Трудовые отношения с советником директора по воспитанию: проблемные вопросы урегулирования
Безвиконная Е.В.1, Савкин А.А.1
1 Омский государственный педагогический университет
Скачать PDF | Загрузок: 53
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 8 (Август 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68644690
Аннотация:
Регулирование трудовых отношений с участием советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее «советник по воспитанию»), несмотря на наличие различных писем, методических рекомендаций и профессионального стандарта, остаются источником возникновения противоречий в практике образовательных организаций. Последние касаются содержания трудового договора, закрепления трудовых функций в должностной инструкции, включения должности в штатное расписание, оплаты труда и режима труда и т.д. Цель статьи заключается в выявлении организационно-правовых проблем в регулировании труда советников по воспитанию в условиях рыночной экономики и реформы сферы образования.
Результатом исследования становится систематизация пробелов организационно-правовых аспектов регулирования труда советника по воспитанию. Новизна исследования заключается в обобщении нормативно-правовой практики обеспечения деятельности советника в образовательной организации. Компонентом научной новизны становится авторская оценка места советника в структуре образовательных правоотношений, в силу особенностей правового статуса работника. Методология исследования представлена институциональным подходом, позволившим выявить системные проблемы регулирования труда советников в условиях требований трудового законодательства и рыночной экономики
Ключевые слова: Педагогический работник; Советник по воспитанию; Образовательная организация; Трудовой договор; Трудовая функция; Профессиональный стандарт
JEL-классификация: J21, J23, J24
1. Введение
Актуализация проблемы введения в штатное расписание образовательной организации общего образования должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» связана с общими тенденциями развития национальных целей развития государства. Продолжая риторику Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 [4], Указ от 21 июля 2020 года № 474 [5] в качестве одной из национальных целей развития государства определил высокое качество образования. Воспитание становится национальным приоритетом сферы образования, обеспечивающим формирование условий для воспитания гармоничной и социально ответственной личности. С учетом данного приоритета воспитательная работа в образовательных организациях становится самостоятельной сферой реализации компетенций последних, требуя введения отдельной штатной единицы и закрепления ее правового статуса. Изменения статьи 12.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3] также подтверждают новый статус рабочих программ воспитания как неотъемлемой части общих программ развития образовательных организаций.
Преемственность задачи развития воспитания подтверждается и целевой установкой Стратегии развития воспитания до 2025 года [8], а также механизмами ее реализации. В частности, кадровый механизм реализации стратегии предполагает совершенствование компетентности работников образовательных организаций в части освоения инновационного педагогического опыта, в том числе, в области воспитания. Именно на образовательную организацию возложена задача реализации государственной стратегии воспитания в отношении обучающихся. Этот вывод подтверждается и принятием в 2023 году нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [10].
Легализация обобщенной трудовой функции «Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями» в 2017 году в предыдущем профессиональном стандарте [11], должна была способствовать юридическому оформлению правового статуса советника по воспитанию. Однако, на уровне общих характеристик профессионального стандарта (требований к образованию, обучению, опыту и особым условиям допуска к работе) правовое регулирование и ограничилось. Не были внесены изменения в номенклатуру должностей педагогических работников, типовые должностные инструкции, не определено место советника директора по воспитанию в организационной структуре образовательной организации.
Только в 2021 году по результатам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации [25] должность появилась в номенклатуре должностей педагогических работников [6]. С учетом значительного объема трудовых функций советника директора по воспитанию, наличием иных штатных единиц, реализующих воспитательные функции в образовательной организации (например, заместителя директора по воспитательной работе), изменение номенклатуры должностей оказалось не достаточным. Требовалось в рамках проектного подхода в управлении сферой образования реализовать несколько пилотных проектов в субъектах Российской Федерации. В 2021 году проектами было охвачено 10 регионов, в 2022 – 2023 годах уже 45 [14].
Достаточно показательным оказывается стремление органов исполнительной власти отказаться от использования исключительно формально-юридического подхода к введению должности советника по воспитанию. Положительные результаты реализации пилотных проектов в образовательных организациях, как общего образования, так и среднего профессионального образования, в которых введена штатная единица советника по воспитанию, позволяют к концу 2025 года охватить пилотным проектом все 89 субъектов [14], что подтверждает стратегический приоритет государственной политики в сфере образования и воспитания. Проектный подход в регулировании региональных практик введения должности получает формальное закрепление благодаря примечанию 7 Номенклатуры должностей [6], позволяющему вводить должность в штатное расписание образовательной организации без предварительного участия в конкурсе «Навигаторы детства» [19]. Приоритет автономии образовательной организации в выборе организационной структуры реализации воспитательной деятельности остается важнейшей частью государственной образовательной политики.
