Сравнительный анализ потребительского опыта российских и немецких покупателей: кейс бренда Volkswagen
Аренков И.А.1, Салихова Я.Ю.2, Лизовская В.В.2, Салихов Р.Н.3, Худякова В.В.4
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
3 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Россия, Санкт-Петербург
4 ООО «Лента»
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447165
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена исследованию специфики формирования клиентского опыта на автомобильном рынке, включая изучение, оценку и сравнение клиентского опыта автомобильного бренда Volkswagen в Германии и России. Знание поведения покупателей автомобилей помогает понять, как покупают автомобили, эмоции на всех этапах потребительского пути, реакцию потребителей на покупку и процесс принятия решений. Кроме того, поведение потребителей и, следовательно, их опыт в разных странах отличаются из-за факторов, связанных с культурой, привычками и убеждениями. Чтобы поддерживать успех на международном рынке, автомобильной компании важно анализировать иностранных потребителей, поскольку их клиентский опыт отличается.
Новизна полученных результатов обусловлена сочетанием двух моделей: модели клиентского опыта, представленной от Cox Automotive, и подхода к оценке клиентского опыта Bokka. Данный подход лег в основу качественного исследования в форме полу-структурированного интервью, в котором приняли участие покупатели бренда Volkswagen из России и Германии.
Результаты исследования помогут компаниям из автомобильной отрасли разработать или улучшить свою стратегию клиентоориентированного мышления для разных рынков. Выводы, сделанные на основе глубинных интервью, дадут возможность компаниям в дальнейшем выстраивать выгодные отношения с клиентами, повышать лояльность и улучшать качество предоставляемых услуг.
Ключевые слова: потребительский опыт, клиентский путь, автомобильный рынок, сравнительный анализ, модель Bokka
JEL-классификация: D43, D91, L91
Введение
В последние десятилетия растет интерес к концепции потребительского опыта как со стороны исследователей, так и со стороны практиков. В реалиях современной экономики, когда на рынке представлено огромное разнообразие товаров и услуг на все случаи жизни, компаниям необходимо четко отличаться от конкурентов. Раньше, в эпоху массового потребления, люди были готовы тратить деньги, не задумываясь об обслуживании. В настоящее время рынок настолько конкурентен, что без интуитивно понятного продукта и качественного сервиса уже невозможно развивать бизнес.
С каждым годом процесс взаимодействия между компанией и покупателем становится все сложнее. Это вызвано увеличением точек контакта и необходимостью управлять клиентским опытом на всех этапах взаимодействия [1]. Кроме этого, компании сталкиваются с проблемами удержания клиентов в условиях усиления конкурентной борьбы. Важным становится поиск источников конкурентных преимуществ и выявления факторов, формирующих лояльность и удовлетворенность потребителей. В этой связи развитие и совершенствование опыта потребителей выступает одним из направлений, позволяющих компании сохранить своих клиентов [3, 7].
Процессы цифровизации и информационные технологии повлияли не только на производителей, но и на поведение клиентов на авторынке. К основным изменениям можно отнести следующие: рост популярности онлайн-инструментов и доступность информации, которая способствует более быстрому и легкому принятию решений, тем самым создавая более эффективный процесс покупки автомобиля. Традиционные схемы воронки продаж перестают работать и отражать реальные шаги и этапы клиента в процессе его покупательского пути [4]. Более того действующие игроки авторынка меняют свои бизнес-модели в зависимости от той ценности, которую они транслируют своей аудитории. Наблюдается тренд на персонализацию и развитие онлайн-продаж на авторынке, а также развитие транспортных экосистем [2].
Для автомобильной компании, чтобы быть конкурентоспособной и вести успешные продажи, важно учитывать, как ведут себя потребители, и какие факторы на них больше всего влияют. Для международных компаний такие исследования являются особенно актуальными, т.к. поведение потребителей на разных международных рынках может существенно отличаться под воздействием культурных факторов, а также привычек и убеждений.
Целью данной статьи является анализ различных теоретических подходов к управлению клиентским опытом. Далее они были использованы для изучения особенностей управления клиентским опытом на автомобильном рынке, а также сравнительного анализа и определения критических этапов в формировании характера клиентского опыта российских и немецких пользователей автомобильного бренда Volkswagen.
