Защита рынка продукции легкой промышленности как условие развития отрасли

Куренков В.А.1, Генералова А.В.1, Соколов Л.А.2
1 Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
2 Московский городской университет управления Правительства Москвы

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обосновывается важность защиты рынка продукции легкой промышленности. Рассматриваются проблемы развития отрасли, обусловленные наличием контрафактной, фальсифицируемой продукции. Выявляются элементы деятельности по защите отечественного рынка продукции, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции. Выполняется обзор мер, касающихся формирования механизма защиты рынка продукции легкой промышленности в Российской Федерации, в частности, рассматривается введение цифровой маркировки товаров Data Matrix. С учетом анализа зарубежного опыта формируется мнение о необходимости дальнейших исследований по вопросу выработки эффективных мер, направленных на обеспечение защиты рынка продукции легкой промышленности.

Ключевые слова: рынок, защита рынка, продукция, легкая промышленность, национальная безопасность, цифровая маркировка

JEL-классификация: F52, L60, L67



Введение. Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами. Нужно отметить, что легкая промышленность является важной составляющей экономики многих стран и вносит значительный вклад в национальный доход. Защита рынка продукции легкой промышленности является необходимым условием для обеспечения стабильности и конкурентоспособности данной отрасли. Глобализация и интеграция экономик приводят к увеличению конкуренции на рынке. В условиях открытого рынка продукция легкой промышленности сталкивается с дешевыми и качественными импортными товарами. Защита рынка становится актуальной для сохранения равновесия между отечественными и иностранными производителями.

Цель статьи – исследование защиты рынка продукции легкой промышленности.

Для достижения поставленной цели были определены соответствующие задачи:

– изучить теоретические и методологические аспекты защита рынка продукции легкой промышленности;

– исследовать виды факторы, обуславливающие необходимость защиты рынка продукции легкой промышленности;

– провести исследование зарубежного опыта защиты рынка легкой промышленности.

Объектом исследования является реализация мер по защите рынка легкой промышленности.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты рынка продукции легкой промышленности.

Информационной базой статьи, являются труды отечественных и зарубежных авторов в области легкой промышленности, а также электронные источники на данную тему.

Научная новизна работы заключается в исследовании механизмов защиты рынка легкой промышленности с использованием современных методов и подходов.

Теоретическая значимость исследования содержится в возможности разработки новых теоретических концепций и подходов к защите рынка продукции легкой промышленности.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий и политики защиты данной отрасли, а также для обеспечения устойчивого развития экономики в целом.

Основная часть. Легкая промышленность представляет собой значимую отрасль экономики, обеспечивающую потребности населения товарами недолговечного пользования, и не требующих при своем производстве сложных технологий. Чаще всего производством занимаются малые или средние предприятия, ориентированные на массовый выпуск. Производственный процесс в легкой промышленности обычно не требует большого количества сырья и капитала. Тем не менее, отрасль промышленного производства имеет существенное социальное значение, так как создает рабочие места, в том числе для множества низкоквалифицированных работников. Легкая промышленность способствует развитию регионов и является важным фактором урегулирования социально-экономических проблем и экономического роста. В период с 2019 г. по 2023 г. рентабельность производства текстильных изделий в России увеличилась на 8,2% (рис. 1). Защита рынка продукции легкой промышленности является важной стратегической задачей государства, что обуславливает актуальность темы исследования.

Рисунок 1. Динамика рентабельности производства текстильных изделий

в России за период 2019-2023 гг.

Источник: [7].

Как видно из рисунка 1, уровень значений рентабельности производства текстильных изделий в России за период 2019-2023 гг. увеличивался ежегодно. В 2023 г. значение показателя составило 13,8%, что на 8,3% выше, чем в 2019.

В связи с существующими проблемами в экономике важную роль приобретает защита рынка продукции легкой промышленности, выступающая в виде условия обеспечения его развития. Работа Ж.А. Саргсян и А.Н. Кускова обращает внимание на то, что развитие легкой промышленности, а также организационно-экономическая и техническая ее перестройка являются актуальными задачами российской экономики в перспективе [14, с. 174]. В частности, защита рынка подразумевает реализацию мер по поддержке отечественных компаний, производящих и реализующих товары в сфере легкой промышленности. Подобная поддержка обеспечивает конкурентоспособность производимой продукции, а также защиту от предумышленных враждебных действий со стороны иностранных производителей.

