Ранжирование муниципальных образований на основе оценки эффективности деятельности органов местного управления

Медведева Т.В., Ляшко В.Г., Бессонов М.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Развитие муниципальных образований в Российской Федерации как небольшой геоэкономической составляющей административно-территориального деления страны крайне важно для экономики, поскольку органы местного управления используют ресурсы муниципалитета для удовлетворения потребностей населения, а органам федерального уровня власти в силу большого наличия муниципальных образований успешно не решить проблемы муниципальных образований [8, с. 275]. Для оценки эффективности деятельности органов местного управления в 2008 г. Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определен перечень 14 социально-экономических показателей, основным из которых выступает удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа, муниципального района [1]. Изучение данного перечня позволило сформулировать вывод о переходе на новый этап управления страной, позволяющий сделать фокус на степень использования современных принципов и способов управления, повышении качества жизни населения муниципальных образований [4; 6, с. 245].

Утвержденный в 2012 г. Правительством РФ от 17.12.2012 № 1317 перечень дополнительных, ежегодно проходящих мониторинг показателей оценки эффективности деятельности органов местного управления направлен в большей степени на социальную составляющую жизни населения, характеризуется прозрачностью, постоянным изучением, предоставляет возможность каждому жителю муниципального образования проанализировать показатели эффективности работы избранной им власти и сопоставить ее с результатами работы органов власти прочих муниципалитетов субъекта РФ или других регионов страны [2; 6, с. 242; 13; 16, с. 23].

Вполне можно согласиться с Пресняковой Т.С. в том, что целью официальной методики оценки эффективности выступает определение единых методических подходов к организации мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов и работой органов власти на показатель [17, с. 16].

Дискутировать в отношении выбора показателей, взятых за методическое обеспечение работы органов местной власти РФ, не представляется возможным в силу существующей российской нормативной базы, однако, имеется зарубежный опыт использования в качестве показателей работы органов местного самоуправления США, который можно было бы включить в российскую систему: уровень здравоохранения детей; деятельность по защите окружающей среды; общественная безопасность [17, с. 17; 18, с. 247].

Изучение трудов Беленова О.Н., Абалкина В.П., Ворошилова Н.В., Денисова В.Н., Шилова И.В., Шурчковой Ю.В. позволило согласиться с высказыванием о том, что, чем обширнее территория, тем разнообразнее ее природные ресурсы, тем больше возможностей для территориального маневра, формирования экономических районов, межрайонного разделения труда, но и больше проблем, требующих решения [5, 10, 11, 15, 19].

Оценка эффективности деятельности муниципалитетов позволяет определить приоритетные или проблемные направления работы региональных и местных властей, разработать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного управления, поощрения муниципалитетов, а для комплексного анализа развития экономики субъекта страны крайне важно проводить ранжирование муниципальных образований на основе оценки эффективности деятельности органов местного управления. С учетом отличия каждого муниципального образования от другого муниципалитета в связи с дифференциацией их социально-экономического потенциала, размещением природных ресурсов и местами их потребления органам власти крайне важно знать динамику развития муниципалитета, стремиться к улучшению данных показателей, повышать интерес населения и власти к грантам, патриотическому воспитанию молодежи на муниципальном уровне [16, с. 22].

Методике ранжирования муниципальных образований на основе оценки эффективности деятельности органов местного управления, как показало исследование научных трудов Галкина А.И., Еремина С.Г., Кадыровой Г.М., Мухаева Р.Т., уделено небольшое внимание, поэтому целью работы выступает разработка методики проведения подобного ранжирования для разработки и реализации государственных мер по улучшению социально-экономического развития регионов страны [7, 9]. Специальное исследование было проведено на базе 7 городских округов и 19 муниципальных районов Тульской области как экономически сильного субъекта Центрального федерального округа [21, 22].

Научная новизна исследования состоит в разработке и внедрении в работу местных и региональных органов власти методики определения индивидуальных интегральных показателей и обобщающего коэффициента, на основании которых можно резюмировать эффективность деятельности органов местного управления муниципальных образований Тульской области в динамике. Предлагаемые методы позволяют комплексно провести анализ социально-экономического развития территорий на муниципальном уровне, выявить отстающие территории, определить приоритетные направления развития регионов, работы региональных и местных властей и разработать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного управления.

