Стартапы креативных индустрий: характеристики стартапов, направление программ развития

Шаймиева Э.Ш.1, Гумерова Г.И.2
1 Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Россия, Казань
2 Финансовый университет при Правительстве РФ

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 5 (Май 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965162
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Креативные индустрии в цифровой экономике формируют один из новейших источников развития инновационной экономики страны, вносят свой вклад в формирование его технологического суверенитета. Основой такого значения креативных индустрий в цифровой экономике служит творческое начало индивида, группы; интеллектуальная составляющая креативных индустрий, а также возможности цифровых технологий. Прикладной структурой для выявления и демонстрации заинтересованным лицам идей креативных индустрий является «стартап». «Стартап» рассматривается в исследовании как внешний инструмент активизации инновационной деятельности в публикационно-активных видах экономической деятельности креативных индустрий (образование, программное обеспечение, литература, игры). В работе выявлено отсутствие публикаций в базе данных Научной электронной библиотеки по теме «стартапы креативных индустрий», а также отсутствие области «стартапов креативных индустрий» для венчурного финансирования, развития компетенций по программам «Национальной технологической инициативы», «Стартап как диплом». В результате исследования дифференцированы понятия: «стартап», «инновационный проект», «малое инновационное предприятие. Новизна исследования заключается в уточнении характеристик стартапов (командообразующих и инновационно-технологических); уточнении направления «стартапа креативных индустрий» в виде: «Креатив-КультТех-Стартап». Результаты исследования могут быть использованы разработчиками направления акселерационных программ стартапов креативных индустрий

Ключевые слова: публикационно-активные креативные индустрии, характеристики стартапов, направление стартапа креативных индустрий

Финансирование:
Статья выполнена при стипендиальной поддержке Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова

JEL-классификация: M21, L26, O31



ВВЕДЕНИЕ

Понятие и сущность «стартапа креативных индустрий» для развития креативных индустрий в российском экономическом пространстве требует своего исследования в виду: значительного роста креативных индустрий в глобальном масштабе в условиях развития цифровой экономики; роста креативных индустрий в Китае как государства, ставшего площадкой развития стартап-индустрии, в том числе, креативных индустрий; значения креативных индустрий в России, где в 2021 г. принята «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», проведены масштабные исследовательские проектные исследования и мероприятия ведущими российскими учреждениями в данной области [1]; сущности стартапа как формы, способной объединить в цифровой экономики различные аспекты креативных индустрий: творческое начало индивида (группы), возможность создавать значительное число идей на основе творческого начала, возможность быстрого роста стартапа при наличии уникальности идеи (и иных условий, подлежащих исследованию в настоящей работе [1, 2, 3, 4, 5]. Необходимо отметить, что тема стартапов креативных индустрий в цифровой экономике является областью, развивающей тематику новых и новейших ресурсов развития инновационной экономики страны [8].

Цели и методы исследования

Объектом исследования являются стартапы как научно-практическое направление в исследованиях креативных индустрий в цифровой экономике. Предметом выступают теоретические исследования стартапов креативных индустрий в российском экономическом пространстве [9, 10, 11].

Целями исследования являются: рассмотрение сущности стартапов креативных индустрий в цифровой экономике в теории вопроса. Подзадачами исследования в теоретической части являются следующие вопросы:

а) какие уникальные идеи несут в себе стартапы креативных индустрий в период становления креативных индустрий как совокупности видов экономической деятельности в глобальном масштабе, в российском экономическом пространстве?

б) каковы характеристики данных стартапов креативных индустрий: степень радикальности новизны идей стартапа креативных индустрий, область применения результатов стартапа креативных индустрий, наличие объекта интеллектуальной собственности (ОИС) как планируемого бренда стартапа креативных индустрий, где «бренд» - как продукт – отражает (в том числе) эмоциональную привязанность потребителей (в том числе, потенциальных) в реальном и виртуальном пространстве, требуя продвижения в обоих измерениях и/или ОИС (в том числе, ноу-хау) как идеи стартапа в управлении, производстве и т.д.;

в) какие практики проектного управления присутствуют в стартапах креативных индустрий в теоретических, проектных исследованиях? [11]

Подзадачами исследования в практической части являются следующие вопросы:

г) какие проекты становятся победителями в номинации «стартапы культуры, искусства, креативных индустрий» в рамках Президентского Фонда культурных инициатив: тематическая направленность, финансовая емкость проектов, уникальность идей стартапов-победителей [10, 11];

д) присутствует ли IT-компонента в проектах-грантополучателях, каково разнообразие для процесса статуса «победителя конкурса», процесса «продвижения продукта стартапа»?.

В таб. 1 представлена методология настоящего исследования.

