Методологические основы формирования требований, предъявляемых к обуви для подростков
Лойко Д.П.1, Катрич В.Н.1, Мозолева И.В.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Торгово-экономический журнал *
Том 3, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27337489
Аннотация:
Статья посвящена исследованию важной научно-технической проблеме, которая имеет существенное значение для промышленных и торговых предприятий, и рассмотрению методологических основ целенаправленного формирования требований, предъявляемых к обуви для подростков.
Рассмотрены понятия безопасности товаров в условиях технического регулирования. Показана роль национальных стандартов и их взаимосвязь с техническими регламентами, а также то, что применение национальных стандартов на добровольной основе является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Приведен порядок установления номенклатуры обязательных требований к продукции, в том числе, и к обуви для подростков. С системных позиций раскрыты проблемы, рассмотрение которых позволит научно-обосновано охватить основные направления методологических
Ключевые слова: безопасность, технический регламент, обувь для подростков, обязательные требования, нормативный документ
JEL-классификация: F10, F19, L67
Введение
Актуальность темы. Одной из важных задач социально-ориентированного государства является развитие молодого поколения, удовлетворение его потребностей в рациональной обуви и обеспечение выполнения нормативных требований, предъявляемых к качеству и безопасности обуви, в частности обуви для подростков.
Учитывая это, специалисты многих стран мира пришли к выводу, что постоянное стремление предприятий, занятых производством обуви, находить возможность выполнения требований потребителей, заслуживает особого внимания.
В связи с этим возникла настоятельная необходимость дальнейшего совершенствования методологических основ формирования обязательных требований, норм и правил технического характера по обеспечению качества и безопасности обуви для подростков.
Цель и задачи исследования. Целью исследования явилось рассмотрение возможных подходов к формированию требований, предъявляемых к обуви для подростков. Работа проводилась на основе обобщения имеющихся литературных данных, а также результатов социологических исследований, проведенных нами на базе кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. Суть исследования заключалась в выявлении проблемных вопросов, имеющих место как во время покупки обуви для подростков, так и во время ее носки.
Для достижения цели в работе были поставлены такие задачи:
- проанализировать современное состояние вопроса формирования требований, предъявляемых к качеству обуви для подростков;
- показать роль национальной стандартизации продукции кожевенно-обувной промышленности в обеспечении ее безопасности;
- выявить необходимые условия установления обязательных требований к обуви с учетом возможного негативного ее влияния на здоровье потребителей.
Объектом исследования явилось качество обуви для подростков.
Предметом исследования явилось формирование требований, предъявляемых к обуви для подростков.
Методы исследования. В основу исследования положен теоретический анализ состояние вопроса, касающегося формирования требований к качеству обуви с применением системного подхода.
Практическое значение полученных результатов заключается в обобщении имеющегося отечественного опыта формирования требований, предъявляемых к обуви для подростков, с целью дальнейшего совершенствования методологических подходов к решению данного вопроса.
Изменение отношения к вопросам обеспечения качества и безопасности продукции привело и к изменению отношения к вопросам стандартизации, о чем свидетельствует принятие в 2012 году такого важного документа, как Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
Согласно требованиям действующей нормативной документации обувь для подростков должна быть лёгкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размеру стопы. Несоблюдение требований стандартов на данную обувь может явиться причиной появления у потребителей ряда заболеваний.
Так, например, уплощение стопы подростков в процессе носки небезопасной обуви может привести к нарушению осанки, болезням позвоночника и ряду отклонений в работе внутренних органов. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга, нарушениям памяти, внимания и др.
В свое время требования к качеству продукции, в частности обуви для подростков, нашли отражение в государственных стандартах.
Стандарты на продукцию приравнивались к закону, не выполнение которых влекло за собой уголовную ответственность, о чем свидетельствовала запись на стандартах, изданных до 1992 года [1, с. 10; 2, с. 86].
Обязательность выполнения требований стандартов, с одной стороны, в определенной степени сковывала инициативу, но с другой – позволяла широко распространять прогрессивные технические и технологические решения. Уровень их требований, как правило, отражал реальные возможности отечественной обувной промышленности с учетом перспектив ее развития.
