Особенности включения санаторно-курортной сферы в рыночные отношения

Лимонов В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лимонов В.И. Особенности включения санаторно-курортной сферы в рыночные отношения // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 145-148.

Аннотация:
В статье исследуются особенности включения санаторно-курортной сферы в рыночные отношения. На основе классификации санаторно-курортных услуг как экономических благ выделены отдельные сектора санаторно-курортной сферы, определены границы действия государственного и рыночного регулирования с целью разумного сочетания двух подсистем санаторно-курортных услуг: гарантированной бесплатной и платной.

Ключевые слова: государственное регулирование, рыночное регулирование, общественные услуги, частные услуги, смешанные услуги, особенность санаторно-курортного рынка



Обосновать особенности включения санаторно-курортной сферы (СКС) в рыночные отношения и определить границы действия государственного и рыночного регулирования можно, используя теорию общественных благ. Именно эта теория является методологической основой разработки санаторно-курортной политики в условиях переходного общества, разграничения полномочий по уровням власти и управления, формам собственности и т.д.

Структура санаторно-курортной сферы может быть рассмотрена как структура сферы услуг (благ). То есть услуги СКС можно подразделить:

– на общественные услуги;

– частные услуги;

– смешанные услуги.

Санаторно-курортные услуги

Общественные услуги имеют следующие свойства:

– неделимость и неизбираемость, совместный характер потребления;

– невозможность исключения из потребления (неисключаемость) и возможность потреблять блага, не оплачивая их;

– отсутствие конкурентности и перегружаемости (уменьшения потребления с появлением новых лиц);

– значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ (в масштабах всего общества).

Частные услуги обладают альтернативными свойствами:

– индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

– исключаемость;

– конкурентность.

В силу отмеченных свойств частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения. Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной рыночной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма здесь являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения. Условием потребления этой услуги является возмещение ее стоимости самим потребителем.

Большая часть санаторно-курортных услуг (СКУ) носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. Смешанные услуги обладают различной степенью исключаемости и конкурентности в потреблении.

Структура санаторно-курортной сферы

На основе классификации санаторно-курортных услуг как экономических благ в структуре СКС можно выделить следующие секторы.

1. Неорганизованный сектор, не требующий для своего функционирования специализированных экономических ресурсов и профессиональной санаторно-курортной деятельности, функционирующий благодаря самоорганизации потребителей курортных факторов. Следовательно, он не входит в сферу действия экономических отношений и не является частью рынка.

2. Государственный сектор, где производятся общественные и социально значимые блага, обеспечивающие систему государственных минимальных социальных стандартов. Большая часть экономических ресурсов поступает в него за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных государственных фондов. Этот сектор, преимущественно нерыночного регулирования, включает наиболее важные с точки зрения государства санаторно-курортные потребности, недостаточно обеспечиваемые платежеспособным спросом населения.

3. Смешанный сектор, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги и услуги ограниченного доступа. Это сектор ограниченно рыночных отношений, включающий виды санаторно-курортной деятельности, осуществление которых происходит в определенной степени за счет средств населения.

4. Частный (рыночный) сектор, где производятся частные блага на коммерческой основе, где здравницы работают ради извлечения прибыли. Сектор, в обороте которого находятся исключительно (или преимущественно) платные услуги и товары.

Следует отметить, что пятнадцатилетний период развития рыночных отношений в России показывает подвижность границ между этими секторами санаторно-курортной сферы и соответствующие изменения его структуры.

Два сегмента в санаторно-курортной сфере

В зависимости от экономической природы различных видов санаторно-курортных услуг соотношение рыночных и нерыночных начал является различным в различных сегментах СКС. Наряду с сегментами, где может действовать рынок свободной конкуренции, существуют сегменты, где СКУ являются объектом жесткого государственного регулирования. Существуют услуги, которые не могут быть включены в сферу рыночных отношений и являются частью общественного сектора экономики.