В качестве теоретической базы исследования использовались подходы, предложенные компаниями McKinsey, Gartner и Bokka [9, 11, 12]. Дизайн эмпирического исследования основывался на результатах отраслевого исследования компании Cox Automotive [10], в котором изучались ключевые изменения в поведении потребителей при покупке автомобилей. По результатам исследования были выявлены следующие изменения в поведении клиентов на автомобильном рынке: рост популярности онлайн-инструментов и более качественной информации, которые способствуют более быстрому и легкому принятию решений, тем самым создавая более эффективный процесс покупки автомобиля. Автомобильным компаниям необходимо смотреть на отношения и точки соприкосновения глазами клиента и стремиться к тому, чтобы взаимодействие со стороны клиента было как можно более комфортным.
Для изучения поведения клиентов и его движущих сил было проведено эмпирическое исследование. В качестве метода исследования было выбрано глубинного интервью, поскольку данный подход позволяет детально проследить весь процесс взаимодействия с клиентами при покупке автомобиля.
Авторами было проведено качественное исследование покупателей автомобиля Volkswagen в России и Германии в период с апреля 2021 по июнь 2021 г.
Далее, с использованием метода контент-анализа, по результатам интервью 14 респондентов из России и Германии были построены пирамиды клиентского опыта по модели Бокка. Сравнение клиентского пути российских и немецких покупателей позволило выявить основные различия в клиентском опыте потребителей двух стран.
Теоретическая база исследования
В качестве теоретической основы исследования использовались современные подходы к изучению клиентского опыта, были рассмотрены существующие стратегии и инструменты для управления клиентским опытом, включая подходы компаний McKinsey, Gartner и Bokka [9, 11, 12]. Отраслевое исследование компании Cox Automotive о ключевых изменениях в покупательском поведении потребителей было использовано в качестве основы для разработки плана эмпирического исследования [10].
Существует множество концепций клиентского опыта. Одними из первых, кто написал о возрастающей роли потребительского опыта, были Дж. Б. Пайн и Дж.Х. Гилмор. Они представляли впечатления и эмоции, как новый этап в развитии экономики, заменяющий предыдущие этапы - аграрную, промышленную экономику и экономику услуг, а также клиентский опыт как новое ценностное предложение [13].
Развивая взгляды Дж. Б. Пайна и Дж. Х. Гилмора, российские ученые О.У. Юлдашева, Фокина О.В. и др. также констатируют тот факт, что помимо впечатлений, опыт включает и знания индивида [6, 8].
Дж. Б. Пайн и Дж.Х. Гилмор рассматривают опыт в двух измерениях: участие потребителя (активное или пассивное) и отношения потребителя с событием, в котором он участвует (поглощение или погружение). Все впечатления относятся к одной из четырех областей, сформированных в этой системе координат. При этом, авторы указывают, что самые сильные впечатления охватывают все четыре области и концентрируются на пересечении осей.
Однако, подходы других авторов различаются с точки зрения количества компонентов опыта. Например, Дж. Б. Пайн и Дж. Х. Гилмор различают четыре компонента опыта: развлекательный, образовательный, эстетический и беглый [14]. Б. Шмитт выделяет уже пять типов компонент, таких как чувства, эмоции, мышление, действия и отношения, которые возникают в результате определения себя в качестве эталонной группы или культуры [17].
Опыт всегда субъективен и предполагает участие клиента на разных уровнях: эмоциональном, духовном, физическом, сенсорном, поведенческом, интеллектуальном, когнитивном, рациональном и социальном. Однако это не означает, что все уровни будут задействованы в клиентском опыте одновременно. Оценка опыта зависит от соотношения ожиданий потребителей и стимулов, полученных в разные моменты взаимодействия с компанией, так называемых точек контакта [14], а также элементов, находящихся под контролем компании и вне ее [15, 17]. По словам Дж. Б. Пайна и Дж. Х. Гилмора, чем больше элементов участвует в потребительском опыте, тем более эффективным и запоминающимся он может стать [13].
В статье 2017 г. «Клиентский опыт: новые возможности, новые аудитории, новые вызовы» [12] компании McKinsey предлагается пирамида измерения клиентского опыта.
Согласно McKinsey, для повышения удовлетворенности клиентов недостаточно анализировать только то, что происходит. На клиентский опыт оказывает существенное влияние 4 элемента: вдохновение, улучшение, инсайты и институциализация [12].
