Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Калинин А.В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 30-35.
Аннотация:
В статье проведен анализ малых и средних предприятий в России. Рассмотрены их роль и функции. Выявлены основные достоинства и недостатки этих форм бизнеса, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. Определены перспективы развития малого и среднего бизнеса в соответствии с документами Правительства РФ.
Ключевые слова: российское предпринимательство, налоговые льготы, инновационная экономика, занятость населения, государственная поддержка, малый и средний бизнес, административные барьеры
Тема развития малого и среднего бизнеса (МСБ) является важной и актуальной в современной России.
В России деятельность субъектов малого и среднего бизнеса регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].
Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства [2].
Если рассмотреть подробнее малые и средние предприятия, то они отличаются между собой:
– формой собственности (частные, государственные, муниципальные и иные);
– целями деятельности (коммерческие и некоммерческие);
– отраслевой принадлежностью (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и другие);
– характером деятельности (исследовательские, конструкторские, проектные, производственные, торговые и другие);
– структурой деятельности (специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках).
Особенности малых и средних предприятий
Малый и средний бизнес обеспечивает большое число новых рабочих мест, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, насыщает рынок новыми товарами и услугами, – в этом заключается его главная роль. Для МСБ также большое значение имеет социальная функция, которая состоит в том, что через малые и средние формы предпринимательской деятельности люди реализуют и раскрывают творческий потенциал.
Малые и средние предприятия являются местом обучения и испытания молодых кадров. На них часто используется труд так называемых социально уязвимых групп населения (студентов, женщин, инвалидов, беженцев и пр.), которые не могут найти себе работу и применение на крупных предприятиях.
Малые и средние предприятия распространены во всех областях экономики. Основными сферами их деятельности являются:
– оптовая и розничная торговля;
– ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования;
– строительство;
– операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
– обрабатывающие производства;
– здравоохранение и предоставление социальных услуг
и др.
Основными потребителями услуг малого и среднего бизнеса является местное население. Их услугами также пользуются государственные учреждения и организации, частные фирмы и предприниматели, торгово-посреднические организации.
Но малый и средний бизнес имеет также определенные недостатки, к которым относятся:
– высокий уровень риска, повышенный риск в конкурентной борьбе, зависимость от крупных компаний. Это приводит к постоянному обновлению в малом и среднем бизнесе, вследствие массовых банкротств;
– слабая компетентность и невысокая квалификация предпринимателей. Это недостаток образования или его отсутствие, нехватка опыта в коммерции, финансах, управлении; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. На практике, именно с этим связано большинство неудач малых и средних фирм;
– высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов;
– различные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства;
– множество различных происшествий, связанных с нарушениями техники безопасности,
– криминальная составляющая.
Проблемы малого и среднего бизнеса
Предприятия малого и среднего бизнеса в России сталкиваются в своей деятельности с большими трудностями. Основные проблемы таких предприятий некоторые авторы располагают в следующем порядке:
1) административные барьеры;
2) недоступность кредитных ресурсов;
3) высокий уровень налогообложения [3].
В обследовании, организованном Всемирным банком, в ответ на просьбу составить список основных препятствий на пути развития бизнеса по степени их важности, предприниматели перечислили свои основные проблемы:
– несовершенство законодательства;
– бюрократические процедуры;
– взятки должностным лицам;
– высокий уровень налогов;
– криминал;
– отсутствие необходимых финансов;
– проверки госорганами;
– недобросовестная конкуренция.
В настоящее время малый и средний бизнес в России все еще находится в отдаленных условиях от рыночных отношений, присущим европейским и западным странам. Поддержка МСБ еще слабо осуществляется в регионах России. Также можно отметить слабость и несовершенство законодательной базы, которая далеко не везде претворяется в жизнь. Несвоевременно и в недостаточном объеме также осуществляется материально-техническое обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса. Покупка высоких технологий требует значительных материальных затрат.
В качестве мер и рекомендаций по улучшению и развитию предприятий малого и среднего бизнеса, можно отметить следующее. В первую очередь, необходимо продолжать искоренять коррупцию и бороться с бюрократией. Они и по сей день остаются серьезными проблемами абсолютно любого, в том числе малого и среднего бизнеса. Согласно данным неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией и исследования уровня коррупции по всему миру Transparency International за 2010 год, Россия заняла 154-е место из 178.
Административные барьеры и кадровая проблема
Коррупция препятствует экономическому росту и существенно извращает конкуренцию и удорожает производство. В этой связи необходимо упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Еще один немаловажный момент – необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для тех, кто решил впервые открыть собственное дело. Существуют также проблемы в получении кредитов у малых и средних предприятий. Зачастую, либо им отказывают в кредите, либо выдают под большие проценты.
В малый и средний бизнес с каждым годом приходит все больше людей. Свыше 70% начинающих предпринимателей считают, что им необходимо приобрести образование и получить реальные знания именно для условий России. Поэтому работа в области подготовки и обучения кадров также является важной мерой по развитию малых и средних предприятий.
В выступлении Президента РФ Д. А. Медведева на заседании президиума Госсовета в Тобольске «О преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» 27 марта 2008 года было отмечено, что «малый бизнес – это база для развития предпринимательской активности и основа расширения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60–70%». Но для этого, в первую очередь, надо устранить административные барьеры. Отмечалось также, что около 43% предпринимателей на открытии собственного дела вынуждены занимать средства у друзей или родственников. В то же время, получить кредит в банке на эти цели весьма сложно и накладно.
Собираясь начать собственный бизнес, предприниматель сталкивается с массой проблем: проблемой доступа к инфраструктуре, поиском, приобретением и арендой помещений, подключения к электросетям и пр.
В последнее время появилась еще одна серьезная проблема, которая тормозит развитие малого и среднего бизнеса – кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально требуется российской экономике.
Проектная карта
Д. А. Медведев призвал малые предприятия активно включаться в проблемные сферы современной экономики России: промышленность, строительство, ЖКХ, а самим производителям заняться повышением рабочей ответственности. По его мнению, без участия малого бизнеса в России невозможно построить инновационную экономику.
В мае 2009 года Правительство РФ одобрило «проектную карту» развития малого и среднего бизнеса на 2009–2012 годы. Этот ненормативный документ – обобщение намерений власти по развитию предприятий с численностью не более 100 человек, которые прозвучали в апрельской правительственной программе премьер-министра В.В. Путина, объявленные им 22 апреля 2009 года на форуме по малому и среднему предпринимательству.
В соответствии с этой стратегией доля малого и среднего бизнеса должна достигнуть 60% к 2020 году. Главными целями данной «проектной карты» названы повышение спроса и снижение издержек на продукцию малого и среднего бизнеса. Цель предполагается считать достигнутой, если доля работников, занятых на малых предприятиях, увеличится с 13% от экономически активного населения в 2008 году до 28% в 2012 году, а доля выпуска продукции к 2012 году достигнет 32% ВВП.
В любом случае, можно сделать вывод, что, несмотря на серьезность вышеперечисленных проблем, малый и средний бизнес в России имеет серьезные перспективы для дальнейшего развития. Главное – это создание благоприятных условий для его развития и улучшение существующих.
Источники:
2. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации. – 2006. – № 9.
3. Малый бизнес: Учебное пособие. / Под редакцией В.Я. Горфинкеля. – М.: Кнорус, 2009.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:38:29