В данном контексте выделяются факторы, обуславливающие необходимость защиты рынка продукции легкой промышленности. Отметим следующие.

1. Обеспечение экономического роста и занятости населения. Сектор легкой промышленности играет важную роль в обеспечении экономического роста и возможностей трудоустройства населения. Защищая отечественную промышленность, правительство ориентирует экономическую деятельность на развитие отраслевого сектора, что влечет увеличение количества рабочих мест и, соответственно, развитие промышленности [3].

2. Обеспечение национальной безопасности. Продукция легкой промышленности необходима для обеспечения экономической независимости страны и ее национальной безопасности. Сильная зависимость от импорта товаров легкой промышленности может сделать страну уязвимой к сбоям в глобальной цепочке поставок. Поэтому, защита исследуемого рынка помогает поддерживать определенный уровень отечественного производственного потенциала, снижая зависимость от иностранных источников [16].

3. Защита потребителей. В условиях отечественного производства облегчается выполнение контроля над соблюдением производителями стандартов качества и безопасности продукции легкой промышленности. Защищая рынок товаров легкой промышленности, правительство усиливает защиту потребителей от наполнения потребительского рынка некачественной и небезопасной продукцией.

4. Сохранение культурного наследия. Продукция легкой промышленности во многом отображает культурное наследие страны, способствуя сохранению многообразия традиций представителей различных этносов. В связи с этим защита рынка товаров легкой промышленности оказывает положительное влияние на культурную самобытность народов, способствуя сохранению традиционных производственных технологий и навыков.

Важно отметить, что протекционизм в секторе легкой промышленности должен быть сбалансирован с принципами свободной торговли и честной конкуренции. Чрезмерный протекционизм может привести к снижению эффективности производства, повышению цен для потребителей и препятствовать общей конкурентоспособности отечественной промышленности. Поэтому необходимо соблюдение баланса между защитой отечественной промышленности и формированием практики реализации открытой и справедливой торговли.

Рассматривая ситуацию в Российской Федерации, следует отметить то, что важными мерами поддержки рынка продукции легкой промышленности являются субсидиарные меры поддержки, общая сумма которых в 2023 г. составила 2,2 млрд. руб., льготное кредитование осуществляется за счет средств фонда развития промышленности [7].

Безопасность рынка продукции легкой промышленности находится под угрозой из-за присутствия на рынке контрафактной, фальсифицированной и незаконно ввозимой продукции. Как отмечают в данном контексте такие исследователи, как А.В. Дмитриева и А.В. Сальникова, на сегодняшний день современный российский рынок контрафактной продукции демонстрирует тенденцию роста. Производство и продажа фальсифицируемых товаров, массовое потребление поддельной продукции приводит к тому, что заполнение рынка контрафактной продукцией является источником значительной по объему прибыли. Скрытность и незаконность контрафактных рынков не позволяют дать точную оценку масштабов их распространения [5].

Под контрафактом понимается производство и продажа копий или поддельных товаров, выглядящих как подлинные. Контрафактные продукты часто производятся с целью обмануть потребителей, заставив их поверить в то, что они покупают подлинные товары. Контрафактная продукция может варьироваться от имитации предметов роскоши, таких, как дизайнерские сумки и одежда, до поделки повседневных потребительских товаров легкой промышленности. Такие товары обычно продаются по более низкой цене, чем оригинальные, что делает их привлекательными для потребителей, ищущих выгодную сделку.

Фальсифицируемая продукция легкой промышленности представляет собой товары, имитирующие продукцию известных брендов или производителей, однако отличающуюся низким уровнем качества и потребительских характеристик. Подобные товары могут быть недоброкачественными, содержать опасные вещества, не отвечать стандартам безопасности, и т.д.

Контрафакт и фальсификат, несмотря на их содержательную близость, следует отличать друг от друга. Под контрафактом понимается наиболее точное копирование или подделка продукции, чаще всего известных брендов. Фальсифицированная продукция подразумевает наличие нарушений в технологии производства, что связано с уклонением от уплаты акцизов в случаях, когда это является обязательным.