Таблица 1. Методология настоящего исследования: теоретические, прикладные работы

АНАЛИЗ ТРУДОВ РОССИЙСКИХ, ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В: НаучнОЙ электроннОЙ библиотеке (НЭБ), GOOGLE SCHOLAR
Область, ключевые слова
Использованная база данных
Комментарий авторов
I.Изучение трудов российских исследователей по ключевым словам:
а)„стартапы креативных индустрий“

НЭБ
Следующие причины обусловили необходимость развития этапа Iа, Iб, перехода к этапу II:
1)минимальное количество работ (2 работы, таб. 2);
2)доступ к полному тексту документа с платформы НЭБ к двум работам отсутствует [2];
3)«стартапы» рассматриваются в настоящем исследовании как внешние инструменты активизации инновационной деятельности в образовательной организации в цифровой экономике, которые отличаются схожими характеристиками (задачами, методами достижений и д. [2, 13, 14, 15, 16 ]
б) малые инновационные предприятия креативных индустрий
в) проектное управление креативных индустрий
II. Изучение трудов в публикационно-активных в области цифровой экономики ВЭД креативных индустрий по ключевым словам:
В предыдущих авторских работах выявлены следующие публикационно-активные креативные российские виды экономической деятельности, ассоциирующие себя с креативной индустрией:
образование, программное обеспечение, литература, игры [5, 6, 7].
«стартапы образование»,
«стартапы программное обеспечение"
«стартапы литература»,
«стартапы игры"»
III. Исследование стартап-индустрии в Китае

Данная часть является самостоятельным исследованием

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ В неспециализированных русскоязычных поисковых системах
IV. Креатив-Культ-Техстартапы (Creative-CultTech-Sturtups) в неспециализированных русскоязычных поисковых системах по ключевым словам: „стартапы креативных индустрий“
Digital IP [17],
Startup Tour [18] ,
РБТочкаРУ [19]
SturpupJedi [20],
forbes.ru [21],
«Секрет фирмы» [22]
Данный поиск обусловлен следующими положениями:
1.Креативные индустрии как совокупность видов экономической деятельности в российском экономическом пространстве сформированы с 2021 г. [1]
2. Издательско-публикационный процесс составляет: для монографии (книги) – от 2-х лет, для статьи с индексацией ВАК, РИНЦ – от 6 месяцев до 1 года [3]. Отсюда публикации, отражающие актуальное состояние в рамках объекта, предмета исследования, могут быть представлены в неспециализированных поисковых системах.
3.Активизация стартапов креативных индустрий, включая финансирование и акселерационные программы осуществляется на различных площадках, не взаимосвязанных между собой
АНАЛИЗ ПРОЕКТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ НАУЧНЫХ ШКОЛ
V. «Развитие креативных индустрий в России : ключевые индикаторы. Научный дайджест №1» [2]
-
Данная часть является самостоятельным исследованием
«Атлас креативных индустрий в Российской Федерации» [4]
«Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства» [3].
АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ-ГРАНТОПОЛУЧАТЕЛЕЙ ПрезидентскоГО ФондА Культурных инициатив
VI. Категории «победитель», в номинации «тип проекта: стартапы культуры, искусства и культурных инициатив», конкурс «все конкурсы» «Президентского Фонда культурных инициатив»
Стартапы креативных индустрий-грантополучатели [11]
Данная часть является самостоятельным исследованием
ВЭД – вид экономической деятельности; НЭБ – научная электронная библиотека

Источник: составлено авторами на основе [2, 3, 4, 5, 6 ,7, 10, 11, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22]

Результаты исследования

При анализе теоретических источников по теме исследования нами был сделан обзор наукометрических показателей в Научной электронной библиотеке (НЭБ) по типу публикаций: статьи в журналах, книги, материалы конференций, депонированные рукописи, диссертации, отчеты, патенты (таб. 2)

Таблица 2. Показатели информационной базы в НЭБ по типу публикации: статьи в журналах, книги, материалы конференций, депонированные рукописи, диссертации, отчеты по трем группам ключевых слов

Область поиска
Ключевые слова
Результат поиска
А
Б
В
Название публикации; аннотация; ключевые слова
стартапы креативных индустрий
2
малые инновационные предприятия креативных индустрий
1
проектное управление креативных индустрий
14
стартапы образование
50
стартапы литература
14
стартапы программное обеспечение
9
стартапы игры
3
Источник: составлено авторами на основе [12]

Необходимо отметить, что при анализе теоретических источников, результаты которого представленном ниже, нами были использованы источники, не вошедшие в п. «Результаты поиска» (колонка В, таб. 2). Эти работы были упомянуты в источниках, представленных в таб. 2 и проанализированных ниже, либо представлены в списке литературы в данных работах.

Результаты исследования

Стартапы в публикационно-активных видах экономической деятельности креативных индустрий: образование, программное обеспечение, литература, игры

Понятие «креативных индустрий» сформулировано в «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года» (далее – Концепция) [1]. Согласно Концепции «…творческие (креативные) индустрии" - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества…» [1.С. 5-6]. Данное определение креативных индустрий в настоящей работе рассматривается в качестве базового.

В предметной области «проектное управление креативных индустрий» в работе Павловой А.А. внимание уделено методологии проектного управления Scrum, используемой в гибком управлении, гибких организациях (agile organization) [23]. Данная методика, используемая изначально программистами, позволяет команде по управлению проектами в разнообразных областях, структурировать работу на основе принятых в команде принципов, правил, использования междисциплинарных команд, в том числе, работающих удаленно из разных регионов В работе Павловой А.А. приведены примеры компаний сферы креативных индустрий, использовавших данную методику [4].

Необходимо отметить, что метод Scrum, cформулированный в производственном процессе компании Тойота в конце XX века, представляет собой конверсию идеи из военной промышленности в гражданскую, которая предполагает использование концепции действий авиации («наблюдать-ориентироваться-решать-действовать») применительно к производственному процессу [25]. Продвижение идеи Scrum, Agile в глобальном масштабе осуществляется в рамках проектов, включающих: разработку цифровых ресурсов, в том числе цифровых платформ, наставничества как использования концепции совместного потребления, когда разработчики и/или носители, практики данной методологии предлагают обучение данной методологии потенциальных потребителей из различных видов экономической деятельности в ответ на приобретении последними соответствующего программного обеспечения проектного управления на основе методологии Scrum, Agile [24, 26].

