Формирование системы трансфертных цен между участниками вертикально-интегрированной компании

Зыкова В.Е.1
1 Санкт-Петербургский горный университет

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 9, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать:
Зыкова В.Е. Формирование системы трансфертных цен между участниками вертикально-интегрированной компании // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 1. – С. 405-414. – doi: 10.18334/eo.9.1.40472.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38228732
Цитирований: 1 по состоянию на 16.08.2020

Аннотация:
Редкоземельные элементы играют важную роль в большинстве производств, применяющих современные технологии, в частности, в авиации, приборостроении и машиностроении, атомной и ветряной энергетике, химической, нефтяной и стекольной промышленности, в электронике, а также в оборонной промышленности и секторе нано технологичной продукции. Современное состояние мирового рынка РЗЭ свидетельствует о текущем дисбалансе мирового производства и потребления, которое сконцентрировано, в основном, в Китае и связано с низкой себестоимостью добычи и увеличивающимися потребностями в данном виде сырья различными сферами. В связи с этим, на данный момент крайне необходимо развитие собственного полного цикла производства редкоземельных металлов («от сырья до техники») во избежание ресурсной зависимости, потенциального дефицита в будущем, а также превращения России в страну сырьевой направленности и утраты потенциала производства инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью на основе данного стратегически важного сырья. Мировой опыт свидетельствует, что единственный путь, ведущий к становлению конкурентоспособных промышленных структур – концентрация капитала и производственных мощностей, их интеграция по технологическому принципу, повышающая эффективность производства за счет снижения производственных и транзакционных издержек, уменьшения косвенного налогообложения промежуточных продуктов. Учитывая сложившуюся ситуацию, формирование вертикально-интегрированных структур, с такими преимуществами, как трансфертное ценообразование между участниками, является наиболее подходящей стратегией с целью решения проблемы импортной зависимости и устранения рисков, связанных с высокой волатильностью.

Ключевые слова: вертикальная интеграция, промышленность, цепочка создания стоимости, трансфертные цены, редкоземельные металлы

JEL-классификация: Q01, Q38, Н5



Введение

Как было выявлено многими отечественными и зарубежными учеными, вертикальная интеграция может принести массу преимуществ как для самой компании, так и для отрасли в целом [1–3] (Karginova, 2016, Salmin, 2012, Smirnova, 2017). Так, в российских условиях вертикальная интеграция в сторону поставщиков является наиболее подходящей стратегией развития российской редкоземельной отрасли, которая заключается в присоединении функций, которые ранее выполнялись поставщиками (в основном, иностранными), приобретении в собственность и установлении контроля над источниками сырья. Однако немаловажным вопросом является то, какую выгоду получит промежуточная фирма в цепочке поставок, а также конечный потребитель при совершении подобной интеграции. Наиболее важной является интеграция компаний среднего и нижнего передела с точки зрения обеспеченности конечного потребителя редкоземельными элементами для производства определенного количества той или иной продукции. а в связи с тем, что в отрасли отсутствует адекватная рыночная цена, представляется необходимым абстрагироваться от данных значений, что представляется возможным благодаря реализации трансфертного ценообразования, которое тесно связано с реализацией вертикальной интеграции.

Трансфертное ценообразование возникает, когда продукция одной компании, составляющей единую бизнес-структуру, потребляется другой фирмой. Иными словами, это взаимоотношения между бизнес-единицами по условиям сделки, которая отличается от рыночной при установлении такой цены, которая варьируется между связанными организациями. Его можно считать преимуществом для редкоземельной отрасли, поскольку такая ценовая политика проста в рамках налогового планирования [4] (Fahreeva, 2013).

Дополнительные эффекты такого механизма определяются в реализации «закона вертикальной интеграции» С. Губанова, суть которого сводится к ограничению прибыли на промежуточных этапах производства для того, чтобы потребитель на каждом последующем технологическом переделе экономил бы оборотные средства на приобретение сырья и, тем самым, получал возможность для наращивания объемов производства [5] (Grandberg, 2013).

