Внедрение информационной системы в деятельность предприятия легкой промышленности: обзор систем управления предприятием и план внедрения

Щербакова Д.В., Мамедгулиев Р.И.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Щербакова Д.В., Мамедгулиев Р.И. Внедрение информационной системы в деятельность предприятия легкой промышленности: обзор систем управления предприятием и план внедрения // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – doi: 10.18334/epp.14.10.121824.



Введение

В условиях современного рынка успешное развитие предприятия лёгкой промышленности невозможно без использования информационных технологий. Внедрение информационной системы позволяет оптимизировать бизнес-процессы, повысить эффективность работы и конкурентоспособность компании. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты внедрения информационной системы в деятельность российского предприятия лёгкой промышленности.

Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения эффективности управления предприятием и обеспечения его конкурентоспособности в условиях быстро меняющегося рынка. Информационные технологии позволяют автоматизировать рутинные операции, ускорить принятие решений и улучшить качество продукции.

Наличие автоматизированной системы не только снижает нагрузку на персонал, но, главным образом, выводит управление на качественно другой уровень, смещая фокус управленческих усилий с оперативных задач на задачи управления качеством, повышения производительности труда и снижения издержек. [20, 21]

Согласно данным Ассоциации текстильной промышленности, современные предприятия сталкиваются с целым комплексом проблем:

1. Усугубляется кадровый голод из-за «выхолащивания» программ подготовки профильных отраслевых специалистов, наблюдается перекос учебных программ государственных учебных заведений в сторону увеличения дисциплин, связанных с дизайном одежды. Уменьшается количество и объем дисциплин технического и технологического профиля;

2. В отрасли работает много непрофильных специалистов, в том числе руководителями производств;

3. Отрасль слабо автоматизирована;

4. Потеряны единые стандарты работы, усугубляется отставание от мировой системы организации труда.

В совокупности эти факторы приводят к высокой себестоимости продукта и неконкурентоспособности товаров швейной отрасли на постсоветском пространстве.

Цель статьи — провести обзор систем управления предприятием, которые могут быть внедрены на российском предприятии лёгкой промышленности, и разработать план внедрения информационной системы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

¾ проанализировать рынок информационных систем для предприятий лёгкой промышленности;

¾ определить критерии выбора информационной системы;

¾ разработать план внедрения выбранной системы на предприятии.

Обзор литературы, посвященной автоматизации легкой промышленности показывает отсутствие глубокого разбора имеющихся информационных продуктов для отрасли. В статье Г.Н. Русаковой «Практика внедрения эффективной ERP-системы» рассматриваются ERP-системы, их особенности и преимущества. Проводится сравнительный анализ систем и их ключевых характеристик. Автором исследован опыт внедрения 1С:ERP системы на действующем предприятии легкой промышленности кожгалантерейной фабрике «Медведково» [12]. Недостатком данного исследования на данный момент является устаревшая информация, и тот набор программного обеспечения, который рассматривается автором в качестве альтернативного, по большей части не актуален вследствие ухода ряда компаний разработчиков ERP - систем с российского рынка. В конечном итоге Русакова Г. Н. делает подробный обзор российского продукта на платформе 1С, но отсутствие обзора более профильных для отрасли легкой промышленности продуктов делает анализ неактуальным.

Скрыльникова О.А. в работе «Информационные технологии в швейной промышленности» [13] и Ю. В. Быкова в статье «Информационные технологии в легкой промышленности» [4] описывают принципы и преимущества внедрения ERP систем на предприятия отрасли в целом, но не дает обзора рынка данных продуктов, их функциональных возможностей.

Данилова О. А. и Шумкова К. Г. приходят к выводу, что использование стандартной ERP системы на базе 1С нецелесообразно для швейных производств ы силу специфики производственных процессов. Необходимы специализированные ERP решения, которые могут быть выполнены, в том числе на базе 1С [6].