В работе Суминовой Т.Н. управление проектами рассматривается в контексте раскрытия понятия «арт-менеджмента», где «арт-менеджмент…это система управления проектами/продюсирования в артосфере/арт-индустрии/ арт-бизнесе посредством различных технологий (художественно-творческих, организационно-управленческих (в том числе психологических), финансово-экономических, нормативно-правовых, маркетинговых и т.д.)…» [27. С. 131].

В исследовании Кирия И.В., Климова Т.В., Коричин Д.А. и соавторов, в рамках темы системы управления персоналом в образовательных организациях, сформирована «матрица стыковки целей и продуктов организации», где выделены цели коллективные и индивидуальные [28]. Данные цели, в образовательном процессе, управлении проектами в образовательном процессе (например, модели проектного управления, в частности, руководства образовательной программой) могут противопоставляться в практике организации и управления образовательной организацией. Однако для эффективного функционирования данной организации необходимо достижение компромиссы в данных целях. Авторы, на основе примера кинопродюсирования как отрасли креативных индустрий, выявляют «функцию продюсирования в творческих профессиях», что позволяет, в итоге, противопоставить и сравнить два типа менеджера проектного управления: менеджера административного типа управления и продюсера как руководителя образовательной программы, научного коллектива, действующего на основе предпринимательского типа мышления, философии управления [28. С.38]. Данные виды управления, с дифференциацией целей, типов стратегического управления, осуществления замысла, способа задействования ресурсов является, по мнению авторов настоящего исследования, актуальным для проектного управления в различных сферах деятельности, в том числе, креативных индустрий, создавая основу различного рода конфликтам, в том числе, юридическим спорам по авторским правам на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), наличие которых (ОИС) является характерным для креативных индустрий [29, 30].

В исследованиях Бурукиной О.А. рассматривается методология T4EST как пример проектного управления в туризме, что «…подразумевает развитие компетенций научного управления проектами, способствующих укреплению институционального потенциала государственных и частных организаций и пониманию более широкого контекста туризма….», а также методология PM4SD как методология управления туристическими проектами [31. С. 54]. Данная методология предполагает ее применение к туристической отрасли, с учетом особенностей создания туристического продукта, управления проектами в данном процессе. Применительно к объекту, предмету настоящего исследования возникает вопрос соотнесения сферы туризма с креативными индустриями. В частности, в исследовании Волкова С.К. ставится вопрос о необходимости отнесения туризма к креативным индустриям в силу того, что «…туризм является сложным межотраслевым комплексом экономики, который активно использует креативность для формирования добавленной стоимости турпродуктов…» [32. С. 2159].

Актуальность для данной предметной темы является область STEAM, где предполагается «..альянс технологий с искусством и гуманитарными знаниями …» на основе инженерно-технических знаний в цепочке развития личности от детского сада до университета и далее [33, 34, 35]. Данный формат будет обеспечивать, на взгляд авторов, гуманный переход к технологиям Индустрии 4.0, обеспечивая бОльший рост ВВП с меньшим риском техногенного и прочего характера [36, 37].

В предметной области «малые инновационные предприятия креативных индустрий» единственная работа не доступна для ознакомления.

В предметной области «стартапы образование», в исследовании Волобуевой Т.Б. внимание исследователя уделено использованию гибких методологий в системе дополнительного профессионального образования педагогических кадров (Scrum, Agile) [38]. В данном исследовании методология Scrum, Agile была адаптирована к образовательному процессу, что опирается на следующие выводы автора, заключающиеся в значимости неформальных бесед с обучающимися в сравнении с детализацией плана работы, непосредственного общения, готовности к изменениям, разработке с реальной практической значимостью в сравнении с его подробным описанием. Повышение квалификации в проектном управлении в.у. методологиями прошли специалисты многих образовательных учреждений (в частности, «…Сеченовский университет стал пионером в использовании Agile…» [38. С. 79] [5].

В исследовании Толмачева Д.Е., Чукавиной К.В., Игошиной Е.Д. исследуется вопрос характеристик основателей технологических стартапов международного уровня, как персонального характера, включая происхождение основателя технологического стартапа, его образование (техническое, экономическое), а также локацию относительно соответствующего образовательного учреждения [40]. Примерами технологических стартапов международного уровня являются Telegram, Revolut, Miro. Согласно авторам исследованиям следующие вузы: МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Баумана являются альма-матер основателей стартапов- выпускников в.у. ведущих российских вузов. В данном исследовании отмечена «…характерная особенность стартапов с российскими корнями по сравнению со среднемировыми значениями — более высокая доля компаний, создаваемых в сфере «чистого» ИТ (разработка ПО и т.п.), робототехники и искусственного интеллекта. Вместе с тем в сфере медицины, торговли и услуг для бизнеса российские предприниматели создают меньше стартапов по сравнению со среднемировым значением….» [40, С. 238]. Необходимо отметить, что понятия «техологического старапа», также как «старапа» в целом в в.у. работах нами не выявлено.