2. Материалы и методы
Основным методологическим подходом выступил институциональный подход, позволивший дать оценку места советника директора по воспитанию в трудовых отношениях как педагогического работника. Институт трудовых отношений с участием педагогических работников является устоявшимся, но требует дальнейшего совершенствования в условиях продолжающейся реформы сферы образования. Частными научными методами, используемыми при написании работы, стали: формально-юридический метод, позволивший провести оценку содержания норм права в различных источниках, с точки зрения выявления коллизий; структурно-функциональный метод, сформировавший условия для выявления пробелов разграничения трудовых функций советника директора по воспитанию и заместителя директора по воспитательной работе.
3. Результаты
Введение в штатное расписание должности советника по воспитанию предполагает закрепление за ним статуса самостоятельного субъекта трудовых правоотношений. Однако, методические рекомендации Министерства просвещения России в разделе I [15] указывают на необходимость заключения трудового договора между советником по воспитанию и образовательной организации по основному месту работы и иным работодателем – федеральным государственным бюджетным учреждением «Росдетцентр» на условиях внешнего совместительства. Стратегическая задача данного варианта регулирования трудового статуса понятна – необходимость обеспечить взаимодействие советника с иными социальными институтами, находящимися вне пределов образовательной организации.
В целях обеспечения гарантий прав и свобод советника в трудовых отношениях на уровне упоминаемых методических рекомендаций [15] закреплены полномочия органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления по введению должности в подведомственных образовательных организациях, определению объема необходимого материально-финансового обеспечения. В данном случае прослеживается тенденция делегирования полномочий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, во всяком случае, в части принятия организационных и финансово-экономических решений в отношении должности советника. Российская Федерация оставляет за собой обязанность софинансировать из федерального бюджета в форме субсидий не менее 0,5 ставки должностного оклада и не менее половины рабочего времени советника по воспитанию. Это обстоятельство дополнительно подтверждает вывод о делегируемой природе полномочий субъектов и муниципалитета в отношении должности советника.
Но если в отношении доли ставки по основному месту работы в образовательной организации присутствует прозрачность и целевое финансирование, то в отношении права принятия советника по воспитанию на долю ставки на условиях внешнего совместительства в федеральное государственное бюджетное учреждение «Росдетцентр» возникают коллизии. Во-первых, диспозитивность (альтернативность) нормы, сформулированной в методических рекомендациях [14], ставит под вопрос ее реализуемости в условиях выделения субвенций только образовательным организациям, включенных в пилотные проекты. Рассчитывать на заключение трудового договора по внешнему совместительству советники иных организаций не вправе. Во-вторых, выполнение работы на условиях совместительства требует четкого разграничения трудовых функций советника по основному месту работу и по внешнему совместительству, что не представляется возможным в силу смежности трудовых действий в сфере воспитания в профессиональном стандарте. Возникает также принципиальное противоречие между стратегическим приоритетом политики государства в области воспитания и выполнением трудовых функций только на условиях внешнего совместительства в «Росдетцентре» на должности эксперта. Поскольку основное место работы советника – образовательная организация, постольку приоритетом профессиональной деятельности будет реализация задач последней. В данном случае, статус советника более подробно урегулирован именно в трудовых отношениях с образовательной организацией [2]. В-третьих, с учетом целевой природы субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета для оплаты труда советника, осуществляющих трудовые функции у разных работодателей, формируются условия для возникновения коррупциогенных факторов.
При заключении трудового договора с советником по воспитанию работодатель обязан руководствоваться как общими требованиями главы 11 Трудового кодекса, так и обязательными условиями статьи 57, предусмотренными именно для договоров с педагогическими работниками [1]. Отличий в обязательных условиях трудового договора советника по воспитанию и иных категорий педагогических работников трудовое законодательство не предусматривает.
В практике образовательных организаций возникают вопросы разграничения трудовых функций советника по воспитанию и заместителя директора по воспитательной работе. Стратегическая задача введения должности советника с позиции реализации единой государственной политики в сфере воспитания понятна, но тактика руководителя образовательной организации, требует конкретизации трудовых действий данных работников в рамках должностных инструкций. Данный вывод подтверждается приказом Минтруда России от 21.11.2023 года № 818н [12], согласно которому должности советника по воспитанию и заместителя директора признаются тождественными. Возникает дополнительная коллизия в правоприменительной практике, поскольку вопросы разграничения трудовых функций в должностных инструкциях входят в компетенцию руководителя образовательной организации [16].
Дополнительно к основным трудовым функциям советник по воспитанию может осуществлять иную педагогическую работу (включая классное руководство или преподавание учебных предметов). Но данная деятельность может быть осуществлена исключительно на условиях дополнительного соглашения к основному трудовому договору. Функции должны быть включены в должностную инструкцию и на этом основании установлена дополнительная оплата (как правило, из стимулирующего фонда). Таким образом, Министерство просвещения России выводит дополнительные трудовые функции советника по воспитанию из внутреннего совместительства [9], подчеркивая приоритет трудовых действий, связанных с основным местом работы советника.
