К вопросу о принципах устойчивого экономического развития муниципальных образований Российской Федерации

Климов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (162), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Климов Д.В. К вопросу о принципах устойчивого экономического развития муниципальных образований Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 7. – С. 155-159.

Аннотация:
Статья посвящена анализу основ устойчивого экономического развития муниципальных образований. Поставлены вопросы поиска оптимальной структуры экономической деятельности муниципального образования. Предложены принципы наиболее эффективного формирования экономической деятельности муниципальных образований в условиях перехода на устойчивый путь развития.

Ключевые слова: инфраструктура, устойчивое развитие, муниципальные образования, территориальное развитие, пространственное развитие, экономическая деятельность, пространственная асимметрия



Ни одна страна не может ни развиваться, ни просто существовать без грамотного пространственного распределения экономической деятельности. Экономическая деятельность как вложение капитала с целью получения дохода является неотъемлемой составной частью и основной движущей силой современного общества. Но вопросы извлечения выгоды или дохода не всегда имеют только материальную сторону, а иногда затрагивают вопросы получения стратегической выгоды на долгосрочную перспективу.

Конечно же, эти вопросы не по силам охватить одному отдельно взятому субъекту экономической деятельности, что и не является его задачей.

Это основная задача с точки зрения государственной политики развития страны.

Экономическое развитие территориальных образований

Территория страны, отдельного региона, муниципального образования (МО) должна развиваться с точки зрения устойчивого роста экономики, обеспечения территориальной целостности, создания инфраструктуры, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека [1]. Территориальные приоритеты и особенности инвестирования предопределяют необходимость регулирования инвестиций и инвестиционного обеспечения в целях недопущения пространственной, территориальной асимметрии организации экономики.

Экономическое развитие территориальных образований – многоаспектный процесс, вмещающий в себя качественную и количественную модификацию среды. Приоритеты развития и усиливающаяся территориальная конкуренция способствуют повышению инвестиционной привлекательности МО, регионов в системе мировой экономики, предопределяют поиск приоритетности инвестирования. Они инициируют необходимость мобилизации инвестиционных ресурсов и их действенного использования на федеральном, региональном, муниципальном и корпоративном уровнях.

Приоритетные пространственные преобразования можно определить как отдельные изменения в пространственной организации территории, осуществление которых необходимо в приоритетном порядке для решения задач политики пространственного развития Российской Федерации с учётом факторов, проявлений пространственной асимметрии развития территорий. Определение приоритетных пространственных преобразований позволит осуществить формирование адекватной стратегии управления территориально-распределенной экономической деятельностью.

Пространственные преобразования в целях устойчивого развития приобретают особую значимость для Российской Федерации в связи с ее выраженной неравномерностью социально-экономического, территориального, пространственного развития [2].

Попытка ответить на вопрос об устойчивом развитии приводит к размышлениям на тему, что же такое устойчивое развитие муниципальных образований, и в какой временной промежуток необходимо рассматривать данное развитие.

Устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений [3].

То есть речь идет об обеспечении качества жизни людей, а так как в короткий срок данный результат получить затруднительно, то необходимо рассматривать развитие муниципальных образований на долгосрочную перспективу.

Концепция устойчивого развития

Концепция устойчивого развития выделяет три инструмента, а именно: экономическое развитие, социальное и экологическое.

Все три инструмента, безусловно, связаны между собой, но в данной статье хочется остановиться на таком инструменте, как экономическое развитие.

Объектом рассмотрения при этом можно предложить муниципальные образования так называемого первого уровня. В соответствии с законодательством к ним относятся городские поселения, сельские поселения и городские округа. Понятно, что муниципальные образования Российской Федерации находятся в различных условиях (климатических, географических, демографических, экономических и т.д.). Однако, с точки зрения Конституции РФ, житель каждого МО должен иметь равные экономические возможности. Соответственно, обязанность государства – создавать во всех муниципальных образованиях страны равные условия для устойчивого экономического развития.

Существующий экономический подход к концепции устойчивости развития основан на теории максимального потока совокупного дохода Хикса – Линдаля, который может быть произведен при условии сохранения совокупного капитала, с помощью которого и производится этот доход.

Эта концепция подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и применение экологичных технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов [4].

Однако данная концепция не расставляет приоритетов и не отвечает на вопрос: какой должна быть структура экономической деятельности с точки зрения обеспечения долгосрочной устойчивости? Ведь это тоже важный вопрос. Данная концепция основывается на оптимальном использовании ресурсов, что совершенно верно. Но она не учитывает влияние внешних сил (например, экономических кризисов), которые могут уничтожить любую экономическую деятельность.

Отраслевой и пространственный подходы к экономике муниципального округа

Как известно, экономическая деятельность, основанная на неоптимальном или хищническом использовании ресурсов, более прибыльна, чем основанная на их оптимальной эксплуатации. Но это утверждение верно, если рассматривать экономическую деятельность с точки зрения отраслевого подхода, и оно теряет смысл, если учитывать территориальный или пространственный аспект.

Как пример, рассматривая отраслевой подход, совершенно неважно, что случится с муниципальным образованием, где находится отраслевое предприятие, если есть возможность через определенный срок переместить его. То есть не важно, что случится с людьми, с природой, инфраструктурой и т.д. С точки зрения отрасли такое кочевание даст устойчивое экономическое развитие. С точки же зрения муниципального образования, на территории которого размещено предприятие, будут, наоборот, только одни проблемы и отсутствие экономического развития.

Каким же образом соединить данные два подхода (отраслевой и пространственный), чтобы добиться устойчивого развития муниципального образования?

Как видится, очень трудно (или невозможно) выработать предложения по оптимальной отраслевой структуре экономической деятельности на территории муниципального образования.

Помимо внутренних факторов МО, существует и масса внешних (конъюнктура, потребность и т.д.). Но можно попытаться предложить структуру экономической деятельности МО, обеспечивающую устойчивость его развития, или по-другому предложить такую структуру, которая не приведет к разрушению экономической деятельности ни при каких кризисах или иных внешних негативных воздействиях.

Экономическая деятельность муниципального образования

Если рассматривать экономическую деятельность муниципального образования, то необходимо разделить два понятия – эффективность и устойчивость. С позиций системного подхода наиболее устойчивой будет полицентральная (многоотраслевая) структура экономической деятельности, наименее устойчивой моноцентральная (одноотраслевая) структура экономической деятельности. При этом полицентральная будет наименее экономически эффективной, а моноцентральная – наиболее экономически эффективной.

В основе устойчивого экономического развития МО должны лежать принципы неснижаемого уровня полицентризма и оптимальной отраслевой структуры экономической деятельности.

Очевидно, что в данной статье только поставлен ряд вопросов, требующих дальнейшего исследования, но уже исходя из ее содержания можно предложить направления поиска структуры экономической деятельности муниципального образования.

Применение же системного подхода при определении пространственной устойчивости территории, возможно, не только натолкнет на обнаружение новых инструментов прогнозирования экономического развития МО, но и позволит заложить принципы оптимизации системы расселения страны.


Источники:

1. Бабурин С.Н., Урсул А.Д. Стратегия национальной безопасности: безопасность через устойчивое развитие. // Национальные интересы. – 2010. – № 2.
2. Климов А.А. Пространственное развитие и проблемные территории: социально-экономические аспекты. – М, 2006. – 167 с.
3. Report of the World Commission on Environment and Development. / United Nations. General Assembly Resolution 42/187, 11 December 1987.
4. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й., Беренс В. Пределы роста: Докл. по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:28:04