Следует отметить, что определение контрафактной продукции закреплено в рамках действующего законодательства РФ. Согласно п. 1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), контрафактными признаются «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» [1]. Из выше указанного, можно сделать вывод о том, что фальсификат является понятием достаточно широким. В категорию «фальсифицированная продукция» входит любая подделка товаров легкой промышленности, в то время как наличие контрафакта предполагает непосредственную продажу поддельного изделия под видом подлинного. Следует отметить наличие очевидных различий в отмеченных понятиях.

Контрафакт и фальсификат продукции легкой промышленности являются серьезной проблемой, негативно влияющей на экономику, потребителей и самих производителей. Подделки негативно сказываются на имидже брендов, приводят к убыткам компаний, теряющих прибыль, вследствие незаконной конкуренции. Кроме того, фальсифицированная продукция может представлять угрозу для здоровья и безопасности людей, поскольку не проходит соответствующую проверку качества.

Понятие нелегально ввозимой продукции относится к товарам, которые поступают на рынок без соблюдения таможенных правил. Подобные товары переправляются через границы контрабандой с целью избежания налогов и сборов. Нелегально ввозимая продукция представляется по контексту – понятием еще более широким, включающего в себя как фальсифицируемые, так и контрафактные товары.

Торговля контрафактной, фальсифицируемой и нелегально ввозимой в страну продукцией является глобальной проблемой, негативно сказывающейся на экономических процессах. Снижение налоговых поступлений государства ведет к потере рабочих мест, а также создает угрозу безопасности потребителям, способствуя повышению уровня преступности. Исследуемая проблема касается многих стран. Легкая промышленность в стране представляет собой один из серых сегментов экономики с высоким уровнем незаконного оборота товаров. По разным оценкам данный сегмент занимает до 20% от всего рынка [13]. Говоря непосредственно об объемах выявленных нарушений, следует указать на то, что лишь за первые 5 месяцев 2022 года национальная система цифровой маркировки «Честный знак» выявила 36 млн. нарушений в легкой промышленности на сумму 69,9 млрд. руб. [15].

В зарубежных странах ситуация с контрафактом и фальсификатом также остается сложной. Так, в 2019 году объем международной торговли контрафактной и фальсифицируемой продукцией составил 464 млрд. долларов США. При этом общий объем торговли такими товарами в Европейском союзе (ЕС), по оценкам, в 2019 году составил 134 млрд. долларов США, или 5,8% всего импорта ЕС. Это значительно меньше в сравнении с иными рынками, но остается серьезной проблемой [17].

Для решения задач защиты рынка продукции легкой промышленности применяются различные элементы защиты отечественного рынка, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции и устойчивого развития отрасли [6]. Основными универсальными механизмами защиты рынка являются:

- таможенные пошлины и тарифы: введение таможенных пошлин и тарифов на импортируемую продукцию легкой промышленности ограничивает ввоз конкурирующих товаров из-за рубежа и защищает местных производителей от дешевых импортных товаров [4];

- квотирование импорта: установление квот на импорт товаров легкой промышленности ограничивает объемы, импортируемой продукции и уравновешивает конкуренцию на рынке;

- предоставление субсидий и государственной поддержки: предоставление субсидий и государственной поддержки отечественным производителям способствует развитию и модернизации производства легкой промышленности [10];

- антидемпинговые меры: применение антидемпинговых мер для предотвращения продажи импортных товаров по цене ниже их себестоимости на местном рынке способствует сохранению конкурентоспособности отечественных производителей;

- защита прав интеллектуальной собственности: законодательная защита интеллектуальной собственности предприятий легкой промышленности при помощи авторского права и товарных знаков помогает предотвратить незаконное копирование и распространение продукции.

Указанные механизмы защиты рынка продукции легкой промышленности позволяют создать более благоприятные условия для развития отечественных производителей. Одновременно они способствуют повышению конкурентоспособности и внедрению инноваций в отрасли, хотя и не способны полностью решить проблемы фальсифицируемой и нелегально ввозимой продукции.

