Трансфертное ценообразование – инструмент повышения конкурентоспособности предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (160), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается система трансфертного ценообразования как один из основных инструментов, позволяющих построить эффективный бизнес-процесс компании.
Ключевые слова: бизнес-процесс, информационные системы, трансфертное ценообразование, управление взаимоотношениями с клиентами, холдинговая структура, двойное налогообложение, внутренние компетенции
В современной экономической среде происходит разработка и внедрение новых информационных технологий, что значительно повышает возможности производства. Это приводит к тому, что конкурировать начинают не отдельные продукты, а компании, производящие и поставляющие такие товары конечному пользователю.
Можно выделить основные группы факторов, способствующих успеху компании в конкурентной борьбе:
– внутренние компетенции – эффективность и уникальность используемых технологий и ресурсов, знаний, умений, навыки и опыт персонала;
– внешние компетенции – эффективная инфраструктура бизнеса: отлаженное взаимодействие со сбытовыми структурами, поставщиками, государственными органами, финансовыми институтами и другими структурами;
– динамические способности.
Ценообразование и конкуренция
В современных экономических условиях конкуренция – это борьба идей, а не ресурсов. Многие компании переходят от стратегии лидерства на издержках к более современной стратегии дифференциации, основанной на более полном и целенаправленном удовлетворении потребностей покупателя за счет создания новых свойств продукта, что ведет к повышению ценности этого продукта для потребителя.
Наиболее успешные компании внедряют интеграционные информационные производственные системы. К таким системам относятся системы планирования ресурсов предприятия, позволяющие интегрировать все процессы компании в одну систему. Данная система позволяет эффективно управлять бизнес-процессами компании.
Особое значение имеет система управления взаимоотношениями с клиентами. Она направлена на удержание и повышение их лояльности.
Данные системы позволяют адекватно и быстро реагировать на внешние и внутренние изменения окружающей среды, что повышает динамичность компании.
С одной стороны, это позволяет маневрировать внутренними ресурсами компании, оптимизировать ее структуру и бизнес процессы. С другой стороны, это позволяет более точно позиционировать компанию относительно других участников рынка, что дает компании возможность занять оптимальную позицию в цепочке ценностей, максимально соответствующую ее компетенциям и потребностям клиентов.
Таким образом, основным фактором повышения конкурентоспособности становится эффективное управление имеющимися ресурсами. Это требует использования в управлении компанией новых концепций и инструментария.
Система трансфертного ценообразования – это один из основных инструментов, позволяющих построить эффективный бизнес-процесс компании. Данная система позволяет разделить деятельность компании на центры ответственности и определить эффективность каждого.
Каким образом работает эта система?
На рис. (см. на с. 40) показан пример распределения затрат в холдинговой структуре и возникновения трансфертной цены.
Рис. Схема распределения затрат в холдинговой структуреи возникновения трансфертной цены
Ценообразование и цепочка создания стоимости
Холдинговые организационные структуры позволяют анализировать прибыль по каждому центру ответственности, или структурной бизнес-единице (подразделению) компании, что в свою очередь повышает прозрачность и эффективность функционирования компании. Как следствие, фирма понимает, каким образом она может разместить свои центры ответственности, в данном контексте – центры затрат, чтобы получить продукцию с максимально низкими издержками.
Связующей цепочкой в такой организации выступает система трансфертного ценообразования. Она позволяет прозрачно и эффективно взаимодействовать каждому подразделению в холдинге.
Американские ученые Р. Энтони и Дж. Дирден [6] определяют следующие цели трансфертного ценообразования:
1) оно должно мотивировать руководителей подразделений к принятию эффективных бизнес-решений и предоставлять необходимую для этого информацию. Это возможно тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании;
2) решения о величине трансфертных цен должны базироваться на обоснованной оценке деятельности подразделения и отражаться на его прибыльности, так как при передаче продукта доходы одного подразделения становятся расходами другого;
3) система трансфертного ценообразования не должна нарушать автономию подразделений. Нельзя наделять менеджеров финансовой ответственностью при централизованном назначении трансфертных цен.
Так, производственная компания холдинга может реализовывать продукцию, произведенную в регионе с низкими издержками, сбытовой компании того же холдинга, в регионе, где существует высокий спрос на данную продукцию, по внутренним (низким) ценам. Сбытовая компания занимается реализацией товара конечным потребителям по рыночным (значительно более высоким) ценам. В итоге холдинг достигает конкурентного преимущества, создавая более низкую стоимость, и тем самым генерирует прибыль.
