Новые точки притяжения российских туристов в современных условиях

Альмухамедова О.А.1, Ханина А.В.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Альмухамедова О.А., Ханина А.В. Новые точки притяжения российских туристов в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 11. – С. 3037-3052. – doi: 10.18334/epp.12.11.116550.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49880595
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Обстоятельства, в которых оказалась Россия в 2022 году, оказали сильное влияние на туристский рынок. Мировые события, которые начались в 2020 году с пандемии и продолжающиеся по настоящее время, значительно переориентировали туризм. Большое число туристов пересмотрело приоритеты в пользу внутреннего туризма. Как показало исследование, все большую популярность набирают города Северо-Кавказского федерального округа, что связано с наличием обширной санаторно-курортной базы и концентрацией туристов на восстановлении здоровья, в которых относительно недорогая цена на проживание, а экскурсионное обслуживание в этих городах делают их все более привлекательными. Авторами отмечаются предложения, связанные с усилением новых точек притяжения туристов в российские регионы посредством реновации номерного фонда, формирования безбарьерной среды для туристов с ограниченными возможностями здоровья, а также включением иммерсивных мероприятий в экскурсионные программы.

Ключевые слова: Туризм, туристический поток, впечатления, регионы России, Северо-Кавказский федеральный округ, внутренний туризм, въездной туризм

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Важность и необходимость развития туризма в стране не вызывает сомнений ни в одном мировом государстве. Помимо возможностей увидеть интересные места, восстановить силы и поправить здоровье, развитие туризма и туристской инфраструктуры дает возможность сформировать новые рабочие места, приносить дополнительный доход в бюджет и развивать местную культуру. Мировые события, произошедшие сначала в 2020, а потом в 2022 году кардинально переориентировали туризм. Начиная с марта 2020 границы России почти все время остаются закрытыми, что дает возможность говорить об активизации внутреннего туризма.

Высокая степень дифференциации туристско-рекреационного потенциала территории России, разная степень удаленности регионов от центров притяжения туристов и основных территорий-поставщиков туристов, в том числе отличие финансовых и организационных возможностей для развития туризма дают предпосылки для поиска механизмов и инструментов для дальнейшего эффективного развития туристской деятельности регионов.

Актуальность работы обуславливается поиском новых «точек роста» в рамках межрегионального взаимодействия в сфере туризма – регионам необходимо объединять свои усилия для привлечения и удержания путешествующих граждан РФ и иностранных граждан на своих территориях, для формирования конкурентоспособных туристских продуктов, отвечающих запросам и потребностям современных туристов.

Изученность проблемы. Направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма, которые относятся и к сфере частного предпринимательства и к компаниям с государственным участием, отмечала в своей работе И.Л.Полякова [7]. Процессы адаптации к новым реалиям и возможностям для развития туристской сферы проанализировала в исследовании Д.Д. Макарова [5], потенциал российского агротуризма был изучен С.Н.Семенковой и Д.А.Саранчиным [12]. Авторы считают, что агротуризм способен привлечь дополнительное число туристов, стать значительным источником прибыли для людей, проживающих в сельской местности и сферой бизнеса для агро-предпринимателей.

Цель исследования заключается в изучении потенциала российских территорий для принятия внутренних туристов, а также в поиске «новых точек притяжения» российских туристов после пандемии COVID-19 и в свете текущих обстоятельств.

В ходе проведения исследования авторами была выдвинута гипотеза о том, что пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в процессы поиска мест для отдыха. Во-первых, многие туристы переориентировались на внутренний туризм из-за длительных ограничений, сложностей с выездом в конкретную страну. Во-вторых, пандемия оказала значительное влияние на здоровье граждан, и при выборе места отдыха все больше людей ориентируются на наличие оздоровительных и лечебных процедур.

К тому же, введение антироссийских санкций в начале 2022 года и тех ограничений, которые они за собой повлекли, не могли не оказать влияния на развитие туриндустрии в России.

При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод.