Веретельников А. С., Клейменкин Д. В., Коринтели А. М. рассматривают методы автоматизации швейного производства и внедрение новых автоматических систем раскроя текстиля и сборки изделий, достоинства внедрения корпоративных информационных систем для производств швейной промышленности, а также приводят примеры программного обеспечения, способного в режиме реального времени моделировать эскизы изделий швейной промышленности. [5]

Преподаватели ФГБОУ ВО Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина Л. Р. Сницар, Д. В. Сницар описывают основы построения ИТ-инфраструктуры предприятия легкой промышленности, не останавливаясь на EPR решениях. [14]

В статьях Женга С. [3], Фенга К., Али Д.А. [1] и Ягуба М.З. [2] рассматриваются вопросы цифровой трансформации лёгкой промышленности с точки зрения достижений глобальных трендов индустрии 4.0, устойчивого развития и информационных систем по управлению предприятием.

Научный пробел по данной теме состоит в том, что при разносторонней тематике отсутствуют работы, которые были бы всецело посвящены исследованию ERP-систем в отрасли лёгкой промышленности.

Научная новизна исследования заключается в проведенном функциональном анализе систем управления предприятием легкой промышленности и в разработке пошаговой модели внедрения информационной системы управления для автоматизации деятельности предприятия лёгкой промышленности.

Авторская гипотеза заключается в том, что разработка универсальной методики внедрения информационной системы класса ERP позволяет снизить издержки и повысить эффективность воспроизводимых бизнес-процессов на предприятии лёгкой промышленности.

В рамках исследования были использованы методы стратегического и бизнес-анализа, логический, системно-функциональный, сравнительный и структурный подходы. Авторами были применены научное моделирование, индукция, дедукция, элементы прогнозирования и систематизации данных, контент-анализ.

Статья будет полезна руководителям и специалистам предприятий лёгкой промышленности, а также исследователям, интересующимся вопросами внедрения информационных технологий в производство.

Функциональный анализ систем управления предприятием для предприятий лёгкой промышленности

Автоматизированные системы управления предприятием являются комплексами программных и аппаратных средств, которые позволяют автоматизировать процессы по управлению бизнесом, в том числе и в сфере лёгкой промышленности. Автоматизированные системы управления, по сути, являются программами по бизнес-планированию, которые включают в себя расчёт финансовых затрат, планирование ресурсов, управление кадрами, поставками, производством, бухгалтерским учётом, логистикой и другими функциями. [15, 18]

Благодаря процессам цифровой трансформации, которые активно есть на предприятиях сферы лёгкой промышленности, внедрённые системы могут влиять на практические результаты работы и эффективность внутренних процессов, однако это мало отражается на самом важном – на расширении возможностей деловой активности, росте доли рынка, увеличении продаж и эффективности бизнеса в целом.

Российский и зарубежный рынок представляет разные решения систем по управлению ресурсами предприятий. В рамках настоящей статьи были отобраны несколько российских информационных систем, которые используются в настоящее время предприятиями лёгкой промышленности или могут быть внедрены в их работу в связи с политикой импортозамещения иностранного программного обеспечения. Этими программами являются: АСУП «Стилон» (автоматизированная система управления предприятием), «X24: ERP», «1С: Предприятие», а также «Infor M3 Fashion». [7]

Наиболее адаптированной под коммерческие цели различных швейных и трикотажных предприятий является система управления предприятием «Стилон». Данная АСУП представляет единую программную среду для реализации бизнес-процессов и выполнения целей по направлениям деятельности предприятия: в области планирования, аналитики, управления жизненным циклом выпускаемой продукции, складским учётом, логистикой и фондом заработной платы для сотрудников. Рассмотрим каждое из перечисленных направлений:

– набор справочников и нормативная база: система содержит более 100 различных справочников, в т.ч. базу знаний по производственным процессам, спецификации и технологические карты, а также базы данных по материалам и фурнитуре, готовым изделиям; [8]

– блок управления заказами обеспечивает процесс от создания заявки на производство конкретной продукции до закрытия этого заказа, включая при этом такие пункты, как планирование и сопровождение реализации данного проекта на основании плана-графика;

– блок технико-экономических расчётов, встроенный в систему, даёт возможность рассчитать плановую себестоимость выпускаемой продукции, а также эффективно составить схему распределения труда между сотрудниками, подготовив для них автоматически инструкции по трудовым обязанностям;

– модуль по управлению логистикой и цепями поставок: расчёт необходимого количества сырья, материалов, фурнитуры и полуфабрикатов, создание заданий на поставку, отслеживание поставок, контроль остатков;

