Эффективная налоговая политика как инструмент повышения производительности легкой промышленности

Травникова А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-1 (166), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена проблеме повышения эффективности работы предприятий легкой промышленности за счет снижения налогового бремени, путем применения специального налогового режима – упрощенной системы налогообложения. Также в работе проанализированы другие методы государственной поддержки предприятий отрасли.

Ключевые слова: налоговая политика, легкая промышленность, государственная поддержка, техническое перевооружение, упрощенная система налогообложения, пилотные проекты, трикотажные изделия



В настоящее время легкая промышленность находится в критическом состоянии, что подтверждается статистическими данными Росстата и Минпромторга России.

Согласно данным Минпромторга России, в 2009 году производство практически всей текстильной и швейной продукции снизилось по отношению к 2008 г. на 15–30%.

Отмечено увеличение производства нетканых материалов типа тканей – в 2,8 раза, практически на уровне прошлого года осталось производство трико тажных и тюле-гардинных изделий, платьев.

Доля убыточно работающих предприятий в общем количестве предприятий в текстильном и швейном производстве увеличилась с 29% в январе – октябре 2008 года до 37,1% в январе – октябре 2009 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви с 20,6% до 25,4%.

По мнению экспертов Минпромторга России, основными причинами спада производства в легкой промышленности являются:

– снижение потребительского спроса в связи со снижением реальных денежных доходов населения;

– снижение спроса на продукцию легкой промышленности со стороны промышленности из-за падения уровня производства практически во всех секторах экономики [3].

Упрощенная система налогообложения для предприятий легпрома

Главной проблемой, которая стоит перед легкой промышленностью и которая привела отрасль к таким показателям, является необходимость технического переоснащения предприятий. Один из путей ее решения – разрешить всем предприятиям сектора применять упрощенную систему налогообложения (УСН) на добровольной основе без ограничения по численности, а сумму экономии от налогов направить на модернизацию и техническое перевооружение.

Представители предприятий кожевенной и обувной промышленности в своем письме к Президенту РФ Медведеву Д.А. «О сохранении российской легкой промышленности» указали возможность применения УСН в качестве одной из мер, которая сможет их поддержать [2]. Кроме того, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов предложил внести изменения в главу 26.2 (статьи 346.11–346.25.1) Налогового кодекса РФ. По его мнению, необходимо включить предприятия текстильной и легкой промышленности в список организаций, имеющих право добровольно переходить на УСН, и добавить следующую фразу:

«Предприятия текстильной и легкой промышленности, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, высвобождаемые в результате этого средства должны направлять на модернизацию, техническое перевооружение и расширение производства. Порядок и правила перехода на упрощенную систему налогообложения предприятий текстильной и легкой промышленности утверждаются Правительством Российской Федерации» [3].

Данное предложение порождает много вопросов, которые не оговорены и практическое применение которых не продумано:

1. Кто должен исчислять сумму высвобождаемых средств?

2. Как будет определяться эта сумма, в соответствии с какой методикой?

3. Кто и как будет контролировать целевое использование высвобожденных средств?

4. Как учитывать остальные критерии, применяемые при переходе и применении УСН?

5. Останется ли право выбора объекта налогообложения?

В отношении данного вопроса следует также отметить тот факт, что в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса РФ (НК РФ), ограничения для применения данного специального налогового режима касаются не только численности, но и размера основных средств и нематериальных активов (НМА), а также доли участия других организаций. Таким образом, в НК РФ нет ограничений, направленных на субъекты легкой промышленности. Следовательно, предприятия отрасли, не имеющие основных средств и НМА в собственности или имеющие их в пределах до 100 млн рублей, вполне могут перейти на данный специальный режим налогообложения [1].

Следовательно, вносить изменения в главу 26.2 НК РФ, определяя их одной фразой, нецелесообразно.

Необходимо подойти к этому вопросу комплексно и проработать его тщательно, чтобы в дальнейшем у предприятий не возникло дополнительных сложностей с переходом на данную систему налогообложения, а главное – трудностей с возможностью применения этой системы. Отметим, что данная система налогообложения ориентирована на субъекты малого предпринимательства, а, по мнению замдиректора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России О. Кащеева, текстильные и швейные предприятия не могут быть малыми [3].