В предметной области «стартапы программное обеспечение» в исследовании Попова А.Н. представлено определение стартапа, под которым понимается «…временная структура, целью которой является поиск повторяющейся и масштабированной бизнес-модели …. Стартап также определяется в некоторых статистических отчетах как стадия, находящаяся между посевной стадией и стадией роста бизнеса…» [41. С. 199]. Следующей характеристикой стартапа является его функционирование до 3-х лет, после этого периода данная компания не является стартапом. В исследовании Попова А.Н. понятия «стартап» и «инновационный проект» рассматриваются в качестве синонимов. Функционирование стартапов опирается на использование открытых инноваций, понимаемых как «… распределенный инновационный процесс, который опирается на управляемые целенаправленные потоки знаний через организационные структуры, используя материальные и нематериальные механизмы в соответствии с бизнес-моделью организации, чтобы направлять и мотивировать обмен знаниями…» [41. С. 199-200]. Значительное внимание, по мнению авторов настоящего исследования, необходимо уделять теме «акселераторов стартапов» ввиду необходимости тестирования идей (продуктовых инноваций, создаваемых стартапами, бизнес-идей) на предмет их востребованности на рынке. В работе Попова А.Н. представлено понятие корпоративных акселераторов, под которыми понимаются «…поддерживаемые корпорацией программы ограниченной продолжительности, которые оказывают поддержку ряду стартапов посредством консультаций от бизнес-наставников, обучения и предоставления корпоративных ресурсов…» [41. С. 200-201]. Практика корпоративных акселераторов стартапов, использования модели открытых инноваций с «двусторонним движением ценностей между корпорацией и другими участниками инновационной системы…» приводит к созданию «корпоративной стартап-студии, то есть «…организации, целью которой является создание и развитие инновационных проектов со стадии идеи через инвестирование финансовых, управленческих и человеческих ресурсов. В качестве предпринимателя инновационные проекты в стартап-студии развивает наемный сотрудник, обладающий необходимыми проектными компетенциями. Корпоративная стартап-студия – это стартап-студия, которая ориентируется на создание и развитие инновационных проектов в интересах корпорации, при этом стартап-студия может не принадлежать корпорации…» [42. С.84-86]. В практике российских вузов, в УрфУ, предполагается развитие данной идеи в виде «фабрики стартапов» [43]. В российской практике поддержки малых и средних предприятий (ориентировочно с 2023 г.) функционирует акселератор МСП (малых и средних предприятий) креативных индустрий «…по развитию и масштабированию компаний, осуществляющих деятельность в сфере креативных индустрий…» [44].

По мнению авторов, необходимо различать понятия «стартап» и «инновационный проект» на основе критериев «степень новизны идеи (инновации)», «бизнес-модель компании на основе интеллектуальной собственности стартапа»:

1а. Степень новизны разрабатываемой идеи (инновации): в стартапах реализуется инновация с бОльшей степенью новизны (в том числе, радикальные инновации) чаще, чем это происходит в инновационных проектах.

1б.Понятие «стартапа» является общепринятым в глобальной и российской практике понятием венчурного инвестирования. Отсюда стартапы связаны с понятием «венчурного финансирования», где выделяют сегменты: биотех [6], промтех [7], софт и Интернет (B2B) [8], софт и Интернет (B2C) [9] и др.

2.В основе стартапа – интеллектуальная собственность, монетизация которой, в сочетании с подходами проектного управления, определяет дальнейшую бизнес-модель данной компании после этапа стартапа. Инновационный проект может завершиться по достижению его результата, наличие выработки бизнес-модели не предполагается. Стартап может включать реализацию инновационных проектов, без их продолжения, в процессе тестирования идеи (напр., продуктовой инновации, бизнес-идеи).

Понятие «стартапа», по мнению авторов, ближе к понятию «малое инновационное предприятие», создающие инновацию как минимум со средней степенью новизны (для рынка, отрасли, страны). Согласно практике технологического предпринимателя глобального уровня необходимо выделять следующие этапы становления стартапа, которые включают разработка продукта с минимальным функционалом, позволяющим решать проблему или ее частью, подтверждение, что у продукта есть рынок сбыта, подтверждение канала продаж, рыночных цепочек, масштабирование технологии для запуска производства, стадия зрелости – переход от стартапа к бизнесу [45, 46]. Данные этапы, по мнению авторов настоящего исследования, применимы для стартапов креативных индустрий.

В предметной области «стартапы литература», в исследовании Недзвецкого Н.С. представлены базовые характеристики стартапа в следующих частях: организация, экономическая деятельность, ресурсы, продукт, активы, финансовая деятельность, менеджмент. В части «активов» стартапа отмечено «..преобладание неотчуждаемых от основателя нематериальных активов (перспективных разработок, патентов, лицензий, ноу-хау, идеи) над материальными (до 60-80%). Отсутствие залогового обеспечения…» [46. С. 126-127]. В работе Недзвецкого Н.С. показано движение стартапа от идеи до IPO [10], что отражает «….движение инновационного проекта в венчурной экосистеме, т. е. обнаруживает связи стартапа с его потенциальными инвесторами…» [46. С. 128-129]. В качестве инвесторов могут выступать: краудфаундинговые платформы, бизнес-ангелы, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, государство в лице институтов государственно-частного партнерства [46. С. 129]. В работе Недзвецкого Н.С. сформулировано понятие «стартапа» в широком смысле слова как «… самостоятельная организация, способная превратиться в растущую компанию и занять лидирующие позиции на определенном рынке…» и узком смысле слова как «…подготовительный этап к запуску готового инновационного продукта…» [46. С. 128].