Возникает вопрос о статусе советника по воспитанию в трудовых правоотношениях, с одной стороны – это педагогический работник, с другой должность приравнена к административно-управленческим должностям образовательных организаций. С точки зрения содержания трудовых прав, приоритетом для советника становится его принадлежность к статусу педагогического работника.
Статус педагогического работника подтверждается пунктом 36.10 раздела IX Единых рекомендаций по установлению …. систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений [13] [7], которые приравнивают размер оплаты труда советников по воспитанию и работников, замещающих должность «учитель». Конкретный размер оклада определяется нормативными актами органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако оплата труда осуществляется на основе должностных окладов, а не ставок заработной платы (как предусмотрено для иных категорий педагогических работников).
4. Обсуждения
Исследовательские практики изучения статуса советника директора по воспитанию в образовательной организации можно разделить на несколько групп. Критерием выступает предметная область работ. Во-первых, педагогические исследования, раскрывающие место советника в педагогической среде, воспитательных практиках организации (М.В. Березовская, В.С. Захарова, И.Р. Сташкевич, Е.О. Крупинова, Г.И. Чапуль и т.д.) [18] [21] [29] [31]. Отличительной чертой данных публикаций становится внимание к оценке потенциала должности с позиций решения педагогических и (или) воспитательных задач образовательных организаций. Во-вторых, эмпирические работы советников о воспитанию, включающие анализ практики участия в реализации пилотных проектов (Р.А. Айталиев, С.А. Пилюгина, А.Е. Пьянкова, Н.С. Холодковская и т.д.) [17] [26] [28] [30]. Высоким научным потенциалом подобные публикации не отличаются, однако могут в будущем стать основой для обобщающих исследований в различных научных областях. В-третьих, работы, посвященные оценке роли советника по воспитанию в стратегическом развитии образовательной организации, преимущественно авторами, которых являются ученые-педагоги (А.В. Енина, О.А. Лаврентьева и т.д.) [20] [23]. В целом, приоритетом публикаций становятся также вопросы определения места советника по воспитанию в педагогической и воспитательной среде образовательной организации.
Вопросы правового регулирования статуса советника по воспитанию остаются вне пределов пристального внимания научной общественности. Причиной становится ограниченность источниковой базы и достаточного объема правоприменительной практики. Среди отдельных, достаточно разрозненных публикаций можно отметить следующие: публикация А.А. Ильюхиной, посвященная оценке профессионального стандарта специалиста в области воспитания [22]; тезисы А.Е. Пьянковой, раскрывающие трудовые функции советника и их отличия от функций заместителя директора по воспитательной работе [27]; статья М.С. Логинова, посвященная определению места советника в образовательных правоотношениях [24]. В сложившихся условиях ограниченности источниковой и исследовательской базы говорить о полноценных дискуссиях сложно и преждевременно. Данная статья является попыткой сформировать дискуссионную площадку для осмысления правового статуса советника по воспитанию в образовательных и трудовых правоотношениях.
5. Заключение
Регулирование труда советников по воспитанию свидетельствует об особом статусе последних в трудовых и образовательных правоотношениях. В отличие от образовательных отношений права, обязанности и ответственность советников в трудовых отношениях урегулированы достаточно основательно. Однако коллизионность отдельных норм юридических документов становится источником пробелов в правоприменительной практике образовательных организаций.
Советник по воспитанию выступает одновременно субъектом трудовых и образовательных правоотношений, что непосредственно отражается на реализации его прав и гарантий. Педагогическая деятельность советника по воспитанию включает в себя воспитательную функцию, что обуславливает содержание существенных условий трудового договора, основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и т.д. В процессе реализации воспитательной функции возникают коллизии в разграничении трудовых функций с иными работниками образовательной организации, вменения дополнительных функций на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору.
Нормы трудового законодательства устанавливают особенности регулирования труда педагогического работника: сокращенная продолжительность рабочего времени, удлиненный ежегодный отпуск, длительный отпуск, ограничения для занятия должности, сокращенная продолжительность рабочего времени и т.д., которые распространяются в полной мере на советника по воспитанию. Однако советник оказывается, лишен данных гарантий в трудовых отношениях при замещении должности эксперта в Росдетцентре на условиях внешнего совместительства.
Источниками регулирования труда советника директора по воспитанию выступают не только нормативные акты, но и локальные акты образовательной организации, а также судебная и административная практика. Данное обстоятельство требует обязательного мониторинга возникающих пробелов в правоприменительной практике, с учетом наличия коллизий в действующих нормативных актах, регламентирующих взаимоотношения образовательной организации и советника по воспитанию.