– модуль по учёту материалов в рамках их движения и превращения в готовую продукцию предоставляет инструменты для маркировки, а также базу данных по движению продукции в рамках обозначенных на производстве бизнес-процессов: резервирования, подбора материалов, их передачи, приёма, раскроя, комплектования, изготовления итоговой продукции и её отгрузки;

– в функциональные возможности блока планирования и формирования аналитической отчётности входит автоматический расчёт сроков выполнения производственных процессов, закрепления сотрудников за процедурами, работа с календарём задач и графиком работ на определённых участках и т.д. Кроме того, в системе предусмотрен расчёт заработной платы на основании особенностей трудовых договор, заключенных предприятием с сотрудниками, и их достижениями, выполненными в процессе работы;

– модуль внутренней коммуникации – в систему встроен корпоративный мессенджер, который позволяет вести переписку через текстовые, аудио- и видео сообщения.

Таким образом, система «Стилон» позволяет обеспечить эффективную работу швейного и трикотажного предприятия за счёт проработанного кросс-функционального подхода, подразумевающего агрегацию всей необходимой информации в пределах одного автоматизированного решения.

Система «Infor M3 Fashion» направлена на управление деятельностью предприятий лёгкой промышленности и индустрии моды. Система позволяет выстраивать перечень выпускаемой и продаваемой продукции на основании потребности клиентов и сезонности спроса на конкретный товар. Реализация товарной номенклатуры происходит за счёт групп процессов: снабжения, запасов, продаж, производства и планирования. [16]

Функциональность ERP-системы «Infor M3 Fashion» позволяет вести договоры и определять коммерческие взаимоотношения с поставщиками, делать заказы на закупку необходимых материалов и отслеживать статус их изменений при достижении целей по их выполнению, а также построить модель учёта себестоимости каждого вида закупаемой номенклатуры. Данная программа напоминает о необходимости в проведении на предприятии работы по инвентаризации, классификации запасов и отслеживанию перемещений. Блок заказов подразумевает работу с клиентами путём создания прайс-листов и проведения скидок и ведения заказов, управляет отгрузками и осуществляет деятельность по мониторингу кредитного лимита от покупателей.

Производственные модули системы хранят различные данные по картам технологических процессов и производственных заказов, производят учёт рулонов ткани и раскроя, затрат на производство. Наконец, последний модуль в системе – это планирование. Планирование в данной программе работает за счёт составления прогнозной аналитики по использованию товаров в сезонные и несезонные периоды. [17]

Информационная система «X24: ERP» представляет собой комплексный ИТ-продукт, который направлен на применение в разных отраслях экономики, не только в лёгкой промышленности: в мебельном, пищевом производствах, металлургии и других. Отличительной особенностью данной ERP-системы от программного продукта «Стилон» является то, что система имеет модули продаж и онлайн-консультирования. Есть возможность адаптировать систему под потребности отдельного предприятия.

Фокус на продажи в системе «X24: ERP» подразумевает автоматическую реализацию операций по формированию различных типов сопроводительных документов, базу контрагентов и хранение файлов по заказам с историями их изменений, возможные интеграции с маркетплейсами и транспортными компаниями для обмена данными между поставщиком и клиентами. Система распределяет заказы на основании их приоритетности в выполнении, а также уведомляет клиентов о статусе готовности заказов.

Наконец, система «1C: ERP Управление предприятием» – решение, которое было разработано компанией «1С» по управлению предприятием. Данная система предоставляет возможность автоматизировать бизнес-процессы между цехами путём представления специальных маршрутных листов, управления партиями запуска, созданием групповых и персональных заданий на работу и т.д. В эту систему встроен модуль по организации ремонта оборудования на основании доступности функции ремонта в конкретный промежуток времени. Как и в программах, описанных выше, данная система имеет модули по управлению финансами, бюджетированию, закупками, продажами и отношениями с клиентами, расчёту заработной платы между сотрудниками и рациональному использованию ресурсов.

В таблице 1 представлен функциональный анализ описанных выше ERP-систем по критериям классификации.

