Mechanism of Self-Regulation in the Sphere of Consumer Services
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9-2 / September, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Currently, organizations working in the sphere of consumer services are
experiencing considerable difficulties and need additional support from
the various regulatory institutions. According to the author, this problem can be solved with the help of self-regulatory organizations. This role should be performed by the existing business associations in Russia. The article examines the mechanism of self-regulation, its infrastructure and development conditions.
Keywords: sphere of consumer services, mechanism of self-regulation, regulation options, public participation, infrastructure of self-regulation
В современных условиях сферапотребительских услуг играет всебольшую роль в российской эко-номике. Данная сфера обеспечиваетудовлетворение основных потребнос-тей населения страны, а также слу-жит катализатором потребительскогоспроса на другие товары и услуги.Российские условия хозяйствованиясубъектов сферы потребительскихуслуг можно охарактеризовать каксреду, одним из основных свойствкоторой является ее неопределен-ность. В значительной степени данныйфакт обусловлен последствиями миро-вого экономического кризиса, которыйоказал существенное влияние как намировую экономику в целом, так и наотдельные национальные экономики.
Чем более интегрированной являлась отрасль национальной экономики в глобальные экономические процессы, тем более значимыми оказались последствия кризиса. Что касается сферы потребительских услуг, хотя она не является экспорто- или импортоориентированной отраслью, но очень тесно связана с уровнем экономических доходов населения. В связи с этим в настоящее время организации данной сферы испытывают значительные трудности и нуждаются в дополнительной поддержке со стороны различных институтов регулирования, которые обеспечивают устойчивость экономического развития участников рынка путем использования инструментария регулирования.
Определение целей и задач развития механизма саморегулирования в сфере потребительских услуг ставит вопрос об источниках формирования саморегулируемых организаций.
В качестве таких источников, на наш взгляд, должны выступать уже существующие объединения предпринимателей Российской Федерации.
Факторы формирования механизма саморегулирования
Фактическое наличие в современной России значительного числа некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций), объединяющих предпринимателей не только с целью защиты и лоббирования их интересов, но и с целью саморегулирования их деятельности, создает практическую основу для передачи саморегулируемым организациям (СРО), находящимся под контролем государства, и, причем, без ущерба для государства, тех функций государства, которые требуют более тонких и специфических механизмов регулирования конкретных видов деятельности на конкретных рынках.
В то же время выбор тех или иных вариантов регулирования сферы потребительских услуг сопряжен с рядом рисков. Факторы, которые могут повлиять на формирование механизма саморегулирования, приведены на рис. 1 (см. ниже).
Рис. 1. Факторы формирования механизма саморегулирования
Данные факторы способствуют развитию механизма саморегулирования в силу наличия у него определенных недостатков, заложенных в его природе [1]:
– требования, предъявляемые к членам СРО, как правило, достаточно серьезные и могут не распространяться на аутсайдеров рынка (за исключением специального регулирования через обязательное членство в СРО);
– создание дополнительных входных барьеров в отрасль (высокие членские взносы, заданный уровень страхования профессиональной или гражданской ответственности, высокий уровень взносов в компенсационные фонды и др.) может привести к повышению цен на товары/услуги членов СРО;
– велика вероятность авторитарности руководства и неформального подхода к контролю за деятельностью членов СРО;
– недоверие со стороны общества к способности бизнеса или профессиональных объединений самостоятельно обеспечить регулирование определенной сферы и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил;
– возможное возникновение противоречия между задачей защитить интересы собственных членов и бизнеса в целом и необходимостью действовать в интересах всего общества.
Условия, обеспечивающие эффективность механизма саморегулирования
В целях снижения воздействия перечисленных выше негативных сторон механизма саморегулирования ряд экспертов выделяют условия, обеспечивающие его эффективность [2]:
– издержки, возникающие из-за провалов рынка, несут, преимущественно, фирмы, действующие на одном и том же рынке (экстерналии являются внутренними);
– фирмы осознают, что их будущее благополучие зависит не только от взаимоотношений с текущими потребителями и акционерами, но и от отношений с более широким коммьюнити;
– любые социально значимые цели четко определены правительством;
– ограничения на объединение фирм для целей саморегулирования отсутствуют;
– не существует ограничений на использование эффективных санкций в рамках саморегулирования;
– при применении схемы саморегулирования в значительном масштабе не возникает проблема безбилетника – нет большого числа фирм, которые могут пользоваться преимуществами от введения саморегулирования без участия в общих издержках;
– нет существенного расхождения во взглядах между потребителями и обществом в целом по поводу преодоления того или иного провала рынка;
– услуги не оказывают существенного воздействия на благосостояние индивидов;
– если потребительские услуги оказывают существенное воздействие на благосостояние индивидов, то:
– государство участвует в развитии саморегулирования;
– в органе саморегулирования участвуют представители всех основных заинтересованных сторон (stakeholders);
– процедуры и управление организацией саморегулирования является транспарентным;
– общество признает независимость организации саморегулирования.
Инфраструктура саморегулирования
В целях развития механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг необходимо обеспечить соответствующие внешние условия – «инфраструктуру» саморегулирования, под которой предлагается понимать нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение развития объединений организаций сферы потребительских услуг в целях преобразованиях их в полноценные саморегулируемые организации.
Схема развития инфраструктуры саморегулирования приведена на рис. 2 (см. ниже).
Важной составляющей развития инфраструктуры саморегулирования является реализация мероприятий по общему экономическому развитию той или иной территории [2], в числе которых:
– формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, что должно происходить не только в масштабе всей экономики, но и в масштабе отдельных секторов сферы потребительских услуг;
– стимулирование экономического роста на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
– поддержка формирования эффективных предприятий (что связано как с интеграционными процессами, так и с освобождением предприятий от «отягчающих» элементов их имущественных комплексов).
Рис. 2. Схема развития инфраструктуры саморегулирования
Заключение
Реализация данных мероприятий позволяет хотя бы частично сформировать эволюционные предпосылки развития саморегулирования, поскольку в большинстве случаев развитие многих экономических институтов в России в настоящее время осуществляется сверху вниз, без соответствующей подготовки самих субъектов рынка к их восприятию.
[3] Таким образом, концепция интенсификации развития механизмов саморегулирования сферы потребительских услуг в России предполагает:
– развитие инфраструктуры саморегулирования;
– поддержку объединений предпринимателей в части принятия ими ряда регулирующих функций;
– добровольность создания СРО, обусловленную спецификой данной сферы;
– устранение избыточного регулирования сферы потребительских услуг со стороны государственных органов;
– обеспечение устойчивого экономического развития социально-экономических систем государства в целом.
В настоящее время исследование вопросов, связанных с функционированием институтов регулирования, приобретает особую актуальность. В частности, дискуссионным остается вопрос о развитии механизмов саморегулирования в сфере потребительских услуг. Зарубежный опыт позволяет рассматривать данную проблему как решаемую путем эволюционного развития социально-экономических систем. Однако в российских условиях такой путь не является предпочтительным в силу значительного отставания данного сектора от сферы материального производства.
Страница обновлена: 27.04.2025 в 06:37:28