Другую модель «Пирамиды клиентского опыта» предложила компания Gartner [11]. Это новая методология предполагает оценку уровня взаимодействия между компанией и ее клиентами. Она позволяет понять, что сильнее всего влияет на потребительский опыт, а также разработать эффективные подходы к повышению лояльности клиентов. Пирамида состоит из нескольких уровней, каждый из которых (в восходящем направлении) характеризует все более эффективный способ достижения стабильных отношений компании с клиентами. Все зависит от того, прислушивается ли организация к потребителю, насколько она пытается понять и удовлетворить его потребности.
Пирамида клиентского опыта помогает определить наиболее эффективные формы взаимодействия с клиентом на основе определенных критериев: как работают инструменты управления клиентским опытом, сколько усилий требуется от клиента для понимания и освоения этих инструментов, эмоциональной составляющей и восприятия.
Чтобы не просто решить текущие проблемы клиента, а превзойти его ожидания, Gartner предлагает последовательно пройти пять ключевых этапов (уровней) взаимодействия. Эти пять уровней пирамиды могут служить своего рода шкалой для оценки уровня управления клиентским опытом и восприятия клиентом бренда поставщика на протяжении всего цикла, включая выбор и совершение покупки, использование продукта и готовность рекомендовать его другим потребителям [11].
Другой подход к измерению клиентского опыта был предложен Experience Agency Bokka [9]. Компания представляет пирамиду с 3 ключевыми областями для измерения: удовлетворяет потребности, легко и весело [9].
При покупке автомобиля очень важно оценивать все три критерия на каждом этапе пути потребителя. Таким образом, можно составить полное представление о впечатлениях клиента, понять, какие были приятные и отрицательные моменты в его покупательском опыте, а также выявить проблемы. Используя этот подход и изучая опыт клиентов, можно вносить изменения и улучшать определенные процессы в компании, что приведет к улучшению качества обслуживания клиентов в будущем.
Основная цель исследования - изучить, оценить и сравнить впечатления клиентов от конкретной автомобильной марки (Volkswagen) в Германии и России и определить факторы, которые имеют решающее значение в формировании потребительского опыта.
Основываясь на результатах обзора литературы, были поставлены следующие задачи:
1. На основе результатов глубинных интервью построить пирамиду клиентского опыта Bokka для российских и немецких потребителей.
2. Оценить качество обслуживания клиентов, используя подход Bokka.
3. Определить различия между опытом клиентов в России и в Германии.
Методология исследования
Для получения уникальной информации о клиентском опыте при покупке автомобиля, в качестве метода эмпирического исследования было выбрано качественное исследование. Было решено сосредоточиться на пользователях Volkswagen в России и Германии, чтобы иметь актуальные и сопоставимые данные для анализа.
Полу-структурированное интервью было выбрано в качестве метода эмпирического исследования, поскольку оно обеспечивает получение обширных и разносторонних данных. Этот метод помогает лучше понять поведение потребителей, а также эмоции и впечатления потребителей, которые покупатели испытывают на разных стадиях взаимодействия с компанией и брендом, что позволяет более полно раскрыть тему исследования.
Описание выборки
В качестве метода формирования выборки использовалась типологическая выборка, в которую были включены люди в возрасте от 25 до 45 лет, которые приобрели автомобиль Volkswagen в течение последних 12 месяцев.
Информантами являются как мужчины, так и женщины указанной возрастной категории. Всего было задействовано 14 респондентов : 5 из Германии и 9 из России, недавно купивших новые автомобиль марки Volkswagen. При проведении качественного исследования, согласно обоснованной теории А. Страусса и Дж. Корбина [5], точность результатов определяется не сколько количеством респондентов, сколько их осведомленностью в рамках исследуемой проблемы, а также развитием степени понимания изучаемого явления исследователями. Т.к. в задачи данного исследования входило не установление зависимостей и причинно-следственных связей, а глубокое изучение опыта покупателей автомобилей бренда Volkswagen, то 14 информантов, принявших участие в полуструктурированном интервью, оказалось достаточным для получения необходимых данных.
Структура интервью
Интервью состоит из 5 блоков, каждый из которых описывает опыт покупателя при покупке нового автомобиля Volkswagen.
Согласно подходу Bokka Experience Agency [9], чтобы измерить качество обслуживания клиентов, необходимо оценить 3 ключевые области: соответствие потребностям, легкость и удовольствие.
