К вопросу о соотношении понятий «креативная экономика», «инновационная экономика» и «экономика знаний»
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 27
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (30), Июнь 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858127
Цитирований: 27 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Широко распространенное понятие «инновационная экономика» оказывается недостаточным для характеристики всего спектра креативных продуктов и услуг, включенных в экономические отношения производителей и потребителей новых идей. В данной статье представлен анализ понятия экономики творчества через его соотнесение с другими понятиями, описывающими «новую экономику», а также указаны основные показатели развития экономики творчества.
Ключевые слова: инновационная экономика, креативная экономика, термин, экономика знаний, экономика творчества
Широкораспространенное понятие «инновационная экономика» оказывается недостаточным для характеристики всего спектра креативных продуктов и услуг, включенных в экономические отношения производителей и потребителей новых идей. Относительно недавно появившееся понятие «экономика творчества», или «креативная экономика», т.е. экономика, основанная на творчестве, отражает экономическую роль творчества не только в научно-технологической сфере, но и в сферах рекламного, выставочно-развлекательного, арт-бизнеса и др. В данной статье представлен анализ понятия экономики творчества через его соотнесение с другими понятиями, характеризующими «новую экономику», а также указаны основные показатели развития экономики творчества.
Экономику творчества можно определить как сектор национальной и мировой экономики, в котором производятся, распространяются и потребляются продукты и услуги, связанные с творческой деятельностью (продуцированием и разработкой новых и потенциально значимых, полезных идей). При таком понимании к экономике творчества можно отнести рынки продуктов НИР и НИОКР (R&D), кинобизнес, книготорговлю, медиарынки, музыкальный и арт-бизнес, рынки видеоигр, рекламных и дизайнерских услуг и продуктов др. Во всех этих сферах требуется вовлечение креативных способностей, которые и являются источником дохода получаемого от торговли этими продуктами и услугами. В сферах экономики творчества осуществляется генерация и разработка новых идей, а также распространение полученных на их основе продуктов и услуг.
С одной стороны креативная экономика может рассматриваться как компонент инновационной экономики. Но традиционное понимание инновационной экономики концентрируется преимущественно на научно-технологических разработках и их реализации и не охватывает многие сферы экономики творчества. К творческому сектору экономики, помимо деятельности в сфере научно-технологических разработок, может быть отнесены и многие другие виды деятельности, в результате которых создаются новые продукты и услуги, представляемые на рынок и оказывающиеся объектами торговых отношений («креативные продукты и услуги» – от англ. creative products and services) [1]. Соотношение терминов «креативная экономика» и «инновационная экономика» в литературе пока окончательно не раскрыто.
По аналогичной причине до сих пор нет консенсуса, является ли экономика творчества частью экономики знаний (экономики, основанной на знаниях). С одной стороны, творческие идеи часто ассоциируются со знанием и лежат в основе интеллектуального капитала. С другой стороны в литературе нередко встречаются тезисы, в которых творчество и знания разделяются, например, очевидный тезис: «творчество и знания являются основой развития современной экономики».
Очевидным отражением таких трудностей (не только терминологических, но и концептуальных) является параллельное использование понятий «инновационная экономика», «экономика знаний» и «креативная экономика», причем часто эти понятия употребляются как синонимичные при характеристике «новой экономики».
Понятие «экономика творчества» по сути объединяет все экономические сферы, в которых осуществляется разработка креативных продуктов и услуг, включая и сферу научно-технологических разработок и их коммерциализации, на чем делается акцент при использовании понятия «инновационная экономика». Отметим, что инновационная деятельность компании может быть результатом не только тех идей и изобретений, которые продуцированы сотрудниками этой же компании («внутренних»), но и базироваться на «внешних» (заимствованных) идеях (например, приобретенных патентах). Но в любом случае, инновационная экономика строится на знаниях - «внутренних» или «внешних» для организации, включенной в инновационную деятельность, т.е. в процесс превращения новых идей в форму приемлемую для производства и рынка.