В качестве некоторых недостатков стандартизации советского периода можно отметить основную направленность требований стандартов на производителей продукции и отсутствие в большинстве из них нормативных требований к эксплуатационным показателям, отражающих интересы потребителей. Так, например, надежность обуви для подростков в процессе носки характеризует ее способность выполнять свои функции и сохранять основные параметры во времени в пределах, соответствующих условиям эксплуатации. Надежность является сложным свойством и объединяет безопасность, долговечность, сохраняемость формы (формоустойчивость), ремонтопригодность, гарантийный срок носки и др.
В то же время следует обратить внимание на то, что излишняя регламентация технических требований к продукции или производственным процессам оказывает неблагоприятное воздействие на развитие предпринимательской деятельности. Занижение требований приводит к снижению степени защищенности потребителей обуви, в частности подростков. Кроме того, имеет место не всегда достаточно обоснованный выбор показателей качества и безопасности обуви для подростков. И это в то время, когда рыночная экономика и глобализация мирового сообщества требуют изменений условий нормирования деятельности в сфере производства и обращения продукции, в том числе и обуви для подростков [3, с. 77; 4, с. 57].
С приходом рыночных отношений требования к показателям безопасности приобрели статус обязательных. Законодательно установленных требований безопасности, аналогичных требованиям европейских директив, к сожалению, не существует в необходимом количестве. Не был учтен международный опыт разработки требований.
На формирование требований отрицательно сказался такой фактор, как одновременное отсутствие технических регламентов и добровольный характер применения стандартов, то есть, отсутствие какого-либо нормативно-технического регулирования в стране [5, с. 37]. Это повлекло за собой обострение ситуации с безопасностью и качеством продукции в целом, и обуви для подростков в частности. Именно в тот период времени началось сокращение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и значительная часть ее, в том числе и опасная, была переведена на декларирование. Кроме того был ослаблен государственный контроль (надзор).
Определенная потребность к разработке требований, регламентированных стандартами, была обусловлена в связи с разработкой технических регламентов. Стандарты стали выступать как доказательная база соблюдения требований. Необходимо отметить, что принятие такого объективного решения потребовала значительных усилий со стороны ученых и специалистов как кожевенно-обувной промышленности, так и Всесоюзного научно-исследовательского института стандартизации.
В связи с этим вопрос нормирования обязательных требований, предъявляемых к продукции, приобретает сегодня все большую актуальность.
В руководстве ИСО/МЭК 2 «Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь» под обязательным требованием понимается требование нормативного документа, подлежащее обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу. Понятие «требование» определяется как положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены. Термин «обязательное требование» (англ. – mandatory reguirement) употребляется применительно к требованию, которое является обязательным в соответствии с законом или техническим регламентом.
Законодательством о техническом регулировании установлено, что обязательными являются только те требования к продукции, в том числе и обуви для подростков, и связанным с ней процессам производства, носки, хранения, транспортировки, хранения, реализации, утилизации, а также к упаковке, маркировке и правилам их нанесения, которые включены в технический регламент. Обязательные требования в технических регламентах устанавливаются с учетом степени риска причинения вреда [6, с. 147-148].
Что касается установления номенклатуры обязательных требований, предъявляемых к обуви для подростков, определяющих ее безопасность, необходимо учитывать следующее:
– функциональное назначение обуви для подростков и условия ее носки;
– требования потребителей данной обуви;
– характер факторов, определяющих вид вредных воздействий;
– факторы риска возникновения опасности в процессе носки обуви;
– физические и иные причины возникновения опасности.
В качестве примера рассмотрим некоторые из условий, необходимых для установления номенклатуры обязательных требований, предъявляемых к обуви для подростков и определяющих ее безопасность, такие как: функциональное назначение обуви с учетом условий ее носки и требования самих потребителей данной обуви к ее безопасности [7, с. 44].
Функциональное назначение обуви для подростков во многом определяется впорностью обуви, которая в определенной мере зависит от соответствия размера и полноты обуви размеру и полноты стопы подростка, то есть, размерно-полнотного ассортимента обуви (РПА).
К сожалению, анализ РПА, рассчитанного на основе теоретической закономерности нормального распределения размеров стоп, показал, что в отдельных регионах страны этот ассортимент не обеспечивает необходимого уровня удовлетворенности требований подростков. В случае несоответствия обуви по размеру и форме анатомо-морфологическому состоянию стопы подростка, могут возникать вышеуказанные патологические изменения.