Специальный налоговый режим

Автором предлагается для повышения эффективности работы отрасли и обеспечения ее источниками финансирования технического перевооружения ввести специальный налоговый режим для предприятий легкой промышленности по аналогии с системой налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Не следует забывать о том, что, хотя упрощенная система налогообложения и снижает налоговую нагрузку предприятий, но освобождает их от уплаты не всех налогов, предусмотренных НК РФ. Единый налог, уплачиваемый при применении УСН, освобождает от уплаты:

– налога на прибыль (20%);

– налога на имущество (2,2%);

– страховых взносов в части уплаты в фонды обязательного медицинского страхования (3,1%), фонд социального страхования (2,9%);

– налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (20%) должны уплачивать все предприятия и организации, а применяющие УСН в 2010 году уплачивают их по ставке 14%. Но в перспективе, начиная с 2011 года, все вышеуказанные взносы организации, применяющие УСН, будут обязаны исчислять в общем порядке.

Следует также конкретизировать вопросы, касающиеся амортизации основных фондов. Должна ли она начисляться (если должна, то какие методы можно использовать) или останется метод единовременного списания стоимости объектов при принятии их к учету (применяемый в настоящее время при УСН).

Необходимо четко проработать переходные моменты при смене режима налогообложения на УСН и выборе объекта налогообложения, а также возможности либо невозможности смены объекта при применении УСН. Для проработки этих вопросов необходимо четко понимать, какие цели преследуются, в какие сроки они должны быть достигнуты, с помощью каких механизмов и кто будет контролировать реализацию всех этапов.

Поэтому все-таки необходима проработка этого вопроса как отдельного налогового механизма поддержки предприятий легкой промышленности.

То есть если разрешить предприятиям легкой промышленности применять УСН, то необходимо вносить изменения в Налоговый кодекс РФ не одной фразой, а в виде отдельного специального налогового режима.

Налоговая нагрузка и господдержка

Снижение налоговой нагрузки сможет дать положительные результаты для легкой промышленности только как составляющая комплексной поддержки.

Минпромторг России разработал правила предоставления субсидий из федерального бюджета в 2011–2013 годах организациям, реализующим пилотные проекты в рамках Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года.

Согласно этим правилам порядок субсидирования будет распространяться только на предприятия, которые включены в Перечень пилотных проектов по модернизации текстильной и легкой промышленности России [3].

Следует отметить, что субсидии из федерального бюджета предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе. Эксперты Минпромторга России полагают, что принимаемые меры стабилизируют работу отрасли и повысят инвестиционную активность, экономическая выгода будет обеспечена через возврат выделяемых средств в бюджет за счет увеличения налоговых отчислений.

В рамках такой государственной поддержки возникают противоречия:

– в вопросе налогообложения предприятий легкой промышленности, поскольку если законодательно будет разрешено переходить на УСН, то совершенно очевидно, что налоговые поступления в бюджет сократятся, и остается неясным, чем тогда будет обеспечена экономическая выгода субсидирования.

В этом случае государство выступает финансовым донором;

– в вопросе комплексного подхода, поскольку субсидирование предполагается только пилотных проектов, а их на данном этапе только пять, следовательно, речь идет об адресной поддержке.

Заключение

Из вышеизложенного можно сделать выводы о том, что, несмотря на разработанный план мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года, его осуществление имеет узкую направленность, а действенные меры по поддержке отрасли в целом пока не предприняты. Что касается перспектив налогообложения, то они также пока неопределенные, а предложения и инициативы, озвученные в настоящий момент, вызывают много вопросов касательно возможности их практического применения.

Для повышения эффективности налоговой системы, кроме изменений налогового законодательства, необходимо совершенствовать налоговое администрирование, так как только при этом условии будет обеспечено целевое использование средств, высвободившихся при льготном налогообложении.


Источники:

1. Налоговый кодекс РФ.
2. О сохранении российской легкой промышленности // Кожа и обувь. – 2010. – № 1.
3. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minprom.gov.ru.

Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:47:27