Одним из инновационных механизмов защиты рынка продукции легкой промышленности в Российской Федерации стало введение цифровой маркировки товаров «Data Matrix» (двумерный матричный штрихкод). Посредством двухмерного кода, содержащего большое количество информации, включая данные о производителе, серийный номер товара, дату изготовления и т.д., вводятся дополнительные барьеры на путях распространения фальсифицируемой продукции.

Проект «Data Matrix» реализуется Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) в рамках Национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак» [12].

Цифровая маркировка товаров позволяет полностью проследить путь товара от производителя к потребителю, что отражается на эффективности контроля движения товарных потоков и борьбы с незаконным оборотом продукции легкой промышленности. Цифровая маркировка ориентирована на обеспечение защиты прав потребителей, поскольку позволяет проверить подлинность товара и его соответствие установленным стандартам. В целом, проект «Data Matrix» способствует сокращению производства контрафактной продукции, поскольку незаконно маркированный товар может быть быстро обнаружен и изъят с рынка.

Важным для поиска путей совершенствования механизмов защиты рынка продукции легкой промышленности в России является исследование зарубежного опыта – как примера реализации различных мер и инструментов обеспечения конкурентоспособности отечественного производства и защиты национальных интересов.

Так, Узбекистан, являющийся одной из важнейших экономических сил в регионе Центральной Азии, активно развивает собственную легкую промышленность. В связи с этим принимаются соответствующие меры по защите рынка от незаконного импорта, вводимые в целях поддержки собственного производства. В стране введены таможенные пошлины на импортную одежду и текстиль, помогающие снизить конкуренцию со стороны зарубежных производителей. Кроме того, в Узбекистане действуют государственные программы финансовой поддержки для местных предпринимателей, такие, как предоставление льготных кредитов и субсидий на развитие легкой промышленности [2].

В Узбекистане принято Постановление Кабинета Министров от 30.09.2022 г. № 556 «О мерах по дальнейшему расширению глубокой переработки и производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на текстильных и швейно-трикотажных предприятиях, а также финансовой поддержке их экспорта», устанавливающее на период с 1 февраля 2022 г. по 1 января 2025 г. порядок выделения субсидий. В соответствии с введенными правилами, предприятиям, реализовавшим проекты производства крашеного полотна, смесовой и крашеной тканевой продукции в Каракалпакстане и областях, за счет Фонда поддержки текстильной отрасли при Агентстве продвижения экспорта, выделяются субсидии в размере 10% стоимости оборудования, но не превышающие в эквиваленте $500 тыс. Постановление предусматривает также дальнейшее стимулирование реализации инвестиционных проектов. Подобные проекты направленны на производство готовой текстильной продукции с высокой добавленной стоимостью. Утверждается порядок субсидирования организаций, осуществляющих экспорт готовой швейно-трикотажной продукции и увеличение объемов экспортируемой готовой швейно-трикотажной продукции, стимулирование предприятий, занимающихся экспортом [8].

Китайская Народная Республика является крупнейшим производителем товаров легкой промышленности в мире, при этом принимает активные меры для защиты своего рынка. В Китае, одним из основных инструментов защиты является введение антидемпинговых пошлин на импортируемые товары, реализуемых по ценам ниже рыночных, что закономерно представляет собой угрозу для местных производителей. В Китае активно развивается экспортно-импортная политика, заключаются соответствующие договора и соглашения с другими странами, ориентированных на защиту экономических интересов. На данный момент в Китайской Народной Республике действует рабочий план по стабилизации развития легкой промышленности на период 2023-2024 гг., направленный на поддержание среднего роста добавленной стоимости на уровне – примерно 4%. Обращается также внимание на сохранение положительных тенденций в динамике совокупного операционного дохода крупных предприятий. Выполнение плана ориентировано на стабилизацию рынка и расширение новых источников развития промышленности. Особое внимание уделяется конкретным сферам производства, таким, как товары для дома и изделия из пластика. Кроме того, Китай намерен повысить качество и эффективность промышленного развития за счет создания и модернизации ряда кластеров легкой промышленности [9; 11].

Турция является не менее важным игроком на мировом рынке легкой промышленности и также принимает соответствующие меры для защиты своего внутреннего рынка. Одним из основных инструментов защиты в Турции является введение таможенных пошлин на импортные товары. В стране действует законодательство, которое позволяет предпринимать меры против импорта низкокачественных товаров [2].