Предложен обобщающий показатель социально-экономического развития муниципальных образований - среднегодовая численность постоянного населения городского округа (муниципального района), который в научной литературе не представлен, за исключением показателя только для субъектов РФ (ВРП). Именно изменение численности постоянного населения муниципалитета выступает итоговым показателем работы органов власти местного управления, на который оказывает влиние развитие промышленности, уровень зарплат, пенсий, социальных пособий, жилищных условий, инфраструктуры региона.

Гипотеза исследования - разработка методики расчета индивидуальных интегральных и обобщающего показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта РФ для улучшения социально-экономического их развития через призму быстрого реагирования органов власти на имеющие региональные проблемы, что позволит улучшить распреределение ресурсов с учетом итогов развития территорий, повысить контроль деятельности органов местного управления и эффективности их работы, что в целом благоприятно должно отразиться на дальнейших показателях социально-экономического развития муниципальных образований региона России.

Методы исследования

Расчет индивидуального интегрального показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области за 2021-2023 гг. по каждой позиции ( ) определен по формуле:

, (1)

где – показатель эффективности деятельности органов местного самоуправления по i городскому округу и муниципальному району;

– показатель эффективности деятельности органов местного самоуправления по муниципальным образованиям субъекта РФ;

n – число лет изучаемого периода, годы.

Расчет размаха асимметрии показателя «Среднегодовая численность постоянного населения» в качестве приоритетного показателя развития муниципалитетов Тульской области (Р) произведен с использованием формулы:

, (2)

где – максимальная среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования, чел.;

– минимальная среднегодовая численность постоянного населения муниципального образования, чел.

Экстраполяция среднегодовой численности постоянного населения муниципалитетов Тульской области к 2030 г. произведена с помощью пакета Excel на основе полиномиальной кривой изменения седьмой степени в силу большей вероятности прогнозирования.

Результаты

Рассчитав индивидуальные интегральные показатели по каждому муниципальному образованию, подсчитаем обобщающий интегральный показатель эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области за 2021-2023 гг. по каждой позиции, используя статистическую формулу средней хронологической простой, суммировав все индивидуальные показатели по каждому муниципальному образованию, и разделив обобщенный показатель на общее число показателей на основании докладов глав муниципальных образований об эффективности деятельности органов местного самоуправления. Для расчета указанных коэффициентов использовались социально-экономические показатели развития муниципальных образований Тульской области за 2021-2023 гг., в частности число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел., среднегодовая численность постоянного населения и другие показатели. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты расчета обобщающего интегрального показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области за 2021-2023 гг.

