Механизм саморегулирования в сфере потребительских услуг

Золоева Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Золоева Т.А. Механизм саморегулирования в сфере потребительских услуг // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 119-123.

Аннотация:
В настоящее время организации сферы потребительских услуг испытывают значительные трудности и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны различных институтов регулирования. По мнению автора, эта проблема может быть решена с помощью саморегулируемых организаций, в роли которых должны выступать уже существующие объединения предпринимателей России. В статье рассматривается механизм саморегулирования, его инфраструктура и условия развития.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, государственное участие, сфера потребительских услуг, механизм саморегулирования, варианты регулирования, инфраструктура саморегулирования



В современных условиях сферапотребительских услуг играет всебольшую роль в российской эко-номике. Данная сфера обеспечиваетудовлетворение основных потребнос-тей населения страны, а также слу-жит катализатором потребительскогоспроса на другие товары и услуги.Российские условия хозяйствованиясубъектов сферы потребительскихуслуг можно охарактеризовать каксреду, одним из основных свойствкоторой является ее неопределен-ность. В значительной степени данныйфакт обусловлен последствиями миро-вого экономического кризиса, которыйоказал существенное влияние как намировую экономику в целом, так и наотдельные национальные экономики.

Чем более интегрированной являлась отрасль национальной экономики в глобальные экономические процессы, тем более значимыми оказались последствия кризиса. Что касается сферы потребительских услуг, хотя она не является экспорто- или импортоориентированной отраслью, но очень тесно связана с уровнем экономических доходов населения. В связи с этим в настоящее время организации данной сферы испытывают значительные трудности и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны различных институтов регулирования, которые обеспечивают устойчивость экономического развития участников рынка путем использования инструментария регулирования.

Определение целей и задач развития механизма саморегулирования в сфере потребительских услуг ставит вопрос об источниках формирования саморегулируемых организаций.

В качестве таких источников, на наш взгляд, должны выступать уже существующие объединения предпринимателей Российской Федерации.

Факторы формирования механизма саморегулирования

Фактическое наличие в современной России значительного числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), объединяющих предпринимателей не только с целью защиты и лоббирования их интересов, но и с целью саморегулирования их деятельности, создает практическую основу для передачи саморегулируемым организациям (СРО), находящимся под контролем государства, и, причем, без ущерба для государства, тех функций государства, которые требуют более тонких и специфических механизмов регулирования конкретных видов деятельности на конкретных рынках.

В то же время выбор тех или иных вариантов регулирования сферы потребительских услуг сопряжен с рядом рисков. Факторы, которые могут повлиять на формирование механизма саморегулирования, приведены на рис. 1 (см. ниже).

Рис. 1. Факторы формирования механизма саморегулирования

Данные факторы способствуют развитию механизма саморегулирования в силу наличия у него определенных недостатков, заложенных в его природе [1]:

– требования, предъявляемые к членам СРО, как правило, достаточно серьезные и могут не распространяться на аутсайдеров рынка (за исключением специального регулирования через обязательное членство в СРО);

– создание дополнительных входных барьеров в отрасль (высокие членские взносы, заданный уровень страхования профессиональной или гражданской ответственности, высокий уровень взносов в компенсационные фонды и др.) может привести к повышению цен на товары/услуги членов СРО;

– велика вероятность авторитарности руководства и неформального подхода к контролю за деятельностью членов СРО;

– недоверие со стороны общества к способности бизнеса или профессиональных объединений самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил;

– возможное возникновение противоречия между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества.

Условия, обеспечивающие эффективность механизма саморегулирования

В целях снижения воздействия перечисленных выше негативных сторон механизма саморегулирования ряд экспертов выделяют условия, обеспечивающие его эффективность [2]:

– издержки, возникающие из-за провалов рынка, несут, преимущественно, фирмы, действующие на одном и том же рынке (экстерналии являются внутренними);

– фирмы осознают, что их будущее благополучие зависит не только от взаимоотношений с текущими потребителями и акционерами, но и от отношений с более широким коммьюнити;

– любые социально значимые цели четко определены правительством;

– ограничения на объединение фирм для целей саморегулирования отсутствуют;

– не существует ограничений на использование эффективных санкций в рамках саморегулирования;

– при применении схемы саморегулирования в значительном масштабе не возникает проблема безбилетника – нет большого числа фирм, которые могут пользоваться преимуществами от введения саморегулирования без участия в общих издержках;

– нет существенного расхождения во взглядах между потребителями и обществом в целом по поводу преодоления того или иного провала рынка;

– услуги не оказывают существенного воздействия на благосостояние индивидов;

– если потребительские услуги оказывают существенное воздействие на благосостояние индивидов, то:

– государство участвует в развитии саморегулирования;

– в органе саморегулирования участвуют представители всех основных заинтересованных сторон (stakeholders);

– процедуры и управление организацией саморегулирования является транспарентным;

– общество признает независимость организации саморегулирования.

Инфраструктура саморегулирования

В целях развития механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг необходимо обеспечить соответствующие внешние условия – «инфраструктуру» саморегулирования, под которой предлагается понимать нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение развития объединений организаций сферы потребительских услуг в целях преобразованиях их в полноценные саморегулируемые организации.

Схема развития инфраструктуры саморегулирования приведена на рис. 2 (см. ниже).

Важной составляющей развития инфраструктуры саморегулирования является реализация мероприятий по общему экономическому развитию той или иной территории [2], в числе которых:

– формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, что должно происходить не только в масштабе всей экономики, но и в масштабе отдельных секторов сферы потребительских услуг;

– стимулирование экономического роста на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

– поддержка формирования эффективных предприятий (что связано как с интеграционными процессами, так и с освобождением предприятий от «отягчающих» элементов их имущественных комплексов).

Рис. 2. Схема развития инфраструктуры саморегулирования

Заключение

Реализация данных мероприятий позволяет хотя бы частично сформировать эволюционные предпосылки развития саморегулирования, поскольку в большинстве случаев развитие многих экономических институтов в России в настоящее время осуществляется сверху вниз, без соответствующей подготовки самих субъектов рынка к их восприятию.

[3] Таким образом, концепция интенсификации развития механизмов саморегулирования сферы потребительских услуг в России предполагает:

– развитие инфраструктуры саморегулирования;

– поддержку объединений предпринимателей в части принятия ими ряда регулирующих функций;

– добровольность создания СРО, обусловленную спецификой данной сферы;

– устранение избыточного регулирования сферы потребительских услуг со стороны государственных органов;

– обеспечение устойчивого экономического развития социально-экономических систем государства в целом.

В настоящее время исследование вопросов, связанных с функционированием институтов регулирования, приобретает особую актуальность. В частности, дискуссионным остается вопрос о развитии механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг. Зарубежный опыт позволяет рассматривать данную проблему как решаемую путем эволюционного развития социально-экономических систем. Однако в российских условиях такой путь не является предпочтительным в силу значительного отставания данного сектора от сферы материального производства.


Источники:

1. Бочаров В.Е. Саморегулирование предпринимательской деятельности как механизм регулирования рыночных отношений // Первая межгосударственная конференция государств Содружества по инновационному сотрудничеству. – М., 2006.
2. Крючкова П.В. Развитие саморегулирования бизнеса и государственное вмешательство в экономику // Информационно-аналитический бюллетень Фонда «БЭА». – М.,2004. – 33 с.
3. Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков / А. Свинаренко и др. – М.: ГУ– ВШЭ, 2000. – 41 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:41:58