Научная новизна заключается в авторском выводе о переориентации российской туриндустрии на внутренний туризм, в том числе возрождение российских лечебно-оздоровительных баз отдыха и санаториев, а также некоторых предложениях о мерах, необходимых для их популяризации в целом.

1. Анализ текущей ситуации на рынке туриндустрии в России

Анализ современного состояния исследований в области межрегионального взаимодействия показал, что отдельные направления обеспечения развития внутреннего и въездного туризма на основе межрегионального взаимодействия, являются недостаточно изученными и раскрытыми.

За прошедшие два года в России наблюдается активное перераспределение и деформация туристских потоков, которые происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Такие изменения диктуют необходимость применять новые стратегические действия для всех участников сферы туризма. Если говорить об отрасли туризма с точки зрения классического жизненного цикла, то туризм находится на этапе роста своего развития, а значит, существует большое количество разных вариантов для ее продвижения и развития.

Одним из таких вариантов стало сотрудничество представителей туриндустрии и Федерального агентства по туризму при реализации программы «Туристский кешбэк». В 2022 году этой программой воспользовались 2,4 млн. туристов на общую сумму услуг в 44 млрд. руб., средняя стоимость туристской услуги на человека составила 18 400 руб.

Еще одной важной мерой поддержки турбизнеса стало льготное кредитование и 0% НДС для гостиниц и средств размещения до 30 июня 2027 года. Ставки по кредитам для строительства новой гостиницы составляют от 3% до 5% и выдаются на срок до 15 лет. Для того чтобы воспользоваться таким условием, у предприятия не должно быть долгов по зарплатам и любых налоговых задолженностей. При этом средствами размещения должны быть соблюдены требования к площади (не менее 5 мыс. кв. м) и номерному фонду (не менее 120 номеров).

После ухода с российского рынка онлайн-платформ Booking.com произошла переориентация на российские сервисы Яндекс.Путешествия, Ostrovok и другие. Стоит отметить, что в настоящее время отельеры не выбрали для себя оптимальную цифровую среду и тестируют различные варианты, посредством которых будет происходить онлайн-бронирование.

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» было выделено грантов на сумму 3,5 млрд. руб. в 2022 году, а Ростуризмом отобрано 48 регионов для с целью грантовой поддержки на 2023 год на сумму более 5 млрд. руб. На полученные средства регионы должны обустроить пляжные зоны, развивать национальные туристические маршруты, строить кемпинги, приобретать туристическое оборудование и совершенствовать туристическую среду [9].

Рис. 1. Распределение грантовых средств по направлениям деятельности в 2023 г. [13]

За время реализации грантов Федерального агентства по туризму расширилось число чартерных перелетов по России, в том числе в Тюмень, Казань, Карелию, озеро Байкал, Сахалин, Алтайский край, Дагестан, Чечню и Камчатку. Это только подтверждает активную позицию государства по развитию сферы туризма и доступности регионов России.

Помимо развития авиасообщения между российскими регионами наблюдается тенденция по использованию средств размещения не только как объект размещения, но и как площадку для проведения интерактивных мероприятий (иммерсивных мероприятий).

Иммерсивное шоу представляет собой новый вид театрального искусства, который предполагает полное погружение и общение с залом в процессе игры. Площадкой для иммерсивного мероприятия может стать как театральная сцена, так и целый город.

Так, например, в июле 2022 года в поселке Песоченка городского округа Чехов состоялся иммерсивный фестиваль «Гуляй-город», посетивший более 50 тыс. человек и посвященный 450-летию Молодинской битвы - одного из величайших сражений в истории.

Небольшие города России также становятся местами проведения выездных мероприятий, формируя активную привлекательность региона.

Дагестан провел I фестиваль иммерсивных спектаклей «Погружение», в постановке приняли участие профессиональные артисты дагестанских театров, а также дети с особыми потребностями и их родители [2].

В Кисловодске появилась необычная экскурсия с использованием наушников «Тревел-квест». Прогулка начинается от памятника Дзержинского. Маршрут пройдёт мимо Привокзальной площади, филармонии, Нарзанной галереи, по улице Реброва и некоторым локациям нижней части курортного парка. Её разработчиком стала победитель конкурса «Мастера-гостеприимства».