Так, почти во всех работах по разработке РПА обуви на основе антропометрических данных обмера стоп априорно было принято высокое соответствие эмпирических распределений длины стопы и обхвата в пучках теоретическому нормальному распределению.
Вместе с тем, результаты выполненных ранее фундаментальных прикладных исследований по изучению антропологических данных, с целью совершенствования методики расчета РПА обуви, обращают особое внимание на наличие существенной асимметрии в распределениях некоторых антропологических данных, используемых для расчетов РПА для подростков. Следовательно, вопрос обеспечения подростков рациональным РПА остается в данном случае, к сожалению, до конца не решенным и находятся в явном противоречии с экономическими и технологическими аспектами ее производства, в частности проектирования [8, с. 160; 9 с. 45].
Для выявления уровня удовлетворенности подростков качеством и безопасностью обуви целесообразно с определенной периодичностью проводить социальные опросы на рынке обуви. Учитывая это, в свое время на базе кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров Донецкого национального университета экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского был проведен ряд социологических исследований в этом направлении. Поскольку социологические исследования позволяют оценить состояние вопроса по фактам реальной действительности существующей проблемы.
Таким образом, нормированию обязательных требований, как правило, способствуют условия развивающихся рыночных отношений, повышения самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему. Следовательно, рыночная экономика и глобализация мирового сообщества требует изменений условий нормирования всей деятельности в сфере производства и обращения обуви, в том числе и обуви для подростков [10, с. 52].
Заключение
Изучение состояния вопроса обеспечения качества и безопасности продукции позволило теоретически обосновать некоторые аспекты методологических подходов к формированию обязательных требований, предъявляемых к обуви для подростков. В частности, показана необходимость разработки РПА для данной категории потребителей.
Отмечена значимость показателей функциональных свойств, которые должны быть установлены с учетом степени риска причинения вреда для здоровья подростков.
Рассмотрены необходимые условия разработки обязательных требований, предъявляемых к обуви для подростков, с учетом нормативно-правовой базы.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении будут касаться установления номенклатуры обязательных требований к обуви для подростков.
Источники:
2. Катрич В.М. Аналіз прчинно-наслідкових зв’язків між носінням небезпечного взуття та здоров’ям дітей [Текст] / В. М. Катрич // Товарознавство та інновації. – 2013. – Вип. 5. – С. 81-91.
3. Версан В.Г. В профессии [Текст] / В. Г. Версан // Стандарты и качество. – 2013. – № 7. – С. 77-82.
4. Вуштей О.А. Щодо питання якості взуття [Текст] / О. А. Вуштей // Легка промисловість. – 2012. – № 1. – С. 57-58.
5. Беднарчук М.С. Щодо питання про гарантії виробників взуття для молоді [Текст] / М.С. Беднарчук, В. П. Коновал, Н. І. Попович // Легка промисловість. – 2010. – № 3. – С. 37.
6. Техническое регулирование: учебник / под ред. В. Г. Версана, Г. И. Элькина. – Москва: Экономика, 2008. – 648 с.
7. Беднарчук М.С. Дослідження негативного впливу взуття на стопи молоді як складова формування його якості [Текст] / М.С. Беднарчук, Н.І. Попович, В.П. Коновал // Легка промисловість. – 2009. – № 4. – С. 44-45.
8. Лойко Д.П. Безопасность непрод. товаров [Текст]: учеб. пособие / Лойко Д. П. и др.; под ред. проф. Д. П. Лойко. – Харьков: НТМТ, 2016. – 260 с.
9. Катрич В.М. Концептуальні підходи до забезпечення якості та конкурентоспроможності взуття для дітей дошкільного віку [Текст] / Катрич В. М. // Легка промисловість. – 2009. – № 1. – С. 44-45.
10. Катрич В.М. Практичні аспекти підвищення ступеня задоволеності споживачів взуття для дітей дошкільного віку [Текст] / Легка промисловість. – 2008. – № 2. – С. 52-53.
Страница обновлена: 04.11.2024 в 05:00:17