Таблица 1. Функциональный анализ информационных систем управления

для автоматизации деятельности предприятия лёгкой промышленности


Критерий сравнения
Программный продукт
X24: ERP
АСУП Стилон
1С: ERP Управление предприятием
Infor M3 Fashion
1
Заказы
+
+
+
+
2
Поступления
+
+
+
+
3
Производство
+
+
+
+
4
Складской учёт
+
+
+
+
5
Логистика
+
+
+
+
6
Закупки
+
+
+
+
7
Синхронизация с 1С
+
+
+
+
8
Продажи
+

+
+
9
Отчёты
+
+
+
+
10
Онлайн-консультант
+

+
+
11
База знаний
+
+
+
+
12
Управление персоналом

+
+
+
13
Внутренний мессенджер

+


14
Мобильное устройство
+

+

Примечание: составлено авторами.

Функциональный анализ программных продуктов по использованию их в лёгкой промышленности показал, что каждая из информационных систем обладает существенными достоинствами по использованию и их различия друг от друга минимальны.

Формулирование плана внедрения информационной системы в деятельность предприятия лёгкой промышленности

Внедрение информационной системы в организационную деятельность представляет собой сложный поэтапный процесс, в том числе и для любого предприятия лёгкой промышленности. Выделяют несколько видов стратегий внедрения информационных систем: «шаг за шагом», «большой взрыв» и «пилотное внедрение». Стратегия «шаг за шагом» подразумевает постепенное внедрение отдельных модулей информационной системы в работу, сроки и стоимость данного проекта может быть растянута. «Большой взрыв» – это мгновенное внедрение программной системы полностью в деятельность всей организации, что создаёт необходимость в быстром обучении сотрудников в вопросах работы данной системы. И, наконец, «пилотное внедрение» – это такая стратегия, когда прототип системы проходит апробацию на уровне ряда подразделений, и если руководство устраивают результаты внедрения, то эту систему дальше внедряют в других подразделениях. [9, 19]

Следует отметить, что универсального плана внедрения программного продукта в деятельность предприятия лёгкой промышленности не существует, однако при внедрении систем можно основываться на методики внедрения информационных систем, которые были сформулированы глобальными корпорациями (SAP, Oracle, Microsoft и др.) на основании их многолетнего опыта разработки и внедрения систем в различные компании. Рассмотрим обзорно некоторые из них.

Методологический стандарт Microsoft Dynamics Sure Step ориентирован преимущественно на ИТ-продукты компании Microsoft (CRM-, NAV- и AX-системы). Процесс внедрения системы в организацию происходит на основании пяти этапов: диагностики предприятия, анализа предприятия, этапа дизайна, развёртывания системы и межэтапных процессов, таких, как: перенос данных, аналитика бизнес-процессов, настройка интеграций и т.д. Пост-техническая эксплуатация отсутствует после окончания реализации проекта внедрения. Для предприятия лёгкой промышленности вопрос поддержки дальнейшей эксплуатации особенно важен, поскольку штатное расписание предприятия может не включать позиции ИТ-специалистов.

Внедрение информационной системы на основании методологии ASAP (Accelerated SAP) включает в себя следующий этапы: планирование проекта, концептуальное проектирование системы с помощью проведения аналитики, разработка и/или доработка решения, тестирование решения и его внедрение. Отличительной составляющей этой методологии является то, что при анализе и документировании бизнес-процессов к рассмотрению допускаются как первичные, которые предполагается оптимизировать, так и вторичные. [10]

Методология Application Implementation Method (AIM) от Oracle состоит из множества итераций, позволяющих организационной команде проекта довести решения до того состояния, которое будет приемлемо бизнесом. В основе положений этой методологии включается работа над прототипом системы, работа единой команды проекта со стороны заказчика системы (в данном случае, КУ), а с другой – исполнителя, т.е. вендора-разработчика решения. Поскольку проект осуществляется через выполнение итераций, дополнительные сведения и доработки вносятся в процессе выполнения проекта, а не на начальных этапах.

Методология Oracle носит хаотичный, неструктурированный характер в связи с тем, что часть требований к системе может изменяться или дополнена. К тому же отсутствует параметр создания плана по поддержке эксплуатации системы после её ввода в техническом порядке.