Москва также является центром притяжения иммерсивных мероприятий. Средняя цена билета на такое мероприятие варьируется от 3000 до 5000 руб. [11] Подобного рода мероприятия, наряду с историческими местами столицы и всего ЦФО дают возможность говорить о необходимости появления новых коллективных мест размещения. Благодаря таким возможностям, а также уходу многих западных компаний с российского рынка, отечественные компании могут занять стабильные позиции на гостиничном рынке.

Ключевым преимуществом зарубежных брендов по отношению к российским являлось то, что зарубежные компании ориентированы на конкретный сегмент потребителя, понимают их особенности поведения и психофизиологические особенности. Классические же отечественные коллективные средства размещения всегда ориентировались на все категории посетителей, что впоследствии стало негативной чертой отечественных средств размещения.

Сегодня популярность набирают небольшие гостиницы, которые в качестве основного выбирают молодежный сегмент, и отличаются дизайном, стоимостью проживания, местом нахождения и т.д. Гостиницы, которые ориентированы на более старшее поколение располагаются близко к транспортным развязкам, потому что в отличие от молодежи такие гости предпочитают наличие доступной инфраструктуры, и отличаются строгим и лаконичным дизайном, а также более высокой стоимостью проживания.

2. Статистический анализ состояния туристского сектора в России

Для определения предпочтений туристов в направлении для отдыха на территории России было проанализировано на основании статистических данных [13] состояние отечественной туриндустрии в разрезе федеральных округов.

Рис.2. Количество коллективных средств размещения в РФ по округам [13]

Как видно из рисунка 2 основная часть коллективных средств размещения располагается в Южном федеральном округе, поскольку именно черноморское побережье Краснодарского края является основным местом отдыха российских туристов, а также Центральном федеральном округе. Следует отметить тенденцию возрождения роста коллективных средств размещения во всех федеральных округах после пандемии.

В 2020 году наблюдался спад количества граждан, размещенных в коллективных средствах размещения на всей территории России. В 2021 году в ряде регионов число размещенных граждан превысило уровень допандемийного 2019 года кроме Центрального, Приволжского и Уральского федерального округа, что может говорить о переориентации туристов в другие регионы (рис.3).

Рис.3. Количество граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в РФ по округам, чел. [13]

Можно отметить, что по состоянию на 2021 год во всех округах, кроме Северо-Западного и Центрального федерального округа (рис. 4), доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг, имеют положительную динамику. Такая тенденция может свидетельствовать и об открытии новых направлений для отдыха российскими туристами, кроме черноморского побережья Юга России.

Рис.4. Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг в РФ по округам, тыс. руб. [13]

Тем не менее, стоит обратить внимание на незначительную положительную динамику числа ночевок по сравнению 2019 годом в таких округах как Центральном, Южном и Северо-Кавказском (рис.5).

Рис.5. Число ночевок в коллективных средствах размещения в РФ по округам [13]

Полученные данные позволяют предположить, что переориентация внутренних туристов в РФ подлежала смещению из Центрального федерального округа в Северо-Кавказский. Подтверждает это и длительность пребывания туристов в гостиницах данных округов в том же рассматриваемом периоде (рис.6).

Рис.6. Средняя продолжительность пребывания туристов в коллективных средствах размещения в РФ по округам, дней [13]

Можно отметить, что в целом продолжительность пребывания туристов в средствах размещения в 1 квартале 2022 года меньше предшествующих периодов, что может быть связано с сезонностью. Тем не менее, наибольшую продолжительность по пребыванию туристов и стабильность за последние два года демонстрирует именно Северо-Кавказский федеральный округ.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, что вследствие увеличения числа размещенных туристов, доходов коллективных средств размещения, числа ночевок и практически стабильного состояния продолжительности пребывания за отчетные периоды, можно говорить о том, что российский внутренний туризм сместился в сторону набирающего популярность Северного Кавказа. Данное направление стоит рассматривать вместе лидирующим Южным федеральным округом, который в разрезе по тем же показателям имеет положительную динамику.