Организационные знания есть совокупность убеждений, умений и навыков, которыми владеют сотрудники организации и которые используются ими в разработке решений. Инновационная экономика в ее привычном понимании строится на знаниях:
а) формализованных (представленных в виде инструкций, методик, технологий, схем и т.д.);
б) защищенных законами об интеллектуальной собственности;
в) выработанных, как правило, точными и естественными науками, а также в сфере инновационного менеджмента.
Однако любая сознательная деятельность человека, не только экономическая, построена на знаниях. Таким образом, понятие экономики знаний становится очень широким и малоконкретным. Следовательно, выделяя особенности «новой экономики» нужно говорить о производстве новых знаний как ее фундаменте. И здесь вполне логичным становится переход к понятию экономики творчества – экономики, основанной на производстве новых знаний.
Экономика творчества охватывает виды деятельности по созданию товаров и услуг, ориентированных на рынок и способствующих созданию рабочих мест и получению экономических выгод (богатства) посредством использования креативных способностей. Но креативные способности становятся экономическим ресурсом, если они выражаются в идеях, которые превращаются в продукт, востребованный рынком, или в идеях, которые будут способствовать продвижению существующего продукта, повышать конкурентоспособность, улучшать качество и т.д. Другими словами, «сырые» идеи преобразовываются в знания и включаются в парадигму индивидуального, организационного или социального поведения, расширяя и изменяя тем самым наличествующие знания [2]. Еще одним условием превращения знания в продукт является его правовая защищенность (патентым законодательством, законами о защите авторских прав и др.).
При таком понимании экономика творчества представляется сферами видов деятельности, имеющих в качестве главного фактора творческий потенциал и интеллектуальный капитал. К ним, в частности, относятся: реклама, архитектура и дизайн, кинопроизводство, книгоиздательство, концертно-развлекательный бизнес, производство программного обеспечения, телевидение, радио и другие СМИ, создание видео- и компьютерных игр, НИОКР, индустрия моды и др. По оценкам, «творческий класс» США на начало 2000-х гг. обеспечивал более 30% рабочих мест (более чем вся сфера промышленного производства) и свыше половины заработной платы всех работающих в США (около 2 трлн. долларов) [3].
В качестве обобщения, представим соотношение экономики знаний, экономики творчества и инновационной экономики в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение экономики знаний, экономики творчества и инновационной экономики
Как следует из схемы, инновационная экономика не является «вложенной» в экономику творчества, поэтому вполне оправданным можно считать сравнительно недавнее появление термина «креативно-инновационная экономика», который характеризует два важных и «пересекающихся» экономических сектора. Конкретизация этой общей схемы может быть сделана на основе дальнейшей классификации главных сфер креативно-инновационной экономики. Например, в литературе можно встретить термин «экономика впечатлений», объединяющий ряд сфер креативной экономики (туризм, ресторанный бизнес, музейный и выставочный бизнес и др.) [4].
Анализ масштабов и динамики творческого сектора экономики может осуществляться на основе традиционных экономических показателей: доля ВВП (вклад экономики творчества в ВВП), занятость и заработная плата в креативном секторе, объем продаж (в т.ч. экспорт и импорт), концентрация бизнеса в этом секторе, территориальное распределение (творчески-инновационные кластеры) и др. Однако достаточно очевидны и трудности подобного анализа: занятость в творческом секторе может формально не учитываться; сложно учитывать добавленную стоимость креативных продуктов (стоимость материалов на их создание может быть ничтожно мала, а цена продажи – весьма велика); в системах национальной статистики учитываются далеко не все сферы, относящиеся к экономике творчества (например, индустрия компьютерных игр отдельно не отражается в статистике многих стран); в торговле в основном учитываются материалы, а не «творческие» продукты (например, алмазы, но не украшения; компакт-диски, но не их содержание).