В связи с этим на рынке санаторно-курортных услуг происходит одновременное обращение разных услуг:

– гарантирующих обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

– обеспечивающих реализацию социальной помощи населению, услуг социального страхования, платных услуг.

Существуют три типа потребителей, образующих соответствующие рынки:

1) индивидуальные потребители;

2) потребители – организации и предприятия;

3) потребители – органы государственного и регионального управления.

Экономические свойства санаторно-курортных услуг (цена, прибыль, рентабельность) в СКС носят подчиненный характер по отношению к их общественной значимости. Здесь приоритет отдан не стоимостным, а социальным показателям;

Коммерческие здравницы стремятся (и способны) охватить лишь наиболее эффективные сегменты санаторно-курортного рынка. Они ориентируются на платежеспособный спрос населения и формируют эффективный с коммерческой точки зрения ассортимент услуг. Поэтому неизбежна ограниченность рыночного регулирования СКС. Кроме того, существует необходимость определения допустимых границ рыночного регулирования в различных секторах санаторно-курортной сферы.

Одной из важнейших особенностей СКС является необходимость сочетания рыночных механизмов саморегуляции с развитой системой государственного воздействия. Лишь государство способно учитывать все социальные потребности общества в целом, обеспечивать необходимую пропорциональность санаторно-курортной сферы, не допускать перекосов в ее развитии. Лишь государство может обеспечить единство и взаимосвязь социальной и экономической политики, вписать санаторно-курортную политику в структурную, инвестиционную и др.

В условиях рыночной экономики следует учитывать интересы общества и отдельного человека в получении качественных санаторно-курортных услуг. То есть санаторно-курортный комплекс должен строить свои отношения с обществом и отдельными гражданами таким образом, чтобы в обмен на оказываемые им услуги по обеспечению их функциональной жизнеспособности получать возможность окупить свои затраты и расширенно воспроизводить свою деятельность. Последнее соответствует интересам развития и санаторно-курортного комплекса и общества, и каждого его члена.

Регулирование отрасли

Сейчас для всех очевидна необходимость разумного сочетания двух подсистем санаторно-курортных услуг: гарантированной бесплатной и платной. Кроме того, существует проблема оптимизации управляющего воздействия в части его распределения на отраслевой и территориальные уровни.

Решение названных задач предполагает достаточно жесткое государственное регулирование системы, ориентированной на оказание санаторно-курортных услуг. В первую очередь, через правовой и финансовый контроль за деятельностью здравниц.

Но контроль – это только часть усилий по государственному регулированию.

Не менее важно обеспечить финансирование гарантированного объема санаторно-курортной помощи и оградить население от некачественных СКУ.

Государство должно играть особую роль в организации санаторно-курортной сферы. Оно должно определять важнейшие приоритеты развития СКС, вырабатывать социальные нормативы, социальные программы. Государство разрабатывает законодательную базу и создает правовую среду для оказания санаторно-курортных услуг.

В целом в России в настоящее время преобладает тенденция коммерческого варианта развития санаторно-курортных услуг в ущерб решению социальных задач. Санаторно-курортный рынок порой принимает искаженные, антисоциальные формы. При этом большая часть российского населения не является достаточно платежеспособной для того, чтобы пользоваться этими услугами, что исключает наименее социально защищенных граждан из этой сферы. Поэтому актуальным вопросом остается разработка более адекватного современным условиям механизма функционирования данной сферы, способного обеспечить преодоление неравенства в доступе к СКУ определенных социальных групп, прежде всего, слабо защищенных.


Источники:

1. Ветитнев A.M. Реформирование санаторно-курортного комплекса: направления и перспективы // Курортные ведомости. – 2001. – № 5. – С. 5–7.
2. Лимонов В.И. Проблемы развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в период рыночных преобразований // Экономика здравоохранения. – 2006. – № 3–4. – С. 41–46
3. Мысляева И., Нелюбин В., Ракитский Б. Санаторно-курортный комплекс России на пути реформирования // Вопросы экономики. – 1995. – № 9. – С. 34–39.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:26:46