Увеличение возможностей проводить время на курортах не только зимой, но и летом, повышение транспортной доступности для туристских объектов, а также активное распространение информации о них с помощью сарафанного радио привели к тому, что турпоток на курорты Северного Кавказа вырос на 85% в 2021 году по сравнению с допандемийным 2019 годом.

Регион постоянно работает над возможностями развития развлекательной и горнолыжной инфраструктуры, активно разрабатывает гибкие тарифные сетки на цену ски-пассов. На курорте «Архыз» планируется открытие новых канатных дорог, а новая высшая точка курорта поднимется к высоте 3125 м.

Летом в горах Северного Кавказа тоже можно найти развлечения. Канатные дороги не прекращают свою работу, доступны смотровые площадки, джиппинг, трассы для горных велосипедов, экскурсии по культурным и историческим достопримечательностям, походы по тропам [8].

Активное развитие получает и Дагестан. Песчаные пляжи Каспийского моря, санатории с лечебными грязями и водами активно готовятся принимать новые потоки туристов. Многие посетившие республику отмечают слабое развитие инфраструктуры региона, однако гостеприимство и отношение к гостям достаточно высокое, поэтому развитие региона положительно скажется на всем внутреннем туризме в РФ [10].

Дополнительное развитие получат и санатории Кавказских минеральных вод после продажи акций санаториев РЖД сети отелей Azimut. Новые владельцы планируют провести реновацию номерного фонда и частичную реконструкцию зданий.

При более детальном рассмотрении статистических показателей по состоянию на август 2021 и 2022 годов вышеупомянутых Северо-Кавказского и Южного федеральных округов можно отметить существенное снижение стоимости проживания в гостиницах 3, 4 и 5 звезд в Южном федеральном округе и незначительное снижение в Северо-Кавказском (рис.7).

Тем не менее, в обоих округах видна тенденция в увеличении цен при размещении в низкокатегорийных предприятиях, в предприятиях санаторно-курортного типа и домах отдыха. Такая тенденция подтверждает изменения в потребительских предпочтениях туристов, связанных с постпандемийным временем [4], необходимым для восстановления здоровья, и переориентацию российских туристов на отдых с санаторно-курортным лечением на территорию Северного Кавказа, где уровень цен на размещение в санаториях существенно ниже, чем в санаториях Юга России.

Рис.7. Стоимость проживания в коллективных средствах размещения в СКФО и ЦФО, руб. [13]

Уровень потребительских цен в исследуемых федеральных округах, связанных с культурно-досуговыми мероприятиями (рис. 8) отражает рост в 2022 году. В ЮФО стоимость билетов в кино выросла на 2%, в театры на 15,5%, музеи и выставки на 11,5%, экскурсии на 12,3% в 2022 году по сравнению с предыдущим. Стоит отметить, что стоимость билетов в театры, музеи и выставки Северного Кавказа в два раза меньше аналогичных билетов Южного федерального округа при условии того, что стоимость билетов в театры выросла в 2022 году на 8,2%, а билетов в музеи и выставки уменьшилась на 5,9%.

Рис.8. Стоимость посещения культурно-досуговых центров в СКФО и ЦФО, руб. [13]

Анализ динамики цен на проезд в городском и пригородном транспорте в СКФО и ЮФО показал увеличение в 2022 году по сравнению с предыдущим (рис.9). Проезд в трамвае увеличился на 0,98%, троллейбусе на 5,4%, междугороднем автобусе на 4%, маршрутном такси на 19,8%, городском автобусе на 17,8%, пригородном поезде на 6,4%, стоимость проезда в такси уменьшилась на 1,2%. Стоит отметить, что уровень цен на транспортные услуги на территории Северного Кавказа меньше, чем у сравниваемого региона.