На основе этой модели вопросы для респондентов были сформулированы таким образом, чтобы в будущем можно было оценивать 3 критерия клиентского опыта.
Метод контент-анализа использовался для качественной обработки содержания всех интервью. Он был применен для того, чтобы выделить в качественных данных, описать и классифицировать полезные для результатов исследования слова, фразы и идеи.
Результаты исследования
На основе интервью 14 респондентов из России и Германии были построены пирамиды клиентского опыта по модели Бокка. В результате было проведено сравнение российских и немецких потребителей и выявлены основные различия в клиентском опыте потребителей двух стран (таблица 1).
Таблица 1. Пирамида Бокка (сравнение опыта российских и немецких потребителей) [1]
3. Весело
| |
Опыт российских
потребителей
|
Опыт немецких потребителей
|
1.
Смущение
(много информации), раздражительность 2. Недоверие, настороженность, положительные эмоции о Volkswagen (официальные дилеры) 3. Воодушевлен, состояние замешательства 4. «Не хватало терпения», расстроен 5. Радость владения новой машиной. Некоторые респонденты разочарованы, поскольку не были оправданы их ожидания. |
1.
Нет эмоций
2. «Счастлив как ребенок», смущение, «без эмоций, не видел креативной рекламы Volkswagen». 3. Позитивные чувства и хорошие эмоции, 4. Счастье, «машина, о которой я мечтал», нет эмоций – важно качество и цена, любопытство 5. «Я был очень счастлив за рулем машины с улыбкой на лице», |
2.
Легко
| |
1. Неудобный сайт
2. Плохо подготовлены менеджеры. Скрывают некоторые факты, из-за этого возникает недоверие. 3. Сложно принять решение по поводу дополнительно оборудования 4. Долгое ожидание после оформления и покупки 5. Менеджеры даже после покупки машины все равно вежливо общались и старались оперативно решать возникшие проблемы. |
1. Нет трудностей.
2. Сложно понять, что правда, а что специально говорят клиенту. Сложно выбрать из-аз большого количества информации. 3. Нет трудностей, консультанты во всем помогают 4. Покупка проходит легко, компетентные менеджеры. Долгая процедура получения автомобиля 5. «Мне очень понравилось общаться с Volkswagen. Проблемы: непонимание того, как работают какие-то функции или что означает та или иная кнопка, после покупки уже другое отношение. |
1. Удовлетворение
потребностей.
| |
1. Респонденты искали информацию
о марках автомобилей, но не получили достаточно информации.
2. Респонденты сравнивали разные автомобили и марки по характеристикам и ценам. Респонденты посетили автосалоны и прошли тест-драйв 3. Респонденты сделали свой выбор и решили, что Volkswagen - это то, что им нужно. Есть негативный опыт. 4. Респонденты заполнили все документы и получили автомобиль (не без трудностей). 5. По мнению некоторых респондентов, автомобиль оправдал все ожидания. Другие респонденты считают, машина не оправдала ожиданий |
1. Получил всю необходимую
информацию.
2. Респонденты посетили автосалоны и увидели, как автомобили выглядят в реальной жизни. Они сравнили разные марки автомобилей. 3. Респонденты указали необходимую информацию о выбранном автомобиле. Они поняли, что автомобиль Volkswagen соответствует ожиданиям и соотношению цена-качество, и решили его купить. 4. Респондент купил «надежный автомобиль». 5. Автомобиль оправдал все ожидания. |
Заключение
Сравнив потребительский опыт российских и немецких потребителей при покупке автомобиля Volkswagen, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, есть различия в действиях и переходах между этапами. Например, на первом этапе поиска информации у российских респондентов было больше вопросов и эмоций. У немецких потребителей не было никаких эмоций, они нашли всю необходимую информацию и перешли к следующему этапу. Немцы быстро приступили к рассмотрению и сравнению различных вариантов. В основном они смотрели в Интернете только обзоры, а затем сразу же отправлялись в автосалоны для уточнения дополнительной информации. Российские потребители более внимательно изучали всю информацию в интернет-источниках и только потом переходили к визиту в выставочный зал.
Во-вторых, следует отметить, что немецкий потребитель больше доверяет консультантам в автосалонах, чем российский. Кроме того, консультанты в Германии более технически подготовлены и более профессиональны, чего нельзя сказать (по мнению российских респондентов) о консультантах в России. Также российские респонденты заявили, что менеджеры пытались навязать им дополнительные опции к покупке. Среди респондентов из Германии таких случаев не наблюдалось.