В предметной области «стартапы игры», в работе Дмитриевой С.А. исследуются составные части имиджа корпорации, которые требуют своего развития в цифровой экономике с использованием цифровых технологий (в логотипе, привлечении клиентов и др.) [47]. Определение, представленное выше в исследовании Попова А.Н. применительно к области информационно-коммуникационных технологий, интеграции стартапов в области ИКТ в крупный российский бизнес, развивается в исследовании Каргаполовой Е.В., Прозоровой М.И., Давыдовой Ю.А. [48]. На основе данных работ нами выделены следующие характеристики стартапов, сформулированные в двух блоках: блок А - командообразующие характеристики стартапа; блок Б - инновационно-технологические характеристики стартапа (таб. 3).

Таблица 3. Характеристики стартапов: командообразующие и инновационно-технологические

Характеристика стартапа: критерий
Ограничения стартапа по критерию
Комментарий автора
БЛОК А: командообразующие характеристики стартапа
1.Быстрый рост
Компания, получающая прибыль, не является стартапом.
Наличие стабильности во внешней среде оказывает отрицательно на формировании стартапа
К «смерти» стартапа могут приводить следующие факторы:
-отсутствие изменений во внешней среде;
- трансформация «команды стартапа» в «коллектив, группу, организацию»;
- большая численность сотрудников, не разделяющих командный дух стартапа;
- конфликты в области ОИС, иных причин конфликтов
2.Возраст
С учетом быстрого роста – до 3-х лет. Компания, получающая прибыль и действующая более 3-х лет, не является стартапом.
3.Культура
Стартап – это команда специалистов из различных областей. Отсутствие, исчерпание «команды» вследствие разнообразных причин (конфликтов, приводит к «смерти» стартапа)
БЛОК Б: инновационно-технологические характеристики стартапа
4.Инновационность
Низкая степень инновационности продукта, услуги (или новизна продукта, услуги стартапа на уровне данного молодого предприятия) не предполагает создание стартапа: для этой цели достаточно развитие инновационного проекта.
Инновационность стартапа, заключающаяся в его продукте, идеи, бизнес-модели, отражается в областях венчурного финансирования стартапов: биотех, промтех, софт и Интернет (B2B), софт и Интернет (B2C) и др.
5.Технологическая ориентированность
Отсутствие технологической ориентированности, понимаемой как: функционирование в высокотехнологичных отраслях, наличие IT-компоненты в стартапе может препятствовать быстрому росту, тиражированию бизнес-модели, результатов стартапа.
Идея стартапа может быть представлена в виде MVP:
Данная форма идеи стартапа позволяет акселерационным программам, потенциальным инвесторам стартапа оценить идею, при этом затраты на MVP от разработчиков стартапа могут быть представлены в виде: ОИС (идеи проекта) + демо-версии IT-обеспечения для тиражирования данного ОИС (либо идеи IT-обеспечения).
ОИС – объекты интеллектульной собственности; MVP - мinimal Viable Product (минимально жизнеспособный продукт, тестовая версия)

Источник: составлено авторами на основе [39, 43, 47, 48].

«Креатив-КультТех» («Creativ-CultTech»)-стартапы в неспециализированных русскоязычных поисковых системах

При анализе источников по теме исследования в неспециализированных русскоязычных поисковых системами нами выделены два подхода:

1-й подход: рассмотрение стартапов креативных индустрий через призму культуры, искусства. Отсюда название стартапов креативных индустрий согласно данному подходу: ««CultTech»-стартапы.

2-й подход: рассмотрение стартапов креативных индустрий через призму технологического предпринимательства, использования IT-достижений в сфере креативных индустрий

В рамках первого подхода необходимо выделить следующие работы. В материале Соколовой Е. применено понятие «CultTech» к стартапам в области культуры и искусства, которое используется на страницах различных сетевых изданий [49, 50, 51]. Здесь же перечислены некоторые IT-технологии, которые активно используются в организациях культуры, искусства, креативных индустрий в целом (NFT [11], блокчейн, нейросети и др.), а также сформулированы общие черты стартапов культурных индустрий: гибкость, охват международной аудитории, использование современных технологий, создание сетей партнеров и инвесторов, переосмысление традиционных форматов. Перечень стартапов в области креативных индустрий, нашедших признание в глобальном масштабе (дизайн, мода, образование, ПО [12]), руководителями которых являются российские технологические предприниматели, представлен на страницах сетевых, печатных изданий [51, 52, 53]. Многие из данных старатапов, ставшие всемирно известными компаниями: Revolut, Miro, StudyFree, MelScience [13] и другие, позиционируются как технологические предприниматели [53]. На взгляд авторов, их деятельность можно рассматривать как примеры успешных «стартапов креативных индустрий» (до 3-х лет функционирования), переросших в успешные компании креативных индустрий.

В рамках второго подхода выделены реализуемый на момент исследования от Сколково конкурс стартапов „Startup Tour“, поддерживаемый Digital IP [17, 18]. Согласно Startup Tour cодержанием нового направления конкурса стартапов являются: «…технологии креативных индустрий в инновационных проектах, CreativeTECH (цифровой инструментарий для креативных индустрий, аппаратные решения и комплексы для создания креативного материального продукта, контент ….» [18]. Таким образом, оба подхода можно сравнивать по содержанию, их отличает название направления стартапов креативных индустрий.