Безусловно, результаты анализа экономики творчества будут существенно зависеть от того, какие сферы экономической деятельности при этом учитываются. Но как бы не определялась экономика творчества и какие бы сферы деятельности к ней не относились, вполне очевидно, что этот сектор экономики растет очень быстро. Современные исследования оценивают ежегодный рост творческого сектора экономики в 8,8% в среднем за последние 10 лет (что почти в 2 раза превышает средний рост мирового ВВП) [4].
Исследования экономики творчества по методологии WIPO (Международная организация интеллектуальной собственности), основанной на учете видов деятельности, связанных с созданием продукции, защищенной авторским правом, демонстрируют следующие результаты (см. табл. 1) [5].
Таблица 1
Показатели творческого сектора экономики некоторых стран (2006 г.)
Страна
|
Вклад в ВВП, %
|
Занятость в творческом секторе, %
|
США
|
11,12
|
8,49
|
Сингапур
|
5,70
|
5,8
|
Канада
|
4,50
|
5,55
|
Латвия
|
4,00
|
4,50
|
Венгрия
|
6,67
|
7,10
|
Филиппины
|
4,92
|
11,10
|
Россия
|
6,06
|
7,30
|
Мексика
|
4,77
|
11,01
|
Хорватия
|
4,42
|
4,23
|
Леван
|
4,75
|
4,49
|
Болгария
|
3,42
|
4,31
|
Креативный сектор является одним из самых быстро развивающихся в мировой экономике в целом и торговле в частности. Темпы роста мирового экспорта всех услуг составили за 2000-2005 гг. в среднем 12%, а темпы роста экспорта многих креативных услуг были существенно выше, например, 22% – реклама и 19% – архитектурные и дизайнерские услуги. В абсолютных значениях здесь подавляющее доминирование у развитых стран и ряда развивающихся, в первую очередь – Китая. Но большинство развивающихся стран заметно отстает в мобилизации своего творческого потенциала. Например, на страны Африки приходится менее 1% мирового экспорта креативных продуктов, хотя относительный рост наблюдается примерно на том же уровне, что и в развитых странах мира. Экспорт креативных товаров и услуг из развивающихся стран вырос с 29 (1996) до 41% (2005), причем на долю Китая приходится 19%. Доля развитых стран – 58%, стран с переходной экономикой – 1%. Если отдельно рассматривать экспорт креативных услуг, то развитые страны обеспечивают 82%, развивающиеся – 11%, страны с переходной экономикой – 7%. Доля развитых стран в экспорте товаров в секторе музыки и аудио-видео продукции – 90%, книгоиздательства – 80%, дизайна – 50%. В странах с переходной экономикой абсолютным лидером в экспорте данных категорий товаров является Россия. Если рассматривать экспорт всех креативных продуктов в целом, Россия здесь также является лидером среди стран с переходной экономикой (52,2% от экспорта соответствующих продуктов всех стран с переходной экономикой, что однако составляет всего 0,49% соответствующего мирового экспорта). Наша страна является и основным импортером креативных продуктов в этой группе стран (44,82% и 0,76% соответственно).
Конечно, творчество не является чем-то совершенно новым для экономики. Так или иначе продукты творческой деятельности издавна выступали предметом экономических отношений. Книги писались и продавались, фильмы снимались и передавались на определенных условиях прокатчикам и т.д., но такого заметного вклада в «общую экономику» креативная до недавнего времени не давала. Экономика творчества стала ведущим компонентом торговли и экономического роста развитых стран, а также полем, на котором происходит их взаимодействие и интеграция, и становится все более важным фактором развития стран с переходной экономикой, в т.ч. России.
Источники:
2. Дубина И.Н. Управление творчеством персонала в условиях инновационной экономики: монография / И.Н. Дубина – М. : Academia, 2009.
3. Florida, R. The Rise of Creative Class. – N.-Y : Basic Books, 2002.
4. Петренко Е.С. Экономика впечатлений выведет рестораны из кризиса / Е.С. Петренко // Креативная экономика. – 2009. – №3. – С. 132-138.
5. National Studies on Assessing the Economic Contribution of the Copyright-Based Industries // Creative Industries Series. No. 1. Geneva: WIPO, 2006.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:20:45