Муниципальные образования
Индивидуальный интегральный показатель за 2021-2023 гг.
Обобщающий интегральный показатель (К)
Число субъектов малого и среднего бизнеса на 10 тыс. чел., ед.
Доля среднесписочной численности работников малых и средних организаций в численности работников всех организаций, %
Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 чел., руб.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб.
Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в общей численности детей в возрасте
1-6 лет, %
Среднегодовая численность постоянного населения, тыс. чел.
Полная учетная стоимость основных фондов всех организаций муниципальной формы собственности, тыс. руб.
Городские округа
г. Тула
0,076
0,031
0,049
0,041
0,048
0,049
0,359
0,292
0,118
г. Алексин
0,043
0,043
0,070
0,0359
0,037
0,041
0,045
0,045
0,045
г. Донской
0,031
0,030
0,004
0,0286
0,032
0,032
0,041
0,049
0,031
г. Ефремов
0,043
0,039
0,059
0,0365
0,038
0,042
0,037
0,038
0,041
г. Ново-московск
0,052
0,050
0,087
0,0355
0,044
0,039
0,087
0,145
0,067
рабочий поселок Новогу-ровский
0,025
0,050
0,070
0,0303
0,049
0,043
0,002
0,001
0,034
Славный
0,017
0,023
0,002
0,0296
0,041
0,063
0,001
0,001
0,022
Муниципальные районы
Арсеньевский
0,037
0,049
0,013
0,0378
0,027
0,025
0,006
0,008
0,025
Белевский
0,035
0,037
0,016
0,0421
0,030
0,032
0,012
0,004
0,026
Богоро-дицкий
0,034
0,026
0,012
0,0330
0,044
0,028
0,033
0,041
0,031
Веневский
0,045
0,029
0,006
0,0436
0,033
0,046
0,021
0,027
0,031
Воловский
0,032
0,044
0,027
0,0338
0,038
0,0243
0,009
0,011
0,027
Дубенский
0,034
0,032
0,029
0,036
0,031
0,0391
0,009
0,012
0,028
Заокский
0,057
0,029
0,004
0,0494
0,035
0,0472
0,016
0,011
0,031
Каменский
0,022
0,043
0,034
0,0327
0,033
0,0296
0,005
0,005
0,025
Кимовский
0,041
0,039
0,006
0,0379
0,033
0,0352
0,025
0,013
0,029
Киреевский
0,035
0,045
0,007
0,0344
0,032
0,0326
0,048
0,065
0,037
Куркинский
0,035
0,054
0,056
0,0426
0,032
0,0353
0,006
0,006
0,033
Одоевский
0,028
0,047
0,015
0,0439
0,031
0,0342
0,007
0,007
0,026
Плавский
0,029
0,025
0,034
0,0281
0,035
0,0274
0,019
0,011
0,026
Суворовский
0,033
0,029
0,022
0,0432
0,0357
0,0389
0,022
0,030
0,032
Тепло-Огаревский
0,030
0,037
0,007
0,0369
0,0300
0,0283
0,007
0,005
0,023
Узловский
0,032
0,030
0,097
0,0325
0,0400
0,0361
0,050
0,061
0,047
Чернский
0,028
0,013
0,018
0,0339
0,0319
0,0265
0,012
0,011
0,022
Щекинский
0,036
0,032
0,145
0,0324
0,0420
0,0335
0,068
0,051
0,055
Ясногорский
0,040
0,039
0,049
0,0428
0,0446
0,0424
0,019
0,019
0,037
Источник: составлено авторами по результатам исследования

Если коэффициент больше или равен 0,06, то эффективность муниципальных образований области растет, если меньше 0,02, то эффективность районов и городских округов области удовлетворительна. Воспользовавшись формулой средней арифметической простой, мы определили обобщающий интегральный показатель, учитывающий основные социально-экономические показатели развития муниципалитетов Тульской области в 2021-2023 гг., и на основании которых муниципальные образования можно разделить на 3 группы:

1 группа - 0 < 0,02 – муниципалитеты, которые характеризуют удовлетворительную эффективность деятельности органов местного самоуправления за указанный временной период;

2 группа - 0,02 < 0,06 – муниципальные образования, характеризующиеся устойчивой эффективностью деятельности органов местного самоуправления за 2021-2023 гг.;

3 группа – 0,06 < 0,20 – районы и городские округа, обеспечивающие высокую эффективность деятельности органов местного самоуправления за 2021-2023 гг.

Таким образом, расчет интегрального показателя эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области за 2021-2023 гг. позволил утверждать о высоком рейтинге в ранжировании регионов субъекта РФ городских округов г. Тула (0,118), г. Новомосковск (0,067), Щекинский район (0,055). К муниципалитетам, которые характеризуют удовлетворительную эффективность деятельности органов местного самоуправления за указанный временной период, относятся МО Славный, Арсеньевский, Тепло-Огаревский, Чернский районы [21, 22].

Все остальные муниципальные образования (ГО: г. Алексин, г. Донской, г. Ефремов, РП Новогуровский, а также районы: Белевский, Веневский, Богородицкий, Воловский, Дубенский, Заокский, Кимовский, Куркинский, Каменский, Киреевский, Одоевский, Суворовский, Плавский, Узловский, Ясногорский) характеризуются устойчивой эффективностью деятельности органов местного самоуправления.

Поскольку в социально-экономическом развитии муниципального образования трудно выделить обобщающий показатель, в отличие от субъекта РФ, где главный показателем выступает ВРП, самостоятельно обозначим среднегодовую численность постоянного населения городского округа (муниципального района) в Тульской области, поскольку, на наш взляд, он выступает результатом и финансовой самостоятельности региона, рождаемости, смертности, продолжительности жизни, миграции, выезда населения муниципалитета в прочие регионы, убуславливая это непривлекательностью региона, особенно молодежи, привлекательными условиями ведения предпринимательской деятельности, льгот со стороны государства, наличия крупных и средних предприятий в муниципальном образовании, достойным уровнем заработной платы, пенсий и социальных пособий [12; 20, c. 2532].