Так, рассмотрим ситуацию, когда расчет между предприятиями за продукцию происходит по трансфертным ценам. В этом случае предприятие-потребитель выплачивает часть стоимости продукции поставщика в размере суммы, покрывающей затраты поставщика, а другая часть стоимости продукции, предоставленная в виде товарного кредита поставщика потребителю (трансферт), оплачивается потребителем после ее реализации. Возмещение разницы между рыночной и трансфертной ценой компенсируется поставщику позже в виде премии. Величина премии позволяет согласовать интересы как поставщика, так и потребителя [6] (German, 2013). Именно благодаря иному механизму формирования цен вертикальная интеграция демонстрирует свои преимущества, в результате чего производственная цепочка в компании «амортизирует» последствия ценовых шоков на рынке редкоземельных металлов (РЗМ).

В процессе использования рыночных и затратных трансфертных цен зачастую происходят разногласия между покупателями и продавцами в отношении цен на продукцию. Для преодоления указанного недостатка используется третий метод – на основе соглашений. Идея этого метода состоит в возможности установления переговоров между продавцом и покупателем продукции, что позволяет выгодно устанавливать цены для участников сделки.

Рисунок 1. Схема реализации продукции в интегрированной компании

Примечание: зеленая стрелка – реализация продукции внутри компании; синяя стрелка – реализация продукции на внешний рынок; Pt – трансфертная цена; Pr – рыночная цена

Источник: составлено автором

В приоритете должна стоять собственная обеспеченность компании сырьем для производства конечной продукции, и только в случае избыточного производства – продажа на рынке. Любой дисбаланс внутрифирменного спроса и предложения может быть устранен путем покупки или продажи промежуточных продуктов на внешнем рынке.

Для определения оптимальных параметров цен за основу принята модель А.С. Плещинского [7] (Pleschinskiy, 2009), которая позволяет обеспечить равное распределение дополнительной прибыли между участниками внутри интегрированной фирмы. Суть модели сводится к следующему:

– производитель среднего передела Псп (производитель металлов, их оксидов, сплавов) поставляет продукцию предприятию нижнего передела Пнп (производитель готовой продукции, например, электроники) в заданном объеме Q;

– часть продукции в объеме (Q–R) оплачивается Пнп в момент поставки в размере суммы, покрывающей затраты Псп (состояние «нулевой рентабельности»);

– оставшийся объем продукции R (величина трансферта) оплачивается по трансфертным ценам после реализации продукции Пнп.

При этом трансфертная цена состоит из двух составляющих: доплаты до уровня рыночной цены и премии за предоставление товарного кредита. Премия определяется исходя из ставки трансферта (у). Именно ставка трансферта выступает инструментом согласования экономического интереса участников. В результате использования трансфертных цен предполагается получение дополнительного эффекта.

Для моделирования параметров промежуточной продукции использовались данные «Акрон» [8]. В качестве данных производителя конечной продукции были взяты данные крупнейшего в России производителя электроники «Российская электроника» [9] за 2017 год, который входит в состав «Российские технологии». В связи с отсутствием данных по собственным оборотным средствам (СОС) в данной модели предполагается, что величина СОС имеет положительное значение.

Таблица 1

Параметры для расчета величины трансферта

Наименование показателя
Метод вычисления
Значения показателей
«Производитель среднего передела»
Горизонтально-интегрированная электронная компания
Чистая прибыль (Р), млн руб.
Данные бухгалтерской отчетности
14 260 млн руб.
121 000 млн руб.
Объем реализованной продукции за период в денежном выражении (Q), млн руб.
Расчет исходя из прогнозных объемов производства
6 500 млн руб.
-
Объем закупленного сырья за период в денежном выражении (Q), млн руб.
Расчет исходя из прогнозных объемов производства

