

– ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;

– строительство;

– операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

– обрабатывающие производства;

– здравоохранение и предоставление социальных услуг

и др.

Основными потребителями услуг малого и среднего бизнеса является местное население. Их услугами также пользуются государственные учреждения и организации, частные фирмы и предприниматели, торгово-посреднические организации.

Но малый и средний бизнес имеет также определенные недостатки, к которым относятся:

– высокий уровень риска, повышенный риск в конкурентной борьбе, зависимость от крупных компаний. Это приводит к постоянному обновлению в малом и среднем бизнесе, вследствие массовых банкротств;

– слабая компетентность и невысокая квалификация предпринимателей. Это недостаток образования или его отсутствие, нехватка опыта в коммерции, финансах, управлении; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. На практике, именно с этим связано большинство неудач малых и средних фирм;

– высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов;

– различные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства;

– множество различных происшествий, связанных с нарушениями техники безопасности,

– криминальная составляющая.

Проблемы малого и среднего бизнеса

Предприятия малого и среднего бизнеса в России сталкиваются в своей деятельности с большими трудностями. Основные проблемы таких предприятий некоторые авторы располагают в следующем порядке:

1) административные барьеры;

2) недоступность кредитных ресурсов;

3) высокий уровень налогообложения [3].

В обследовании, организованном Всемирным банком, в ответ на просьбу составить список основных препятствий на пути развития бизнеса по степени их важности, предприниматели перечислили свои основные проблемы:

– несовершенство законодательства;

– бюрократические процедуры;

– взятки должностным лицам;

– высокий уровень налогов;

– криминал;

– отсутствие необходимых финансов;

– проверки госорганами;

– недобросовестная конкуренция.

В настоящее время малый и средний бизнес в России все еще находится в отдаленных условиях от рыночных отношений, присущим европейским и западным странам. Поддержка МСБ еще слабо осуществляется в регионах России. Также можно отметить слабость и несовершенство законодательной базы, которая далеко не везде претворяется в жизнь. Несвоевременно и в недостаточном объеме также осуществляется материально-техническое обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса. Покупка высоких технологий требует значительных материальных затрат.

В качестве мер и рекомендаций по улучшению и развитию предприятий малого и среднего бизнеса, можно отметить следующее. В первую очередь, необходимо продолжать искоренять коррупцию и бороться с бюрократией. Они и по сей день остаются серьезными проблемами абсолютно любого, в том числе малого и среднего бизнеса. Согласно данным неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследования уровня коррупции по всему миру Transparency International за 2010 год, Россия заняла 154-е место из 178.

Административные барьеры и кадровая проблема

Коррупция препятствует экономическому росту и существенно извращает конкуренцию и удорожает производство. В этой связи необходимо упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Еще один немаловажный момент – необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для тех, кто решил впервые открыть собственное дело. Существуют также проблемы в получении кредитов у малых и средних предприятий. Зачастую, либо им отказывают в кредите, либо выдают под большие проценты.

В малый и средний бизнес с каждым годом приходит все больше людей. Свыше 70% начинающих предпринимателей считают, что им необходимо приобрести образование и получить реальные знания именно для условий России. Поэтому работа в области подготовки и обучения кадров также является важной мерой по развитию малых и средних предприятий.

В выступлении Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» 27 марта 2008 года было отмечено, что «малый бизнес – это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60–70%». Но для этого, в первую очередь, надо устранить административные барьеры. Отмечалось также, что около 43% предпринимателей на открытии собственного дела вынуждены занимать средства у друзей или родственников. В то же время, получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.

Собираясь начать собственный бизнес, предприниматель сталкивается с массой проблем: проблемой доступа к инфраструктуре, поиском, приобретением и арендой помещений, подключения к электросетям и пр.

В последнее время появилась еще одна серьезная проблема, которая тормозит развитие малого и среднего бизнеса – кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально требуется российской экономике.

Проектная карта

Д. А. Медведев призвал малые предприятия активно включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности. По его мнению, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику.

В мае 2009 года Правительство РФ одобрило «проектную карту» развития малого и среднего бизнеса на 2009–2012 годы. Этот ненормативный документ – обобщение намерений власти по развитию предприятий с численностью не более 100 человек, которые прозвучали в апрельской правительственной программе премьер-министра В.В. Путина, объявленные им 22 апреля 2009 года на форуме по малому и среднему предпринимательству.

В соответствии с этой стратегией доля малого и среднего бизнеса должна достигнуть 60% к 2020 году. Главными целями данной «проектной карты» названы повышение спроса и снижение издержек на продукцию малого и среднего бизнеса. Цель предполагается считать достигнутой, если доля работников, занятых на малых предприятиях, увеличится с 13% от экономически активного населения в 2008 году до 28% в 2012 году, а доля выпуска продукции к 2012 году достигнет 32% ВВП.

В любом случае, можно сделать вывод, что, несмотря на серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет серьезные перспективы для дальнейшего развития. Главное – это создание благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.


Источники:

1. Сафронова Е.Г., Щепотьев А.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». – М.: Юстицинформ, 2008.
2. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. – 2006. – № 9.
3. Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. – М.: Кнорус, 2009.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 15:08:42