Еще одно важное отличие в опыте - большее количество «моментов восторга» у немцев. Они гораздо более удовлетворены взаимодействием с компанией и автомобилями в целом («Мне очень понравилось общаться с Volkswagen. Это типичная немецкая компания, которая не может сделать ничего плохого»).
Также, важно отметить существенные различия в эмоциональной составляющей. Для немецких потребителей весь процесс взаимодействия с брендом обычно вызывал положительные эмоции, но их не так уж много на каждом этапе. Российские потребители проявили довольно большое количество отрицательных эмоций и недовольства.
Помимо различий, есть и схожие моменты в поведении потребителей в России и Германии. Например, как российские, так и немецкие респонденты отметили длительность процесса покупки. В больше степени это касается доставки автомобиля и, скорее всего, связано с последствиями covid. Кроме того, потребители как в России, так и в Германии не готовы перейти на полностью цифровой формат покупки автомобиля, так как отмечают важность консультации с менеджером, возможность тест-драйва и просмотра автомобиля вживую.
[1] Составлено авторами по результатам эмпирического исследования
Источники:
2. Бутковская Г. В., Ивлиев А. А. Маркетинговые технологии развития цифровых продуктов в автомобильной индустрии // E-Management. – 2021. – № 4(1). – c. 74-84. – doi: 10.26425/2658-3445-2021-4-1-74-84.
3. Лизовская В. В., Салихова Я. Ю., Халина Е. В. Исследование клиентского опыта в сфере цифровых банковских услуг на примере банковских карт // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2020. – № 2. – c. 130-141.
4. Мусатова Ж. Б., Скоробогатых И. И. Трансформация моделей потребительского поведения и управление клиентским опытом // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2017. – № 1-1. – c. 294–298.
5. Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 256 c.
6. Фокина О. В. Анализ феномена покупательский опыт // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2509-2520. – doi: 10.18334/ce.13.12.41523.
7. Юлдашева О. У., Шубаева В. Г., Горянская Е. Д. Влияние покупательского опыта в сетевом ритейле на удовлетворенность и лояльность потребителей // Маркетинг сотворчества и глобальные коммуникации доверия : Посвящается 90-летию СПбГЭУ и 30-летию кафедры маркетинга: Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2020. – c. 385-415.
8. Юлдашева О. У., Фокина О. В., Семенов Р. Маркетинг покупательского опыта: исследование феномена и подход к его оценке // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2017. – № 4(24). – c. 46-54.
9. Bokka The Important Metrics to Track in Your Customer Experience Program, Article (2019). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bokkagroup.com/home-builder-insights/articles/customer-experience-metrics-for-homebuilders (дата обращения: 20.04.2021).
10. Cox Automotive CAR BUYER JOURNEY RESEARCH (2019). [Электронный ресурс]. URL: https://www.coxautoinc.com/market-insights/2019-car-buyer-journey-study/ (дата обращения: 18.04.2021).
11. Gartner Says Customer Experience Pyramid Drives Loyalty, Satisfaction and Advocacy Article. Gartner (July 2018). [Электронный ресурс]. URL: https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2018-07-30-gartner-says-customer-experience-pyramid-drives-loyalty-satisfaction-and-advocacy (дата обращения: 15.04.2021).
12. Mc Kinsey Customer experience: New capabilities, new audiences, new opportunities (2017). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/customer%20experience/cx%20compendium%202017/customer-experience-compendium-july-2017.ashx (дата обращения: 23.04.2021).
13. Pine II B.J., Gilmore J.H. Welcome to the experience economy // Harvard Business Review. – 1998. – № 76 (4). – p. 97-105.
14. Gentile C. How to Sustain the Customer Experience: An Overview of Experience Components that Cocreate Value with the Customer // European Management Journal. – 2007. – № 25(5). – p. 395-410.
15. Lemon K. N., Verhoef P. C. Understanding Customer Experience Throughout the Customer Journey // Journal of Marketing. – 2016. – № 80. – p. 69–96.
16. Schmitt B. H. Experiential Marketing // Journal of Marketing Management. – 1999. – № 15. – p. 53-67.
17. Verhoef P.C. Customer Experience Creation: Determinants, Dynamics and Management Strategies // Journal of Retailing. – 2009. – № 1(85). – p. 31.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:40