Отсюда обоснованным является: выделение сектора стартапов креативных индустрий, наряду с известными инвестиционно-привлекательными стартапами BioTech, PromTech и др., а также участие стартапов, компаний креативных индустрий в международных и национальных конкурсах инновационных, высокотехнологичных компаний [6, 51, 54, 55]. Необходимо отметить существующее направление Программ Инфраструктурных центров 1.0 Платформы НТИ [14]: AutoNet, Кружковое движение, AeroNet, HealthNet, EnergyNet, TechNet, NeuroNet, предполагающих, в том числе, активизацию исследовательской, инновационной деятельности в образовательных организациях во взаимосвязи с организациями-работодателями, научными партнерами образовательных организаций в данных направлениях [54]. По мнению авторов настоящего исследования, направление стартапов креативных индустрий cпособно занять свое место в данном перечне для развития соответствующих компетенций, подготовки стартапов креативных индустрий, развития человекоцентричной экономики на основе креативных индустрий [56].

Выводы.

В завершении исследования можно сделать следующие выводы в теоретическом аспекте:

1. Выявлено отсутствие публикаций в базе данных Научной электронной библиотеки по теме «стартапы креативных индустрий»;

2. Выявлено отсутствие области «стартапов креативных индустрий» для венчурного финансирования, развития компетенций по программам «НТИ», «Стартап как диплом»;

3. Дифференцированы понятия: «стартап», «инновационный проект», «малое инновационное предприятие по созданию инновации с минимум средней степени новизны»;

4. Уточнены характеристики стартапов, сформулированные в двух блоках: командообразующие и инновационно-технологические характеристики стартапа.

5. Уточнено направление «стартапа креативных индустрий» в сегменте инвестиционно-привлекательных стартапов для венчурного финансирования, финансирования со стороны государства в креативных индустриях в виде: «Креатив-КультТех-Стартап» („Creativ-CultTech-SturtUps“) [15].

[1] Здесь имеются ввиду следующие исследовательские проекты ведущих российских научных школ: [2, 3, 4]. Подробная информация представлена в ранних авторских работах [5, 6, 7]

[2]Данные работы не указываются в источниках настоящего исследования

[3] Продолжительность исследовательского процесса здесь не рассматривается, может иметь продолжительность от 6 месяцев до нескольких лет.

[4] Со страниц платформы Atlassian, Scrum представлена возможность разработки программного продукта для команд в различных сферах деятельности с использованием методики SCRUM, Agile и др. Здесь же (на платформе Atlassian) существует возможность использования ПО компании в трех форматах: свободный (free), личный (personal), командный (team). Формат «свободный» включает: 1 бесплатный проект, до 3-х пользователей в команде, бесплатно для участников проекта); формат «личный» включает: приобретение персональной лицензии за определенную плату в месяц (где нет ограничений на количество проектов, причем другие участники проектов платят за себя самостоятельно); формат «командный»: лицензия предоставляется на проект, руководитель платит за всех участников проекта. [24]

[5] Развитие использования проектного управления в образовании нашло на платформе eduscram, предполагающей адаптацию данной методологии для образовательного процесса, вовлечения учащихся проектное управление, на основе предоставленных рамок (методологических, платформенных) обучения и использования учащимися, обучающихся и педагогами [39].

[6] Проекты в сфере здравоохранения, фармацевтики, диагностики и разработки медицинского

Оборудования. [29. С. 5]

[7] Проекты в сфере лазерных, энергетических, космических, робототехнических, экологических и прочих технологий, предназначенных для использования в промышленности. [29.С. 5]

[8] Приложения и интернет-сервисы, клиентами которых являются предприятия. К этому подсектору относятся, в частности, решения для управления бизнесом, маркетинга и разработки ИТ-продуктов. [29. С. 5]

[9] Приложения и интернет-сервисы, клиентами которых являются физические лица, в т. ч. решения в сфере электронной торговли, предоставления контента, поиска, потребительских финансов, образования, а также игры, социальные сети и прочие сервисы для потребителей. [29. С. 5]

[10] IPO (Initial Public Offering) - первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц.

[11] NFT - non-fungible token, в переводе с англ. — «невзаимозаменяемый токен»

[12] ПО – программное обеспечение

[13] Здесь необходимо отметить, что данные компании не проверялись авторами на наличие деятельности, запрещенной в РФ

[14] НТИ – Национальная технологическая инициатива

[15] Данное название является актуальным на краткосрочный период существования данного направления стартапов креативных индустрий. В средне,- и долгосрочном периодах актуальным будут название: (а) как объекта венчурного финансирования, финансирования со стороны государственных структур – « КреативТех-Стартап»; (б) для развития кружкового движения на платформе НТИ – „CreativNet”. В обоих случаях подчеркивается связь с «технологическим предпринимательством», что усиливает роль IT-инструментария при создания ОИС данного стартапа и/или его продвижении.