Рис.9. Стоимость проезда в городском и пригородном транспорте в СКФО и ЮФО, руб. [13]

Таким образом, проанализировав имеющиеся данные, можно сделать вывод, что СКФО обладает более доступными потребительскими ценами в области туристской и сопутствующей инфраструктуры при условии наличия большой природной и лечебной ресурсной базы. Поэтому изменение вектора потребительских предпочтений туристов в сторону Северного Кавказа вполне обосновано.

Возрождение тенденций туризма оздоровительной и лечебно-оздоровительной направленности обусловлено в том числе и увеличивающимся интересом организаций к оздоровлению своих сотрудников. Длительность пребывания в местах отдыха так же демонстрируют тенденцию к продолжительному и спокойному отдыху, особенно после пандемии COVID-19 [14], а появление иммерсивных мероприятий, развитие новых курортных центров в республиках Северного Кавказа дает возможность говорить о новой точке притяжения российских туристов – Северо-Кавказском федеральном округе.

3. Развитие Северного Кавказа для повышения качества внутреннего туризма в России

Стабильно увеличивающийся турпоток в регион должен способствовать развитию туристской инфраструктуры не только качественно, но и количественно и являться основополагающим вопросом в развитии Северного Кавказа. Для того, чтобы туристский поток на курорты Северного Кавказа с каждым годом только увеличивался, необходимо провести ряд изменений в туристской системе региона:

1. Создать современную безбарьерную инфраструктуру для путешествий и отдыха туристов, в том числе и для туристов с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать их комфортному пребыванию [15];

2. Постоянное включение иммерсивных технологий в туриндустрию позволит получить туристам новый опыт, ощущения и впечатления от поездки. Простой поход по музеям и выставочным залам уже не привлекает современных туристов;

3. Наличие обширной ресурсной базы в реализации таких видов отдыха, как зимнего, активного, лечебно-оздоровительного и пляжного, дает предпосылки для популяризации данной дестинации в медийном пространстве [1];

4. Постоянный мониторинг качества федеральных трасс Северо-Кавказского федерального округа позволит поддерживать стабильную пропускную способность и положительное восприятие туристов, предпочитающих пассажирский автомобильный транспорт.

Все вышеперечисленное несомненно создаст предпосылки для увеличения турпотока в регионы Северного Кавказа, как показывает статистика, все условия для развития региона уже имеются. Поскольку туризм становится именно «экономикой впечатлений», а не просто осмотром достопримечательностей.

Заключение

События, которые происходят в мире последние несколько лет оказали очень сильное влияние как на всю мировую экономику, так и на туристический сектор. Закрытые границы, новые требования к предоставлению туристических услуг, переориентация потребителей на внутренний туризм, все это, безусловно, повлияло на развитие российской туриндустрии.

Проведенный анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что российские туристы не просто стали активно бронировать туры внутри России, но еще и сменили ориентиры своих поездок, отдавая предпочтения Северному Кавказу. Такие перемены в настроении российских туристов могут быть связаны с постковидным восстановлением, ведь именно на Кавказе расположено большое число санаториев, известных своими оздоровительными процедурами.

К тому же, как показывает статистика, стоимость проживания, а также досуга (например, билеты в театр или на экскурсию) в Северо-Кавказском федеральном округе гораздо ниже, чем в популярном среди туристов Южном федеральном округе. Что тоже дает возможность сделать вывод о том, что поездки на Северный Кавказ обходятся туристу гораздо дешевле.

В СКФО активно развивается и восстанавливается и санаторно-курортная база. Новое развитие уже получили санатории РЖД, а Дагестан наращивает число различных мероприятий, направленных на популяризацию кавказской культуры и увеличение туристского потока в регион.

Для того, чтобы продолжать наращивать и увеличивать свой туристский потенциал Северного Кавказа необходимо:

· Развивать условия для привлечения туристов с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку у многих туристов Северный Кавказ ассоциируется со всероссийской здравницей, туры туда должны быть доступны всем категориям населения, в том числе и лицам с ОВЗ, причем не только с точки зрения средств размещения, но и экскурсионного обслуживания.