Методология внедрения ИТ-решений от российского вендора 1С имеет тоже последовательный характер, и её ключевыми преимуществами является то, что на этапе анализа архитектуры предприятия происходит укрупнённое моделирование плана внедрения: оценка готовности подразделений к бизнес-реинжинирингу, выбор функциональных модулей системы, необходимых к её внедрению. Переход организации на ERP-систему осуществляется через поиск возможностей по переносу данных и построение модели данных, работу над синхронизацией системы и поиска решений в случае её перегрузок. [11]

Компанией «Стилон» был выработан собственный проектный подход к внедрению программной системы на предприятие лёгкой промышленности. Он включает в себя девять шагов:

1. Выбор лидера проекта;

2. Определение ролей пользователей;

3. Обучение пользователей;

4. Согласование проектного плана внедрения;

5. Отслеживание плана. Контроль выполнения задач;

6. Доработки и расширение функций системы;

7. Сопровождение реальных процессов производства;

8. Сертификация пользователей и внедрение;

9. Вовлечение новых пользователей.

Исходя из методик, представленных выше, стоит отметить, что план внедрения информационной системы компанией «Стилон» требует некоторых корректировок. Поскольку предприятие лёгкой промышленности ограничено выполнением собственных общественно важных функций, на руководящем уровне этого предприятия должна быть вначале организована проектная группа, ответственная за проведение функционально-стоимостного анализа систем и выбор вендора-разработчика решения для последующего внедрения определённой системы. Далее должен быть проведён аудит бизнес-процессов и созданы диаграммы по тем первичным и вторичным процессам, которые должны быть автоматизированы через внедрение определённой системы. В зависимости от выявленных направлений автоматизации бизнес-процессов должна быть составлена техническая документация на внедрение и доработку системы посредством добавления или исправления её модулей. В тот момент, когда система прошла доработку, должно быть организовано постепенное внедрение информационной системы и обучение пользователей. Когда все пользователи обучены и сертифицированы, предприятие лёгкой промышленности должно согласовать условия по дальнейшей эксплуатации системы после проекта внедрения.

Таким образом, обобщённую модель плана внедрения в предприятие лёгкой промышленности на основе методик внедрения можно представить в следующей последовательности шагов:

1. Инициация проекта – сбор рабочей группы, в задачи которой входит проведение функционально-стоимостного анализа и выбора системы для предприятия;

2. Планирование проекта – коммуникация с компанией-вендором, анализ бизнес-процессов, согласование проектной документации;

3. Доработка системы (если она необходима), работа с модулями;

4. Постепенное или полное внедрение информационной системы (тестирование и миграция данных) в деятельность предприятия лёгкой промышленности совместно с обучением пользователей;

5. Сертификация пользователей, вовлечение новых пользователей;

6. Окончание проекта внедрения, подведение итогов, согласование руководства предприятия с компанией-вендором о техническом обслуживании системы.

Внедрение информационной системы может привести к повышению эффективности работы предприятия лёгкой промышленности, улучшению качества внутренних коммуникаций, снижению издержек на выполнение рутинных задач и обеспечению целостности и безопасности данных. Однако данный процесс требует значительных инвестиций, времени и усилий со стороны руководства и сотрудников организационного звена.

Заключение, итоговые выводы

В завершение статьи следует отметить, что внедрение информационной системы (ERP, MSP-системы, АСУП и др.) на любое предприятие лёгкой промышленности представляется весьма сложным проектом. Данный проект ещё осложняется и тем, что на предприятии лёгкой промышленности имеются специфические производственные и бизнес-процессы, не характерные для других сфер и сильно отличающиеся от одного предприятия к другому в силу широкой специфики производственных процессов. Это создаёт определённые трудности при проведении работ по анализу предприятия и доработки модулей информационных систем.

Успешность реализации проектов внедрения информационных систем зависит от грамотной коммуникации между заказчиком и исполнителем в лице компании-разработчика системы, а также от того, насколько эффективно был выстроен план обучения и сертификации сотрудников, и как они принимают нововведения с точки зрения использования новой системы.

Информационные системы могут стать мощным инструментом для цифрового развития предприятий лёгкой промышленности, оптимизируя эти бизнес-процессы и делая их прозрачными. Внедрение программных систем и технологий в производственные процессы способствует росту уровня конкурентоспособности предприятий лёгкой промышленности, что делает их одним из ключевых факторов успешного развития отрасли в перспективе.


Страница обновлена: 04.10.2024 в 11:24:38