Источники:

1. Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Утверждена Правительством Российской Федерации. Распоряжение от 20 сентября 2021 г. № 2613-р г. Москва. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 25.03.2023).
2. Бредихин С.В., Власова В.В., Гаврилова Н.В., Гершман М.А., Гохберг Л.М., Демьянова А.В., Иванова И.А., Попова Я.А. Развитие креативных индустрий в России : ключевые индикаторы. Научный дайджест №1. - НИУ ВШЭ, Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, 2021. – 21 c.
3. Имаева Г.Р., Сушко Е.Ю., Гильдебрандт И.А., Спиридонова Л.В., Баймуратова Л.Р. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства. - Москва: Издательство НАФИ, 2021. – 84 c.
4. «Атлас креативных индустрий в Российской Федерации», Агентство стратегических инициатив (АСИ), 2021 г
5. Гумерова Г.И., Кокурина А.А., Шаймиева Э.Ш., Трифонова Н.Н. Цифровые платформы креативных индустрий: опыт России и Китая // Проблемы экономики. – 2023. – № 1. – c. 110-130.
6. Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. Подходы к исследованию креативных индустрий для управления в цифровой экономике // Russian Journal of Economics and Law. – 2023. – № 1. – c. 63–89. – doi: 10.21202/2782-2923.2023.1.63-89.
7. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Интеллектуальная составляющая российских креативных индустрий в период их становления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 3. – c. 129-143.
8. Погорлецкий А.И., Сяофэн Д. Опыт развития и перспективы сотрудничества Китая и России в сфере креативной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 757-772.
9. Решетникова М. Что такое стартап и как развить его в успешный бизнес. Официальный сайт РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60ab6bc69a7947711da48a97 (дата обращения: 25.03.2023).
10. Положение о Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставлении грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) инициатив Положение о Координационном комитете по проведению конкурсов на предоставлении грантов Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) инициатив // Указ о создании Президентского Фонда культурных инициатив № 287 от 17.05.2021 // (дата обращения 15.02.2023)
11. Официальный сайт «Президентский Фонд Культурных инициатив». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aeeqaabljrdbg6a3ahhcl4ay9hsa.xn--p1ai/ (дата обращения: 25.03.2023).
12. Официальный сайт Научной электронной библиотеки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 25.03.2023).
13. Гумерова Э.Ш., Шаймиева Э.Ш. Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 96. – c. 193-211.
14. Тимирясова А.В. Устойчивое развитие университета – условие процветания региона и страны // Высшее образование в России. – 2020. – № 5. – c. 105-116. – doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-105-116.
15. Бикеев И.И. Модель организации научной работы в молодом вузе // Высшее образование в России. – 2007. – № 9. – c. 52-58.
16. Гумерова Г.И., Бутнева А.Ю., Шаймиева Э.Ш., Литвин И.Ю., Трифонова Н.Н. Креативные индустрии и цифровая экономика: взаимодействие, исследовательская проблематика. Актуализация проблематики исследования (российская практика) // Проблемы экономики. – 2022. – c. 114-118.
17. Официальный сайт Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики DigitalIP. [Электронный ресурс]. URL: https://dip.global/ (дата обращения: 25.03.2023).
18. Официальный сайт Sturtup-Tour. [Электронный ресурс]. URL: https://startup-tour.ru/ (дата обращения: 25.03.2023).
19. Официальный сайт ООО «РБТочкаРУ». [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/young/business-in-creative-industries/ (дата обращения: 25.03.2023).
20. Официальный сайт SturpupJedi. [Электронный ресурс]. URL: https://startupjedi.vc/ru/content/startapy-v-oblasti-kultury-i-iskusstva-kak-tehnologii-pomogayut-prodvigat-prekrasnoe (дата обращения: 25.03.2023).
21. Официальный сайт сетевого издания «forbes.ru». [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-agenda/447673-novaa-ekonomika-esg-trendy-investicij-cto-obsudat-na-forume-rossia-zovet (дата обращения: 10.03.2023).
22. Рудич К. Русские идут. 10 успешных мировых стартапов с русскими корнями. Официальный сайт издания «Секрет фирмы». [Электронный ресурс]. URL: https://secretmag.ru/technologies/russkie-idut-10-uspeshnykh-mirovykh-startapov-s-rossiiskimi-kornyami.htm (дата обращения: 10.03.2023).
23. Павлова А.А. Некоторые особенности применения методологии проектного управления SCRUM в индустрии креативного досуга // Поколение будущего: Сборник избранных статей Международной студенческой научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. – c. 43-47.
24. Официальный сайт компании Atlassian. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atlassian.com/ru/agile (дата обращения: 10.03.2023).
25. Джефф Сазерленд. SCRUM. Революционный метод управления проектами = SCRUM. The art of doing twice the work in half the time. Манн, Иванов и Фербер, 2016. 288 с
26. Официальный сайт компании Scrum. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scrum-time.com/ (дата обращения: 25.03.2023).
27. Суминова Т.Н. Арт-менеджмент в контексте индустрии досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 2 (88). – c. 128-134.
28. Кирия И.В., Климова Т.В., Коричин Д.А., Башорина О.В., Филипова И.А., Лобатюк В.В., Попова Е.А. Продюсирование как технология креативного управления образовательной деятельностью // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 2(108). – c. 33-43.
29. Венчурная Россия. Результаты 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://media.rbcdn.ru/media/reports/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D1%87%D1%83%D1%80% (дата обращения: 25.03.2023).