США аналогично принимают активные меры для защиты своего рынка товаров легкой промышленности. Важным инструментом защиты в США являются барьеры для нежелательной продукции, создаваемые различными торговыми барьерами, эффект от которых сравним с антидемпинговыми пошлинами и квотами на импортируемые товары.

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию отметим, что легкая промышленность является значимым фактором социально-экономического развития. В связи с этим, важную роль приобретает защита рынка продукции легкой промышленности, являющаяся условием обеспечения его развития. В первую очередь следует отметить существование проблемы наличия контрафактной, фальсифицируемой и нелегально ввозимой продукции, угрожающей безопасности промышленного сектора, подрывающей экономический базис и снижающей налоговые поступления государства. Для решения данной проблемы применяются различные механизмы защиты рынка продукции легкой промышленности, в том числе при помощи цифровой маркировки товаров. Существующие экономические обстоятельства, в том числе имеющийся зарубежный опыт, свидетельствует о необходимости дальнейших исследований в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности на отраслевом уровне. Формирование эффективного механизма по защите отечественного производителя способствует совершенствованию имеющихся и выработке новых эффективных мер, направленных на удовлетворение запросов потребителей продукции легкой промышленности.


Источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (ред. от 29.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5496
2. Аймен А.Т., Аташева Д.О., Хажгалиева Д.М., Амирова Г., Сулейменова И. Опыт зарубежных стран в развитии легкой промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2020. – № 2(36). – c. 57-59.
3. Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 6. – c. 91-98.
4. Гельвановский М.И., Лев М.Ю. Импортозамещение и регулирование цен как фактор обеспечения национальной безопасности в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 1. – c. 77-84.
5. Дмитриева А.В., Сальникова А.В. Современный рынок контрафактных товаров в РФ // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-2 (33). – c. 355-359.
6. Игнатьева Г.В., Курмакаева Е.Ш. Анализ современной практики применения мер защиты внутреннего рынка // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 4(73). – c. 86-90.
7. Инфографики. Легпром России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ruslegprom.ru/infografika-2/ (дата обращения: 17.01.2024).
8. Как поддержат текстильную отрасль. Информационно-правовой портал Norma. [Электронный ресурс]. URL: https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/kak_podderjat_tekstilnuyu_otrasl (дата обращения: 17.03.2024).
9. Китай стабилизирует ситуацию в легкой промышленности. Optimizm.kz. [Электронный ресурс]. URL: https://optimism.kz/2023/08/04/kitaj-stabiliziruet-situacziyu-v-legkoj-promyshlennosti/ (дата обращения: 22.02.2024).
10. Кудрявцева Т.Ю., Кожина К.С. Государственные меры поддержки легкой промышленности России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 36(4). – c. 144-146. – doi: 10.24412/2309-4788-2021-11285.
11. Лещенко Ю.Г. Кластеризация экономики как фактор региональной экономической безопасности // Микроэкономика. – 2017. – № 4. – c. 29-40.
12. Национальная система маркировки Честный знак. Честный знак.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/o-chestnom-znake/nacionalnaya-sistema-markirovki/ (дата обращения: 17.03.2024)).
13. Роскачество назвало долю нелегальной продукции в обороте легкой промышленности. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/11619127 (дата обращения: 17.03.2024).
14. Саргсян Ж.А., Кусков А.Н. Легкая промышленность как важнейшая отрасль производства товаров народного потребления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 12-5(75). – c. 174-178. – doi: 10.24412/2500-1000-2022-12-5-174-178.
15. «Честный знак» выявил 36 млн нарушений в легкой промышленности в РФ с начала 2022 года. Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/14863871 (дата обращения: 17.03.2024).
16. Городецкий А.Е., Караваева И.В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
17. Global Trade in Fakes: A Worrying Threat. Organisation for Economic Cooperation and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/74c81154-en/1/3/7/index.html?itemId=/content/publication/74c81154-en&_csp_=3bd798f4b71ff4d01adfa10f0790952f&itemIGO=oecd&itemContentType=book (дата обращения: 17.03.2024).

Страница обновлена: 01.12.2024 в 16:02:21