Организационно-правовые вопросы реализации статуса советника по воспитанию в трудовых отношениях обусловлен его общим статусом физического лица, заключившего трудовой договор с руководителем образовательной организации, и выполняющего трудовые функции по воспитанию обучающихся. С другой стороны, советник является одним из субъектов образовательных правоотношений, что требует дальнейшего урегулирования его статуса с учетом коллизионности нормативных актов, и пробелов в правоприменительной практике.
Источники:
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2012 г
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» // Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) № 0001202007310075. 31 июля 2020 г
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.05.2018).
5. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // http://publication.pravo.gov.ru/. № 0001202007210012. 21.07.2020
6. Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.02.2022).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. № 2082 «О проведении отбора субъектов Российской Федерации, г. Байконура на предоставление в 2023 и 2024 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по финансовому обеспечению мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». [Электронный ресурс]. URL: docs.edu.gov.ru/document/e56084de8734f48e064d31cff9c37d2f/ (дата обращения: 21.07.2024).
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 22.06.2024).
9. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» // Российская газета от 16 августа 2003 г. № 162
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрирован 03.03.2023 №72520). [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.06.2024).
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Специалист в области воспитания. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.06.2024).
12. Приказ Минтруда России от 21 ноября 2023 г. № 818н «Об установлении тождества наименования должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» наименованию должности «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом». [Электронный ресурс]. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 22.06.2024).
13. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2023 г., протокол № 11). [Электронный ресурс]. URL: garant.ru (дата обращения: 21.07.2024).
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2023 г. № АБ-355/06 «О направлении разъяснений по вопросам введения должности советник директора по воспитанию». [Электронный ресурс]. URL: garant.ru (дата обращения: 23.07.2024).
15. Письмо Министерства просвещения России от 20 мая 2022 г. № АБ-1367/02 «О направлении методических рекомендаций «Модернизация школьных систем образования». [Электронный ресурс]. URL: rulaws.ru (дата обращения: 23.07.2024).
16. Письмо Минпросвещения России от 03.06.2024 № ТВ-889/08 «О направлении разъяснений». [Электронный ресурс]. URL: legalacts.ru (дата обращения: 23.07.2024).
17. Айталиев Р.А. Ожидаемый портрет советника директора по воспитанию: эмпирическое исследование // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Астрахань, 2024. – c. 170 – 173.
18. Березовская М.В. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Физическая культура и спорт как одно из основных направлений молодежной политики в Российской Федерации: Материалы II Всероссийской конференции. Москва, 2023. – c. 247 – 251.
19. Всероссийский конкурс «Навигаторы детства». [Электронный ресурс]. URL: xn--80aaagbeiix1cqypjeb2m.xn--p1ai (дата обращения: 21.07.2024).
20. Енин А.В. Вызовы современному воспитанию // Проблема профессиональной дезадаптации в условиях современных социальных вызовов: Материалы международной научно-практической конференции. Липецк, 2021. – c. 100-104.
21. Захарова В.С. Советник директора по воспитанию как транслятор федеральной повестки патриотического воспитания // Актуальные вопросы инновационного развития арктического региона РФ: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. Северодвинск, 2024. – c. 184 – 187.
22. Ильюхина А.А. Профессиональный стандарт специалиста в области воспитания как средство формирования индивидуальной профессиональной траектории развития советника директора по воспитанию // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития: Сборник статей IV Всероссйской научно-практической конференции (с международным участием). Калуга, 2023. – c. 260 – 264.
23. Лаврентьев З.И. Методология исследования деятельности советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социальная педагогика. – 2023. – № 2. – c. 5 – 13.
24. Логинов М.С. Советник директора по воспитательной работе. Сущность и задачи должности в сфере образования Российской Федерации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы XXII Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2021. – c. 18 – 22.
25. Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 25 августа 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru (дата обращения: 21.07.2024).
26. Пилюгина С.А. Анализ деятельности советников директоров по воспитательной работе в образовательных организациях Саратовской области // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам LXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2023. – c. 19 – 24.
27. Пьянкова А.Е. Должностные обязанности советника по воспитанию // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 3 (64). – c. 359 – 362.
28. Пьянкова А.Е. Советник директора по воспитанию: практика работы // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 4 (61). – c. 500 – 504.
29. Сташкевич И.Р., Крупинова Е.О. Советник директора по воспитанию как модератор воспитательной среды профессиональной образовательной организации // Управление качеством среднего профессионального образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2023. – c. 37 – 41.
30. Холодковская Н.С. Советник директора по воспитанию: современный опыт наставничества // Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований: Материалы IV Международного форму Таганрогского института им. А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 2024. – c. 138 – 142.
31. Чапуль Г.И. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей // Источник. – 2022. – № 1(113). – c. 18 – 19.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 05:09:24