Вследствие использования нами метода экстраполяции на основе полиномиальных кривых изменений среднегодовой численности постоянного населения муниципалитетов Тульской области, отраженным на рисунке 1, следует полагать, что при вероятности прогноза в 78% к 2030 г. численность населения Тульской области увеличится, что должно явиться положительным результатом работы органов местной власти.

Рисунок 1. Динамика в 2023 г. и экстраполяция изменения среднегодовой численности постоянного населения Тульской области в муниципальном разрезе, тыс. чел.

Источник: составлено авторами по результатам исследования

Всё вышесказанное позволяет нам утверждать, что в Тульской области следует активно содействовать мерам, принимаемым органами государственной власти региона, направленным на увеличение численности населения, повышения рождаемости [3; 14, с. 223].

Произведем расчет размаха асимметрии показателя «Среднегодовая численность постоянного населения» муниципалитетов Тульской области, результаты отразим в таблице 2.

Таблица 2 – Расчет размаха асимметрии показателя «Среднегодовая численность постоянного населения» муниципальных образований Тульской области

Высокие показатели

2021 г.
2022 г.
2023 г.
г. Тула
532,7
544,8
540,4
г. Новомосковск
132,5
131,3
130,2
Щекинский район
102,3
104,4
102,4
Низкие показатели
рабочий поселок Новогуровский
3,3
3,6
3,6
Славный
1,8
1,9
1,8
Каменский район
8,4
8,3
8,2
Отношение показателей
Размах асимметрии
2021 г.
2022 г.
2023 г.
295,4
151,3
150,1
73,6
69,1
72,3
1,4
12,6
12,5
Источник: составлено авторами по результатам исследования

Из таблицы 2 видно, что среднегодовая численность постоянного населения г. Тула в 2023 г. превысила жителей РП Новогуровский в 150,1 раза, г. Новомосковск – больше численности жителей Славного в 72,3 раза, Щекинского района – больше, чем в Каменском районе в 12,5 раза. Экономика Каменского района – слабая, Щекинского района – сильная, что во многом зависит и от градообразущих организаций на территории регионов, в то время, как Тула – областной город, характеризующийся высокими показателями средней заработной платы, лучшими условиями ведения бизнеса, наличием основных фондов муниципальной формы собственности, выгодными условиями привлечения инвестиций [21, 22].

Учитывая вышеописанную динамику ранжирования муниципальных образований Тульской области, в муниципалитетах, которые характеризуют удовлетворительную эффективность деятельности органов местного самоуправления в 2021-2023 гг. (МО Славный, Арсеньевский, Тепло-Огаревский, Чернский районы), следует органам региональной и местной власти оперативно решать вопросы, способствующие повышению показателей социально-экономического развития указанных территорий. Для этого следует учесть, что данные районы являются сельскохозяйственными регионами, поэтому в дальнейшем следует акцент органам власти сделать на поддержку в них сельскохозяйственных организаций, используя полный пакет мер поддержки, направленный на развитие АПК.

Выводы

Таким образом, по результатам проведенного исследования был применен интегративный подход, заключающийся в необходимости ранжирования муниципальных образований. Ранги основаны на расчете индивидуальных интегральных и обобщающих показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тульской области за 2021-2023 гг. В ходе исследования было выявлено положительное социально-экономическое развитие большинства муниципалитетов Тульской области, что свидетельствует об эффективности работы органов власти региона. Выявлен дидуктивным способом важный показатель развития муниципального образования - среднегодовая численность постоянного населения, а также показатель, на который трудно повлиять – рождаемость, на основании динамики первого показателя произведен расчет асимметрии, позволивший выявить существенные отклонения в численности населения 19 районов и 7 городских округов Тульской области. Полученные результаты относительно ранжирования муниципальных образований должны способствовать эффективной и слаженной работе органов региональной и местной власти региона, могут применяться для выделения грантов, разработки муниципальных программ.


Страница обновлена: 10.01.2025 в 12:13:21