Цепочки создания стоимости ориентированы на конкретные бизнес-единицы, которые осуществляют деятельность для достижения и поддержания конкурентного преимущества всей компании. Это дает менеджерам возможность оценить эффективность использования ограниченных ресурсов.
Трансфертное ценообразование и двойное налогообложение
Если это так хорошо работает, то почему же этим не пользуются все компании? Ответ прост: при использовании системы трансфертного ценообразования возникает возможность сокращения налогового бремени компании. Что, в свою очередь, приводит к усиленному контролю со стороны государства.
Если, например, трансфертная цена низкая, а центр ответственности 2 (ЦО 2) «сбыт продукции» пользуется теми или иными налоговыми льготами, то общая налоговая нагрузка на холдинг в целом снижается, так как основная прибыль концентрируется в сбытовой компании.
Если центры ответственности находятся под юрисдикцией разных стран, возникает риск двойного налогообложения.
В качестве примера рассмотрим спор, возникший в 2008 г. между компанией GlaxoSmithKline (GSK) и службой внутренних доходов США, который привел к крупнейшей в истории корректировке трансфертных цен. Служба доходов утверждала, что в основе успешной реализации препаратов-блокбастеров лежало активное продвижение на рынке объекта интеллектуальной собственности, принадлежавшего американскому подразделению GSK, а не просто факт сбыта патентованных продуктов, принадлежащих GSK, как заявлял налогоплательщик, заручившись поддержкой британского налогового и таможенного ведомства. Расхождение по данному вопросу и невозможность выработки компромиссной позиции между службой внутренних доходов США и налоговым и таможенным ведомством Великобритании привели к двойному налогообложению компании GSK на 3,1 млрд долл.
Чтобы компания имела возможность использовать трансфертное ценообразование для достижения конкурентного преимущества, не опасаясь, что данную систему государственные органы признают схемой минимизации налогового бремени, в законодательстве должны быть прописаны достаточно ясно правила игры. Это критерии, соблюдение которых позволит организации избежать ненужных подозрений и дополнительных проверок, а также двойного налогообложения.
Добросовестные и недобросовестные налогоплательщики
Существующая нормативная база содержит ряд инструментов, позволяющих выявить налогоплательщиков, применяющих систему трансфертного ценообразования, а также тех, кто использует ее в целях уклонения от налогов, но в тоже время эти инструменты не являются эффективными. Это связано со следующим:
1) не все компании применяющие систему трансфертного ценообразования имеют цель уклонения от налогов.
Данная система может быть использована для эффективного управления. Но компании все равно будут подлежать пристальному налоговому контролю, что будет отвлекать ресурсы и государства, и компании;
2) часть компаний, имеющих цель уклонения от налогов, при соблюдении существующих законодательных нормах, может выпасть из поля налогового контроля;
3) существует возможность двойного налогообложения.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что использование компаниями трансфертного ценообразования при всей своей экономической эффективности сопряжено с рисками.
Кроме того, весь комплекс существующих законодательных мер нацелен не на поддержку добросовестных налогоплательщиков, а на борьбу с уклонением от уплаты налогов с помощью манипулирования трансфертными ценами, так называемой налоговой оптимизацией. А это также способно нанести вред компаниям – добросовестным налогоплательщикам.
Сегодня правительства ряда стран разрабатывают новые законодательные нормы и уточняют существующие, которые помогут более эффективно осуществлять контроль, не нарушая при этом экономическую функцию трансфертного ценообразования.
Источники:
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Конвенция от 15.06.93 между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция «Об избежании двойного налогообложения в отношении налога на доходы».
4. Соглашение от 15.11.95 между Правительством РФ и Швейцарской конфедерацией «Об избежании двойного налогообложения в отношении налога на доходы и капитал».
5. Донская В.Ю. Трансфертные цены: достоинства и недостатки способов расчета. // Математические модели и информационные технологии в менеджменте. Вып. 1. СПб.: СПбГУ, 2001. – С. 148–157.
6. Anthony R.N., Dearden J. Management Control Systems // R.D. Irwin. – 1984. – P. 235.
7. Spicer B.H. Towards an organizational theory of the transfer pricing process // Accounting, Organization and Society. – 1988. – 13 (3). – P. 303–321.
8. Pashkus N.A., Pashkus V.Y. Information Management in Management of Organi zation: The Concept and Some Approaches. // Economics & Mana gement-2000. Anilities and Methodology. The Articles of International Conference. – Kaunas: Kaunas University, 2000.
9. Eccles R.G. The transfer pricing prob lem: a theory for practice. – Lexington, 1985.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:29:25