6 500 млн руб.
Величина трансферта (R), тыс. руб.
R=Q*q
0 ≤ R ≤ Q
0 ≤ R ≤ Q
Ставка трансферта (у)
ymin > b, ymax ≤ a/(1-d)
[0,18;0,22]
0,18 < y ≤ 0,22
0,18 < y ≤ 0,22
Ставка налога на прибыль (n)
Определяется налоговым законодательством
0,2
0,2
Ставка налога на добавленную стоимость (d)
Определяется налоговым законодательством
0,2
0,2
Кредитная ставка (а)
Средняя на кредитном рынке
0,17
0,17
Альтернативная стоимость капитала (b)
b=k+K, где
k – коэффициент дисконтирования (1+k= где l – ставка рефинансирования, i – темп инфляции);
K – поправка на риск (K=S/100, где S – величина риска, которая была отнесена к высокорисковым 15 %)
0,18
0,18
Источник: составлено автором на основе данных [10–12] (Savchuk, 2015)

Для безубыточности поставщика эффект механизма трансфертных цен будет характеризоваться следующим равенством:

y1=(1-n)*(1-d)*(y-b)*R.

Для безубыточности потребителя эффект механизма трансфертных цен будет характеризоваться следующим равенством:

y2=(1-n)*(a-(1-d)*y)*R.

Таблица 2

Чистая прибыль поставщика РЗМ при применении трансфертной цены

Коэффициент неоплаченной продукции
Величина трансфета (млн руб.)
Ставка трансферта
0,19
0,2
0,21
0,22
Значения чистой прибыли, млн руб.
0,1
650
14264,16
14268,32
14272,48
14276,64
0,2
1300
14268,32
14276,64
14284,96
14293,28
0,3
1950
14272,48
14284,96
14297,44
14309,92
0,4
2600
14276,64
14293,28
14309,92
14326,56
0,5
3250
14280,80
14301,60
14322,40
14343,20
0,6
3900
14284,96
14309,92
14334,88
14359,84
0,7
4550
14289,12
14318,24
14347,36
14376,48
Источник: составлено автором

Таблица 3

Чистая прибыль потребителя РЗМ при применении трансфертной цены

Коэффициент неоплаченной продукции
Величина трансфета (млн руб.)
Ставка трансферта
0,19
0,2
0,21
0,22
Значения чистой прибыли, млн руб.
0,1
650
121009,36
121005,20
121001,04
120996,88
0,2
1300
121018,72
121010,40
121002,08
120993,76
0,3
1950
121028,08
121015,60
121003,12
120990,64
0,4
2600
121037,44
121020,80
121004,16
120987,52
0,5
3250
121046,80
121026,00
121005,20
120984,40
0,6
3900
121056,16
121031,20
121006,24
120981,28
0,7
4550
121065,52
121036,40
121007,28
120978,16
Источник: составлено автором

С помощью формулы yopt=(a+(1-d)*b)/2*(1-d)=((0,17+0,8*0,18)/2*(1-0,2))=0,314/1,6=0,19625 была рассчитана оптимальная ставка трансферта. Соответственно, оптимальное взаимодействие между поставщиком и потребителем продукции будет происходить при ставке трансферта равным 0,196. Проверим данную теорию на имеющихся практических данных.

Таблица 4

Прирост чистой прибыли поставщика РЗМ при применении трансфертной цены

Коэффициент неоплаченной продукции
Величина трансфета (млн руб.)
Ставка трансферта
0,19
0,19625
0,2
0,21
0,22
Значения прироста чистой прибыли, млн руб.
0,1
650
4,16
6,76
8,32
12,48
16,64
0,2
1300
8,32
13,52
16,64
24,96
33,28
0,3
1950
12,48
20,28
24,96
37,44
49,92
0,4
2600
16,64
27,04
33,28
49,92
66,56
0,5
3250
20,80
33,80
41,60
62,40
83,20
0,6
3900
24,96
40,56
49,92
74,88
99,84
0,7
4550
29,12
47,32
58,24
87,36
116,48
Источник: составлено автором

Таблица 5

Прирост чистой прибыли потребителя РЗМ при применении трансфертной цены

Коэффициент неоплаченной продукции
Величина трансфета (млн руб.)
Ставка трансферта
0,19
0,19625
0,2
0,21
0,22
Значения прироста чистой прибыли, млн руб.
0,1
650
9,36
6,76
5,20
1,04
-3,12
0,2
1300
18,72
13,52
10,40
2,08
-6,24
0,3
1950
28,08
20,28
15,60
3,12
-9,36
0,4
2600
37,44
27,04
20,80
4,16
-12,48
0,5
3250
46,80
33,80
26,00
5,20
-15,60
0,6
3900
56,16
40,56
31,20
6,24
-18,72
0,7
4550
65,52
47,32
36,40
7,28
-21,84
Источник: составлено автором