30. Попов А.Н. Интеграция инновационных IT-сервисов стартапов в российский крупный бизнес // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 82. – c. 193-217.
31. Бурукина О.А. Проектный подход как основа развития индустрии туризма // Научный вестник МГИИТ. – 2013. – № 6(26). – c. 49-57.
32. Волков С.К. Туризм как сектор креативной экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 2153-2162. – doi: 10.18334/ce.15.5.112027.
33. Анисимова Т.И., Сабирова Ф.М. Актуализация магистерской программы «Цифровое образование» посредством дополнения ее модулем «Технологии STEAM-образования» // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 8. – c. 186–191.
34. Петровский В.В. Роль S.T.E.A.M. –образования в формировании личности педагога нового поколения на примере интегрированного гуманитарного роботоведения // Преподаватель года 2019: сборник статей Международного научно-методического конкурса. 2019. – c. 55-58.
35. Ботнарчук А.И., Деркунская В.А. Технология STEAM-образования как условие развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста в ДОО // Инженерная аксиология. в помощь работникам образовательных организаций. Санкт-Петербург, 2020. – c. 23-36.
36. Исаева А.Э. Инновационная цифровая образовательная экосистема как база перехода к Индустрии 4.0 // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 96. – c. 177-192. – doi: 10.24412/2070-1381-2023-96-177-192.
37. Деренко Н.В., Максимова В.М. Студенченские малые инновационные предприятия-идеальная среда развития креативного предпринимательства // Креативные индустрии как фактор устойчивого развития региона: Сборник научных трудов. Под научной редакцией Н.Б. Грошевой, Н.В. Деренко. Иркутск, 2022. – c. 11-17.
38. Волобуева Т.Б. Опережающее повышение квалификации педагогов: эйджайли Скрам-методологии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2022. – № 4 (5). – c. 77-86.
39. Официальный сайт компании EduScrum. [Электронный ресурс]. URL: https://eduscrum.com.ru/about-eduscrum/ (дата обращения: 25.03.2023).
40. Толмачев Д.Е., Чукавина К.В., Игошина Е.Д. Технологические предприниматели российского происхождения: образование, география, отрасли // Журнал новой экономической ассоциации. – 2022. – № 1(53). – c. 231–240. – doi: 10.31737/2221-2264-2022-53-1-13.
41. Попов А.Н. Стартап-студия как перспективная модель развития инноваций в контексте венчурного рынка и корпоративных инноваций в России // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 80. – c. 256-281. – doi:.
42. Попов А. Н. Мировая практика организации корпоративных стартап-студий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 5. – c. 83–92. – doi: 10.25198/2077-7175-2020-5-83.
43. Официальный сайт Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина «Фабрика стартапов» появится в вузе. [Электронный ресурс]. URL: https://urfu.ru/ru/news/43632/ (дата обращения: 25.03.2023).
44. Цифровая платформа АО «Корпорация «МСП». МСП: Акселератор креативных индустрий. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/education/acceleration/msp-akselerator-kreativnykh-industriy (дата обращения: 25.03.2023).
45. Иванов Л.А. Создание технологических стартапов на базе научных исследований и разработок (интервью с исследователем и разработчиком, доктором физико-математических наук, профессором, серийным технологическим предпринимателем, генеральным директором «Sturtuplab“ Малкиным Поладом) // Нанотехнологии в строительстве: научный интернет-журнал. – 2019. – № 2. – c. 207-216.
46. Недзвецкий Н.С. Инновационный стартап как объект венчурного инвестирования: базовые и специфические характеристики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2017. – № 2А. – c. 124-137.
47. Дмитриева С.А. Роль имиджа корпораций в цифровую эпоху // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 3 (77). – c. 99-102.
48. Каргаполова Е.В., Прозорова М.И., Давыдова Ю.А. Стартапы как форма предпринимательской деятельности // Цитисэ. – 2021. – № 1(27). – c. 206-220.
49. Соколова Е. Стартапы в области культуры и искусства: как технологии помогают продвигать прекрасное. Https://startupjedi.vc/ru/content/startapy-v-oblasti-kultury-i-iskusstva-kak-tehnologii-pomogayut-prodvigat-prekrasnoe. [Электронный ресурс]. URL: https://startupjedi.vc/ru/content/startapy-v-oblasti-kultury-i-iskusstva-kak-tehnologii-pomogayut-prodvigat-prekrasnoe (дата обращения: 25.03.2023).
50. Официальный сайт сетевого издания «forbes.ru» «Как CultTech меняет нашу жизнь»: прямая трансляция. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-agenda/448691-kak-culttech-menaet-nasu-zizn-pramaa-translacia 07.2021 (дата обращения: 25.03.2023).
51. CultTech Lab Russia 2018: решение eVision для культурных институтов России. [Электронный ресурс]. URL: https://evision.tech/news/for-culttech (дата обращения: 10.03.2023).
52. Волкова А. Как начать свое дело в креативных индустриях – инсайты творческих предпринимателей. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/young/business-in-creative-industries/ (дата обращения: 25.03.2023).
53. Рудич К. Русские идут. 10 успешных мировых стартапов с русскими корнями. Официальный сайт издания «Секрет фирмы». [Электронный ресурс]. URL: https://secretmag.ru/technologies/russkie-idut-10-uspeshnykh-mirovykh-startapov-s-rossiiskimi-kornyami.htm (дата обращения: 25.03.2023).
54. Официальный сайт АНО «Платформа НТИ». [Электронный ресурс]. URL: https://platform.nti.work/materials (дата обращения: 01.03.2023).
55. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Креативные индустрии в международных, национальных рейтингах и исследовательских проектах // Инвестиции в России. – 2023. – № 1. – c. 20-34.
56. Насырова С. И. Экономика, ориентированная на человека: разработка дефиниции // Russian Journal of Economics and Law. – 2022. – № 2. – c. 258–274. – doi: http://dx.doi.org/10.21202/2782-2923.2022.2.258-274.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:22