· Активное включение иммерсивных технологий в туристскую индустрию региона. Вовлечение туристов в различные шоу, популяризация этнотуризма, все это придаст особый колорит поездкам. Северный Кавказ многонациональный регион, поэтому создание иммерсивных мероприятий, которые только подчеркнут все разновидности культур Кавказа, должно стать драйвером развития туриндустрии в регионе.

· Популяризация всех видов отдыха в регионе. Северный Кавказ может принимать туристов зимой и летом, осенью и весной, важно, чтобы этому соответствовала инфраструктура, а также была создана активная рекламная кампания.

Предпочтения российских туристов меняются, в зависимости от сложившейся ситуации в стране и в мире. Чтобы привлекать турпотоки важно следить за изменением в настроении туристов, их предпочтениях и желаниях. Статистика демонстрирует за последние годы популяризацию Северного Кавказа, а значит руководителям СКФО нужно предпринять все усилия для того, чтобы увеличить туристский поток в регион на максимально длительное время.


Источники:

1. Бурдюгова О.В., Шестакова Е.В., Логутев Е.Н. Организационно-экономические аспекты развития экологического туризма в регионе. - М.: Креативная экономика, 2022.
2. В Дагестане стартовал I фестиваль иммерсивных мероприятий «Погружение». [Электронный ресурс]. URL: https://dagpravda.ru/novosti/v-dagestane-startoval-i-festival-immersivnyh-spektaklej-pogruzhenie/ (дата обращения: 30.10.2022).
3. Иванова Ю.О., Андреев Н.В., Поздняков К.К. Разработка модели влияния индустрии туризма и гостеприимства на экономический рост // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2979-2992. – doi: 10.18334/epp.11.12.114054.
4. Кобяк М.В., Ильина Е.Л., Латкин А.Н., Валединская Е.Н., Астафьева О.А. Влияние пандемии COVID-19 на мировой туризм: трансформационный потенциал и последствия для устойчивого восстановления // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 679-696. – doi: 10.18334/epp.12.2.114208.
5. Макарова Д.Д. Российская туриндустрия: адаптация к новым реалиям и возможности для развития туристской сферы // Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2022. – c. 176-181.
6. Никулина Ю.Н. Современные технологии обеспечения и оценки качества услуг в туризме // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1901-1918. – doi: 10.18334/epp.12.7.114892.
7. Полякова И.Л. Направления межрегионального взаимодействия в сфере развития внутреннего и въездного туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 4. – c. 216-220.
8. Почему туристы едут на Северный Кавказ. [Электронный ресурс]. URL: https://expert.fstravel.com/news/pochemu-turisty-edut-na-severnyj-kavkaz/ (дата обращения: 30.10.2022).
9. Регионы получат в полтора раза больше грантов на развитие туризма. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/node/49152 (дата обращения: 30.10.2022).
10. Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. Перспективы развития внутреннего туризма в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2343-2356. – doi: 10.18334/epp.11.10.113741.
11. Самые необычные иммерсивные шоу Москвы Режим доступа. [Электронный ресурс]. URL: https://immersivniy.ru/samye-neobychnye-immersivnye-shou-moskvy/ (дата обращения: 30.10.2022).
12. Саранчин Д.А., Семенкова С.М. Потенциал российского агротуризма // Мир Инноваций. – 2021. – № 2. – c. 42-47.
13. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://bi.gks.ru/biportal/contourbi.jsp?allsol=1&solution=Dashboard (дата обращения: 20.09.2022).
14. Ханина А.В. Пандемия COVID-19 и санкции: особенности влияния на туристическую отрасль России // Сервис в России и за рубежом. – 2021. – № 3. – c. 199-208.
15. Якименко М.В., Русева О.З. Состояние и перспективы развития инклюзивного туризма в России: основные аспекты формирования безбарьерной (доступной) среды // Сервис в России и за рубежом. – 2022. – № 4. – c. 7-17.

Страница обновлена: 12.08.2024 в 13:41:25