Это означает, что оптимальное взаимодействие между поставщиком и потребителем продукции будет происходить при ставке трансферта, равной 0,19625. При этом увеличение прибыли в дополнение к базовой для каждого из участников составило 13,52 млн руб., то есть, если рассчитать дополнительный эффект для компании в целом, он будет равен 27,04 млн руб., что доказывает получение преимуществ как для предприятия среднего, так и нижнего передела осуществлять вертикальную интеграцию, а также расчеты по трансфертным ценам, которые являются дополнительным мотивом для объединения предприятий в производственной цепочке.

Заключение

Итак, в условиях кризиса на мировом рынке редкоземельных металлов оптимальным и выгодным для поставщика и потребителя редкоземельных элементов является реализация вертикальной интеграции с механизмом трансфертных цен, т.е. внутренняя реализация промежуточных продуктов между участниками интегрированной компании должна осуществляться на основе иных ценовых механизмов, нежели продажа другим субъектам, будь то отечественный или зарубежный потребитель. За счет применения внутрифирменных цен у участников интегрированной компании появляется возможность нарастить объемы производства и, тем самым, обеспечить прирост экономических результатов.


Источники:

Каргинова В.В. Вертикальная интеграция как важнейшее направление повышения конкурентоспособности российских предприятий. Молодой ученый. &mdash; 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/132/37017 ( дата обращения: 05.03.2019 ).
2. Салмин С.П., Куликова А.В., Рокунова О.В. // Научная электронная библиотека – «КиберЛенинка». – 2012. – url: https://cyberleninka.ru/article/v/vertikalnaya-integratsiya-predpriyatiy-kak-sredstvo-povysheniya-ih-konkurentosposobnosti .
3. Смирнова Н.В. // Естник ВГУ. Серия: экономика и управление. – 2017. – № 4. – url: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2017/04/2017-04-06.pdf.
Фахреева Э.М. Трансфертное ценообразование: положительные и отрицательные аспекты // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. № 25. – Новосибирск: СибАК. 2013.
Грандберг З. Неоиндустриальная парадигма и закон вертикальной интеграции. Экономический портал. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com/general/903-neoindustrialnaya-paradigma-i-zakon-vertikalnoj-integracii.html ( дата обращения: 05.03.2019 ).
Герман О.И. Стратегическое управление развитием вертикально-интегрированной холдинговой компании металлургической промышленности // Фонд Российской государственной библиотеки: дисс. канд.экон.наук 08.00.05. – 2013
7. Плещинский А.С. Механизм равновесных трансфертных цен при вертикальном взаимодействии производственных экономических агентов // Экономика и математические методы. – 2009. – № 2. – С. 70-92.
EBITDA ПАО «Акрон» по МСФО за 2017 год увеличилась. Официальный сайт Acron. [Электронный ресурс]. URL: https://www.acron.ru/presscentre/pressrelease/200499/ ( дата обращения: 05.03.2019 ).
Годовой отчет открытого акционерного общества «Российская электроника» за 2017 год. Официальный сайт АО &laquo;Российская Электроника&raquo;. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruselectronics.ru/shareholder/reporting/annual_report_2017.pdf ( дата обращения: 05.03.2019 ).
Налог на прибыль. «Главбух». Журнал для бухгалтеров №1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.glavbukh.ru/rubrika/8 ( дата обращения: 05.03.2019 ).
Ставка НДС в России выросла с 18 до 20 процентов. Новостное издание &laquo;РИА новости&raquo;. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190101/1548961683.html ( дата обращения: 05.03.2019 ).
Савчук В.П. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Корпоративный менеджмент &ndash; 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/finanalysis/savchuk/6.shtml ( дата обращения: 05.03.2019 ).

Страница обновлена: 11.11.2020 в 19:23:44